Погружение в Недостижимое

«Кого нет в одноклассниках, поднимите руки… Они вконтакте, бей их!»
Александр Незлобин

«Какие-то чатлане, пацаки, ку…»
чиновник Совкино, после прочтения сценария фильма Кин-Дза-Дза

Этот дивный мир, он у наших ног, и всегда готов преподнести нам нечто такое, отчего мы поймем, что еще не все видели в этой жизни. Каждый из нас – главный герой фильма, игры, книги, кто любит – стихотворения, но фактически мы имеем одно и то же, какой бы ни был рассматриваемый вариант. Дело тут не в нас, от нас самих в этой жизни очень мало чего зависит, как бы ни убеждали себя в обратном. Система устройства мира такова, что как вы ни пытались, вы не сможете разрушить его и его устройство. Если не верите, попробуйте, и вы убедитесь, что это вам не под силу. Но потом никого не вините в своем провале, потому как виноваты лишь вы. Вы поверили в себя, в свое всесилие, в свою непреодолимую мощь, кою сами себе и выдумали, наделили себя ею, и решили ее применить, но вас ждал лишь полный провал. Все потому, что воображение на этот мир неспособно перекинуться. Воображение было и останется поистине всесильным, оно создает миры, вселенные, но при этом оно лишь ваше воображение, и воздействует не на физическую составляющую. Вы можете поделиться им с другими посредством изображения его каким либо способом: кино, музыка, театр, фото, картины. Вы можете его продать, вернее его овеществление, описанное выше.
Но тогда оно перестанет быть вашим.
Оно преобразиться, оно станет не вашим. Не только вашим. В нем другие люди, которых вы не знаете, и никогда не узнаете, будут находить что-то свое, интерпретировать ваши выдумки так, как им видится. Им не будет интересно, что вы имели ввиду; что вас натолкнуло на создание; почему так, а не иначе. Они будут додумывать то, что вы не выразили, а что не додумают, то придумают сами, и станут навязывать свое мнение о вашем воображении другим, с более слабой волей. Это неизбежно, если вы решили поделиться своим воображением.
Что же делать? Запереться в своем мирке, пригласив в него нескольких наиболее близких вам друзей, чье мировоззрение и интересы совпадают с вашими? Ну, хотя бы сонаправлены с ними, или как говорят на занятиях по электротехнике, «совпадают по фазе». Это не вариант, потому что оставаться взаперти никто не может, рано или поздно хочется подняться, встать в полный рост расправить плечи, ударить несуществующими крылами, сметая сети и прутья решеток, в которые вы себя сами загнали. Как бы ни была комфортна клеть, как бы вы ни выстраивали для себя в этом тесном закутке ваш мир, в котором все создано вашим воображением, сознанием, вы хотите, вы подсознательно хотите его если не разрушить, то покинуть, или хотя бы выломать стену, чтобы иметь возможность выйти в иной мир, тот, который вы покинули.
Вам не душно, вас не давит, вы там, где вы хотите быть, но все равно вы неспособны жить в том, что вы придумали. Потому что вы не одни.
И я не подразумеваю тех, кого вы взяли в свой мир с собой.
Ваш мир не может долго выстоять, но не из-за того, что вы внутри, а потому, что есть нечто, что снаружи.
В том мире, который вы отринули, запершись в мире, который ваш и только ваш, постоянно что-то происходит. Это может быть совершенно неинтересно, темно, мрачно, жутко, ужасно, грубо и бессмысленно, но это есть. Каждый человек вне вашего мира – личность, которая тоже думает, что всесильна, и что ее воображение дарует ей неограниченную мощь, и они тоже запирают себя в подземелье из свои выдумок и придуманных образов и событий.
Сколько раз вы придумывали, что однажды что-то произойдет, и что вы будете в центре внимания? Что вы всех одолеете? Что, не смотря на все и всех, вы будете правы? Что все – лишь фон, ваша свита, но которая не играет вас? Почему все так? Потому что вы – это вы. Вы – единственный и неповторимый, вы – властелин мира, и все у ваших ног, падают ниц и молят, чтобы вы открыли им то, что знаете лишь один вы. Согласитесь, каждый хоть раз так играл со своим воображением, размахивал руками, проговаривал, что он скажет.
Этот дивный мир, в нем все возможно. Мы – короли и королевы. Мы – это будущее. Но лишь каждый по отдельности.
Миры, которые таким образом, по примерно таковому лекалу, создает каждый человек в мире для самого себя, хрупки и неустойчивы. И дело не только в том, что, как я пописал выше, мы все равно пытаемся вырваться из них. Дело в том, что вокруг нас множество других людей, и у каждого из них есть свой мир. И нам интересно, что же там? Мы пытаемся заглянуть туда. Но нас не пускают. Можно быть знакомым с человеком годы, знать его, как нам кажется, досконально, до мельчайшей клеточки тела, но его мир навсегда останется для нас закрытым. Даже если его хозяин уже поднялся и сломал преграду меж его миром и тем, что окружает его, чужой мир был, есть и будет вечно загадкой для нас, кою никто и никогда не разгадает. Мы – самые загадочные существа во вселенной. И загадочны мы друг для друга.
Но так порой случается, что нас приглашают в чужой мир. Почему? Зачем? Какова причина такового решения? Зачастую это загадка равная по таинственности чужому миру. Мы хотим, чтоб нам объяснили, но в то же время мы боимся, что получим на свой вопрос ответ. Может действительно, если надо объяснять, то не надо объяснять?
«Недостижимое»
Вокруг нас сотни и тысячи людей, а мы идем вперед. Туда, где нас ждут, куда нас зовут, и куда нас тянет. Мы не знаем, что там, но нам интересно. И пускай мы понимаем, что оттого, что мы придем и будем там, ничего не измениться, это не важно, ибо мы и не ждем ничего такого. Отчего же так? Нас притягивает неизвестное, и часто оно опасно, смертельно опасно, но нас все равно тянет к неизведанному, невиданному. Почему? Потому что мы хотим быть удивленными. Но если мы ждем удивления, мы его не получим. Сполна наше ожидание вознаграждается лишь в те мгновения, когда мы не ожидаем удивления. Тогда рука об руку с удивляющим идет восхищающее.
На днях, а если быть совершенно точным, то двадцать девятого апреля две тысячи десятого года, в пять пятьдесят вечера я вышел из дома и направил свои стопы, а вместе с ними и свое тело, в путь. Путь мой лежал от дома до адреса Пушкинская 199. Причем, не могу умолчать об этом: поначалу я думал, что знаю, где это, так как однажды был пригашен на схожее действо, и думал, что иду в то же место. Оказалось, я ошибся примерно пятьюдесятью домами, но успел осознать свою ошибку и поправиться, покрыв необходимое расстояние и прибыв на место рандеву вовремя. Куда же я шел, куда меня пригласили?
На фотовыставку.
Признаюсь, если бы мне год… даже полгода назад, сказали, что я по своей воле, совершенно осознанно пойду на фотовыставку, я бы, как минимум, рассмеялся. Как?! Я не занимаюсь фотографиями, и тема выставки, способная меня зацепить, быть может, вообще не существует в природе. Я так считал, и это правда. Не истина, но правда. Но в последнее время явно что-то не так: сбилась программа, или звезды так решили – что-то произошло. Произошло, и я сразу принял приглашение. Разве это не интересно – соприкоснуться с чем-то, чего ты никогда не знал, увидеть невиданное доселе, испытать нечто новое, чего не испытывал никогда? Ответившие «нет» получают два, подзатыльник и идут стричь газоны электрокультиватором.
Ростовская резня электрокультиватором…
Мы стремимся узнавать и познавать, мы тянемся к знаниям, ибо жизнь наша настолько коротка, что мы можем умереть, не узнав вообще ничего. По сему любой новый опыт наши души встречают громогласным «ура» и оглушительными аплодисментами, слышимыми лишь ими самими.
Да, поэт из меня, прости господи, как и танцор.
Когда плутаниям пришел конец, я оказался там, где и должен быть. И не должен был. Парадоксально, но единство этих противоположностей усилили эффект, производимый на меня этим новым опытом. Я увидел совершенно новых людей. Не для меня, а вообще новых. Эти люди ни на кого не похожи, и их в тот вечер объединило как минимум одно – общая знакомая, а для кого-то подруга, пригласила на свою выставку фотографий, получившую от своей создательницы имя «Недостижимое».
Те, кто смотрит западные, а с некоторых пор и наши фильмы, видел в них выставки подобного направления. Из последнего, самый свежий пример, наиболее близкий и по духу, и по содержанию, был в ленте жанра хоррор «Полуночный экспресс», киноэкранизации рассказа великого маэстро Клайва Баркера, открывавшего его цикл «Книги крови». Удивительный писатель создавал, и, надеюсь, будет создавать и в дальнейшем, такие образы, и так их описывает, что представить их себе не так, как их создал автор, кажется, невозможно. Киноделы же домыслили его коротенький рассказ, и сделали главным героем фотографа, который переживает свою первую выставку.
Так вот, в реальности все не так, как в кино.
Небольшой зал с одной из стен из окон, словно витрина, красные стены, в глубине зала проектор выводит на экран страницу социальной сети «Вконтакте», на странице индикатор «девять непрочитанных сообщений». Посторонние люди что-то усиленно мастерят, сверяясь с картинкой на экране и под чьим-то чутким руководством. Красные стены, к которым булавками приколочено двенадцать фотографий на листах формата А4. Нет никаких маститых критиков, покупателей, есть лишь полтора десятка людей, нет, личностей, которых объединило не только знакомство с хозяйкой вечера, но и любовь к искусству. Сегодня это искусство – фотография. Эти люди разговаривают друг с другом, смеются, шутят, фотографируют друг друга, ловя моменты, и, конечно же, в центре внимания – Она. Затем, насмотревшись и наговорившись, все они садятся в кружок на деревянные кубики и надувные кресла, слушают стихи властительницы вечера. Стихи, понять которые средний ум не сможет. Да и высокоразвитый интеллект останется не у дел. Чтобы понять эти стихи, их надо не понять, их надо впустить в себя, стряхнуть с себя толстый панцирь с шипами, которым ты отгораживаешься от них, сам того не ощущая, и впустить в себя эти строки. Впустить, дать им пролететь сквозь тебя, поразить тебя как молния, позволить ей биться в тебе, рисовать в тебе образы, покуда она не успокоиться, и не займет свое место. Только тогда ты поймешь их и полюбишь. И никто не просит эти стихи объяснить, расшифровать. Они – самодостаточны. Они не существуют, они живут. Делают то, что не делают многие из тех, кто гордо именует себя людьми, человеками. Стихи. Бездушные слова, буквы на бумаге, чернила из принтера, брызнувшие на белый лист бездушной машиной. Они живые. Они дышат внутри нас, слушателей, дышат и говорят с нами, когда все умолкают. Они не свет и не тьма, они – прикосновение души другого человека, чей мир настолько велик, что находиться рядом, даже просто пройти рядом, едва заметив носителя сей души, означает сделать вдох. Вдох, ибо ты не дышал ранее, до встречи с такими людьми. Они читают друг другу стихи; они знают о прОклятых поэтах; их уста произносят цитаты, слова и реплики, которые вы нигде и никогда не найдете, если не услышите их здесь и сейчас; для них «декаданс» – это не название песни группы Disturbed. Их творчество бьет вас метко, хотя вы этого не ожидаете. Один единственный заряд находит путь в ваш мир, отыскивает брешь в защите и разносит ее в клочья. Ни с чем не считаясь, заряд прорывается внутрь и взрывается, разнося в вас нечто такое, что больше негде взять, найти, купить, обменять, украсть. Он разносит внутри вас жизнь. Вы выходите на улицу, и неожиданно для себя делаете вдох такой глубокий, какой позволяет ваше физиологическое строение. Вы словно выплыли на поверхность из непостижимой глубины, которая готова была вас засосать, поглотить и растворить в себе, но отпустила, ибо она благосклонна, щедра и прощает вас.
Но девушка на скамейке, одна, и свет бьющий в объектив.
Вы не готовы.
Вы не готовы к этому. Вы видите людей, и они иные во всех смыслах, которые могут прийти в вашу ограниченную голову. Вы видели такое, что ни с чем не можете сравнить, ибо это было для вас настолько ново, что никакими словами это не описать, а матом – настолько грубо и пошло, что о нецензурной брани в качестве средства выражения восхищения вы даже не помните. Эти люди, то что они делают – это не ваше. Вы не можете их понять, они далеки от вас. Хотя стоят в двух метрах, рядом, они бесконечно далеки. И вам нечего им сказать, потому как вы – это вы. И это вам понятно, как и то, что за прошедшие полтора часа вы видели почти самое красивое зрелище в своей жизни, что может перекрыть лишь истинная любовь, которую суждено искать всю жизнь, да так и не найти. Вы – лишний, вам нет места в этом кругу, но вы хотели бы, даже учитывая то, что вам придется потратить остаток жизни на то, чтобы всего лишь раздвинуть границы, которыми сами окружили себя, да и этого времени вам не хватит. Вы не такой как они, вам никогда таким не стать.
Но великая Мощь, как же хотелось бы…
Придя домой, вы словно находитесь в ступоре. Ваши мысли не здесь, они там. Вы сидите перед монитором, на нем что-то происходит, но вам нет до этого дела. Вы не здесь, вы ТАМ, и не факт, что вы оттуда вернетесь. И засыпаете вы в печали, силясь понять, зачем вы им, кто или что вы им. Вы думаете, что пережили одно из самых больших потрясений, и что хотели бы остаться в нем, но светило вновь вознесется над горизонтом, небо просветлеет, вы проснетесь. Вы пойдете на учебу, работу, и внутри вас будет что-то шевелиться, царапаться, краткими разрозненными мгновениями жечь изнутри, в районе легких. Вы не будете понимать, что это с вами, и спишете на нечто, что нельзя объяснить. На что-нибудь непостижимое. И наконец подниметесь, стряхнув оковы своего мира. Тогда вы поймете, что с вами.
Вы поймете, что все хорошо.


Рецензии