О цене

Существует такое выражение – «За все нужно платить». Это верно. Конечно, мы не платим за подарки и дары. Но зато мы платим за достижения. Как много мы платим за наши достижения! И деньги – это последнее, чем мы  платим в данном случае.
 
Чтобы чего-то достичь, мы вкладываем труд и платим затраченными усилиями. Часто платим огорчениями, болью, надорванным здоровьем и страданиями. Мы платим цену за каждое достижение и за каждый успех. За большие достижения нужно платить очень большую цену.
 
А как вы хотели? Чтобы человеку все давалось легко, и он бы не платил полной цены? Вряд ли бы из этого получилось что-либо хорошее. К примеру, когда я учился в школе, а потом в институте, мне легко давалась учеба. Но разве я чему-нибудь толком научился? Нет. Легкость расхолаживала меня, я не прилагал усилий, откладывая их на потом. На последнюю ночь перед экзаменом.
 
В последнюю ночь я забивал голову всякими сведениями на скорую руку, сдавал экзамен и тут же забывал прочитанное. Так я учился. Так, впрочем, училась большая часть студентов. Спустя рукава.
 
Мы смотрим на окружающих и сравниваем себя с ними. Поэтому иногда чувствуем себя или королями, или неполноценными. Если нам что-то дается легче, чем остальным, мы превозносимся над ними,  а если, наоборот, дается тяжелее, мы страдаем от комплекса неполноценности. Мы слишком зависим от нашего окружения и позволяем ему господствовать над собой. И если окружение заражено пофигизмом, то и мы зачастую подчиняемся ему.
 
Но все мы находимся в неравных условиях. У кого-то больше способностей, у кого-то – меньше. У одного есть большие возможности, у другого – их почти нет. Поэтому важно на самом деле только одно – цена, которую мы платим. Лишь цена свидетельствует о реальности Пути.
 
Со мной в комнате студенческого  общежития жил парень, лет на пять старше меня. Он учился играть на гитаре и, глядя, как он неуклюже переставляет пальцы на грифе, я внутренне смеялся над ним. Он очень старался, но у него не получалось. То, что я умел делать запросто, он достигал огромными усилиями.
 
Но я тогда ничего еще не знал о значении цены. Не подозревал о том, что мой сосед находится куда в более выигрышной ситуации, нежели я.
 
Есть такое понятие – самоотдача. Ты отдаешь себя без дураков, по серьезному, отдаешь свое время, затраченное на труд, усилия, терпение, и взамен получаешь знания, умения, навыки.…  Отдал – получил. Соответственно, если не отдал, то и не получил. Остался ни с чем.
 
Еще есть понятие – сопротивление материала. Такой предмет учат в технических ВУЗах. Но сопротивление есть не только у металлов. Оно есть у всего живого. В человеке есть огромное сопротивление, направленное против его развития. Сопротивление лени, косности, невежества, ограниченности. Сопротивление плоти, которая хочет комфорта.
 
В момент преодоления этого сопротивления, и происходит самоотдача. Тогда открывается второе дыхание, а потом и третье, четвертое…Человек преодолевает себя, значит, он растет духовно, интеллектуально, творчески. Преодолевая себя, человек созидает себя, формирует, воспитывает. Он вкладывает себя в дух, в характер, в совершенствование.
 
Поэтому за всякое полученное знание, умение, опыт человек платит. Платит усилиями, часто ошибками, неудачами и поражениями. Миф о Сизифе, поднимающем в гору камень, который вновь и вновь срывается у самой вершины и катится вновь к подножию горы, прекрасно иллюстрирует эту мысль.
 
Сизифа можно считать неудачником и постоянно  проигрывающим. Но что такое поражение? Это ситуация, в которой мы не достигли успеха. Плохо это или хорошо? Смотря, с какой стороны посмотреть.
Плохо, потому что человек не достиг ожидаемого результата. И, безусловно, хорошо с точки зрения того, что он получил определенный опыт. Ведь если произошла самоотдача, значит, он что-то получил, не правда ли? Опыт понадобится ему в следующей попытке. А характер тогда выковывается, как клинок.
 
Сколько раз я заходил в тупик, творя свое очередное произведение! И уже набил себе в этом руку. Опыт, полученный мной в таких ситуациях, говорит, что при тупике ничего страшного не происходит. Отчаиваться не нужно. Тем более не следует опускать руки. Через некоторое время тупик обязательно разрешается и выход непременно находится. Как будто что-то происходит с хрусталиком глаза. Он немного поворачивается, и ты начинаешь видеть то, чего не видел раньше.
 
А может быть, что-то происходит с сердцем, с духом? Ты заплатил усилием преодоления себя, и вот теперь получаешь награду в виде открывшегося выхода из тупика. Вернее входа в неведомое ранее. Ты начинаешь видеть то, чего не видел раньше. Уметь то, чего не умел. Делать то, чего не делал. Поэтому один из законов творчества гласит – «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать». (Борис Пастернак).
 
Всякое поражение чревато, беременно победой. И если ты после поражения, вновь  продолжаешь усилия, это значит, то ты уже победил! Ведь без уплаты цены ты ничего не достигнешь. Вот почему самоотдача, заплаченная цена,  является истинным критерием творчества. Самым верным его критерием.
 
И не беда, что самоотдача, как правило, не видна окружающим. Что жюри различных творческих конкурсов оценивают произведения совсем по другим критериям. Зато сам творец прекрасно чувствует, присутствует ли в его труде самоотдача или нет. Окупаются ли его усилия или нет.
 
Рано или поздно плоды самоотдачи проявятся наружу и тогда окружающие смогут оценить достоинства творца. Но пусть его самого это обстоятельство особенно не волнует, как не волнуют отзывы читателей.
«Поэт!… Хулу и похвалу приемли равнодушно, и не оспаривай глупца!» (А. Пушкин).
 
Потому как главным критерием творчества остается самоотдача.


Рецензии
Этот вариант мотивации где главное самооценка и опыт котрый когда то может и приведёт к тому что хотелось можно назвать ГИМН ИНТРОВЕРТА )))
Думаю кредо экстраверта звучало бы по иному.
Пример я хочу научится играть на гитаре композицию ..... цель добится признания на пару ночей девушки .... Естественно что в этом случае годов обучения позволить себе нельзя ))) Это приземлённо но бывает и так. Творчество тоже не всегда должно растягиватся своей предварительной стадией на полжизни, бывает удачный китч или стёб даёт рывок который не добьёшся годами упорного труда.
Это всё не с целью умалить написанное тобой, лишь упомянуть о иной стороне.

Александр Альбов   05.07.2010 22:42     Заявить о нарушении
Спасибо вам за отклик!
Конечно, вы правы в том, что в жизни бывают самые разнообразные мотивы для творчества. И по большей части, я думаю, творчеством (осознанным и неосознанным)занимаются как раз по вполне меркантильным причинам - прославиться, заработать деньги, сделать карьеру, заявить о себе, занять удобную жизненную нишу и тому подобным внешним причинам( в том числе, конечно, и для того, чтобы иметь успех у женщин).
Но, думается мне, что дело здесь не в психологических особенностях человека - интровертных и экстравертивных. А скорее в ценностных ориентациях личности. Рынок и общество потребления навязывают человеку свои жизненные ценности, и большинство, как раз двигается в этом русле.
И лишь немногие идут узким путем и против течения и занимаются творчеством по его прямому предназначению - ищут истину и служат ей.

Александр Грайцер   06.07.2010 20:03   Заявить о нарушении