Для тех, кто размышляет 9... Татиана Светлая

Татиана Светлая

Сердце – сосредоточение души

           Большое внимание во всех священных писаниях отводится понятию «сердца», в котором, по единодушному мнению представителей разных конфессий, находится душа человека. Вот что пишет философ Б.П.Вышеславцев: «Сердце есть, прежде всего, предельный, таинственный, сокровенный центр личности, где находится вся ее ценность и вечность. Символ «сердца» указывает на эту таинственную глубину, доступную только Богу. Необходимо признать сердце основным органом религиозных переживаний. В простоте и доступности этого слова «сердце», этого символа, постоянно присутствующего в простой разговорной речи - его высокая религиозная ценность. Человек «без сердца» есть человек без любви и без религии, безрелигиозность есть, в конце концов, бессердечность» [Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. / Б.П.Вышеславцев // Этика преображения эроса. - М., 1994. - 285с.].

       В христианской антропологии сердце выступает центральным органом триединства духа-души-тела, их гармонии и иерархии [Юсупов Ф.Н. Метафизика сердца в европейской и русской философии и культуре ХХ в.: сравнительный анализ: автореф. дис. … канд. фил. наук / Ф.Н.Юсупов – Нижневартовск, 2009, - 26с.]. Сердце -  одно из наиболее частотных слов, употребляемых в Библии, где ему приписываются все формы сознания, проявления любви, совести и жизни вообще в единстве тела, души и духа. Сердце рассматривается в христианстве как «место встречи» двух принципиально различных форм бытийности – абсолютной, вечной, непреходящей и относительной, ограниченной бренной. С.Л.Франк писал о сердце как месте соприкосновения двух миров («свет  во тьме») и о сердечном знании («с нами Бог») [Франк С.Л. Реальность человека. Метафизика человеческого бытия / С.Л.Франк // Реальность и человек. – М., 1997. - С.271.]. Н.К. и Е.И.Рерихи рассматривали сердце как средоточие психической (огненной) энергии человека, считая его проводником в тонкие миры Космоса. «В основе всей вселенной ищите сердца, - говорится в «Агни  Йоге». – Величайшая мощь лежит в магните сердца» [Рерих Н.К. Держава света / Н.К.Рерих // О вечном… - М., 1991. – С.177.].

            Согласно православной византийской культуре благодаря «очищению сердца» и сосредоточении сознания на самом себе возможно достижение единства человека с Богом, а «сведение ума в сердце» является сверхрациональной процедурой подготовки человеческой души к восприятию небесной благодати [Емельянов Б.В. Русская религиозная философия ХVI-ХIХ веков как метафизики сердца: истоки, проблемы, персоналии / Б.В.Емельянов // Метафизика сердца и любви в западной и отечественной философской традиции: коллектив. моногр. / отв. ред. Р.А.Бурханов. - Екатеринбург, 2007. – ч.1. – с.18-20]. По словам Блеза Паскаля, только «сердечное чувство» дает возможность человеку постичь первоначала бытия, поскольку сердце выступает центром знания, веры и нравственности. «Сила сердца» означает у Паскаля не «слабость разума», но отрицание его мнимого всесилия. «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним». (Первое Соборное Послание Святого Апостола Иоанна Богослова  3:21-23). Павел Флоренский называл сердце «очагом нашей духовной жизни». Русский мыслитель говорит о феномене «чистого сердца» как центра, ядра и гармонизирующего начала всей духовной жизни человека [Флоренский П.А. Столп и утверждение истины / П.А.Флоренский // Сочинения: в 2 т. – М., 1990. Т.1. – 433с.].

             Однако далеко не каждый достигает «сердечной чистоты». Мы уже отличаем Нафс (душу) от Рух (дух) и принимаем во внимание, что Дух универсален и Един для всех. Но каждый человек имеет индивидуальную собственную душу, которая в течение жизни либо достигла «чистоты сердца», либо нет, и в зависимости от этого может быть как уничтожена, так и имеет способность расти. «Клянусь … душой и Тем, кто ей дал вид, кто внушил ей греховность ее и благочестие ее; блажен тот, кто сохранит ее непорочною; гибель тому, кто развратит ее» (Сура 91:7-10). «Ни одна душа не может умереть иначе, как с соизволения Божия и сообразно написанному в книге, определяющей срок жизни каждого…» (Сура 3:145). Достойные души будут вознаграждены: «Вокруг них будут обносить золотые сосуды и чаши, в которых будет все, что пожелает душа их и что приятно для глаз их. Вы там будете вечны» (Сура 43:71). «О душа! Ты находишься в спокойствии, возвратись к Господу твоему, довольная и угодная Ему; войди в число рабов Моих,  войди в рай Мой» (Сура 89:27-30).

           У не достигших «чистоты сердечной», тех, кого «…ослепила жизнь этого мира» (Сура 6:70), «… Покрыло ржавчиной их сердца то, что они приобретали» и «…их дурные дела подчинили сердца их» (Сура 83:14). В комментарии к этому аяту Д.Н.Богуславский пишет: «Когда кто-либо согрешает, в сердце у него делается черная точка, таким образом, по мере совершения грехов все сердце, наконец, делается черным». О таких душах в Коране прямо говорится: «…Напомни им, что всякая душа погибнет от своих дел; ей не будет никто не покровителем, ни заступником, кроме Бога…» (Сура 6:70). «Всякая душа вкусит смерть…» (Сура 21:35). Потому-то человек и просит Бога о сотворении в нем нового чистого сердца, понимая, что грязное, привыкшее ко греху сердце не способно дать ему покой, уверенность и способность жить праведно. «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс.50:12). Когда «явится всякая душа, сопровождаемая свидетелем и вожатым, который будет гнать ее перед собой» (Сура 50:21); «Каждая душа будет вознаграждена за дела свои. Бог знает хорошо дела людей» (39:70); «… Всякая душа приобретает то, что совершила, она не понесет тяжести за других…» (6:164); «… Бог лучше знает, что – в душах ваших…» (Сура 11:31).

          Итак, рассмотрев основные идеи, относящиеся к концепции духа, души человека, а так же места ее сосредоточения, содержащиеся в Библии и Коране, мы не обнаружили никаких противоречий и расхождений во мнениях, что в очередной раз подтверждает нашу идею о Едином Источнике представленных Священных Писаний.

Продолжение следует …

Седанкина Т.Е. Для тех, кто размышляет / Т.Е.Седанкина. - Казань: Изд-во «Отечество», 2010. — 216 с. ISBN- 978-5-9222-0322-7  [С.175-177].

Татиана Светлая  http://www.stihi.ru/2010/04/26/4766


Рецензии