Прекрасные и удивительные

Парень сидел на корточках над чем-то маленьким, серым, свистящим и подпрыгивающим. Издали сослепу я приняла «это» за распластавшуюся на тротуаре жабу. Проходящие мимо на конечную «восьмерки» люди тоже стали останавливаться и вглядываться: «Летучка! Летучая мышь!». Сочувствующих становилось все больше.  «А что с ней? А как помочь?». «Похоже, что ее сбила машина, знаете, как сбивают бабочек…». Кто-то предложил свой сотовый, и мы стали звонить в Экоклуб НГУ, в надежде застать там специалистов по летучим мышам. Увы, они отбыли в очередную экспедицию. Вдруг какой-то молодой человек (светлая голова!) вспомнил, что летучки не могут взлететь с ровной поверхности – то есть с земли, как не могут это сделать и другие длиннокрылые и коротконогие существа – например, стрижи. Им обязательно  нужен «край». Общими усилиями недовольную  «плюющуюся» мышь взгромоздили на чью-то тетрадь, подняли и слегка подбросили. Обалдевшая от всего происходящего летучка взмахнула крыльями и спланировала через Весенний проезд на росшую поблизости березу. Там она с комфортом прицепилась к коре в излюбленной позе «вниз головой», прижалась к стволу и сразу стала  напоминать небольшой нарост. Поскольку устроилась она на уровне глаз, довольная публика тут же подбежала рассмотреть «героиню дня» поближе. Мышь недвусмысленно сообщила нам все, что она о нас думает, и попытки «погладить» пресекла. Это был еще мышонок, «слеток» – буквально на днях начался массовый «вылет» молодых мышей  (это случается в конце июня - начале июля).
              А неделю назад мне пришлось   вытаскивать отсыпающихся после очередной экспедиции Андрея Томиленко и Дениса Васенькова, наших специалистов по летучим мышам , на другое «спецзадание». Плачущая дама звонила то в Экоклуб, то на «Зеленый телефон» пятый или шестой раз за это утро: «Спасите от летучих мышей! Сделайте хоть что-нибудь! Что угодно сделайте! …Может, дымовую шашку им подбросить?». Даму я попыталась тщательно расспросить и успокоить.  Оказалось, что в их коттедже на чердаке завелись летучки, которые «очень громко и противно пищат и скребутся по ночам, так, что спать невозможно, а пахучий помет от них сыплется во все мыслимые и немыслимые потолочные щели мансарды». Я долго убеждала несчастную женщину в полезности летучек для ее огромного участка. Ведь они пожирают множество вредных для огорода ночных насекомых. Но, видимо, хроническая "мышиная бессонница" довела мою бедную собеседницу до состояния абсолютной конфронтации с летучими мышами. Было принято решение: непрошеных «квартирантов» необходимо поскорее отселить. Дама была согласна на все – даже на разобранную крышу.  Наши жизнерадостные «специалисты-бэтмэнисты»  готовили специальные домики для летучих мышей. Это -  нечто среднее между огромным плоским скворечником и ульем с «летком» внизу сооружения. Предполагалась эвакуация колонии в заповедную Барсукову пещеру в Маслянинский район,   настоящий «летучемышиный рай». Там живут и процветают более пяти видов летучек, вероятно, и новички прижились бы  неплохо. И что же из этого мероприятия получилось? – А ничего! - Вернувшиеся с «переселенческого задания» Андрей и Денис рассказали, что злосчастный чердак встретил их  тишиной. Накануне вечером мышата «встали на крыло», а вслед за ними добровольно эмигрировали и летучие родители.
В старой доброй Англии есть даже специальная служба, занимающаяся переселением летучих мышей из человеческих жилищ в специальные места, где летучки никому мешать не будут. Для нашей области проблема не очень характерна. Жалоба на шумное соседство по дачному домику была более двух лет назад, но и тогда мыши успели вылететь до приезда специалистов.
Одну мышь нам все-таки привезли в то лето – израненную, еле живую. Ее подобрали уже в Городке, на пляже, - вероятно, пострадала от какой-нибудь хищной птицы. У нее был красивый изумрудно-зеленоватый отлив шерстки на спинке, а стрекотала и жужжала она не хуже насекомого.  Вообще-то, по виду мордочки и характеру это существо напоминало больше ежика, чем мышь (кстати, насекомоядные ежики действительно их «дальняя родня») Мы поместили ее в большую стеклянную банку с продырявленной крышкой, где она и пролежала-провисела почти сутки. Думали, - не выживет. Однако, уже на следующую ночь мышь оживилась, ползала по ковру и креслам, злобно свистела и стрекотала при всякой попытке до нее дотронуться. Но пойманных для нее двух крупных ночных бабочек-совок (почти с нее размером) с аппетитом схрумкала прямо из рук.   Потом совершила несколько пробных порхающих полетов, цепляясь то к шторам, то к дивану. Присела отдохнуть на подоконник. А через пару часов выпорхнула в  душную июльскую темноту микрорайона «Щ» через открытое окно.
  У одного нашего знакомого-натуралиста (специалиста по крупным хищным птицам) в детстве, наряду с беркутом на балконе и щитомордником в аквариуме жил и ушан на шторах – симпатичная летучка с ушами в 4 см – половину мышиного роста. Ушан прекрасно отлавливал комаров и тараканов. Заодно он принес семье и другую пользу – отпугнул от их дома назойливую соседку, регулярно заходившую поболтать о том – о сем поздно «ночером».  Слетевший со шторы поохотиться на очередного кровопивца ушан сбился с курса и запутался в пышных волосах соседки, мягко обняв ее лицо большими крыльями. Все это он проделал совершенно бесшумно и очень быстро. Бедная женщина так ничего и не поняла. Сразу хлопнулась в обморок. Ее быстро привели в чувство, но объяснять причины обморока не стали. После этого  соседка свои визиты в странную квартиру прекратила, ограничивалась робким «здрасте» на лестнице.
Я не очень рекомендую держать летучих мышей в качестве домашнего животного любителям, это дело только для истинных фанатов. Наряду с перечисленными выше «плюсами» и «минусами»  поведения в неволе у них есть еще одна особенность (как и у ежиков,- кто их содержал, тот меня поддержит – им самое место в лесу!), - они должны спать в зимнее время. А для этого им необходимы определенные температурные условия: плюс-минус три градуса Цельсия. И почти стопроцентная влажность (в холодильнике ваша мышь засохнет!). И не беспокоить!!! Иначе – они не доживут до весны. Запасов энергии, потраченных на просыпание «впустую» не хватит. К сожалению,  об этом не задумываются ни праздные туристы, ни спелеологи, ни хулиганистые подростки, вламывающиеся в мышиные  зимовья-пещеры с факелами.
А зря, - ведь все создания, прекрасные и удивительные (летучие мыши, кроты, жабы, осы, муравьи,  белки, люди), - составляют вместе замечательно гармоничный и равновесный мир. Чуть терпения, чуть сострадания, чуть восхищения – к ним, большим и малым, к нам, соседям, знакомым, прохожим. Вот этого я вам в заключение и пожелаю.


Рецензии