Пойду не посплю

Ты снимаешь вечернее платье, стоя лицом к стене,
И я вижу свежие шрамы, на гладкой, как бархат, спине.
Мне хочется плакать от боли, или забыться во сне.
Где твои крылья, которые нравились мне?

Когда-то у нас было время, теперь у нас есть дела
Доказывать, что сильный жрет слабых, доказывать, что сажа бела.
Мы все потеряли что-то на этой безумной войне.
Кстати, где твои крылья, которые нравились мне?

Я не спрашиваю, сколько у тебя денег, не спрашиваю, сколько мужей.
Я вижу, ты боишься открытых окон и верхних этажей.
И если завтра начнется пожар, и все здание будет в огне,
Мы погибнем без этих крыльев, которые нравились мне.

(С) В. Бутусов. Наутилус Помпилиус. «Крылья».

А давайте, как будто я работаю в психиатрической больнице, и веду свой докторский дневник, записи с диктофона. И пусть меня зовут Кевином, в честь актера Кевина Спейси, сыгравшего в фильме пришельца с планеты Ка-Пэкс.

День первый.
Я не знаю имени моего нового пациента. Он появился из ниоткуда, и, кажется, скоро исчезнет в никуда. Он просит называть его Проут, ему 341 год. И если ему верить, он приручил солнечный луч, оседлал его и заставил двигаться в несколько раз быстрее скорости света, - именно этим он объясняет свое присутствие здесь. Проут из планеты Ка-Пэкс, что в созвездии Лира, в тысячи световых лет от Земли.
Но на самом деле он обычный человек. У него слегка небритое лицо, размерная манера говорить, средний рост. Он носит темные очки, потому что забыл, что наша планета «слишком яркая».
Записи с диктофона. Разговор о цивилизациях.
 - Проут… мне так тебя называть?
 - С точки зрения фонетики на моем родном языке мое имя звучит несколько иначе, у нас в языке имеется порядка полусотни звуков, недоступных для ваших голосовых связок.
 - Неважно… Проут, у тебя есть семья?
 - На нашей планете нет семей. Каждого индивидуума воспитывает все общество.
 - Но ведь кто-то дает больше, кто-то меньше… Кто-то тебе более симпатичен, кто-то раздражает… к кому-то ты равнодушен. И того, кто несет наиболее полезную информацию, актуальную…
 - Для нас нет необходимости в информации, мы рождаемся с полноценным знанием. Общество лишь прививает нормы поведения, для этого им достаточно просто находиться рядом. Пойми, Кевин, наша цивилизация гораздо старше – на несколько миллиардов старше вашей, и у нас уже нет никаких признаков вырождения. У нас на планете не рождаются психически ненормальные люди… извини, конечно же, я понимаю, что в рамках вашего мышления я не совсем нормален… вы еще так далеки от путешествий со сверхсветовой скоростью… Так вот, процесс деторождения у нас уже прошел границу слепых чувств, инстинктивный уровень давно пройдет – и зачатие, и рождение – все это уже как четкий механизм.
 - У нас такое встречается только в книгах про цивилизации, которые достигли апогея развития вследствие потери разума и чувствительности. Достаточно вспомнить хотя бы старые примитивные боевики про универсальных солдат – элите войск, которые не чувствуют боли, и не знают жалости.
 - У нас несколько сложнее. Но у нас нет индивидов, подобных вашим Чикатилам и Гитлерам. У нас нет никакой дискриминации, и дело даже не в том, что раса едина – геноцид означал бы гибель для всего населения.
 - А как же правила, нормы поведения, законы? Ведь должен быть какой-то свод законов, регулирующий поведение? Или, сказать проще – как отличить плохое от хорошего, черное от белого?
 - У нас нет законов. И гипотетически возможны любые поступки – они не запрещены. Ваш примитивный разум еще боится вседозволенности. Каждый человек чувствует уверенность в себе, но не может поручиться за другого человека. Вы боитесь, что однажды так называемая красная кнопка запуска ядерных боеголовок окажется под пальцем законченного психа. У нас каждый человек уверен во всей цивилизации, и вся цивилизация уверена в каждом человеке. Поверьте мне на слово, Кевин, ничего сверхъестественного. Просто эволюция – термин, известный и у вас. А дальше – всего лишь теория вероятности. Какие-то планеты эволюционируют до нашего, безопасного уровня – когда не страшны никакие катастрофы, вызванные неправильными действиями человека – в таком случае цивилизация будет жить почти вечно, лишь внешние факторы могут оказать влияние – падения метеоритов, взрыв сверхновых звезд в галактике… такие случаи очень редки и шансы составляют тысячные доли процента. А некоторые планеты внесены в зону риска. Такие в скором времени прекратят свое существование – либо утонут в облаке ядерной войны, либо задохнутся в парах глобального потепления. Может, это прозвучит жестоко, но ваша планета склонна и к тому, и к другому. Она внесена нами реестр планет с предельным риском исчезновения. Наверное, именно поэтому я прибыл сюда, хочу успеть побывать здесь до того, как Земля прекратит свое существование.

День второй. Разговор о религии и о любви.
 - Проут, у вас на планете есть понятие религии?
 - Нет. У нас нет религии, есть лишь Вера. И она едина для всех. У нас нет атеистов. И нет религиозных войн – потому что война и убийство себеподобных противоречит истинной Вере, и это закономерно даже у вас. Если ваша планета сможет выйти из зоны риска, у вас установится такая же Вера, когда все религии либо исчезнут вовсе, либо объединятся в единое целое.
 - А как же трактовка Библии, ведь она противоречит существованию иных рас, помимо нашей, человеческой?
 - Кевин, ты до сих пор не понял? Мы тоже люди, мы гуманоиды, и мы ничем не отличаемся от вас. А Библия, и все остальные священные писания наиболее влиятельных религиозных направлений очень схожи – меняются лишь имена и местность, а события, правила, законы – они едины для всех. И Он действительно существует. Он закладывает в нас необходимое знание, и мы просто научились Его понимать. В отличие от вас, до определенного момента вы отрицаете Его правоту, и поступаете неправильно. Вы считаете, что Он ограничивает ваши действия, а на самом деле Он дает вам свободу. Сейчас большинство из вас ведет себя неправильно, и именно об этом я говорил. Если ваши действия станут безнадежными, по Его велению родится человек, который принесет гибель всей планете. Подобно Всемирному Потопу, и это было лишь предупреждением.
 - А как же приход Мессии? Этот факт встречается как в Библии, так и в Коране, в Буддийском писании он – спустившийся на землю Будда.
 - А это второй путь. По которому идут жители планеты Ка-Пэкс. Ты читал Нострадамуса? Нет, он не был ясновидящим. Он умел трезво мыслить и правильно оценивал ситуацию, его «предсказания» - что-то подобное математическому расчету. Случайности не случайны – и он это знал. Он знал, что будет большая война. «Войны Орла и Полумесяца, в которой погибнут две трети человечества». Орел, точнее, белоголовый орел – символ твоей страны, США, полумесяц – мусульманский символ. Не это ли происходит сейчас?
«Наступит зловоние» - химическое и биологическое оружие, отравляющие газы. «И придет человек, который прекратит войну, и создаст Единую Религию» - не это ли упомянутый тобой Мессия?
 - Но любая религия говорит о взаимной любви, любви человека к Богу, и любви Бога к человеку – ведь мы его дети?
 - Он не может смотреть, как вы будете убивать друг друга. Не может допустить, чтобы вы погибли в мучениях от своих же рук – самоубийство – тяжелейший из грехов. А если цивилизация убивает себя – это тоже самоубийство, только оно носит массовых характер.
 - А как же иная любовь, любовь человека к человеку? Вы намного совершеннее нас, подразумевает ли это существование подобной любви?
 - Совершенная раса подразумевает совершенную любовь. Вы называете такую любовь платонической – возвышенной, такой, какой она описывается в произведениях ваших классических поэтов и писателей. Я наблюдал за вами, и у вас тоже встречается подобное… но довольно часто. Наиболее чиста и невинна первая любовь, все последующие – диктуются инстинктами. По своей сути они примитивны и пошлы, хотя, не исключено что в последующем человек может испытать настоящую любовь. Откровенную, искреннюю, которая способна мешать мечты с действительностью. Но и она не может быть вечной – через несколько лет, а то и месяцев, она перерастает в очень крепкую дружбу или попросту привязанность. Если рассуждать проще – человек, которого ты когда-то любил, становится привычным для тебя. Без него ты чувствуешь, что тебе дискомфортно, тебе чего-то не хватает.
 - Постой, Проут! Но, например, я. У меня есть жена, есть двое прекрасный детей, ты хочешь сказать, они – лишь мои друзья? Но я чувствую, что по-настоящему люблю их, и моя жена мне кажется такой же красивой, как и десять лет назад, когда мы с ней познакомились…
 - Способен ли ты сейчас на безумные поступки? На сумасшедшую романтику? Да, где-то в мыслях ты все такой же молодой, в мгновенных мечтах ты все так же строишь планы романтических вечеров, тебе приятно видеть во снах, как ты стелешь для нее дорожку из лепестков роз, зажигаешь свечи… Но твоя зарплата не позволяет купить тебе столько цветов, чтобы застелить лепестками хотя бы квадратный метр. А вспомни свою молодость, когда ты копил стипендию медицинского колледжа, когда ты ограничивал себя в чем только было возможно, чтобы в один прекрасный день сводить девушку в дорогой ресторан, пожить несколько часов в состоянии эйфории. А сейчас ты приходишь с работы, даришь жене, стоящей у плиты короткий поцелуй – он подобен супружескому ритуалу или привычке, ты просто знаешь, что, увидев ее вечером ты должен ее поцеловать, не так ли?
 - И что, по-твоему, вечной любви не существует?
 - Нет, она есть. Она есть на моей планете. Вам мешают ощутить ее ваши неправильные поступки, тебе будет понятнее, если я буду называть их грехами. Грехи пробивают брешь твоей невинности, и душа черствеет.
 - Душа? Вы верите в ее существование?
 - Конечно. И нашими учеными давно открыты ее тайны. Ее физические свойства. Душа как промежуточное состояние газа и охлажденной плазмы. Ее вес для человека в среднем составляет немногим больше тысячной доли грамма. Но это все неважно. Ее вес настолько мал, что ты ее даже не ощутишь. Но она составляет целостность всего человека. И наше тело, наш организма лишь как приспособление для жизни в условиях Планеты. Представь, если бы моя планета была бы совсем другой. Представь, что все физические величины были бы другими – число Пи было бы целым числом, например, 4,0… или физических величин бы вообще не существовало, и жители планеты смогли бы находиться на планете только в виде какого-то пятого состояния вещества. И чтобы просуществовать у вас, я бы, несомненно, принял облик идентичный вашему.
Так и тело. Тебе удобно уметь ноги, чтобы идти, легкие, чтобы дышать.
 - Извини, не знаю поймешь ли ты, но получается, все земные наслаждения – они ведь достигаются посредством контакта тела с чем-либо… получается, если верить религиозным учениям, после обретения вечной жизни, после того как у нас останется одна душа – мы лишимся всего этого?
 - Конечно. И даже эстетическое удовольствие… Например, просмотр хорошей картины – это тоже по сути плотское удовольствие. Ты наблюдаешь картину зрительными органами, они посылают сигнал в головной мозг, он срабатывает и заставляет организм выплескивать эндоморфины, немного адреналина, немного тестостерона, как это ни странно…
 - И как же мы можем достичь совершенства? Ведь получается, что любые положительные эмоции приводят к плотским удовольствиям?
 - Ты уверен в этом? Достичь совершенства – значит, отдать свое тело на распоряжение своей душе. Человек, получивший удовольствие от хорошего фильма или хорошей музыки не станет делать ничего плохого. Все это просто. Душа каждого человека чиста и правильна. Просто некоторые не умеют ей вовремя довериться.
 - Слушай, Проут. Наша беседа подходит к концу, и я хочу задать тебе один вопрос, самый важный… не знаю, сможешь ли ты на него ответить… Но что же делать, чтобы быть ближе к совершенству, к абсолютной победе добра над злом?
 - Ты знаешь, Добро никогда не победит Зло. Зло, причиняющее вред человеку – то по-своему право. Зло не бывает несправедливым, и оно причиняет боль только тому, кто ее заслужил. А вам нужно просто любить. Думаю, довольно банально прозвучит, кто-то однажды сказал великую фразу, может быть, ее автор и сам не понимал ее глубокого смысла, но… «Красота спасет мир». Человек должен любить красоту. И Человек должен быть красивым. Конечно же, я не говорю о внешней красоте.
 - Я понимаю тебя. Девочка-калека, обезображенная оспой, может быть намного красивее Мисс Мира.
 - По сути верно. Человек должен совершать красивые поступки, и должен жить красиво.

…Я чувствовал, что Проут тогда сказал мне нечто очень важное. Важное не только для меня, но и для всех нас. И мне было жаль, что эти слова услышал только я, ведь их должны услышать все. Конечно же, Проут обычный человек. Конечно же, нет никакой планеты Ка-Пэкс, ни в нашей галактике, ни в какой другой. Проут любит носить простую одежду, он есть бананы с кожурой, и всегда сидит абсолютно прямо, как первоклассник в школе. Но я видел людей, которые выглядели и вели себя еще более странно, чем он. Но меня будоражат его слова. Мне хочется говорить с ним еще и еще, мне кажется, что я узнаю великие тайны.

День третий. Последний.
Проут сказал мне, что сегодня на рассвете он улетит. Я приказал поместить его в комнату без окон… Смешно, но я как будто сам начинал верить, что он способен оседлать луч света и улететь…
Записи с диктофона. Разговор о боли.
Я зашел к нему в комнату, и он поднялся с койки. За моей спиной щелкнули замки и засовы.
 - Доброе утро, Проут.
 - Привет, Кевин. Надежная комната.
 - Извини, Проут… Я просто подумал что…
 - Все нормально. Я вас понимаю, и то, что вы заперли меня в подобной комнате, даже хорошо. Это означает, что вы хоть немного, но верите. Верите, что я способен улететь домой, что планета Ка-Пэкс существует… и все мои рассказы не плод моего, наш ваш взгляд, больного воображения. Ты боишься, что в окно попадет луч света, и я улечу вместе в ним? Кевин, ведь ты все-таки ученый, имеешь докторскую степень… Полная темнота – это тоже свет. Для меня – свет. Только его очень мало и он другого света, возможно, он очень медленный, гораздо медленнее света за пределами здания – но хватит его, чтобы пройти сквозь стены этой комнаты.
Я ожидал подобного, и мне стало немного стыдно за свой поступок. Он показался мне наивным. Поверить пациенту… Но пациент был не таким, как остальные. Он не мнил себя Фараоном, не считал себя украденным инопланетянами. Он лишь бы другим.
 - Скажи, как это, лететь сквозь световые годы?
 - Это больно. Больно не физически… Как будто ты остался один, а это всегда больно.
 - А что для тебя боль?
 - Люди могут приручить боль. У вас до сих пор рождаются люди, невосприимчивые к боли, но, как правило они не доживают до юношеского возраста, потому что боль организует человека, предупреждает его об опасности, внушает страх. Человек, обжегшись однажды, больше не полезет руками в огонь. У некоторых этот страх отсутствует. Боль полезна, и служит либо наказанием, либо предупреждением.
 - А как же душевная боль?
 - Ее не вылечишь лекарствами, ее появление порой непредсказуемо. У вас в клинике очень много людей, которых называют «душевнобольными», но подумай, Кевин, разве это так? Думаешь ли ты на самом деле, что у них болит душа? Какими признаками, по-твоему, обладает душевнобольной человек?
 - Его поведение не вписывается в общие рамки.
 - Подумай о том, что моя цивилизация намного развитее, чем ваша. И я ее стандартный представитель, и меня сразу же поместили в вашу лечебницу, сочли больным. А душа болит только у тех, кто несчастлив в чем-то. Маленькому ребенку не купили игрушку, молодому юноше не везет в любви, зрелому человеку не везет в работе – и у всех у них болит душа, разве с ней может что-нибудь случиться, если человек счастлив? Счастлив человек, считающий, что он Наполеон, это значит, что ему так комфортнее, ему это нравится, и он в это верит. Будет ли он счастлив, если ваши медицинские методы подействуют, и он вдруг поймет, что он никакой не Великий Император, а обычный человек, причем, если сравнивать его с другими – статус его не в пример ниже? Все эти люди откровенны в своих поступках и мыслях. И эта откровенность – первый шаг к приручению душевной боли. Но есть еще и позитивная боль. Она заставляет человека почувствовать себя живым и мыслящим. Человек, который не смог добиться взаимности, очень часто испытывает душевные муки, и гораздо хуже было бы, если бы он относился к этому равнодушно. Вспомни себя, подобные переживания всегда призывают к размышлениям, самоанализу. Ты несколько раз прокручиваешь в голове события и ищешь момент, где ты допустил ошибку. Ты взрослеешь и становишься умнее, переходишь на новый этап в жизни, и если ты все сделаешь правильно – то поймешь, что все что произошло, было к лучшему.
 - Люди очень боятся боли.
 - Да, это так. Пытки инквизиции были основаны именно на этом. Боль заставляла людей признаваться в том, чего они не делали. Это мощное оружие, способное манипулировать людьми. Она для многих страшнее смерти, вспомни исторические факты, когда «быструю смерть» нужно было еще заработать.
 - Давай обсудим такую ситуацию. В доме пожар, и там остался маленький ребенок. Случайный человек спасает его, но получает множественные ожоги. И какое бы обезболивающее ему не кололи в больнице, ему он все равно ощущает боль. Является ли она для него наказанием?
 - Человек довольно эгоистичное существо. Он будет знать, что совершил хороший поступок, боль лишь добавит смысла в произошедшее. Гораздо приятнее дарить, чем получать, и этот человек будет знать, что подарил кому-то жизнь. Он ощутит, что жизнь прожита не зря, и что в какой то момент он стал лучше. А что бы он ощущал, если бы им овладел страх, и он бы не кинулся в пламя, и ребенок бы погиб? Это было бы для него раной на всю жизнь, и душевная боль не прекращалась бы ни на минуту, физические страдания – пустяк по сравнению с душевными. Он это знал, и поэтому поступил именно так, как следовало. Это эгоизм в хорошем смысле слова, так что боль воспитывает в человеке правильные чувства. Ничто не может быть случайным, и страдающий человек в конце концов поймет, что сам сделал что-то неправильно, и попытается не делать в дальнейшем подобных ошибок. Тебе ведь известен термин «святой мученик»? Их терзали и убивали те, ради которых он и выносил эти страдания. И это было их предназначением, судьбой, поэтому они стали святыми – это было их благодарностью. Ведь позже люди все равно поняли и оценили их поступки.
 - Значит, за болью всегда следует счастье?
 - Ты понял общую мысль, Кевин. Если правильно пережить черную полосу, обязательно наступит светлая.

…А на рассвете Проут в самом деле улетел… Больничные скрытые камеры в его комнате показали, что он просто растворился в свете и исчез – это было красиво, пусть изображение на мониторе в комнате охраны было черно-белым. Проут сидел на краю койки, и вдруг лучи солнечного цвета разбились на мелкие частицы, которые тут же облепили тело Проута, и он утонул в них, а потом свет вновь собрался в единый луч и взмыл вверх, исчезая в порах гипсокартонного потолка.

Потом я почувствовал, что во мне что-то изменилось. А может он и был Мессией? Может, он был моим Ангелом, спустившимся с небес, чтобы открыть мне глаза?
Теперь я верил каждому слову Проута. Это не была та самая Вера, о которой он говорил, но я стал намного ближе к ней. И мне захотелось поступать правильно, как говорил человек с планеты Ка-Пэкс. Я почувствовал, что и в меня при рождении было вложено то Великое Знание, и что я был попросту слеп и глух – что еще немного – и я бы забыл о нем навсегда. Я хотел подчиниться этим законам. Я вдруг ощутил внутри себя эти тысячные доли грамма души, она управляла моим телом, и я знал, что внутри меня плещутся в экстазе гормоны – но это не важно, меня переполняла Любовь. Ни к кому-то в отдельности, и всеобщая, Вселенская Любовь.
На миг я осознал, что могу так же укротить солнечный свет и отправиться путешествовать по космосу, что я вдруг стал чьим-то ангелом. Мне хотелось донести до всех людей это великое Знание.
Не в силах стоять на ногах я сел на койку Проута, что еще хранила его тепло, и заплакал. Наверное, это выглядело немного странно со стороны – Немолодой человек, с уже пробивающейся сединой, в строгом костюме, плакал, бесшумно, лишь слегка подрагивали плечи и сползли вниз очки.

Вечером я шел домой пешком, вышагивая по рельсам железной дороги.
Открыв дверь я увидел стоящую у плиты жену, не говоря ни слова, я подошел к ней, обнял и прижался к губами к ее губам, впервые за десять лет я добавил в этот поцелуй немного больше страсти, и никогда поцелуй не приносил мне столько счастья. Жена на миг открыла глаза и посмотрела на меня так, как будто видит впервые. И, возможно, она увидела во мне того самого молодого студента, что давным-давно лез к ней на балкон, зажав букет цветов зубами.
 - Майк давно хотел посмотреть на звезды. – Сказал я вдруг. – Завтра мы повезем нашего сына в обсерваторию, он должен увидеть настоящую красоту.
За ее спиной было окно, и я увидел, как там, на горизонте, взмыл вверх метеорит, разбрасывая вокруг себя яркие лучи света.

Возможно, один из этих лучей и был Проут, человек с планеты Ка-Пэкс…

I’m hanging on your words,
Living in your breath,
Feeling with your skin

[Я обнимаю твои слова,
Живу в твоем дыхании,
Чувствую твоей кожей].

© Depeche Mode. “In Your Room”


Рецензии