Поклонники Ахматовой

 
 Из Энциклопедического словаря

АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна (1889-1966)
 русская поэтесса. Примыкала к акмеизму (сборники "Вечер", 1912, "Четки", 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 в., сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике "Бег времени. Стихотворения. 1909-1965". Автобиографический цикл стихов "Реквием" (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х гг. В "Поэме без героя" (1940-1965, полностью опубликована 1976) - воссоздание эпохи "серебряного века". Статьи об А. С. Пушкине.

*        *       *

    СЕРГЕЙ  УМНИКОВ
(г. Пушкин Ленинградской обл.)

  Уважаемый Леонид Александрович! Ваш адрес получил из Днепропетровска. Музей Ахматовой создан и работает в моей квартире. Может быть, вы
сообщите мне, что у вас было (мероприятия) об АА, что есть (материалы), нет ли вопросов ко мне.   
  Думаю, что у нас возможна взаимоинтересная переписка. Вы ведь глава клуба поэзии? АА жила в Вашем городе, писала оттуда и там. Не знаете ли точно, где жила?
  Я охотно делюсь материалами и знаниями.
С  приветом
хранитель музея АА
  Сергей Дмитриевич Умников.
3.XI.1982 г.

*        *       *

   Дорогой Леонид Александрович!   
  Большущее спасибо за письмо. Шлю фотографию АА, может быть, она Вам интересна. Шлю также проспект нашего музея. Он уже устарел, но основное — сообщает.
  Собираем мы все-все об АА.
  Для чего вы хотите многое (судя по вопросам) знать о нашем музее? Если не удовлетворит проспект, спрашивайте — отвечу.
 Пока об одном вопросе. Кроме АА, мы имеем материалы о многих из ее окружения (Гумилев, Мандельштам, Пастернак, Недоброво и т.д.), но активно я это не собираю, скорее довольствуюсь тем, что само приходит. Главное – АА!!!
  Отношение официальных деятелей? Музей не признан. Есть 70 заметок в печати (в 30 городах) и масса посетителей со всех концов СССР.
  Всех вам благ! Жду писем. Ваш С.Д.
21.2.83

       *      *      *

  Дорогой Леонид Александрович! Огромное спасибо за газеты с моей заметкой! Не узнаете ли в редакции, напечатают ли они заметку «Ахматова агитирует и ныне» - о гражданственности в ее стихах, чему учила и учит? Хотел бы опровергнуть все еще бытующее мнение: «писала только про любовь».
  Мы 5 марта провели «ахматовские чтения». Главный доклад был о родословной АА. Приводились сведения о предках до пятого колена. Интереснейшие и содержательные, но… не опубликованы и распространению не подлежат.
  Всех благ вам. С.Д.
15.3.1983 г.

        *        *       *


… «Возвращение к Ахматовой» в 1984 году планируйте по своим соображениям. Я тут не указчик. Буду ли жив – и того не знаю.
  Газет, в которых будет об Ахматовой (любого автора) мне бы надо штук по десять.
  Раневская шлет очень теплые письма, благодарит за пропаганду Ахматовой.
  24.4.1983 г.
      Ваш С.Д.


       *        *       *

 …Огромное спасибо за письмо и приложения. Это нужно и ценно для нашего музея.
  Отвечу на некоторые вопросы. Последние годы я работал доцентом сельхозинститута (Ленинград), не филолог. Выйдя на пенсию, создал музей АА. Образовался круг друзей, в него вошли и вы (вы – 357-й человек, приславший что-то музею). Собираю материалы лет 15, посетители бывают с 1977 года, то есть пять лет (а мне 80). Собрано много (не собрано еще больше).
 Присланное вами дает мне представление о работе вашего клуба. Но хранить и пополнять мы будем только то, что касается АА. Очень благодарен за содержание вашего вечера об АА в 1976 году. Это для нас ценный экспонат, как и вырезки из газет. Рад всякому пустяку об АА, а иной пустяк – совсем не пустяк!
 Ваш Серг. Дм. Умников.
 16.12.1983 г.


*        *       *

…Посылаю фото ее мужа Н.С.Гумилева за письменным столом именно Ахматовой. И приглашение на чтение венков сонетов. Поздравляю ваш клуб с 10-летием! Желаю отлично отметить юбилей, побольше успехов в будущем!
  Для нашего музея год минувший был успешным. Много прибавилось друзей и помощников. Возрос поток посетителей. Сверх всяких ожиданий много поступает пополнений в экспозицию. Интервью со мной передавало Лен. радио. Число публикаций о музее возросло до 86, меня с докладами об АА приглашали во многие места.
 Побывать у вас – неплохо бы. Соберусь ли и смогу ли…?
 Сердечно. Ваш С.Д. Умников.
3.1.84

*        *       *



 Дорогие друзья! Спасибо за материалы вашего клуба и за приглашение на 23 октября. Думаю, вам помогут прилагаемые две мои заметки. Я бы хотел послать вам свое «Слово об Ахматовой» - пока не публиковалось. Может быть, пришлю составленное мной «Предвечерие» - цикл ранних стихов АА, задуманный ею, но не изданный. Ваш С.Д.
14.3.84




М а р к   Б А Ж Е Н О В  (г. Москва)


12.11.1984 г.
 Уважаемый Леонид Александрович! Дал адрес вашего клуба самому дальнему ахматовцу – Анне Васильевне Лукьяновой, проживающей в порту Ванино (Хабаровский край). Это она в свое время составила гербарий из цветов, которые упоминаются в стихотворениях АА и прислала его в музей АА в гор. Пушкине.
  Что сказать о программе ахматовского вечера 23 сентября? Очень она насыщенная, что ли. Думается, вам, евпаторийцам, прежде всего надо хорошо осветить 1905 – 1906 гг, когда АА жила в вашем городе. Ведь именно здесь к ней «стала приходить ее муза». Помните, АА писала: «В 1905 году мои родители расстались. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходилап курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов». Известно, что первое стихотворение АА написала в 11 лет, т.е. в 1900 году. А тут - великое множество! М.б., еще не поздно поискать ее черновики??? Возможно, живы родственники тех, кто жил рядом с Горенками, общался с ними, помнят что-то? Тема эта очень мало разработана. Очевидно, долг евпаторийских любителей поэзии попытаться к 100-летию со дня рождения великой русской поэтессы как можно полнее осветить этот период ее жизни. Задача очень благородная. Может быть, в плане работы клуба на 1985 год отвести место и предварительным расследованиям о пребывании АА в вашем городе? Простите за множество советов. Вам и без меня ясно, что надо делать и чего – не надо.
  Относительно плана работы клуба на 1985 г. Рубцов и Левитанский  - поэты, заслуживающие обсуждения, Сергей Орлов и Яшин – тоже. И Л. Татьяничева и М. Алигер связаны с АА. Есенин встречался с ней в 1915 г., читал свои  стихи. Но АА, как известно, не очень его жаловала. Об этом есть у Н. Ильиной в «АА в последние годы ее жизни». А что касается Вознесенского, то он ведь тоже связан с АА и через Б. Пастернака и так. М.б., есть смысл обсудить его повествование «О»? (журнал «Новый мир», 1982, № 11).
  Спасибо за все материалы, которые вы прислали в своем последнем письме. Надеюсь все же получить сведения об адресе АА в вашем городе… Что касается «эффектного дома», о чем вы писали, пусть вас не вводит в заблуждение упоминание в одной из автобиографических заметок о
бедности в Евпатории в 1905-6 годах. Надо полагать, это не та бедность, которую мы себе можем представить по нашему собственному опыту… Они могли жить и в «шикарном» доме.
     Дружески
              М. Баженов

      
       *        *       *
 
2.3.1985 г.

  Уважаемые товарищи! По случаю дня 8 марта примите наши самые лучшие пожелания всего доброго членам Евпаторийского поэтического клуба! Новых успехов вам всем в постижении творческого и жизненного подвига великого поэта современности Анны Ахматовой.
   Высылаю несколько источников, с помощью которых можно подойти к теме «Анна Ахматова и Маргарита Алигер».
  Мне было лестно убедиться, что выступление «Анна Ахматова в Крыму и Евпатории» почти целиком построено на моем очерке «И вот уже Крыма темнеет гряда», опубликованном в газете «Советский Крым» за 9 октября 1983 года.
 Желаю успехов клубу. М.Баженов

*        *       *

Евдокия ОЛЬШАНСКАЯ  (г. Киев)

17.Х.1984 г.
 
  Уважаемый Леонид Александрович! Большое вам спасибо за подробный отчет о занятии вашего клуба, посвященном Анне Андреевне Ахматовой, а также за ахматовскую афишу, которая меня чрезвычайно порадовала.
  Программа мне понравилась, особенно два пункта: «Мое понимание творчества Ахматовой» и «Ахматова в моей жизни». Отлично, что прозвучали стихи А.А.Тарковского об Ахматовой: это стихи самого высокого класса. Есть у меня два вопроса по ходу программы. Песня «Смятение» – кто автор и на какое из трех стихотворений этого цикла написана? Прозвучали у вас и комментарии к стихотворению «Вот это я тебе…» памяти М.Булгакова. Нельзя ли получить, т.к. я тоже занимаюсь темой «Ахматова и Булгаков»?
  Очень интересной была ваша поездка в Восточный Крым, я даже позавидовала. Приятно, что вы встретились с В. Купченко, мы с ним давние друзья.
  К сожалению, не могу согласиться, что в клубе должны устраиваться вечера и встречи с поэтами «на разные вкусы». Клуб призван воспитывать вкусы, а не идти на поводу у тех, кто довольствуется примитивным представлением, будто все зарифмованное имеет отношение к поэзии. Для того я и создавала свой клуб «Родник», чтобы любителям Асадова, Доризо, Кобзева противопоставить подлинную поэзию. Впрочем, у каждого свои задачи и возможности, не так ли? То, что у вас ведутся споры и обсуждения – просто великолепно. И мы стараемся делать вечера живыми, без монологов.
  Отвечу на ваш вопрос относительно моей переписки. Она движется по трем руслам, если можно так выразиться: переписка с друзьями (в основном это поэты) - А.А.Тарковский, Л.А.Озеров. В.С. шефнер, Я.А. Хелемский и др. очень хорошие и любимые мною поэты (к  сожалению, в последние годы их стало меньше: ушли из жизни В.К. Звягинцева, И.Снегова, М.С. Петровых, Вс.А. Рождественский...)
  Переписка с «ахматовцами», которая может делиться (условно) на дружескую и деловую, что не одно и то же. И еще - связанная с «Родником». Раньше была куда более оживленной, да и сам «Родник» работал лучше, интереснее, чем теперь. Вероятно, ничто не может длиться бесконечно. Исилы не те, и члены клуба повзрослели, у них свои семьи, заботы, которые не дают заниматься клубом так безоглядно, как прежде. И все же каждый считает, что самое светлое для него связано именно с «Родником» и не мыслит себя без клуба.
 

*        *       *

17.XI.1984 г.
  … Была очень занята и не могла написать вам и вашему клубу. Я из-за болезни провела лишь два вечера – о Лермонтове и очень сложный, на подготовку которого потратила уйму времени, был посвящен забытым поэтам. Но труд полностью окупился тем, сколько нового люди узнали на этом вечере.
  Посылаю ксерокопию своей заметки про экслибрисы с изображением Ахматовой.
  Желаю добрых дел вам и всему клубу.
  Сердечно. Е. Ольшанская.



Евгений  ЗАХАРОВ (Г. Харьков)



  Инна и Евгений Захаровы, отдыхавшие на курорте, однажды увидели афишу с приглашением на одно из заседаний. Пришли, познакомились… и несколько дней спустя, 22 июня 1984 г., забыв  об отпуске и море, уже читали нам любимыке стихи любимой Ахматовой. И размышляли о ее творечестве – как и других поэтов, в том числе своих, харьковских. А потом, как водится, знакомство продолжилось в письмах…

    Дорогой Леонид Александрович!   
  Выполняю свое обещание: посылаю вам стихи Инны о Евпатории и книжку Жирмунского об А.А. Ахматовой. Может быть, она вам поможет сделать заседание более интересным. Здесь много отрывков из ее мемуаров, интересных замечаний, неопубликованных кусков. Особенно интересны главки, посвященные «Северным элегиям» и «Поэме без героя».
  А что ваш клуб собирается обсуждать в 1985 году? Пришлите, пожалуйста, программу. До свидания. Всего вам доброго. Ваш Е. Захаров.
*        *       *

  Здравствуйте, Леонид! Получили ваше письмо, спасибо. Еще раз просмотрел программу на весь 1984 год. Интересно у вас все получается, просто здорово. Мы, к сожалению, не имеем такого клуба.
   Про Ольшанскую знаем от Бориса Чичибабина. Она знакома со многими литераторами (и сама пишет) и всех приглашает в свой «Родник». Борис ездил туда в мае на заседание памяти поэта Леонида Темина. С ним я тоже был хорошо знаком.
   У Ольшанской – огромная коллекция материалов об А.А.Ахматовой, «ахматовиана», как она ее называет. Но я думаю, что она вам сама об этом написала.
  О вашей программе на будущий год. Могу сказать, что я не поклонник стихов Доризо, Татьяничевой, Орлова. К Тушновой и Абашидзе равнодушен. У Гамзатова есть прекрасные вещи, но остальное удивительно однообразно. Александр Яшин, на мой взгляд, больше прозаик, чем поэт. Между прочим, его сын Михаил Яшин, по-моему, способный парень, его стихи публиковались в периодике.
  Мне кажется, к 40-летию Победы можно было бы подготовить беседы о поколении поэтов, встретивших войну молодыми - Самойлов, Межиров, Слуцкий, Левитанский, Окуджава, Панченко, Гудзенко, Винокуров и т.д. Есть нечто общее, что роднит их всех, о чем хорошо написал Л.Анненский в «Новом мире» лет десять назад. Наиболее интересны, на мой взгляд, Левитанский, Самойлов и Межиров. Вознесенский мне последнее время активно не нравится. Он, по-моему, уже дошел до маразма. Но это скорее для заседания «Стихи, о которых спорят».
   До свидания. Пишите. Привет от Инны. Ваш Е.З.
  2.XI. 1984 г.

*        *       *
2.IX.86
  Дорогой Л.А.! Вы нас еще не забыли? К сожалению, так и удалось пока к вам выбраться. В прошлом году летом я защищал диссертацию, в этом Инна болела.
  Как ваш клуб, что у вас новенького?
  Пишу еще и потому, что во второй половине октября в Евпатории будет отдыхать Борис Алексеевич Чичибабин с женой. Мне кажется, членам клуба было бы интересно встретиться с ним, поговорить, послушать стихи. Человек он энциклопедически образованный (в области литературы, по крайней мере).   
  Пишите, звоните, будете в Харькове -  заходите. Ваши Инна, Женя.

*        *       *


  Увы, когда действительно интереснейший, но опальный, непризнанный и запрещенный тогда Борис Чичибабин приехал в Евпаторию, клуб любителей поэзии тоже был разогнан и запрещен. Было несколько невнятных встреч на холодных улицах (даже поговорить негде!) – и грустное расставание. А потом, когда Чичибабин стал известным и популярным, о нем зашумели газеты, журналы и ТВ всех уровней, а клуб провел о его творчестве отдельное заседание, мы могли только вспоминать о его столь неудавшейся встрече с членами клуба. По чьей вине неудавшейся?

  Что же касается точного адреса, где в начале прошлого столетия обитала юная Аня Горенко… Лишь через несколько лет усилиями местных краеведов удалось-таки его точно определить. И вскоре в городе появился ПРОЕЗД АННЫ АХМАТОВОЙ, на доме № 1 которого в октябре 2001 года появилась мемориальная доска. Вот как сообщала об этом местная газета:
  «Здесь, в доме А.С. Пасхалиди, в 1905 — 1906 годах жила Анна Ахматова (Горенко)» — одновременно гордые и скромные слова, высеченные на мраморе, отныне будут придавать особый духовный колорит малоприметной улочке имени Братьев Буслаевых.      Анна Ахматова вернулась в Евпаторию!  Легко соскользнула белая ткань. Какое это, оказывается, облегчение неравнодушному сердцу — погашение нравственных долгов! (…) Именно эта улочка теперь «лелеет еле слышный шорох шагов» хрупкой, словно тростинка, гениальности. 


Рецензии