Женщина в доме

          1.
У учительницы Зои Федоровны было молодое, подвижное и по-детски задорное лицо... А над ее пухленькими губками чернели нарисованные усики.
«Бред какой-то, — думал Мишка. — Откуда усики-то?!..»
— Ваш сын одно сплошное недоразумение! — жаловалась  учительница. — Он дерется на переменах с мальчиками, девочками и собаками!
«Собаки в школе?!..» — снова удивился Мишка.
— Для вашего сына нет ничего невозможного!.. — бушевала юная особа с указкой. — Я не удивлюсь, если завтра ваш Вовочка подожжет школу!
«Школа — ладно. Школу любой пацан запросто спалить может, — мучительно соображал Мишка. — А вот как Вовка ухитрился этой училке усики нарисовать, а?!..»
Зоя Федоровна тронула указкой плечо Мишки.
— Послушайте, о чем вы все время думаете? — не без ехидства спросила  она. — Вы умеете думать? Тогда попробуйте научить этому своего сына!
— Хорошо, — коротко согласился Мишка.
          2.
Дома, в комнате отца, толстенький Вовка долго рассматривал ремень на столе. Мишка задумчиво курил у окна.
— Все прощу, — наконец сказал Мишка сыну. — Только объясни мне, как ты усики учительнице нарисовал?
— Какие усики? — довольно искренне удивился Вовка.
— Выпорю, сукин сын! — грозно пообещал Мишка.
— Чей сын? — прищурился малыш.
— Ты, значит, на отца, да?!.. — зашипел Мишка — Ты так, да?!..
— Почему я?
— Больше всего не люблю, когда врут. Учти, буду пороть пока не признаешься! — Мишка взял ремень — Иди сюда, вундеркинд!..
          3.
На следующий день, после уроков, Вовка положил на стол Зои Федоровны большую коробку конфет.
— Ага, проспорил! — девушка радостно хлопнула в ладоши. — Выпороли все-таки, да?
— Не за что и выпороли, — вздохнул Вовка. — Вы усики сами себе нарисовали. А врать не хорошо.
— Подумаешь!.. И вообще, я и не говорила, что усики нарисовал ты.
— Тогда это провокация называется, — назидательно заметил Вовка. — При чем довольно хитрая провокация.
Зоя пожала плечами и открыла коробку.
— Класс!.. — восхищено заключила она, любуясь конфетами. — Кстати, отец тебя еще раз выпорет, за то, что ты у него деньги украл.
— Я не крал.
— Ага, вот ты снова врешь! — засмеялась Зоя. — А врунов нужно пороть больше, чем хулиганов. Потом сам спасибо скажешь…    
        4.
За дверью класса стоял Мишка.
Толстенький Вовка хмуро взглянул на отца.
— Все слышал, да?.. — спросил мальчишка.
— Иди домой, — тихо сказал Мишка. — Потом поговорим.
— Я посмотреть хочу! — заупрямился Вовка.
— Мал ты на такое смотреть, — Мишка подтолкнул сына к выходу. — Иди отсюда!..
           5.
Зоя положила в сумочку коробку конфет и, что-то весело напевая под нос, направилась к двери.
«Педагогика очень сложная штука, — размышляла про себя девушка. — А вранье довольно условное понятие. Например, если соврать во благо педагогике, то тогда...»
В пустом коридоре стоял рослый Мишка с ремнем в руках.
— Ой!.. — тихо выдохнула Зоя и попятилась в класс.
— Я это самое... — Мишка покраснел от смущения — В общем, надо... Понимаете? Потом сами спасибо скажете. Врать никто не имеет права!
— Я понимаю... — согласилась девушка, с кроличьим ужасом рассматривая ремень в руках Мишки. — Я только на минуточку, хорошо?
Она юркнула в класс и захлопнула дверь. На дверь тут же навалилась огромная тяжесть. Каблучки Зои заскользили по паркету.
— Я больше не буду! — сквозь горячие слезы отчаяния и стыда закричала она. — Давайте по-хорошему договоримся!
Мишка молчал. Через полминуты отчаянной борьбы он вошел в класс.
— Только не здесь, пожалуйста!.. — у Зои были огромные, жалобные глаза.
— А где?
Мишка не без участия рассматривал симпатичное лицо учительницы.
— Какой же вы тупой! — Зоя пришла в себя и в ее глазах вдруг появились чисто женские и воинственно-обаятельные огоньки. Она быстро спросила. — Кстати, что вы делаете сегодня вечером?..
          6.
Мишка пришел домой только после одиннадцати вечера.
Вовка смотрел футбол, сидя в отцовском кресле.
— Счет-то какой, сынок? — мягко спросил Мишка.
— Два — один, — Вовка взглянул на отца. — Наши проигрывают, пап.
— Балбесы, — безразлично сказал Мишка. — У нас пожевать найдется?
— Я картошку пожарил, суп сварил...
Мишка аккуратно повесил костюм в шкаф, чего никогда не делал раньше, и молча ушел на кухню. Вовка потерял весь интерес к футболу.
— Понимаешь, сынок, педагогика довольно сложная штука, — Мишка ел, стараясь не смотреть на сына. — Например, у вас в классе сколько?.. Тридцать хулиганов и двоечников. Короче, с ума сойти можно. А ремнем, оказывается, воспитывать никого нельзя...
— И вчера нельзя было? — напомнил Вовка.
Мишка виновато потупился.
— Подумаешь, два раза стукнул и то слегка!
— Три, — уточнил Вовка.
Мишка почесал тыльную сторону ладони.
— Два с половиной, — уточнил он. — И еще не известно, кого сильнее!..
          7.
Целый месяц Мишка возвращался домой не раньше двенадцати. Он долго стоял возле уже спящего Вовки, а потом вздыхал и целовал сына в пухлую щеку.
На чисто прибранной кухне Мишку ждал ужин. Иногда он заглядывал в дневник сына — там стояли одни пятерки украшенные замысловатой подписью Зои Федоровны.
Однажды Мишка вернулся домой не один. Рядом с ним стояла Зоя и чему-то радостно улыбалась.
— Это тебе, Вовочка! — сказала она, протягивая мальчику коробку конфет.
Вовка убито поблагодарил.
— Вот что, сынок, — решительно сказал Мишка. — Теперь мы будем жить втроем. Понимаешь?..
Вовка молча кивнул и поплелся в свою комнату...
          8.
— Нет, ты только послушай, что Вовка вчера написал в изложении: «Жирная акула проплывала мимо океана», — Зоя уткнулась лицом в подушку и захохотала. — Мамочки, я сейчас лопну от смеха!..
Мишка взял тетрадку сына и пробежал глазами несколько строк.
— Что поставишь? — улыбнулся он. — Двойку, да?
— Почему двойку? Пятерку, конечно! — Зоя с трудом уняла смех и прильнула к Мишке. — Ведь ты меня любишь, правда?
— Люблю, — Мишка поцеловал упругую щеку. — Но если честно, то раньше в школе я тоже не понимал, почему, например, Баренцево море называют морем. Ведь его не отделяет от океана суша...
— Лучше скажи еще раз, что ты меня любишь! — перебила Зоечка.
...Вовка почесал пальцем в ухе и отошел от двери спальни. Он включил свет в своей комнате и мучительно долго переписывал изложение… Чуть ли не до самого утра.
          9.
Вовка старательно тер шваброй пол. Зоя сидела в кресле, поджав ноги. Она ела конфеты и просматривала тетрадки.
— Вовочка, конфетку хочешь? — спросила она.
— Нет, — не оглядываясь, буркнул Вовка. — И «пятерку» тоже не хочу!
— Ну и глупо, — Зоя сладко потянулась. — Так, кажется, пора идти готовить ужин.
Она прошлепала босыми ногами на кухню. Все конфорки плиты были уже заняты кипящими кастрюлями. Зоя осторожно подняла крышку одной из них.
«Опять Вовка борщ варит! — фыркнула она. — Так, а тут у нас что?..»
Во второй кастрюльке тушилось вкусно пахнущее мясо...
«А мне что делать?.. — подумала юная жена. — Только хлеб нарезать, да?..»
          10.
Стрелки часов показывали половину первого ночи.
Мишка лежал, заложив руки за голову, и рассматривал потолок.
— Да, он меня не любит! — Зоечка нервно барабанила пальчиками по широкой груди Мишки. — Но зачем же ставить ребенка за это в угол?!
— Полюбит! — уверено сказал Мишка. — Почему он на тебя так смотрит?!
— Как?
— Как на чужую!..
— Ага!.. А полюбить меня Вовка должен в углу, да? — съязвила Зоя. — Пойми, я же только мачеха. Черт!.. Слово-то какое-то ненормальное — мачеха! — голос Зои  трагически дрогнул. Она на секунду задумалась… — Господи, что я могу дать Вовке кроме «пятерок»,  конфет и поцелуя в щеку?!
— Вовка должен тебя полюбить! — упрямо повторил Мишка.
— Дурак! — Зоя отвернулась от мужа и натянула на голову одеяло.
Она немного подумала и добавила:
— Вчера я в магазине была… Стою, перебираю свитера для мальчиков, а в голове вдруг мысль: «Может быть, подешевле купить?» Мишка, я кто после этого?.. Сволочная мачеха, да?..
Во рту было горько, как после шоколада... Зоя укусила подушку, но легче не стало.
          11.
Возле детской больницы рядом с автобусной остановкой на скамейке сидела женщина. Она громко рыдала, уткнувшись лицом в ладони. Прохожие бросали испуганные взгляды на женщину, потом на большую вывеску «Детская больница № 18» и торопились пройти мимо.
Зоя вдруг со страхом почувствовала, как у нее отяжелели ноги. Она замедлила шаги... Чужое горе казалось настолько огромным, черным и тяжелым, что это мешало дышать.
Неожиданно двери больницы с шумом распахнулись и на улицу выбежал человек в белом халате с красным от злости лицом.
— Я же вам уже двадцать раз сказал, что с вашим сыном все будет хорошо! — закричал он женщине на лавочке. — Вы нам всех больных тут распугаете!
Незнакомка подняла лицо... У нее были заплаканные, светлые и счастливые глаза.
— У меня скоро крыша от вас поедет! — продолжал бушевать врач. — Идите и радуйтесь подобным образом где-нибудь в другом месте!..
Зоечка облегчено улыбнулась.
«Но как же она плакала!..» — подумала она.
Потом Зоя вспомнила, что снова забыла купить Вовке свитер. Мысль обожгла так, что молодая женщина невольно поежилась.
Прежде чем войти в подъезд, Зоечка долго рассматривала окна своей квартиры...
           12.
На следующий день Мишка выгнал сына Вовку из дома.
На столе лежала любимая Мишкина книга «Автомобиль — своими руками», а рядом с ней громоздилась целая горка самолетиков сделанных из страниц книги. Крылья самолетиков украшали по-детски большие красные звезды.
— Пусть идет куда хочет!..  — Мишка расхаживал по комнате, заложив руки в карманы брюк. — Подумаешь, испугал!.. А эту книгу, между прочим, мне еще мой дед подарил. Лучше бы этот маленький негодяй мой гараж сжег!..
Вовка укладывал свои вещи в маленький чемоданчик, с которым ездил летом в деревню к бабушке.
Зоечка стояла возле окна и безучастно смотрела на улицу.
— Иди-иди, тебя никто не держит! — Мишка подошел к Зое и остановился рядом — И без тебя как-нибудь проживем... А ты живи у бабушки!
Гнев Мишки таял прямо на глазах.
Он посмотрел на  жену и спросил:
— Я правильно говорю, да?
Зоя ничего не ответила... У нее было напряженное лицо и какие-то странно тусклые глаза.
Вовочка ушел…
На дороге к автобусной остановке он появился через пару минут. Мальчишка шел медленно, опасливо посматривая на большую черную собаку возле киоска. Маленькая фигура Вовки, казалось, стала еще меньше. Собака подошла к мальчику и понюхала чемодан. Вовка затравленно оглянулся...
У Зои задрожал подбородок. Она машинально провела рукой по лицу и вдруг поняла что плачет.
Мишка все еще стоял рядом. Окурок обжигал пальцы, но он не обращал на боль никакого внимания.
— Он, это самое... — глухо сказал Мишка. — Он вернется…
— Дурак! — громко крикнула Зоечка и бросилась к двери...
          13.
— Вовочка, солнышко мое!.. — Зоечка рыдала и смеялась одновременно. — Прости меня, прости, пожалуйста!
Ее губы крепко и торопливо целовали потупленное лицо Вовки.
Зоя стояла на коленях на мокром асфальте и на нее оглядывались прохожие.
— Я хотела, но я не могла... Я знала все, но я не знала как... Я любить не умею! — сбивчиво, глотая слезы, говорила Зоя. — Я же просто мачеха, понимаешь меня?.. Это как заколдованный круг, из которого нет выхода. Ты еще маленький, но ты поймешь потом... Ты обязательно поймешь и простишь!.. Простишь, что я любить не умею!..
Слезы вдруг хлынули неудержимым потоком и у Зои задрожало лицо.
— Я любить не умею!.. Я любить не умею!.. — уже во весь голос со звонким надрывом закричала она. — Я все знаю, но ничего не умею!.. Я могу научить любого, но я же ничего не умею сама!.. Пороть нужно таких учительниц!.. Пороть их до тех пор, пока они сами хоть чему-нибудь не научатся!.. — женские ладони, судорожно сжимающие Вовкину куртку, стали трясти мальчишку. — Я любить не умею, понимаешь?!..  Я же даже борщ варить не умею!.. Вовочка, прости!!..
Старушка с авоськой осуждающе покачала головой.
— Довел мамашу, шельмец! — сказала Вовке старушка. — Правильно вас «тинэйджерами» называют. Это же не дети, а крокодилята какие-то!..
Вовка наконец решился взглянуть в заплаканное и удивительно счастливое лицо Зои...
Зоя встала и потянула Вовку за собой.
— Идем, Вовочка!.. Идем же!..
          14.
Зоя сидела в Вовкиной комнате и весело рассказывала ему, как в прошлом году она работа воспитательницей в детском летнем лагере. Вовка слушал молча, изредка и смущено улыбаясь в ответ.
— Представляешь, меня тоже ночью измазали пастой! — счастливо смеялась Зоя.
В комнату вошел бледный, как полотно Мишка. В одной руке он держал бумажный самолетик с красными звездами, в другой «учительскую» авторучку Зои.
— Это ты, оказывается, сделала?.. — ошарашено спросил Мишка, протягивая перед собой обе улики. — А зачем, а?!..
Зоя замолчала и покраснела до кончиков волос.
— Бред какой-то! — повысил голос Мишка. — Я же сына родного из-за тебя чуть из дома не выгнал…
Вовка вскочил и схватил отца за руку.
— Пап, поговорить нужно! — он потащил за собой отца. — Ну, пойдем же!..
Мишка слабо упирался и смотрел на жену остекленевшими от удивления глазами.
— Нет, ну зачем?!..
          15.
Прошел еще час…
Вовка сел за стол и пододвинул к себе стакан с горячим чаем.
— Ну, что?.. Не плачет больше? — Мишка с надеждой смотрел на Вовку.
— Нет, — Вовка сделал осторожный глоток. — Она уже спит.
Мишка облегчено вздохнул.
— Да, сынок, женщина в доме... Это такая штука... Очень сложная, в общем, штука… — Мишка виновато улыбнулся. — Зойка мне говорит, мол, я Вовке кто?.. Только мачеха. А мачехи не плачут, это любой дурак знает. А тогда любить как?..
— Да понял я все, пап — перебил отца Вовка. — Еще, когда из дома уходил, все понял…
Мишкина улыбка стала шире…
— Да-да… Она ведь и полюбила тебя, сынок, когда ты уходил… Маленький, толстенький и совсем несчастный… Мол, выгнали малыша. Конечно, это почти такая же провокация, как тогда с нарисованными усиками, только что же еще Зойке оставалось делать?..
Мишка немного помолчал.
— Кстати, Вовка, ты как насчет братика, а?.. Возражать не будешь?
— Не буду.
— А если еще сестричка появится?
Вовка поперхнулся чаем.
— Пап, ты мне на шею еще детский сад повесь! А уроки я, когда делать буду?!
— Подумаешь!.. Ты итак одни пятерки получаешь, — отмахнулся Мишка.
— Получаю... Только акулы мимо океана все-таки не проплывают.
Дверь тихо скрипнула. Мишка и Вовка вздрогнули и оглянулись.
Кот Василий смотрел на людей желтыми, вопрошающими глазами.
— Да-а-а, женщина в доме это тебе, сынок, не это... Как его? — Мишка замолчал и посмотрел в окно. — Не кошка, в общем!..
На небе уже светили огромные, ночные звезды.
— Женщина в доме — это как целый мир, наверное... — сказал Мишка.
Вовка ничего не ответил, а только молча кивнул головой...


Рецензии
Раскрыли целый мир одной семьи. Настолько живые, непосредственные диалоги! Столько житейской мудрости в, казалось бы, обыденных фразах. Замечательно!

Ирина Бабич   11.05.2015 22:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина!:)

Алексей Котов 2   13.05.2015 11:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.