Эфиопские детишки... Эфиопский дневник 61

В госпиталь прислали ещё одного хирурга – кубинца Рональда.  Ему лет под сорок, имеет достаточный опыт. Передал ему  половину дежурств по экстренной помощи и половину больных хирургического отделения (человек 150).  Таким образом, у меня появилась возможность после работы (после 4 часов дня) в некоторые дни пройтись по городу, посмотреть достопримечательности.
 
Продолжаю выполнять свой план: ежедневно  оперирую одного тяжёлого больного и 6 – 7 остеомиелитов костей после огнестрельных ранений.    Директор госпиталя – терапевт  снова предложил закрывать 2 – 3  свища  в день. Я возразил: - «За   3  месяца прооперирую всех этих больных. Но есть ещё множество других, которых надо срочно оперировать! Важно – не упустить ни одного больного! Иначе не избежать осложнений!» 

- «Но нам надо поскорее всех их выписать из госпиталя! Надо освобождать места для новых поступлений!» - настаивал он. Пришлось объяснить ему, что и в  сложных случаях торопиться нельзя. Рассказал русские пословицы о вреде чрезмерной торопливости. Слушая их в английском варианте, он смеялся, потом согласился, что торопиться надо обдуманно, «не торопясь…»

Вскоре Рональда сменил другой кубинец - хирург Нельсиду -  молодой,  лет 26 – 27.  До этого работал в Анголе.  Взял его на операции по поводу остеомиелита (воспаление) костей, которыми он раньше не занимался. И потом он этих больных стал оперировать  самостоятельно.

В госпитале первый этаж главного корпуса – палаты Люкс. Бывший полковник бывшей императорской Гвардии лежит  в одной из них. Ежедневно осматриваю его.  Во время обхода он иногда высказывает свои взгляды.  Молча выслушиваю его острые реплики, высказывания,  никак  не реагируя. Все эти «разборки» - внутреннее дело эфиопов.
 
В один из обходов, когда что-то его раздражало, полковник не сдержался: - «Революция – это дикая резня по уничтожению всех инакомыслящих в борьбе за власть… Одна «волна любителей власти»  сметает другую, уничтожая своих предшественников…»  -  высказывал он свои взгляды…

В другой день на обходе он в полголоса говорил, пока я его осматривал: - «Революция – это агрессия группы вступивших в сговор людей. Они применяют дезинформацию, запугивание, террор…  Уничтожают всех инакомыслящих  с целью захвата власти и её удержания любым путём… И всё это во вред остальному народу… Они готовы уничтожить всех несогласных  для устрашения и  в назидание уцелевшим…»

Когда он спросил меня – что я думаю о его мыслях и высказываниях, я спокойно, не торопясь, ответил:
- «Я – врач… Политикой  - не  интересуюсь … Моё дело – лечить больных…
 Медицина - всегда нейтральна…  Врачи лечат людей независимо от их убеждений…   Медицина решает проблемы  больных людей…   По-моему,    врачам политика не интересна,  заниматься  ею – дело политиков…»
 
Тогда полковник поинтересовался моим мнением о произведениях Достоевского. Мой ответ был  прост: - «Не располагаю временем для занятий психоанализом! Слишком много медицинских проблем  приходится постоянно  решать …»
 
- «А что думаете о Чехове, Льве Толстом?»
- «Люблю этих писателей! Перечитывал много раз…» Оказалось, что он читал и других русских классиков (на английском языке). Но это были даже не разговоры, а реплики полковника. Я старался на них не реагировать… Он был в восторге от поэзии Александра Сергеевича Пушкина.  В этом  наши мнения  полностью  совпали.…

На дверях палат Люкс были приклеены отпечатанные стандартные красочные листочки с  надписью по-английски: «Ethiopia tikdem!»  Я не обратил на них внимания. Потом, придя домой, взял словарь и стал искать слово  «tikdem!»  Найти его не удалось. Подумал: – «Видимо, местный диалект!»

На следующий день спросил Медицинского Директора об этом слове, но тот перевёл тему. Затем спросил  у эфиопского персонала, но они промолчали. Тогда – на обходе спросил полковника… Тот сразу ответил:
- «Это значит – «Эфиопия превыше всего!» И тут же спросил – что я об этом думаю. Ответил ему:

– «Для меня, русского – моя Родина - Россия, СССР – превыше всего! Для человека другой страны – превыше всего его Родина… Для – эфиопа – Эфиопия важней всего… Это – понятно…»  На это он тихо сказал, что «tikdem»  считают национализмом… А я подумал – что это дело эфиопов решать так или иначе – что для них превыше всего…
 
В один из вечеров на дежурстве сделал работу,  было всё спокойно. Решил было часок почитать английские хирургические журналы, как из приёмного отделения в комнату дежурного врача   пришёл хелс-офисер и сообщил:
- «Вас ждут больные!» Но я только что принял всех хирургических больных, разобрался со всеми из них. Сказал  ему:
- «Но я только что закончил приём больных. Больше никого не было! Так что случилось?» 
- «Больные  пришли, ждут!» - без комментариев повторил хелс-офисер.

Оказалось,  что в приёмном отделении ожидает приёма более десятка эфиопок. Они были с маленькими детьми – от грудных до 4 – 5 летнего возраста.  Сказал хелс-офисеру:
- «Детей в госпитале принимает  ежедневно женщина-педиатр… Почему же не повели детей к педиатру? Я – не педиатр, а хирург…К тому же, как они добираются в Госпиталь в комендантский час?»

- «Добраться ночью в госпиталь - это для них не проблема! Имеются ночные пропуска… Это жёны военных, полицейских, их дети. Доктор, они пришли  на приём – к  вам… Просят принять…»
- «Раз просят – приму…»

- «И у вас, доктор, имеется разрешение на передвижение ночью. Это записано по-амхарски в удостоверении личности, выданном Администрацией… Но вам лучше ночью, в комендантский час перемещаться на «Амбулансе», с шофёром… Шофёр объяснит всё патрулю… Ведь вы слабо знаете амхарский язык…

Не оставалось ничего другого, как заняться этими детьми. Пришлось вспомнить педиатрию! Многие из детей были простужены. У некоторых – бронхит. У кого-то и пневмония! 

Дети терпеливо сидели на коленях матери, ожидая своей очереди. Терпели,  пока я их осматривал, выслушивал, назначал лечение.  Спокойно наблюдали за моими действиями и персоналом… Тут же медсестра выдавала пациентам необходимые лекарства... У них была необходимая страховка для бесплатного получения лекарств…

Для детей дозировка лекарств не простое дело. Расчет дозы ведётся по возрасту в годах. Если ребёнок   до года – по месяцам, а у новорождённых - даже по дням… Каждому ребёнку такой расчёт нужно делать индивидуально. 

Потом  этих женщин с их детьми развезли по домам мужья на полицейских машинах. В следующее моё дежурство прибыло уже около двух десятков женщин с детьми. И так – каждое дежурство. Делать было нечего -  по ночам помимо хирургических больных, операций пришлось заняться и этими детьми. Зато,  когда  шёл по улице,  узнавали буквально все полицейские Аддис Абебы и здоровались, поднимая руку.   

Но для «карманников» это не было помехой.  В один из дней, когда мы шли с женой по улице в густой толпе, я снял  солнцезащитные очки и положил в карманчик рубашки на груди. Навстречу буквально промчался парнишка лет 18, еле коснулся моей рубашки плечом, даже не поднял руки – а очков у меня как не бывало! И как он умудрился так ловко их вытащить?!

Парень мчался с такой скоростью, что почти столкнулся со мной, но в последний момент отвернул в сторону и мгновенно скрылся в густой толпе пешеходов! А я уже приготовился достойно встретить плечом удар от столкновения… Парень ловко отвлёк моё внимание! Больше я не пользовался очками.

И буквально пройдя несколько шагов,  встретил Жору, преподавателя Университета, увлекающегося фотографией. Он, как обычно,  держал на ремешке прекрасный фотоаппарат – «Канон»  с телеобъективом. Рассказал Жоре о происшествии с моими очками… Жора согласился, что надо быть осторожнее, внимательнее на улице… Так недолго лишиться и фотоаппарата…


Рецензии
Любовь и ненависть - подруги? Или все глупости все же не от ненависти, а от чего-то другого, о чем иногда думать не хочется - от социальных проблем?
Но я порадовалась за вас и за себя. Мне не стыдно за своего соотечественника, лечившего чужих дядек и детишек. Но главное - читать интересно. А то такие откровения на сайт выкладывают... Выпивка да разгул, и такие командировки у наших случаются. Удивительно разные русские люди. Одними гордишься, другим - удивляешься.

Светлана Словцова -Канакина   11.05.2010 19:30     Заявить о нарушении
Спасибо большое за понимание! Пишу только то, что сам видел или пережил...
С теплом, Гавриил

Гавриил Иваниченко   12.05.2010 00:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.