О двух культурах

               
   Речь здесь пойдет не о культуре вообще, а именно, конкретно о культуре общения, культуре поведения в цивилизованном обществе, культуре национальной и расовой терпимости. Есть у  известного датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа замечательный в этом отношении рассказ, рассказ в серии рисунков. На них изображен гуляющий в парке чернокожий музыкант. По просьбе группы белых юношей и девушек он играет им на саксофоне танцевальные мелодии. Молодые люди танцуют и аплодируют ему. Но когда он устало сел на скамейку, они разъяренно набросились на него с кулаками – на скамейке была табличка с надписью: «только для белых». Этот сюжет весьма наглядно демонстрирует   полное отсутствие у этих молодых американцев элементарной культуры общения.
   Да, Америка, действительно, в течение многих лет была расистской страной, особенно ее южные, бывшие рабовладельческие штаты. Вот два наиболее ярких эпизода патологической ненависти белых американцев к черным. В начале 50-х годов прошлого века расисты собирались линчевать великого артиста и певца, негра Поля Робсона прямо во время его концерта. И зрители, под руководством  писателя-коммуниста  Говарда Фаста, организовали оборону и с боем отстояли  певца. Кстати, Говард Фаст впоследствии демонстративно вышел из компартии, а Поль Робсон перестал приезжать на гастроли в СССР – в знак протеста против национальной политики КПСС. Через несколько лет в маленьком американском городке Литл-Рок группа белых парней преградила дорогу в школу негритянским детям, издеваясь над ними и осыпая их бранью и угрозами. Лица этих парней были просто обезображены от лютой злобы и ярости. Все это было давно, и Америка уже не та, и народ ее не тот. Сегодня в США уже не услышишь слово «негр», оно воспринимается как оскорбление уголовно наказуемое. Вместо этого слова говорят и пишут «афроамериканец». Назначение Кондолизы Райс на пост государственного секретаря при Буше-младшем и недавнее избрание президентом страны Барака Обамы говорит о несомненных изменениях в психологии, мировоззрении и культуре  граждан Америки. Кстати, и в других цивилизованных странах (например, Канада и Германия) тоже считается неприличным, некультурным называть человека по национальности или цвету кожи – все они, прежде всего, граждане своей страны.
   А вот что касается Советского Союза и стран – его преемников (особенно России и Украины), то они за многие годы своего развития так и не смогли дойти до уровня нормальной цивилизации. Негативное, порою презрительное отношение к людям другого цвета кожи и другой национальности всегда было в крови «коренных» народов этих государств. Всегда были в ходу оскорбительные клички для «инородцев». В устной речи русского народа поляки именовались «ляхами», украинцы – «хохлами», кавказские и среднеазиатские народы – «чучмеками» или «чурками» и так далее. Ну и, конечно же, традиционно евреи – «жидами». При этом  порой не ограничиваются одними лишь словесными оскорблениями. Зачастую, особенно в Москве и Петербурге, в ход идут кулаки, дубинки, железные прутья и даже огнестрельное оружие против тех, кто «не наш». Так поступают с жителями Африки и, в основном, с  жителями Кавказа и Средней Азии. Только за три месяца (январь, февраль и март) этого года в Москве и Подмосковье были убиты пять граждан Азербайджана, Таджикистана и Армении. И при этом забывают, что во время Великой отечественной войны в этих республиках нашли приют миллионы эвакуированных советских людей.
   И, вообще, это какой-то странный и непонятный парадокс. Молятся еврею Иисусу Христосу и его матери Марии (тоже еврейке); восхищаются музыкой грузина Таривердиева, армянина Хачатуряна, еврея Дунаевского ( даже двух – отца и сына), латыша Паулса; мастерством певцов евреев Утесова и Кобзона, грузинов Кикабидзе, Гверцители, Брегвадзе и азербайджанца Магомаева; гениальной игрой армянина Джигарханяна, евреев Райкина и Плисецкой, литовца Баниониса, латышки Артмане; поэзией украинцев Шевченко и Леси Украинки, грузина Окуджавы, еврея Пастернака, дагестанца Гамзатова; прозой киргиза Айтматова, белорусса Быкова, еврея Бабеля, кабардино-балкарца Искандера. Да еще при этом носят , в основном, не русские, а греческие (Андрей, Василий, Юрий, Алла, Татьяна) или латинские (Виктор, Константин, Леонид, Наталья,Марина) и древнееврейские (Иван, Данила, Михаил, Анна, Мария) имена. И при всем том люто ненавидеть эти народы, называть их «инородцами» и оскорбительными, унижающими человеческое достоинство  кличками – это ли не верх лицемерия и бескультурья, граничащего с безумием. Это тем более позорное явление, что оно фактически не преследуется, а даже порой поддерживается и подогревается власть имущими. Правда, недавно украинский парламент принял закон « об ужесточении ответственности за преступления, осуществляемые на религиозной, расовой и этнической почве». По этому закону есть даже статья 161 Уголовного Кодекса Украины – и она уже несколько раз применялась на практике. Додумаются, дойдут ли до этого соседи Украины? Остается только надеяться на это.


Рецензии
Спасибо за правду! Зайдите на мою страничку и прочтите миниатюру-"Протест".

Евгений Гросу   06.09.2011 06:10     Заявить о нарушении