Утомленные солнцем-2. Предстояние

;Не скрою, ждала я этого фильма с нетерпением: что бы там ни говорили, но предыдущие работы Никиты Сергеича мне нравились. Да, я прекрасно вижу в них его самолюбование, но это мне не мешает. В конце концов, "у каждого свои недостатки".

Итак, в ожидании выхода, я пересмотрела первую часть. И выяснила, что нет, не страдаю я склерозом: они там и правда все умерли. Ну, кроме Нади. И авторы фильма сообщают об этом опечаленному зрителю в "послесловии": "Комдив Котов Сергей (...) расстрелян в 1936 г. Посмертно реабилитирован". "Его жена, Котова Мария (...) умерла в ГУЛАГе". Ну, а Митя, как известно, вскрыл себе вены. И это, пожалуй, единственный персонаж, который реально мог остаться в живых: если вовремя нашли, конечно. В конце концов, чем он хуже Великого Комбинатора? А тому - помните? - вообще горло резали!

(Продолжить)
Итак, первый вопрос, совершенно логично возникающий у зрителя: зачем? Зачем было воскрешать персонажей? Неужели, мало народу было в СССР вообще и, в частности, в лагерях? Хотелось снять тех же артистов? Таки кто мешает? Скажем, тот же Меньшиков вполне неплохо и результативно "кочует" из фильма в фильм - и никто не путает Митяя и Андрея Толстого. Тем более, что вместо красавицы-Ингеборги абсолютно на нее не похожая Толстоганова. Да и появляется она всего пару раз на несколько секунд. Можно было бы вовсе вычеркнуть этого персонажа: фильм бы не пострадал.

Второй вопрос возникает сразу, как только на экране возникает Надя. "Папа, сделай мне монтаж!" Да, я понимаю, что дочь надо приобщать к синематографу - но зачем же такая откровенная нестыковка? Действие первой части, если вы помните, происходит летом 1936 года. Надя там "будущая пионерка и отличница", ей никак не больше семи лет - а скорее, пять-шесть. Во второй части, начинающейся летом 1941, ей должно быть одиннадцать-двенадцать. Логично? Логично! Простая арифметика. И что же видит изумленный зритель? А видит он девушку лет пятнадцати, пионервожатую (кстати, а кто доверил вожатствовать дочери изменника Родины?!), в самом, что называется, соку. Ну да, будь она моложе - она никак не смогла бы стать медсестрой, а значит, не было бы и дальнейших ее злоключений.

Впрочем, все эти нестыковки я, хоть это и не просто, приняла и посчитала таким хитрым авторским ходом. Да, Котову чудесным образом поменяли статью с политической на уголовную. Да, Маруся оказалась не менее чудесным образом на свободе. Да, она стала женой неумирающего Мити, и Надя - по документам - их дитя... (Вот! Вот как Надя стала пионервожатой!) Но ешкина кошка, зачем через весь фильм тянутся божественные чудеса?! Для чего с таким смаком показано бегство советских солдат в самом начале - и с не меньшим восторгом "досадная ошибка", приведшая к взрыву моста с советскими людьми, уходящими от оккупации? Зачем господин режиссер мне (в смысле, нам, зрителям) демонстрирует голую фашистскую задницу? Показать низкий уровень чувства юмора немецкого солдата? Для чего директор пионерлагеря, в котором вожатствует Надя, обоссался - чтобы показать, как люди боялись НКВД? Кстати, а разве мог он "удержаться" в своей должности при наличии осужденного не по уголовке брата? Это я еще не касаюсь исторической достоверности, к коей тоже есть вопросы. Кстати, а разве штрафбатовцам давали оружие? И, еще раз кстати, а разве не в 1942 они, сиречь штрафбаты, были созданы? В общем, "меня терзают смутные сомненья".

Что же до режиссерской работы... Дорогой Никита Сергеевич! Ну почему при просмотре вашего фильма мне так часто вспоминался один из самых неприятных фильмов, виденных в моей жизни? Я про "Чистилище" г-на Невзорова говорю. Но если от Невзорова я ничего иного и ждать не могла - то Вы-то! Вы!.. Эх...

Ну, и финал второй части. Он тоже оставил огромный такой вопрос: зачем??? Нет, я не отрицаю - в реальной жизни умирающий мальчик мог попросить "сестричку" показать сиськи. И, вероятно, она ему не отказала бы. Но зачем это в контексте данного фильма? Зачем Надя не просто расстегивает гимнастерку и демонстрирует требуемое - но оголяется сверху до пояса? И тем более -почему это после столь проникновенной беседы о Боге и молитвах? Хотелось показать всем, какая молодая и симпатичная спина у дочери режиссера? Таки сделали бы сценку эротическую - где-нибудь в разборках с немцами, например. Думаю, попа у нее ничуть не хуже спины. И вписалось бы это оголение в процесс повествования более органично. Или полное обнажение будет в третьей части? Эх, жаль, что зритель эту третью часть может и не увидеть. Тем более, что Надя так быстро растет - и к концу войны ей уж лет двадцать пять должно быть. Самое время блудить напропалую!

В общем, вера моя в Михалкова-режиссера и нежная любовь к его фильмам пошатнулись и дали трещину. Правда, я всегда надеюсь на лучшее: а вдруг, это не старческий маразм, а досадная случайность? И следующий фильм будет лучше? Пусть римейк, как "12" - но лучше, чем этот. Тем более, что артисты у него всегда работают замечательные. И, может быть, "Предстояние", как утверждают некоторые - "самый честный фильм о войне": не верю. Слишком много нестыковок, слишком вольное обращение с историей. О! Я поняла! Никита Сергеевич нам показал альтернативную реальность! Тогда - все логично: и штрафбатовец с автоматом, и резко выросшая Надя, и корабельная мина, вначале послужившая алтарем, потом - плотом, а в итоге - возмездием. И на афишах надо писать не "исторический фильм", а "фантастический". И правда, чего только не может быть там, в параллельных мирах!


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.