Осетры, как ключ к будущему России

На глазах у всей страны ее Президент
поцеловал последнюю икряную  севрюгу 
и выпустил ее в Волгу.  Народ стал
свидетелем прощания с рыбами в реках
(Телепередача летом 2007 года с
Госсовета РФ в Астрахани)

    Еще  в  начале  20  века  Россия обладала мощным природным потенциалом естественных  воспроизводств  растительных  и  биологических ресурсов. Слава и богатство России стояли на двух наиболее рентабельных отраслях хозяйства, это на растениеводстве и рыболовстве, что полностью снимало все   продовольственные  проблемы  и  обеспечивало  стране  роль лидера мировой экономики  за  счет разнообразного и устойчивого экспорта продовольствия в Европу. Но не прошло и полувека нескольких войн, включая две мировые, революцию, индустриализацию, химизацию, электрофикацию и коллективизацию как все изменилось,  и состояние населения, и природы были тотально подорваны.

    Только за  последние последние  полвека  на  территории  России было полностью утрачено естественное  воспроизводство  рыбных  запасов во внутренних водоемах, которое  было  одним  из  основ  стратегической пищевой независимости страны и спасало народ тысячи лет от голода.  Основной  причиной  такого  печального  исхода  было  принципиально    неверное   ведение   рыбохозяйственной   политики   в техническом  и  административном аспектах.

    Например, от строительства Цимлянской плотины только рыбным запасам Азовского моря был нанесен ущерб превысивший все доходы от ее эксплуатации по всем отраслям от энергетики и судоходства, до мелиорации и прочего. Этот печальный пример рукотворных античудес света от уничтожения одной экосистемы реки можно сравнить разве что с Чернобыльской катастрофой атомной энергетики. Т.е. Никогда вся атомная энергетика не окупят потерь ею нанесенной природе и народу только от одной аварии в биосфере планеты. И что примечательно, что оба творения и ГЭСы и АЭСы паразитируют на водных источниках, обрекая не только рыбу, но и людей на прозябание и исчезновение.

    Когда жалкое положение покорителей природы, этих горе-реформаторов от СССР, было осознано, государство обязало ведомства компенсировать нанесенный урон природе.  Жалкие попытки компенсации рыбному населению рек за счет строительства десятков рыбовыростных заводов обернулись грандиозным, поистине вселенским блефом. Достаточно сказать, что за полвека их эксплуатации на всех реках и всех морях СССР и выпуск в море на «пастбища» сотен миллионов голов молоди осетровых, ни один осетр второй свежести - искусственник не вернулся на нерест в родные реки. Но и сегодня каждый год казенные миллионы  и тысячи тонн натуральных рыб уходят в никуда.

    В настоящее время  вообще отсутствуют эффективные механизмы регулирования рыбного воспроизводства, в течение всех последних лет эти области хозяйства и права являются белым пятном, несмотря на всю заботу в рамках  действия  законов  "Об  охране окружающей среды" и "О животном мире" без учета специфики самого рыбного воспроизводства. Имеющийся  ФЗ "О  рыболовстве",  совершенно  не отражает существа проблемы, еще более ее усугубил, так как является своего рода приватизационным (воровским - перевод) для кормления самого ведомства.

    Все  попытки  специалистов  былого  рыбного  ведомства,  которое  было разогнано по факту утраты и разграбления вверенного ему ресурса в 1996 году,  провести  через Государственную Думу Российской Федерации более полудюжины  законопроектов  по рыболовству под разными названиями  были обоснованно  отклонены,  так  как  они  исходили не из государственной необходимости   и   общественной   потребности,   а   выражали   чисто ведомственные интересы. Сам вышеупомянутый ФЗ «Рыболовстве», кстати, был куплен, т.е. Принят без предварительного обсуждения сразу в трех чтениях, что обуславливалось убедительным наличным характером.  Сама идея создания ведомств по видам ресурсов (Минрыба, Минлес, Минзерно, Минмясо и т.п.) некогда великой страны Россия или СССР была изначально порочна. Точно так же как национально-территориальное деление СССР. Но воз и ныне там.

    Вся суть разных вариантов ведомственных законопроектов сводилась к трем основным  концептуальным  положениям,  а  именно к созданию специально уполномоченного  государственного  ведомства  с  полной  монополией на охрану вверенного ему рыбного ресурса во внутренних и внешних водоемах страны,  а надо уточнить, что  с расчленением территории России все внутренние моря стали внешними  водоемами.  Второе  основное  положение заключается в полной монополии   этого   ведомства   на  любую  информацию  о  состоянии  и численности  рыбных  ресурсов и условий естественного и искусственного воспроизводств.     Последним     концептуальным    положением    всех законопроектов  было  доминирующее  право  ведомства  на определение и дележ квот на вылов этого ценного в валютном отношении ресурса, а также торговлю оной. Это все и превратило рыбное ведомство в самый ценный коррупционный ресурс власти с теневым годовым оборотом порядка 6 млрд в наличном долларовом эквиваленте только за счет внешних морей. Внутренние водоемы в рыбохозяйственном отношении примитивно убиты.

   Нам пришлось провести независимый анализ этой экологической катастрофы по последствиям безумной гидростроительной политики и был подготовлен доклад под названием «Механизм уничтожения рыбных запасов Юга России и путь их спасения» в конце 1980-х годов, но издать его книгой удалось только через десяток лет.

    Оказалось, что никаких технических и организационных проблем в деле восстановления миграционных путей через плотины нет уже четверть века. Нами также было найдено концептуальное решение сложной задачи по спасению,  погубленного  существующим  нерациональным ведением  рыбного хозяйства, ресурса в условиях разрушенного государственного механизма. Новизна  данных разработок предопределена отказом от порочной практики ведомственного  миропонимания  рыбных  специалистов  только  в аспекте рыболовства,  как основного элемента существования всей рассматриваемой сложной экологической системы реки. Этот подход  позволяет  вернуться  к  естественному воспроизводству как основе существования  всего  рыбного  биоразнообразия  и рыбным промыслам как одному из основных частей государственного организма.

    Мало того, что мы можем проводить рыбу через плотины. Исходя  из  этого постулата, создана стройная этно-природная концепция устойчивого  развития  территорий  по бассейновому принципу, способная дать      комплексное    эколого-социальное   решение   важной хозяйственной и государственной задачи. Основными  составляющими частями  этого  решения  является  введение  правовых мер бассейнового характера на международном, федеральном, субъектном и местном уровнях, чем  и  достигается поставленная цель сохранения условий естественного воспроизводства  рыбных  запасов,  как основы для устойчивого развития всей территории морского или речного бассейнов. Конечно, в руках тех, кто уже все погубил, будет погублена и эта, и любая другая здравая идея, но факт недееспособности основных ведомств имеет место: страна живет только за счет распродажи природных ресурсов. Можно сказать еще точнее,  Гитлер не мечтал торговать биосферой  своей или покоренной им страны. А это уже введено в ранг госполитики РФ: достаточно почитать Генеральные схемы продолжения Электрофикации РФ, где планируются десятки новых АЭС и сотни ГЭС на еще не до конца изуродованных реках Сибири и Дальнего Востока.

    События  последних  лет  полностью  подтвердили правоту наших прогнозов:  государство  не  способно  самостоятельно,  силами рыбного ведомства,  изменить  порочную  политику  уничтожения  рыбных ресурсов страны.  Их  состояние  закритическое  по  всем  внутренним  водоемам,  особенно  Азова  и  Каспия, вместе с Аральским, уже по существу мертвых морей.  Фактически рыбные ресурсы уничтожены тотально и дело идет к утрате даже генофонда естественного воспроизводства ценных проходных видов. Большего преступления против человечества история цивилизации не знала, так как даже геноцид направлен против отдельного взятого народа, а  уничтожение рыбы как вида живого это что-то новое.

    Но нет оснований и для махрового пессимизма: во всем мире успешно сохраняют редкие  виды (национальные парки),  восстанавливают водные экосистемы рек и озер (ликвидируют сотни плотин), переходят на  реконструкцию  ландшафтов.  Но, в  стране РФ, давно имеющей передовые технологии   реконструкции   миграционных   путей  рыб,  они запрещены официальными службами в течение четверти века. И за это же время были  уничтожены  все  стратегические  рыбные  ресурсы на Азове и Каспии. Зачем?  Каспий и Азов давали ежегодные уловы только осетровых до 30 и 10 тысячи тонн соответственно, что в пересчете на существующие цены эквивалентно десяткам миллиардов долларов.

   
       ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА АЗОВСКОГО МОРЯ 1997 года

   За последние десятилетия этого века уловы ценных проходных видов рыб упали с 300 тысяч тонн в год до 10 тысяч тонн. Например, уловы азовских осетровых упали до величины в 1,5 тонны в год.(С 2000 года введен запрет на лов всех осетровых)

   Следовательно, продуктивность Азовского моря при площади в 38 кв.км упала с 8 тонн до 260 кг с одного квадратного километра. Уловы морских проходных рыб стали меньше, чем уловы пресноводных водоемов.    За аналогичный период продуктивность Черного моря упала только в 2,5 раза с 0,5 до 0,2 кг/га. В Азове с 80 до 2,6 кг/га.

  Так как по площади Черное море больше Азовского в 11,13 раз, то можно посчитать и относительную величину рыбохозяйственной ценности  этих морей. Если раньше Азовское было богаче Черного в 80/0,5 =160 раз, то с проведением существующей концепции Минрыбхоза этот разрыв уменьшился до 2,6/0,2 = 13 раз.  И сегодня продуктивность Азовского выше в 13 раз. Правда против былого Минрыбхоз уменьшил богатство рыбное почти в тридцать раз. Такова цена нерадивых хозяев.

   Утрата товарной массы рыбы ценных проходных видов составила величину в 290 тысяч тонн ежегодно. Из них по обещаниям Минрыбхоза за счет постоянных целеых федеральных программ «Рыба...»(к 1990м годам за счет искусственного воспроизводства) только  осетровые должны были составить не менее 15 тысяч тонн, соответственно икра черная выходит под 750 тонн ежегодно.

  Проходная рыба в оптовых ценах в 2 доллара за 1 кг дает доход в сумме 274000х 2= 548 млн долларов. (В текущем 2009 году эта цена уже под 8-10 долларов за кг, т.е. Ущерб далеко за два миллиарда долларов годовых)

  Осетровые виды при цене в 20 долларов за кг дает доход в 14250 х 20 = 285 млн долларов. (Цена осетрины в ресторанах так же выросла в несколько раз как минимум, т.е. 1,5 млрд долларов минимум)

  Икра черная при цене в 200 долларов за 1 кг дает 750 х 200 = 150 млн долларов. (тут вообще обвал, так как стоимость  черной икры уже несколько тысяч долларов за кг, что дает не менее 1,5 млрд долларов)

  Всего ежегодный доход при правильном ведении хозяйства составит по Азовскому бассейну 548 + 285 + 150 = 983 млн долларов. Следовательно,ежегодный ущерб от неразумной политики в области рыбопропуска составляет сумму в 1 млрд долларов. С учетом факта 80% нереста ценных промысловых видов в Донском водотоке имеем ущербы соответственно по Кубани и Дону.    Значит проведение рациональной рыбохозяйственной политики на Нижнем Дону может обернуться стабильным уровнем доходов в 800 млн долларов ежегодно.

   Это был расчет на середину 1990-х годов, а с учетом ушедших лет сумма ежегодного ущерба выросла только по Азову до 5 млрд долларов. А если взять еще и Каспий при ежегоднях уловах в 30 тысяч тонн осетровых и 3 тысячах тонн черной икры, то следует удвоение суммы ущерба, т.е. Более шести миллиардов долларов. Значит только по осетровым Азова и Каспия мы, благодаря неразумности рыбного ведомства, имеем утрату более 10 млрд долларов ежегодного дохода.

    В последние годы, наконец-то,  внимание мирового сообщества было обращено на совершаемое экологическое  преступление  против человечества по фактам уничтожения осетровых, как вида, в результате монопольной политики на искусственное воспроизводство  в ущерб естественному, и им (в лице СИТЕС), был объявлен мораторий на лов и продажу осетровых Каспия и Азова.

    К  сожалению,  специально  проведенные Госсоветы РФ про безопасности в Ростове и по рыбе в Астрахани в 2007 годах, а также Совет Безопасности по  экологии  РФ  в  январе  2008, ни словом не обмолвились о существе проблемы восстановления естественного воспроизводства рыбных ресурсов.  Все предложения независимых специалистов и экспертов в части спасения рыбных ресурсов и правового урегулирования остались без ответа. Кстати, импотенция госаппарата выразилась и в том, что с момента проведения этих Госсоветов летом 2007 года к лету 2009 года рыбное ведомство никак не может написать вразумительную федеральную программу. Не отвечает на присылаемые предложения с 2007 года, не дает свои варианты на независимые экспертизы с 2008 подобно водяным, набравшим в рот воды. Нечему и удивляться, коль рыбой командует журналист по фамилии Крайний, а до него был юрист с купленным в метро дипломом (Синельников), горняк (Ноздратенко) в полном соответствии с кадровыми установками еще от парткомов  КПСС.

    Зато все реформации в рыбной отрасли свелись к воссозданию нового рыбного ведомства  при старых целях, задачах и тех же кадрах. Недееспособность Правительства  РФ в рыбном вопросе обернулись поручением Президента РФ разработать    новую   программу   действий   в   этой   области,   но предоставленный  полугодовой  срок окончился, а воз рыбных проблем все там же. А на дворе уже весна 2009 года. Никакого контроля и ответственности за поручения главы государства нет...

    Это особенно показательно по Ростовской области, в отчетных документах госстатистики  которой, например за 2006 год, о рыбе нет уже ни слова. Т.е.  на  глазах  одного  поколения было уничтожено самое продуктивное море в мире - Азовское.  Хотя необходимо отметить, что в 1995 году были проведены специальные слушания в комитете по экологии Государственной Думы РФ по теме «Экологизация рыбохозяйственной политики на примере Азовского бассейна»,  но, разработанные предложения от имени трех комитетов ГД РФ ведущими специалистами страны, так и остались невостребованными по сей день ни Правительством РФ, ни Администрацией Ростовской области, так же как и средства Мирового сообщества, выделенные в свое время для решения проблемы сохранения осетровых Азовского моря путем обеспечения возможности их миграционного хода в нерестовый период через каскад низконапорных Нижне-Донских гидросооружений на реке Дон. Вместо обеспечения миграционных путей для хода рыбы на нерест администрация построила новый, уже второй судоходный шлюз на Кочетовском гидроузле для прохода нефтеналивных судов удвоенного тоннажа в 10 тысяч тонн. Как говорят алчность от продажи нефти глаза застила.

    Причем строила этот шлюз фирма, хозяином которой является замминистра рыбного хозяйства Дмитриенко, который недавно на вырученные средства приобрел себе должность губернатора Мурманского края. На все наши четверть вековые предложения поставить и дорогу для рыбы (новое устройство пропуска рыбы на порядок меньшей стоимостью)  мы не получили никакого вразумительного ответа от рыбного ведомства. Нельзя сказать, что не обратило ведомство внимания на проблему, весьма специфически — мы четверть века долбили им о необходимости пропуска рыбы через Кочетовский не работающий — эффективно уничтожающий рыбу специальный «рыбоходный» шлюз и создали эффективную технику для пропуска рыбы, а они в итоге «решили» строить такой же подороже ценой и откатами «рыбоходный» канал на порядок выше стоимостью для прокорма своих фирм. А предложение на более дешевый, но эффективный  вариант пропуска рыбы просто осталось без ответа.
Таким образом, все достижения местных и центральной администраций в данном вопросе заключаются в эффективном уничтожении стратегических рыбных запасов промысловых видов рыб Азовского моря за период одного поколения. Из более сорока промысловых видов осталось два-три, от некогда ежегодных уловов 300 тысяч тонн ценных рыб ныне добывается несколько тысяч тонн в лучшем случае малоценной рыбы (тюлька и хамса).  При наличии технических, финансовых и правовых возможностей решения проблемы такое поведение ответственных лиц квалифицируется как экоцид по УК РФ и вредительство.

    В этом смысле показательна и судьба Рыбной Декларации 2008 года по спасению Волги. Сотня ведущих зеленых организаций и независимых  рыбных специалистов потребовали от Правительства РФ срочного выполнения следующих мер для спасения Волги.


                ВЕРНИТЕ НАРОДУ ВОЛГУ С РЫБОЙ
          (Заявление Зеленого сообщества России 2008)

    В XX веке в бассейне Волги по вине людей произошли катастрофические изменения. Из-за перегораживания Волги многочисленными плотинами проходные виды рыб, и в первую очередь осетровые, из Волги исчезли. Технические средства, которые должны были обеспечить пропуск проходных рыб через плотины, оказались не пригодны для решения задачи восстановления традиционных нерестовых путей осетровых.

    Сама Волга из реки превратилась в цепь водохранилищ, наполненных сточными водами и устланных токсичным илом. В перспективе - полная утрата естественно воспроизводящихся стратегических пищевых ресурсов и, в дальнейшем, потеря самого бассейна Волги как благоприятной среды обитания людей.

    Создание каскада плотин и крупных водохранилищ позволило развить водоемкие и экологически вредные производства, однако сточные воды этих производств привели к резкому ухудшению экологической обстановки в Поволжье. В настоящее время на долю Волжского бассейна приходится более трети общего объема сточных вод России. Экосистема на всем протяжении зарегулированной части Волги — от истоков до устья - находится в стадии уничтожения. Требуется принятие безотлагательных чрезвычайных мер, которые бы помогли остаткам жизненных сил великой некогда реки воскресить её природные свойства.     Опыт последних 10-15 лет показал, что власти не в состоянии привести хозяйственный механизм Волжского бассейна в соответствие с конституционными гарантиями для населения на благоприятную среду обитания. Федеральная целевая программа "Большая Волга" фактически провалилась. Ведомства и организации, эксплуатирующие водные ресурсы Волги - от энергетиков до речников, - не способны обеспечить ни проход рыбы сквозь плотины, ни восстановление погубленных элементов экосистем реки.

    Политика так называемого "научного лова" для целей искусственного воспроизводства осетровых обанкротилась и, по сути, стала очередным, после гидросооружений, инструментом экоцида рыбного поголовья реки. Более того, в результате хищнической сверхэксплуатации природных ресурсов Волжского бассейна бывшая продуктивнейшая великая река мира превратилась в канализационный отстойник.     К сожалению, государственная бюрократия не смогла понять уровня опасности, связанной с деградацией Волжского бассейна. В ответ на обращение Зеленого сообщества России от 23 января 2008 года к властям страны по поводу сбережения российских рыбных богатств безответственные ведомства отделались пустыми отписками.

    В связи с тем, что политика прежних лет - политика фактического экоцида по отношению к рыбному богатству Волги - не осуждена и не пересмотрена, Зеленое сообщество России объявляет о продолжении кампании по восстановлению экологически нормального состояния бассейна реки Волга и предлагает Президенту России и всем властям страны в срочном порядке провести следующие мероприятия:

 1. В течение 2008-2009 годов провести срочные гидротехнические мероприятия, необходимые для безусловного восстановления традиционных нерестовых путей осетровых и обеспечения беспрепятственного пропуска всей проходной рыбы сквозь плотину Волгоградской ГЭС. В случае неспособности хозяев плотины Волгоградской ГЭС и иных ведомств и организаций решить эту проблему предусмотреть в бюджете ассигнования для скорейшего демонтажа плотины Волгоградской ГЭС и восстановления приемлемого для проходных рыб состояния экосистемы.

 2. Параллельно в течение 2008-2009 годов провести срочные гидротехнические мероприятия, необходимые для обеспечения беспрепятственного пропуска всей проходной рыбы сквозь плотину Волжской (Куйбышевской) ГЭС. В случае неспособности хозяев плотины Волжской ГЭС и иных ведомств и организаций обеспечить миграцию проходной рыбы предусмотреть в бюджете ассигнования для демонтаж плотины Волжской ГЭС и восстановления приемлемого для проходных рыб состояния экосистемы.

 3. В течение 2008-2009 годов обеспечить безусловный демонтаж Астраханского вододелителя, уничтожившего все рыбные запасы Нижней Волги.

 4. Запретить проведение работ по повышению уровня Чебоксарского водохранилища.

 5. Прекратить работы по достройке Нижнекамской ГЭС и подъему уровня ее водохранилища до проектной отметки.

 6. Запретить строительство и эксплуатацию любых водоемких производств в бассейне реки Волга и переброс стока рек как из самой Волги, так и в ее бассейн.

 7. Обеспечить срочный перевод всех промышленных водопотребителей волжской воды на замкнутый цикл производств с запретом любых сбросов неочищенных и условно-очищенных вод в Волгу и ее притоки, включая термальные воды и ливневые стоки. Закрыть промышленные предприятия, продолжающие сброс неочищенных и условно-очищенных сточных вод в Волгу и ее притоки.

 8. Ввести мораторий на лов и продажу осетровых и других проходных видов рыб Волги до их полного восстановления. Запретить так называемые "научный лов" для искусственных воспроизводств и прекратить сами эти "воспроизводства", имея в виду срочное обеспечение безусловного пропуска на нерест проходных рыб через плотины.

 9. Считать необходимым всю хозяйственную деятельность в бассейне Волги вести в предположении, что в течение ближайших десятилетий будет безусловно проведена ликвидация каскада гидроэлектростанций как основная причина исчезновения из реки осетровых рыб, начиная с низовьев Волги. Поручить государственным органам приступить к подготовке перспективного плана постепенной ликвидации плотин на Волге.

 10. При выполнении работ по ликвидации плотин и восстановлению русла Волги должны быть предусмотрены меры по реабилитации земель на территории бывших водохранилищ. Должны быть приняты меры по спасению краснокнижных видов и экосистем, сложившихся к настоящему времени в поймах ее притоков и по берегам водохранилищ, для чего восстанавливать естественный гидрограф Волги за счет равномерного и ежегодного уменьшения отметки нормально подпертого уровня и срабатывания самих водохранилищ до уровня мертвого объема, что и обеспечит планомерный режим возвращения к исходному состоянию гидрографа с заливкой поймы в естественные сроки и рекультивацию берегов водохранилищ.

  11. Организовать в пределах пойменных земель рек бассейна Волги в линии наибольшего разлива  1% водообеспеченности интерес местных сообществ и самоуправлений в восстановлении и сохранении естественных   воспроизводств, что решается созданием экспериментальных самоуправляемых этно-природных территорий в указанных границах с правом населения на пользование  естественными воспроизводствами природных ресурсов за их восстановление и охрану в соответствии с бассейновой концепцией устойчивого развития — Волжский осетровый парк. В местах рекультивации отживших водохранилищ, за границу такой территории принимается форсированный уровень водохранилища плюс водоохранная зона в 1000 метров
 
  Великая русская река Волга должна вернуться к людям чистой. Вместе с рыбой.
Самое удивительное, что эти требования были поддержаны ключевыми фигурами представительной власти в лице С.Миронова (Председатель СФ РФ) и Н.Комаровой (Председатель обьединенного комитета по экологии и природным ресурсам ГД РФ), но Правительственное поручение ресурсным ведомствам на исполнение (МСХ, МРХ, МПР и др.)  обернулось обычной бюрократической волокитой и обещанием учесть ее в целевой Рыбной федеральной Программе РФ. Естественно, что зеленые в лицах Социально-экологического союза потребовали эту ФЦП на независимую экспертизу. Вот тут все и сдохло.  Остается только написать, что до сих пор никакой ФЦП и духом нет, так как там опять заложена монополия искусственного воспроизводства осетровых за счет обреченных последних живых осетров и им уже просто страшно вытаскивать на свет божий сгнивший механизм перевода осетровых с живых на мертвых, т.е. лишенных хоминга — инстинкта возврата домой на нерестилища.

   Возникает и естественный вопрос, а как же в остальном мире с рыбой. Как уже говорилось ранее, в Америке и Европе пришли к выводу, что лучше естественных экосистем рек ничего нет и демонтируют плотины для восстановления хода рыб. У нас есть, благодаря новой технике, возможность их, плотины, частично сохранить, но нет лиц способных принимать решения во власти. Почему важны именно осетровые, да оттого, что это самый точный биологический индикатор состояния здоровья бассейна всей реки и, пока они ходят на нерест, воду можно пить и под ними как под зонтиком (наименее пластичный, долгоживущий и далеко мигрирующий вид) живут остальные виды рыб, птиц, животных всего бассейна. Для экономики страны именно рыба является мерилом устойчивого развития, так как сохранение осетровых обеспечивать создание системы бассейнового экологического права, которое накладывает разумные ограничения на социум и алчность рынка, т.е. гарантирует потомкам еще оставшуюся природу. Ведь ни для кого не секрет, что власти обеспечивают процветание себе и олигархам за счет воровства природных ресурсов и самой природы с истреблением биоразнообразия видов живого у наших потомков. 

   Началось время невозврата цивилизации, человеку не удалось создать ни одного живого вида и бред  рыбных академиков, что наши потомки из черной икры потом восстановят осетровых никогда не реализуется — сожрут сами голодные академики. Все остальные отрасли экономики от авиастроения и автопрома  до нефтяников и Хай-тека не являются государствообразующими, все идет от правильного природопользования. Об этом признался и кудесник экономики К.Маркс на последней странице  своего учения о прибавочной стоимости - «Капитала» (обычно не публикуемой), лишь зерно дает хлеб народу, и урожай есть прибавочная стоимость, а все иное от лукавого.    Наша страна имеет больше всех в мире Великих рек от Дуная и Днепра на Западе до Амура на Востоке и пришло время понимания, что именно экосистемы являются самым большим богатством и залогом существования народа в будущем. Вспомните Россию, чем она была богата — дарами пойм Великих рек, рыбой, животными, ресурсами. Их восстановление достаточно долгий период, но обрящет свободу лишь идущий к ней. Надо идти... Ни за какие деньги не купить уходящей жизни... Экономика есть суета, а не цель жизни. И нет даже оснований для сопоставления экономики и рыбы, так как это есть один из инструментов социума, а рыба и река это уже категории мироустройства.

   Настоящее показывает, что  местечковые интересы уже ушли в лету и дело сохранения планеты является делом каждого гражданина, живущего на каждой реке Земли. Если не начать сегодня строить зеленое Глобальное управление, то завтра толпы уже экологических беженцев из мертвых бассейнов рек Средней Азии, Африки, Китая, Кавказа просто опустошат последние оазисы живой природы Евразии.

   Посмотрите внимательно... своя мертвая земля их  не кормит, оттого и бегут к нам. Но Россия не беспредельна и с уходом уснувшего на берегу реки истории русского народа, задача сохранения природы, т.е. рек останется и для пришедших на нашу землю. Вот только сохранять будет уже нечего... С уходом русского осетра исчезнет и Россия. А он остался только в последней реке Евразии — Урале, это и есть рубеж цивилизации и место для начала дороги возврата.
   
   Именно поэтому в 2007 году вопреки всем усилиям администрации в Оренбурге состоялся Уральский бассейновый семинар под создание осетрового парка уже под эгидой ООН, чему свидетельство участие представителей всех природоохранных конвенций ООН. Но, несмотря на требование всех мировых и отечественных специалистов, участвовавших в его работе, Правительство РФ уклонилось идеи от создания такого парка и от подачи заявки по данному проекту для получения средств от мирового сообщества. Почему Урал так важен для мира, да оттого, что мировая отрасль осетроводства обречена без молоди натуральных русских осетров. И это всех волнует, кроме горе-реформаторов Кремля. Более того, именно научная программа НАТО за свой счет организовала и публикацию трудов семинара книгой на английском языке. Так называемому русскоязычному Правительству РФ ни природа, ни народ не нужны, им требуется страна только как  источник наживы, а потому их деятельность есть преступление против человечности, и не имеет срока давности.

   И самое главное, осетр — это даже не ценный продукт питания или наживы для разнокалиберных воров, это биоиндикация здоровья экосистемы Великих рек, и пока они ходят, воду можно пить и человеку.

   Может ли прожить человек без рыбы, наверное может некоторое время, как и без птиц, без зверей. Только какое будущее готовят обезумевшие от алчности банкиры своим же потомкам? Во времена кризисов обычно ради жизни отсекают лишнее, если мы хотим жить как вид на планете Земля, то требуется убрать все что мешает сосуществованию человека и осетра (природе). И выбор альтернатив невелик либо Зеленое (бассейновое) Глобальное управление, либо мертвая планета.

В.В.Лагутов


Рецензии