Паломник 33

ПАЛОМНИК 33
/продолжение/

А ведь в ходе этих поединков за клетчатой доской, в поединке ума и интеллекта, можно многое узнать интересного друг о друге. Вот где испытывается терпение, смирение и открытость сердец, несмотря на скрытость мыслей в комбинационном плане игры. Где завершение игры знаменуется крепким рукопожатием и искренними улыбками.
         Разыграли мы с Николаем (так зовут моего нового знакомого) наиболее популярную, «Русскую партию».
         Оказывается, очень много можно узнать о своем сопернике по шахматам. По его игре можно сказать о его характере, о его активности: как он организует атаку, защиту, строит стратегию, какие дебюты предпочитает, и наконец, какие фигуры для него наиболее предпочтительны. Вот тут и проявляется его характер, темперамент, и его способность оценивать любую ситуацию, и умение владеть ею. Ну и конечно, можно как-то увидеть проявление его внутреннего мира, что непременно скажется в виде его реакции на саму игру.
         Шахматы самая подходящая игра для гимнастики ума. Она, как ни что другое, способна активно развивать логическое мышление, и в то же время, она учит умению владеть собственными эмоциями. А это, как правило, в большей степени учитывается в присутствии болельщиков с каждой стороны, которые сопутствуют почти во всех играющих партиях, переживая за каждый удачный ход, или промах их «кумира». Что очень горячо подогревает эмоции самих игроков. Что нередко может вызвать и раздражение с их стороны.
         Но что ещё пока удивительно для меня, что все наши болельщики как-то одинаково уж болели за нас. С их стороны совсем отсутствовало этакое разжигание страстей, что часто встречается в Парках Культуры больших городов. Даже их неуместные подсказки никого из нас не задевали, мы с Колей как-то весело на всё реагировали, даже на их острые шутки в отношении сложившихся позиций. Ведь шахматы это такая игра, которая позволяет радоваться за острые и красивые комбинации, как свои собственные, так и твоего партнера по игре. Сейчас я как раз и не оговорился, что сказал о «сопернике» как о «партнере». Потому как, именно его действия в игре могут поставить в трудную, или сложную ситуацию, предоставляя самые разнообразные возможности решения шахматных задач. Что и можно сравнить с трудностями, которые создает для тебя ближний, решая которые, находишь наиболее верные пути для их преодоления. Что не может не доставить искреннего удовольствия…
Ведь именно такие совместные преодоления и позволяют, на мой взгляд, наиболее совершенствоваться в плане развития личности. И тут находится дополнительная возможность совершенствовать свое творчество, в чем бы оно не проявлялось. Главное в любой игре, чтобы результат её радовал всех игроков, участвующих в ней.
         Потому и считаю, что для нашего подрастающего поколения, нужно очень правильно подбирать игры, соответствующие их возрасту и подвижности. Ведь можно вспомнить много игр, которые вызывают немалый интерес у наших детей. А это и шахматы, и шашки, и городки, и лапта. Да мало ли игр можно привести для правильного развития детей, где они, тренируясь, получают еще и удовольствие.
         Так вот о шахматах, первую партию у Коли я выиграл. Николай, как и положено, в этой игре, первый поздравил меня с «победой». Но это было иное поздравление, такое теплое и сердечное, будто он сам немало способствовал моей победе. Он так крепко жал мою руку, что его веснушчатое лицо расплылось в широкой добродушной улыбке. 
         Его место тут же, не спеша, и как-то солидно, занял другой шахматист. На вид он, где-то моих лет, с длинными седыми волосами и с такой же длинной бородой, с утомленными (или строгими) серыми глазами под густо нависшими бровями. Зовут его Игорь, а сам он приехал из Питера. Игорь в прошлом был артистом. (Ой, почему это я все о прошлом? Если кто-то здесь и освоил ещё несколько профессий, то опыт прежних специальностей только способствует освоению новых специальностей).
         Большущая борода Игоря делала его этаким древним мудрецом, в особенности, если он задумывался над партией. Партию мы начали в том же варианте, что и предыдущая партия. Видимо он собирался доказать, как нужно её играть. Замечания его, как впрочем и все высказывания, были остры, но не без изящества. Хотя порой в них сквозила критическая резкость…
         И как я уже успел оценить его игру, так она была на уровне мастера спорта. Меня это не только удивило, но и несколько озадачило… В дальнейшем я выяснил, что это далеко не единственный вид спорта, которым он увлекается. Но в этих партиях, которые он мне преподнёс, как ученику, мне пришлось много попотеть, и пожалуй даже понервничать. А ведь мы играли все партии в темпе «блиц», что всегда было и моей сильной стороной в этой игре.
         Но на этот раз я получил довольно поучительные уроки игры в шахматы… Я давно уже так не переживал за свою игру, которую так подогревали мои болельщики, которые уже знали мастерство Игоря.
         Эта игра лишний раз мне подтверждает, что, когда-то обретенные способности и талант, здесь не утрачиваются, и тем более не забываются, но они с особой пользой будут сопутствовать в любом новом деле, в любом творчестве. Игорь это и доказал, лишний раз обыграв меня в быстрой партии. Правда он был очень внимателен ко мне, и даже делал незначительные подсказки. Но все же очень остро реагировал на мои сильные ходы. Все окружающие успели заметить мое чрезмерное усердие в этой игре, где я так был сосредоточен, что покраснел, как рак… По всей видимости мое ревностное отношение к этой игре было очевидно… Потому как я сам почувствовал какую-то непреодолимую силу со стороны моего партнера, и это очень задевало мою самоуверенность. Что и заставляло меня относится к Игорю, всё же как к своему сопернику…
         Какой же все же он артист! Он все замечает! И как бы не случайно, он тут же затронул тему о соперничестве в спортивных играх. Где, если увлечься, то может проявиться некое противостояние обоих сторон в любой игре. Его голос хоть и звучал поучительно, но был добр и мягок, с небольшим ударением на «о». Его серьёзное лицо преобразилось и сделалось добродушным и ласковым, что так здорово сочеталось с его «древней» бородой. Передо мной сидел уже заботливый преподаватель начальной школы.
         - Это хорошо, что именно такие игры позволяют нам правильно оценить обстановку. И совершенно спокойно отнестись к некоторым агрессивным и будоражащим обстоятельствам игры. Когда порою они достигают драматической ситуации с несколько агрессивным оттенком, которые возникают в ходе обоюдных столкновений, переходящих все допустимые рамки, правил игры. Ведь все это не секрет, и это можно наблюдать в любой спортивной игре, где обязательно задеваются чьи-то амбиции и интересы. От чего зависит любой результат игры для обеих сторон. Гораздо серьезнее обстоит в таких видах, как разнообразные единоборства: там бокс, борьба и т.д. Да теперь можно сказать, что и в других видах спорта процветает агрессия: регби, футбол, хоккей, всего не перечислишь. Где всегда такая «драчливая» обстановка, и эмоции с особой агрессией льются через край…
         Вот там-то уже очень трудно восстановить расстроенный механизм мысленного восприятия, где очень сильно задеты интересы воинственного эгоизма. Там полностью овладевает дух соперничества, невольно накладывающий на игру свою неудержимую негативную силу, с её азартом и страстью. Где такой грязный вид спорта представляется, как острое зрелище, как вполне нормальный допустимый дух соперничества. Этакие современные гладиаторские бои, только в более жестокой форме… Которая представляется, как основная часть бизнеса в спорте.
         - Я ещё могу понять мужчин, но куда рвутся наши лучшие представительницы слабого пола? Ведь именно сейчас большинство милых женщин сильно увлечены подобными спортивными развлечениями…
         - Да мы все прошли эту школу силы и соперничества, искренне принимая за самую добрую школу мужества. Я уверен, что ты помнишь ещё, когда-то с усердием сданные нормы ГТО и ДОСААФ. Посему и настольные игры оправдывают свою беспринципность, где дух соперничества подчиняется необузданной силе страсти и эгоизму, беря верх над здравым рассудком спортсмена любителя. А это и есть самый неуправляемый настоящий азарт.
         А что из этого может получиться?
         - Да все что угодно, помимо синяков и шишек, включая злобу и ненависть, переходящие в месть…
         - Верно. «Берегись азарта…». Иначе такие последствия игры могут печально отразиться как на психике, так и на здоровом теле, травмируя душу и сердце, ложась тяжеленным грузом на всю жизнь.
         - По-видимому, некоторые лозунги тоже сопутствуют такому духу соперничества: «Мы их победим!», «Мы им покажем…», «Мы самые сильные!», «За одного битого, двух небитых дают!», да много их таких…
         - Много! Ну, так вот этот дух в нас и предстоит поменять, и подчинить трезвому и доброму рассудку.
- Лично мне нужно ещё многое поменять, или победить в себе.       
 - Такое время настанет, оно уже идет. И мы все этому научимся, а иначе для чего мы тут, на этой земле? Я хочу сказать больше, что именно здесь, на этой земле зародится настоящий чистый, честный и красивый спорт. Правильно развивающий душу и тело, а так же наше интеллектуальное достоинство.
         Ведь мы все этого хотим, и ты, и я, и все они… Важно правильно подойти к понятию о значении того, или иного вида спорта. А уж если этот спорт и должен развить такие человеческие качества, как личность, то пусть он, прежде всего, разовьёт способность к чисто человеческому, монолитному единению меж собой.
         Спорт дол-жен раз-ви-вать наши взаимо-отно-ше-ни-я, прежде всего! Что и даст нам возможность радоваться за успехи друг друга. Причем нужно научится давать правильную подсказку, и по возможности оказывать своевременную помощь.
 Нужно понимать, что ты не соперник, а как игрок одной команды. Наверное нужно для наших детей отобрать из старых видов именно игровые виды спорта. Чтобы, играя, уметь помогать, друг другу развиваться душою и телом.
         Все же, как много можно изменить в краткий миг, в своем, когда-то утвердившемся взгляде, на, казалось бы, довольно элементарные вещи. Но почему-то до этого нужно каким-то иным образом доходить, делая первые самостоятельные шаги в ином русле, в непривычном для себя. Возможно, эти уроки и относятся к самой Школе жизни, где тебе предстоит сначала переучиваться. А значит забывать то «дорогое», что когда-то с таким трудом наработал…
Вот так мы по-доброму общались играя друг против друга…
         Но вот, наступило и время отходить ко сну…
К чему все мы дружно приступили. Забирая каждый себе заранее приготовленные матрасы и подушки. А кто и вовсе, только на своем спальнике. И все мы уютно разместились на полу в большом зале, который почему-то мне представляется музыкальным залом.
         Я не знаю, как описать мой сон, потому как исключительно все спали. Но мой сон, скорее всего напоминал какую-то мечтательную, маниловскую дремоту. Мой сон был весь в мечтах и грёзах. В которых я невольно сопоставлял свои образы Учителя с тем, что я жаждал увидеть утром на встрече с Ним.
         Но на этом мое беспокойство не ограничивалось, не давал покоя впившийся клещ, которого я прихватил с самой Горы. Который назойливыми укусами не давал мне спокойно уснуть. Но в тоже время, он как прямой представитель горы, просто заставлял меня о многом ещё задуматься и поразмышлять о своих слабостях, которые я сильно ощущал с каждым его новым укусом…
И прежде всего, я был уверен, что он все же дождётся своего утра, только пусть забрезжит рассвет, ибо во всем Гостевом доме было темно, и я никак не мог с ним расправиться…
          Но и его час пробил, стоило пробить четыре часа утра, как я выйдя во двор, тут же его и «вывинтил»… После чего я умылся возле рукомойника, что стоял на улице, и сидя на коленях, долго ожидал восходящего солнца. Все это время меня не покидала моя молитва, и я молился, молился, как никогда долго, так, что затекли ноги, которых я уже и не чувствовал…
         Только после долгой молитвы, я заметил удивительно чудный рассвет грядущего утра… Откликающегося какими-то «живописными» звуками в глубине моей души…

/продолжение следует/


Рецензии