Из дымных, грохочущих дней

О Великой Отечественной войне написано бессчётное количество книг, снято множество кино- и телефильмов, опубликованы десятки тысяч статей. Но тема эта, как и память народная, не иссякнет никогда. Особенно ценны воспоминания рядовых участников сражений, очевидцев грозных и великих событий. В историю города Чехов вплетена одна небольшая ниточка из большой судьбы Заслуженного врача России, почётного гражданина города Малоярославца Ивана Васильевича Пышного…

"В ночь на 22 июня я дежурил "без права сна" – был такой вид армейского наряда. И вдруг около 4 часов ночи раздался сильный грохот. Смотрю – идёт капитан, дежурный по полку. Задаю ему вопрос, он отвечает, что в расположенных по соседству карьерах ведут взрывные работы. А я как-то сразу усомнился – зачем обязательно вести взрывные работы ночью, зачем в выходной день, для этого можно было бы найти время и получше…", – так описывает в своих воспоминаниях начало Великой Отечественной войны Иван Васильевич Пышный.

    Большая часть военной биографии Ивана Васильевича связана с 17-й стрелковой дивизией. В её составе он прошёл боевой путь от московских рубежей 1941 года до окрестностей Кенигсберга, где и встретил Великую Победу.

Повороты судьбы

    Вряд ли паренёк из украинского села Стемпивка, стоявшего на самой границе Хмельницкой и Винницкой областей, думал о том, какая непростая, но славная судьба ждёт его. Ещё во время учёбы в школе он мечтал стать врачом. Его отец был инвалидом и часто мучился от болей. Глядя на его страдания, Иван и принял решение посвятить себя медицине. Закончив в родном селе семь классов, он отправился в Винницу, для того чтобы продолжить своё образование в фельдшерской школе. Обладая хорошим запасом знаний, приёмные экзамены Иван сдал легко, и его зачислили на вновь открывшееся престижное зубоврачебное отделение. Примечательно то, что это произошло вопреки воле самого Ивана: он-то хотел стать фельдшером. Но его, как показавшего хорошие результаты при поступлении, уговорили пойти учиться именно на зубного врача.
    После учёбы Иван Васильевич работал на Полтавщине, на которую он всегда очень хотел поехать. Мечтал Иван своими глазами увидеть те места, которые описывал его любимый писатель Н.В. Гоголь. Оттуда, с полтавской земли, его и провожали в 1940 году в армию.

    "Вскоре подошла для меня пора служить в армии. Товарищи по работе устроили мне тёплые и сердечные проводы. Вручили подарок – украшенную чудесной украинской вышивкой рубашку. Звали после службы возвращаться к ним обратно. Но жизнь готовила для каждого из нас совсем иное будущее" – это строки из воспоминаний Ивана Васильевича Пышного.

    В октябре 1940 года он прибыл в город Сталинград, в 129 стрелковую дивизию, где не сразу попал на офицерскую должность. Сначала он по-настоящему узнал, что такое военная служба, так как командование направило его в полковую школу. Там курсанты занимались физической подготовкой, совершали длительные тренировочные маршброски, обучались стрельбе. Было трудно, но потом, когда оказался Иван Васильевич в горниле войны, то по достоинству оценил полученную физическую и моральную закалку. Результаты в боевой и политической подготовке Пышный показывал отличные, и поэтому командование хотело направить его учиться дальше – на политрука. Однако судьба распорядилась иначе.

    Из воспоминаний И.В. Пышного:
    "Но тут произошёл неожиданный поворот. Я простудился, заболел, попал на излечение в госпиталь. А уж там мою судьбу решили военные медики. Я был оставлен для дальнейшего прохождения службы в полковой медсанчасти".

    Именно в ней, в должности военфельдшера, Иван Васильевич встретил начало войны…

Наравне со всеми

    В те роковые дни пришлось ему, что называется, хлебнуть лиха. Девятнадцатилетний юноша познал все тяготы первого, самого страшного периода Великой Отечественной. Медсанчасть вместе с остатками разбитого полка отступала от города Дорогобужа Смоленской области. Шли под бомбёжками, обстрелами, теряя боевых товарищей. Но не убегали трусливо, а отчаянно сопротивлялись, даже не думая о том, останутся в живых или нет. Случалось, что и Иван Васильевич брал в руки пулемёт и наравне с другими бойцами отбивал атаки врага.
    Тяжкое тогда было время. Спасало то, что мирное население всячески помогало отступавшим частям советской армии. Делились последним куском хлеба, предупреждали о немецких засадах, о предателях, которые могли бы сдать солдат в руки врага.
    После выхода из окружения группу, в составе которой был Иван Васильевич, отправили в формировавшийся 186-й запасной полк 43-й армии. Он практически полностью был составлен из тех, кому удалось выйти из окружения. По словам Ивана Васильевича, кормили и одевали их неплохо, а вот с оружием было туговато.

    Из воспоминаний И.В. Пышного:
    "Вот прибывает пополнение – человек 300. На всех-про всех – не более десятка винтовок. Встречает пополнение старший политрук, идёт собеседование. "А когда же нам выдадут оружие?" – спрашивает немолодой уже солдат."Какое оружие? – сурово хмурится политрук. И тоном, не терпящим возражения, отчеканивает: "Оружие в бою, у немцев возьмёте". Солдат больше ничего не спрашивает: он понял – в бой ему предстоит идти с голыми руками…".
    Второго октября 1941 года немецкая авиация нанесла сильнейший бомбовый и наземный удар по позициям 43-й армии. Началось отступление. 186-й полк отошёл на Нарский рубеж обороны. "Противник в количестве до полка пехоты занял деревни Леоново, Тунаево, Марфино, Жуково. 186-й полк занял оборону на рубеже Кармашовка-Дубна-Ермолово, что на 8 км западнее Лопасни. Разведка велась на рубеже деревень Дмитровка, Стремилово и Бегичево" (цитата из Интернет-энциклопедии г. Подольска, автор статьи И.А. Красильников). Медсанчасть, где служил военфельдшер Пышный, отходила в северо-восточном направлении, через Алексин.

Вот так описывает эти дни Иван Васильевич:
    "Движение наше на восток в те осенние дни 1941 года не было беспорядочным бегством – оно было отступлением людей, рассчитывающих продолжать борьбу с врагом и сурово на неё настроенных. Командиры и политработники частей чётко знали место, куда они должны прийти – для нашего полка, как потом оказалось, это был город Лопасня неподалёку от Серпухова. Прилагались все усилия, чтобы сохранить в частях боеспособность, порядок и дисциплину… По пути следования в Лопасню наша медсанчасть остановилась в Серпухове. Вдруг поднялось беспокойство – прорвали фронт немецкие танки, идут, не имея перед собой никакого препятствия. В числе других, нас, медиков, тут же подняли по тревоге – остановить немцев. Но вскоре оказавшиеся по соседству с нами танкисты и артиллеристы ликвидировали вражеский прорыв… Событиями управляла чья-то сильная и твёрдая воля. Вскоре мы поняли – чья. По прибытии в Лопасню все обратили внимание на развешанные повсеместно листовки с приказом. В нём кратко и ёмко говорилось, что генерал армии Г.К. Жуков вступил в командование Западным фронтом…".

 В медсанчасть поступали раненые из 53, 17 стрелковых дивизий, других соединений и частей. Шли тяжёлые бои, и медикам приходилось работать по нескольку суток без отдыха. Именно в те дни Иван Васильевич на очень короткий срок – всего сутки – оказался в 17-й дивизии, с которой потом до конца войны связала его судьба. В конце октября медсанчасть направили на передовую, в распоряжение дивизии, на Стремиловские рубежи. Но потом, выяснив, что это подразделение медиков принадлежит 186-му запасному полку, его перенаправили в город Подольск, где и базировался сам полк.

В памяти – навсегда

    Далее судьба привела Ивана Васильевича в Малоярославец Калужской области. В январе 1942 года ему поручили в только что освобождённом от немцев городе подыскать место для размещения медсанчасти. Там он познакомился со своей будущей женой. В 1945 году вернулся в этот гостеприимный город, женился на избраннице, Елене Николаевне, и через несколько лет навсегда связал с Малоярославцем свою дальнейшую жизнь… Но это было потом, после Победы.
    В июне 1942 года Иван Васильевич получил направление для дальнейшего прохождения службы в медсанбате 17-й стрелковой дивизии. Там он познакомился с примечательными людьми.

    Из воспоминаний И.В. Пышного:
    "Когда я пришёл в дивизионный медсанбат, в нём служил, ни больше ни меньше, солист Большого театра. Человек уже пожилой, по возрасту со всех воинских учётов давно снятый, да и, возможно, в силу гражданской своей профессии, никогда на них не стоявший – певец пошёл добровольно рядовым бойцом-ополченцем. Воевал, дослужился до звания политрука. А потом его всё-таки перевели в медсанбат – проводить работу среди раненых. И он проводил – давал прекрасные сольные концерты, создал хор из медиков… На волне высокого патриотизма, сплотившего в грозные дни 41 года многих достойных представителей нашего общества, пришли в 17-ю дивизию академик Кулик, профессор Кувшинов, поэты Токарев и Журавлёв, заслуженный мастер спорта Бухаров и воевали рядовыми бойцами. Воинский долг свой исполняли хорошо, места побезопаснее не искали, своим личным примером, знаниями и опытом приносили неоценимую пользу".

Да и сам Иван Васильевич честно и добросовестно служил Отчизне. Он был награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны, большим количеством медалей, первой среди которых стала "За оборону Москвы". После войны Иван Васильевич ещё долго служил в рядах Советской Армии, ушёл в запас только в 1956 году. В том же году вернулся в Малоярославец, который стал для него второй родиной.
    Но исторические события, пусть и не надолго связавшие жизнь военного медика Пышного с нашим городом, не прошли бесследно. В августе этого года в чеховский Музей Памяти пришла Тамара Петровна Лисицина. Она передала в дар музею шинель, документы и фотографии Ивана Васильевича. Эти вещи стали основой выставки, посвящённой фронтовой медицинской службе. Часть из них заняла достойное место в постоянной экспозиции музея.
    Вот так написана ещё одна маленькая страничка в книге нашей памяти. И Иван Васильевич Пышный, военный медик, продолжит свой незримый путь как один из миллионов поистине героических людей, переживших лихолетье войны и подаривших нам мир и жизнь. Об этом хорошо сказал сам Иван Васильевич в своём выступлении 9 мая 1984 года на праздничном митинге в Малоярославце: "Сколько вписано в страницы боёв и сражений, подвигов и славных имён! Из дымных, грохочущих дней и ночей через годы и десятилетия в наше сегодня приходят люди в касках с винтовками и автоматами, гранатами и миноискателями, чтобы поведать о грозном времени…".

Отрывки из воспоминаний И.В. Пышного процитированы с оригинального текста, опубликованного в газете "Маяк", г. Малоярославец.
Автор выражает благодарность сотрудникам чеховского Музея Памяти 1941-45 годов за предоставленные материалы, документы и фотографии.


Рецензии