Про 1 Мая, Петра 1 и немного про ответственность

 

Как известно из истории государства Российского праздник первого мая ввел Петр Алексеевич Романов.
Еще из истории известно, что Пете очень нравилось на кукуе бывать (компактное место проживание иностранцев в Москве - не только немцев, понятное дело). Из книги в книгу однотонно и официозно пишут (и переписывают) следующее: "Обычай ... праздновать первый день весны шел со времен Петра Великого ... предание гласит, что здесь было первое становище немцев, … приехавших в Россию и поселившихся в Немецкой слободе, известной под финским названием «Кукуя». Сюда на новоселье немцы собирались вспоминать свой праздник "первое мая". Любопытство привлекало сюда и русских, у которых впоследствии и обрусел этот чужестранный праздник...". (М.И. Пыляев. Старая Москва). Далее обычно описываются фейерверки, меню столов, количество людей, балаганы и всякое такое - чинно и культурно. И описывается всегда одинаково. Плюс-минус.
 (Я привел цитату из  Пыляева, потому как его книга на глаза первая попалась, потом просмотрел многих других авторов – все тоже).
Однако есть некие заморочки в такой версии. Неувязки, если хотите.

Неувязка первая.
Русские люди времен молодого Петра на кукуй не шибко заглядывали, а уж тем более к Лефорту. Пьяниц народ не любил. Да-да!! Дело в том, что русские пили канонично (если можно так выразиться). То есть сугубо по праздникам, с разрешения церковных властей и без: "в доме Лефорта началось дебошанство, пьянство такое великое, что невозможно описать, и что многим случалось оттого умирать. И от того времени и по сие число и доныне пьянство продолжается, и между великими домами в моду пришло...". (Так писал Борис Иванович Куракин, между прочим сподвижник Петра). Вдобавок, на кукуе "табак пили". А это уже ближе к чертовщине на то время! Так что байка о заходе русских людей на праздник первого мая - байка и есть.
Не все "немцы" конечно, пьянствовали до смерти и дебоширили до полусмерти. Не все. Но, во-первых, Петр заходил именно к этим, а во-вторых, а был ли праздник, если и был, то шо таке за праздник?

Неувязка вторая.
Смысл праздника. Не будем нырять в глубины истории, и выяснять происхождения этого праздника, ограничимся концом 17 века.

Итак.
Словаки, богемцы, чехи, поляки, русины, немцы, венгры, ирландцы, англичане и т.д. отмечали  праздник весны первого мая почти одинаково. Танцевали вокруг украшенного шеста или зеленого дерева. Сажали деревья. Так как в ночь с 30 апреля на первое мая по поверьям собиралась нечистая сила на горе (хошь Броккен, хошь Лысой) с целью годовой разработки дальнейших планов по деморализации человечества, то жгли костры, выметали и жгли мусор. Прогоняли животных средь двух огней. Сами проходили (ручеек). Короче занимались превентивными мерами по отношению к будущей зловредной деятельности нечистой силы.
Ну и конечно ели, пили, гуляли, веселились. Как же без этого-то!
Это народный праздник (у славян Живин день) возращения весны и изгнание зимы (иногда в олицетворении нечистой силы, иногда нет). Вот именно, что народный.
(В советском союзе, кстати, трансформировался сей праздник в городе не в «мир, труд, май», а в открытие дачного сезона).

Неувязка третья. 
Народный. То есть как пишут  -  «… стал любимым народным праздником». Вот те раз! Что творил Петр и его собутыльники понятно, читали. Как праздновал народ, тоже читали, понятно. А как же это совместили-то? Может позже, после Пети уже народ стал так праздновать?  Типа попривык вроде как, цари пьють, ну и давай!
Может во времена его дочери Лизаветы Петровны? Читаем того же Пыляева: «Так в 1756 году здесь было столько народу, что прогуливаться не было возможности. Карет было… более тысячи». Да. Действительно. Как же без карет-то народу?
Идем дальше. Екатерина? «…кроме описанных удовольствий на старинных гуляниях, можно встретить и «собачью комедию». С такою ученою комедию на Москве в 1766 году был итальянец Иосиф Швейцер* (итальянец? м-м-м – П.Р.), с некоторым больших и малых собак, приученных к разным «удивительным действиям», давал он представление в Немецкой слободе, в доме Графа Скавронского».  А-а… Ну понятно все! Там кареты, здесь дом Графа! Чего уж там! Вали народ, зырь собачек ученных!
При Александре может быть? «На это народное гуляние приезжали почти все тогдашние вельможи и разбивали здесь свои турецкие и китайские палатки (народные, надо думать – П.Р.) с накрытыми столами для роскошной трапезы и великолепными оркестрами». И там же из Пыляева: «для акомпанимента (так в тексте - П.Р.) поющих и пляшущих поклонников алкоголя!». 

Вот уж воистину: «утром мажу бутерброд, сразу мысль: а как народ?»
Где Народ с его Народным праздником? Где? Может все-таки писали про это? Как-то упоминали народ и истинно народный праздник?
Упоминали. Да. Только по поводу масленицы, а не первого мая.

Масленицу Петр испохабить не смог, хотя и старался: «… в ногах у него сидел Бахус на бочке. За ним следовала свита пьяниц, замыкаемая шутом…». Важно вот, что. Масленицу практически одинаково праздновали и низы и верхи. И причины этого кроятся в архаичности праздника и неком церковном наложении на языческий обряд: перед постом гуляй, братва! И гуляли. Как могли. Кто с икрой и бужениной блины трескал, а кто с воблой и требухой. Но ведь и постились потом все! (Ну… так или иначе).
А вот первое мая… Его ведь с вечера на ночь и на весь день следующий празднуют! Какие уж тут наложения! Церковный праздник? Ночью? Ну-ну!

А, вот, нашел! У И.Е. Забелина «… но, напротив, принимало самое живое личное участие во многих забавах простого народа (наконец-то!!!! Где забавы, дайте мне забавы простого народа! - П.Р.). Гуляние того времени еще во многом сохраняли те первобытные черты, в которых вполне отражалась старинная жизнь (ура, ура, что же дальше Иван Егорович?), со всеми особенностями и оттенками; эти главные черты были: пьянство, пляски, кулачные бои и т.д.».
Приплыли.

Ну спасибо Вам Петр Алексеевич Романов. За простую и главную черту в забаве простого народа: пьянство. И «первобытную» к тому же. И за трансформацию праздника в день пьяного отдыха тоже мерси. 
Ладно, покончим с царским режимом. Поверьте, ничего не изменилось в описаниях празднества первого мая вплоть до революции. А что же при советах?

А вы знаете, изменилось!
Ну, во-первых, поменяли название. Международный день солидарности трудящихся. Это в память шести чикагских рабочих, погибших при забастовке и еще четверых, приговоренных к смертной казни. (К слову сказать, во всем мире он до сих пор отмечается под названием – День солидарности рабочих мира). 
Ага! Вроде не день «памяти Петровских попоек и увеселений»! Народ-то трудовой! Может, всплывет старое, древнее, архаичное?
Ага. Ждите.
Во всех источниках по поводу первого мая (статьи, брошюры, литературные книжки для взрослых и детей, интернет статьи и т.д.) есть обязательное упоминание о двух вещах. (Я не беру демонстрации и так далее).
Первое. Маёвки. О! Это… Это…  «Нелегальное революционное собрание рабочих устраиваемое обычно за городом в день 1 мая». Может так и было. Собрались на природе, посидели нелегально, поговорили и разошлись. А может и разогнали. А может и не так.
Как-то один раз мой знакомый спросил у меня, поеду ли я на майские на «пихник». Слово такое я тогда не знал, однако уловил общий радостно-алкогольно-сексуальный фон! Для перестраховки спросил: «на маевку, что ли?». И вы знаете, мы друг-друга очень даже поняли неплохо, а поэтому подготовились одинаково основательно, забив рюкзаки… ну, я думаю, вы понимаете.
Второе. Не менее важное упоминание для нашего повествования. «В СССР первое мая действительно стал праздником для трудящихся, получивших на празднование этого дня два выходных».
Тут, я думаю, можно и без комментариев обойтись.
Справедливости ради, заметим, что многие пользовались выходными для поездки на свои 6 соток. Так что при советах, хоть как-то праздник напоминал день плодородия и труда.


Итого.

Обычай праздновать первый день весны пошел не от Петра. Праздновать, а не «дебош и пьянство великое на дней много учинять».

Ни какой это не обрусевший чужестранный праздник. Праздник этот многих. Так что сохранилось в названии верное слово: «международный».
 
Начиная от Петра и далее дворянство (по началу только оно, как элита) праздновало «день пьянства». Маёвку (а что вы смеетесь? – это слово не с 17 года пошло, а раньше гораздо и означало… сами знаете что). Ближе к нашему времени присоединились чиновники, мещане, купцы, «всяческий люд услужливый». То есть небольшой процент от населения огромной страны. Это те, кого Забелин почему-то считал народом и писал «первобытные черты», которые есть «пьянство, пляски, кулачная…».

При советском союзе ни хрена не изменилось содержание. Если не считать энное количество людей, для которых революционное содержание и форма такого праздника действительно имели значение, то для всего народа «маёвка» и «два выходных».

В деревнях до сих пор отчасти соблюдают некие ритуалы праздника. Да. Правда, сопровождая такими загулами!!! (Справедливости ради добавим, что не везде, конечно).

«Достойное»  начинание Петра въелось так, что тремя щелоками не вымоешь! И не обязательно пить много на праздник. Тут сама суть в другом: Праздник – халява – работа побоку.   


Я к чему все это писал-то? А вот, пожалуйте диалог вчерашний (с владельцем годовалого азиата, распущенного до безобразия):
- Добрый день. Мы завтра не сможем заниматься, праздник все-таки, уезжаем на дачу денька на 4.
- Та-а-ак. Понятненько. Ну и как у вас успехи в борьбе с сепаратистскими настроениями вашего зверька? 
- Да, да! Знаете, он перестал на нас рычать почти, команду «лежать» делает хорошо, но не всегда, правда. Только вот… Иногда не подходит, и рычит возле миски, не начнет есть, пока все не отойдут.
- Ё-моё, блин комковый! Ну я же вам прошлый раз объяснял, что нельзя с такой собакой в ближайшую хотя бы неделю делать пропуски по занятиям! А вы еще его и на дачу везете! Вольер есть?
- Не, а зачем ему? Он добрый в принципе!
- Он свои нынешние принципы, через год вместе с зубами и мышцами поменяет на другие! Представляете, что будет?
- Ну…, да (легкий вздох). Так ведь первое мая!!!
- Ну и что? Поводите хороводы возле шеста, водой холодной облейтесь, ночью духов злых повыметайте, дерево посадите….
- ?????
- Ладно. На вашу ответственность, которая, как я посмотрю, с приближением праздника куда-то улетучилась. Но учтите, собаки праздников не знают. Такие как ваш N сам себе праздник устроит. Вне графика. Звоните, как приедете….

А потом я подумал, а ведь и вправду может праздник он им устроить. Тьфу, тьфу, тьфу. Кто знал, что песик начнет прессинговать владельцев ближе к празднику весны и труда? Вот начали бы с ним заниматься месяцев с трех, четырех – глядишь, и «обострения» (случись таковые) купировали бы сами. Может быть. С такой-то ответственностью перед собакой? Эх! Но это тема отдельного разговора. Не праздничного.


*
Вот откуда пошли корни «итальянской дрессировки»! Это я так, мысли в слух!
   
Литература.
М.И. Пыляев. И.Е. Забелин. А.Н. Толстой. А. М. Буровский. А.К. Брикнер. 


Рецензии