Нравы, нравы, нравы

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни.
Моруа Андре



Тот, на чьей стороне большинство, всегда находчив и умен.
Дизраэли Бенджамин




Про нравы в наше время твердят все кому только не лень. Большинство, естественно, говорят о падении нравов в нашем обществе. Приводят примеры четырнадцатилетних беременных девочек, распространение венерических заболеваний и т.д., и т.п., и дальше в том же духе…

Да, отрицать падение нравственности в России все равно, что признать Гитлера святошей и мучеником на мировом уровне. Но, как говорят врачи, это следствие болезни. А лечить надо ее причину. А в чем кроется причина потеря человеческого облика в российском обществе? Нет, не стоит вводить себя в заблуждение, и свято верить в происки американской разведки (впрочем, эту версию тоже на всякий случай не стоит списывать со счетов) и в вину исключительно нашего правительства. Может, стоит копнуть глубже? Может, стоит заглянуть себе в душу?

Душа наша – потемки? Да. Тем не менее, все-таки загляните в нее и ответьте на вопрос: а вы всегда белый(ая) и пушистый(ая)? «Нет, конечно!» - ответит честный читатель. Ясное дело, любой человек хотя бы единожды испытывал отрицательные эмоции: зависть, ненависть, корысть… список можно продолжить по своему усмотрению. Но это качества личности. А общество – это множество личностей. Добрых и не очень, честных и подлых, корыстных и принципиальных. «В слове «мы» сто тысяч «я», - сказал кто-то.

Но кроме обычной, истинной личности, у каждого человека есть личность «общественная» - ту, которую он показывает окружающим. Она может быть (и чаще всего это именно так) лучше настоящей, а может быть и хуже. Но чаще всего «общественная» личность-маска более-менее похожа на личности окружающих человека людей. «Мне что, больше всех надо быть особенным?» - думаем мы, находясь в окружении друзей, знакомых и просто людей. Поэтому-то общество и является относительно однородной массой. Ваше окружение миролюбиво – и девять к десяти, что вы тоже будете стараться выглядеть миролюбиво. Ваше окружение презирает кого-то – вы тоже начинаете недолюбливать того человека. Если вы не являетесь законченным индивидуалистом, то вы, скорей всего, будете вести себя так же, как и большинство человек в ваше группе. Человек – существо социальное, нуждающееся в обществе себе подобных, и достаточно часто принимающее общее настроение окружающих (желающие могут почитать произведение Виктора Пелевина «Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии» для понимания понятия «одержание»).

Что-то затянулась теоретическая часть, не так ли? Так что давайте посмотрим, какое общество у нас получается. А получается оно необычным для стороннего наблюдателя. Сами посудите: то, что везде называется правдой, у нас величают стукачеством, а тех, кто говорит правду – стукачами и «крысами»; это у нас могут повесить на человека ярлык предателя за любой, даже малейший проступок, и это многие лицемерно поддержат, шепчась за спиной у «ярлыковешателей» о том, что они сами за собой подобных проступков не замечают и прощают себе слишком много; то, что везде называется непристойными выражениями, у нас – нормой натурального русского языка, и если человек не использует… э-э… хитровыдуманные матюки, то смотрят на него зачастую с непониманием. У нас сейчас почти не встретишь тех, кто не вставляет в каждую фразу целый ряд окологеникологических терминов, смысл которых многие узнают только несколько лет спустя. Все чаще можно встретить парней-самцов, и нескромных девушек, ведущих себя, как… не скажу, кто. А идеал «красавица, спортсменка, комсомолка» уже следует записывать в Красную книгу. А без вины виноватые ничего никому доказать не сумеют, если против них общество. Это только в американских третьесортных боевиках герои могут противостоять системе, без проблем в одиночку (или на пару – зависит от сценария) разбираясь с ордами цереушников, раскрывая перед рядовыми людьми заговоры мирового масштаба. А вы попробуйте хотя бы компании из семи человек доказать, что вы не виноваты в том, в чем вас они обвиняют. Если эта мысль зацепилась у них за сознание, то доказать ничего не получится (если только кому-то авторитетному в компании не шибанет в голову, что вы действительно невиноваты).

Странное общество? Это мы делаем общество таким, растворяя в нем частицу себя. А после уже оно делает нас тем, что мы есть, потому что кто-то тоже что-то добавил. Ужас, да и только…

Честь имею, товарищи.

Ваш Alex. S.


Рецензии
Теперешний парад пороков вызван тем, что наш народ в массе своей перестал страшиться проявления подлинной сущности, обретя относительную свободу, и обнаруживает себя таким, каковым он стал много лет тому назад. Нельзя забывать, что после утверждения коммунизма на территории Российской империи народ растерял русскую культуру, в том числе свободу мышления и нравственные ориентиры христианства, проповедовавшего любовь к ближнему.

Теперешний российский народ вышел из полицейского государства, где он нёс комплекс вины, скрывая наказуемые властями пороки (алчность, безответственность, вандализм, воровство, доносительство, жестокость, завистливость, леность, лживость, мошенничество, наушничество, неряшливость, отсутствие чувства меры, пьян-ство, раболепие, разбой, разнузданность, расточительность, хамство, хулиганство), и не изменился с одной стороны, а с другой - на сцену и экран и в литературу советские власти пропускали лишь приглаженное отображение действительности, назвав подобный жанр «социалистическим реализмом», скрывавшим пороки общества исходя из воспитательных задач.

Наиболее тщательно отслеживались, правда, пороки номенклатурных работников, однако, и обывателям доставалось. Строгая аскетическая нравственность «строителя коммунизма», введённая властями взамен христианской, долго воспитывалась в советском народе, пока коррупция и цинизм не разложили саму эту власть.

Если перечитать Грибоедова, Гоголя, Островского, Лескова, Достоевского, Чехова, Горького, то мы встретим те же людские пороки в императорской России, а революции и переделы собственности лишь усугубили худшие качества русского человека.

Фома Заморский   30.04.2010 23:46     Заявить о нарушении
Да... В России никогда ничего не меняется по-настоящему. А классики действительно всегда хорошо показывали правду. Поэтому их до сих пор и читают: школа жизни в строках, а не в своем личном, зачастую печальном опыте.

Александр Самарский 94   01.05.2010 20:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.