Открытый урок

Хоть моя работа имеет крайне слабое отношение к образовательным учреждениям, но бывает, что и школьные будни привлекают внимание журналиста. Мой разговор с директором касался исключительно вопросов финансирования: хватает ли денег на обеспечение учебного процесса. Директор, средних лет женщина, убеждала меня, что все у них благополучно, денег хватает и на ремонты, и на учебники, и на другие пособия, а для наглядности пригласила меня в класс, где как раз шел открытый урок, посвященный 60-летию Победы.

Учительница рассказывала, показывала фотографии военных лет, говорила о тяготах войны: о сражениях, концентрационных лагерях, жизни в тылу. Шестиклашки слушали, что-то говорили сами, читали стихи.

То ли мне вспомнилось детство, то ли просто многолетняя привычка везде и в любой ситуации задавать вопросы сработала, в общем, я обратилась к классу с вопросом: Ребята, скажите, по вашему мнению, что такое война? Замешательство длилось не долго. Первыми стали поднимать руки мальчики. Ответы их сводились к тому, что война – это когда танковые дивизии ездят по лесам и полям, когда стреляют из пушек, когда самолеты бомбят врагов. Присоединившиеся девочки дополнили мальчишеские представления медсанбатами, винтовками, гранатами, холодом и голодом и тем, что «когда война, тогда всем, кого в армию не взяли, надо работать на заводах и в колхозах, чтобы помогать армии выигрывать сражения».

Мой второй вопрос был о том, играют ли они сегодня в войну, и если да, то кто герои. Оказалось, что в войну нынче играть не модно. Все больше в компьютерные «танчики», а во дворах теперь сражаются с космическими захватчиками или всяким монстрами-вампирами. В сражениях всегда побеждает команда супергероев.

Меня поразили не детские представления о войне, и уж тем более не желание ребят подражать супергероям, а то, что учительница, очень одобрительно относилась к высказываниям подопечных. С ее точки зрения – у ребят «правильные» представления и о войне, и о мире.

Сегодня тем шестиклашкам по 17-18 лет. Кто-то из них поступил в вузы, кто-то в колледжи, кто-то уже успел спиться, а кто-то и не дожил до сегодняшнего дня - умер от передоза.

Господа 25-37 летние, эта книга написана не для шестиклассников, эта книга написана для вас. Соприкоснувшись с объемом боли, жестокости, отчаяния, ликования, куража - который хранился в воспоминаниях ветеранов войны, возможно, вы поймете для себя, что война – это не героизм, не танковые сражения и даже не «ковровые» бомбежки. И на вопрос, что же такое война, вы ответите себе сами. Ответив, поймете, что все эти супергерои – низкосортный эрзац. Поймете вы, поймут и ваши дети. А понять это необходимо затем, чтобы ваши дети не становились заложниками пьянки, наркотиков, оружия и банальной безалаберности. Чтобы ваши дети хранили мир, не давая шансов возродиться идеям превосходства одних над другими, идеям – несущим в себе войну.


Рецензии