Путешествие из Московской области в Орловскую

( Путевые заметки)

Дорогой читатель,

Произведение сие написано хоть и в несколько приподнятом отпускном состоянии духа, однако буквально на коленях в салоне отечественного автомобиля и посему с большой вероятностью может показаться нашей искушённой публике несколько сухим и непричёсанным, да и сюжет более чем обыденный.

Но стояло лето, впереди был отпуск и неизвестный маршрут, состояние благодушия и внутреннего комфорта располагало к какой-нибудь безобидной активности, а ограниченное салоном машины пространство плюс большое количество времени остановило выбор на описании новой дороги, ибо в краях куда мы направлялись, я не  только не имела возможности бывать ранее, но и по самой киевской трассе заезжать далее Наро-Фоминска не доводилось.
Поэтому прошу не судить строго, а если изложение не нравится - спокойно оставить это чтение и заняться чем – нибудь более привлекательным.

Итак:
Дата- июль 2003
Пункт отправления - село Перхушково Одинцовского района Московской области.
Пункт назначения - хутор Василёк Дмитровского района Орловской области.
Протяжённость маршрута - примерно пять с половиной сотен километров.

Действующие лица:

1. Мой друг Мишка, вдруг вспомнивший, что  в Орловской губернии у него остался дом от деда с бабушкой.
2. Ласточка - девятка-пятилетка красного цвета.
3. И, собственно, я.

Уже не очень раннее, но всё же, июльское утро.
   У подъезда рядом с Ласточкой тюки, мешки, стул,
гитара,  рулон оцинкованного железа и какой  то
чемоданище.
День обещает быть жарким.
      
10.41       Ура! Мы выехали.
Через три минуты сообразила, что рюкзачок с
солнцезащитными очками остался на заднем
сидении, заваленный прочим барахлом.
Мишка просит полотенце вытирать пот.
Мы едем по-умному, минуя Москву,через
Жаворонки и пересекая Минку,  выезжаем на
Киевское шоссе. Если не свернём, доедем до Киева.

09 км.    Тормознули в Жаворонках. При отдалении от
центров цивилизации  бренд « Одинцово» 
становится её синонимом.  «Одинцовские колбасы»
звучит более гордо в девятнадцати километров от
Одинцово( не припомню, правда, чтобы в Одинцово
их делали). Достали очки, купили мороженное,
подкачали колёса.

Крёкшино.  Железнодорожый переезд, пруд и
артистические дачи. Местные водилы  рассказывают
о жарких ночах в объятиях поп див.

20 км.    Поворот на Киевскую трассу. Ходят толстые
дядьки в форме. Таможня.
Мишка предлагает скорость  90-100 км/час. Я не
против.

30 км. Река Десна. Реки не видно.

31 км. Опять таможня. Опять толстые дядьки. Опять
стоим.

32 км.     пос. Селятино.  Чисто, аккуратно, стандартно,
не интересно. Вдоль трассы лес- берёзки и тощие
сосенки. Чуть дальше –

39 км- д. Рассудово.

40 км    р. Пахра. Кусты есть, реки нет.

44 км    пос. Киевский.
На подъезду к Наро-Фоминску Мишка испускает
лирические восторги по поводу
живописных горок.

55 км   Наро-Фоминск. С виду ничего особенного.
Пытаемся расшифровать название поста «КПМ».

57 км      р. 57 км  р. Нара. Ура! Есть река !

59 км     Кладут асфальт. Его тут каждый год кладут.
За Нарой сочные поля, весёлые леса и борщевики в
лесопосадках.

60 км    Деревня Щекутино. Название нам
понравилось.

64 км   р. Истья. Где ты, река ?

65 км   Калужская область. Это уже рубеж.
У автозаправки продают бочковой квас с лещём.
Калужская экзотика.
Дальше вдоль дороги махровые полотенца, посуда
типа Zepter и резиновая обувь( наверное дешеле, чем
мои вчерашние сапоги с Одинцовского рынка , но
мои зелёные !)
Мишка беседует с обгоняющими нас мерседесами.

76 км    Балабаново. Городишко знаменит спичечной
фабрикой и тем, что в шестидесятых годах здесь
служил мой папаша. Вдоль дороги пятиэтажки, а на
полях пасутся лошадки.
Ещё одна бочка с квасом и полотенцами, теперь
слева.
Надоели фисташки, открыла пряники с вишнёвой
начинкой. Мишка вспоминает Ремарка и движок от
спортивного Ягуара.

83 км      Обнинск.  Трубы, дым, ангары, бетонные
заводы. Ощущение клетки. АЭС не видели, или не
узнали. По обочинам развалы песка и гастарбайтры
турецкой национальности.
На выезде из города свободный воздух, при виде
деревянного домика нервное успокоение – едем на
Брянск.

95 км.     « Бильярд. Кафе. Телефон. Туалет.»
По полям ромашки. Временами на трассу выходят
грибники с кошёлками. Можно купить ведро
подберёзовиков. Почувствовался тот самый « русский
дух», от которого « Русью пахнет».
Вспомнили про музыку. В магнитолу по очереди
вставляем кассеты из бардачка. Осваиваем джойстик.
Объясняю Мишке, что песня « Death Car» не про
девку, а про машину, в подробности не вдаюсь, дабы
не портить настроение. 

127 км.   Трава того цвета, что принято называть
изумрудной зеленью. Помню из детских сказок, на
ней резвились три поросёнка. Далее поле , а на нём
топографический знак. Мишка очень рад, он по
специальности военный топограф.

132 км     Горки. Вроде не Ленинские. На обочине
сидят мальчики в синих штанишках - дорожные
рабочие.
Колхозы, лесхозы. Всё приятно и полезно.

150 км     Слева первая болотина с кочками.
Появляются палатки « Тульские пряники».

158 км   Решили сфотографировать рынок у дороги:
грибы, консервы местные, чухонь астраханская,
пряники тульские. Грибов полное изобилие.
Продавцы говорят : « Грибов нет или вы их не
найдёте». Соглашаемся, что мы и леса то не найдём.
Поняв, что мы не грибные покупатели, ведут  к своему
товару похвалиться,  дают понюхать рыжики, в конце
концов признаются, что грибов море. Купили
чухоньку.  Я очень удивлялась, что мне ничего не
пытались втюхать и как боксёр, ожидающий удара,
ждала подвоха. Московская рыночная привычка. Но
 люди здесь уже мягче, добрее.

р . Угра    Речка красивая, серебристая с изысканными
плавными излучинами.

165 км   Слева терриконы чёрной породы с песком.
Породу не узнала.

167 км  Справа поля с нежно-голубыми мазками.
Напоминают лаванду в Крыму. Это васильки. Нежно и
симпатично.

187 км     Слева поля фиолетового люпина.
( Столичная цена 20 руб. за пакетик семян).
Что касается погоды, жары, к счастью, нет. За
Обнинском загуляли тёмные тучи, крапал редкий, но
крупный дождь.

194 км       р. Ольшанка. Есть указатель и узкая
тропинка по руслу.
Низко висят серые тучи,  с неба падает какая то
взвесь, не то дождь, не то туман, в общем , мокрая
пыль - весьма приятный кондиционер. Нужно только
изредка включать дворники. Стекло покрыто мелкой
серебристой патиной. Вполне красиво и освежающе.

204 км    р. Клютома. Видела только густые кусты.
Усиливается туман, снижается видимость.

219 км     р.Локнава. Узкая, тёмная, заросшая, но
смпатичная.

242 км        Ремонт моста над « тихую речушкой без
названья». Бетонное покрытие даёт ощущение
движения на поезде…

246 км     Брынское лесничество. Ах, какое
экзотическое название !   Тут , наверное, водятся
брынские волки и брынские волчицы.

255 км       Остановились погрызть колбаски и сыра-
дальше поехали.

260 км       р.Брынь. Хорошенькая, тёмная, в
кувшинках. По берегу коровки и овечки, на обочине
сидят  птички-горлицы, почти как голуби, но
поменьше, сизо-кофейного цвета.

268 км           р. Драгошань. Узкая, ровная.

274 км          р. Песочная. Видела кусты, не видела
реки, но почвы действительно песчаные.

Дорога живёт своей жизнью, она
соединяет понятия « из» и « в», « от» и « к»,
« прошлое» и « будущее». Не будет дороги, и человек
затопчется на одном месте, но не будет человека, и
дорога развалится, останется лишь археологический
след. Она как та самая линия жизни, которая
у каждого своя, но есть у каждого. Её можно
выбрать, а можно и не выбирать, можно ехать
самому, а можно смотреть как тебя кто-то везёт.
Но выбирать самому гораздо приятнее.

279 км    р. Ясенёк. Узкая, кустистая.

289 км    ЖИЗДРА.
Сами подъехали в ГАИ( у нас возникла проблема с
педалью газа): « Ребята, сделайте !» Собрались,
поковырялись, направили на станцию  тех
обслуживания ( 800 м).
р. Жиздра- узкая, но обетонированная.
290 км    станция тех обслуживания- три вагона, один
под вывеской «Харчевня». Нет мастера.
Ещё сто метров- ещё одна станция- два вагончика,
один выкрашенный в цвета российского флага.
Интернациональный коллектив с золотыми зубами
открывает капот. Уже хочу приехать или хотя бы
поехать. Через десять минут починили педаль газа.
Хороший город Жиздра !

Погода начинает разгуливаться, видны просветы
голубого неба, белые облачка очень красивы, но
становится жарко.

333 км     Граница Калужской и Брянской областей.
Проехали самый длинный « областной» участок пути.
Теперь Брянский лес.  Ну, лес как лес.

351 км.       р.Снежить. Довольно широкая, 
прозрачная, с песчаными берегами.
Ближе к югу злаки желтеют, будто перенеслись на две
недели вперёд. Похоже, это и есть переход от леса к
 лесостепи с коэффициентом увлажнения 1,0. Почвы
чернее.

400 км    р. Навля. С крутыми берегами, зелёная как
змейка.
Вдоль дороги стали попадаться сёла.

418 км     Погребы. Кирпичные пятиэтажки,
кирпичные водонапорные башни. Город белого
кирпича.

422 км     Первая гужевая повозка на резиновом ходу.
Лошадка солового цвета, в повозке дед с внуком.

447 км     Обгоняем два лесовоза.

448 км    Поворот с киевской трасы на Комаричи.

454   Шарово. Первые жирные гуси.

461   Вдоль дороги обожратые телята лёжа жуют
траву.

464 км      р. Ивановка. Не очень живописно.
С/х постройки, фермы, коровники и т.д.

466 км    В поле на лошади окучивают картошку.

468 км    Обгоняем гужевую повозку, гружёную сеном.

469 км   Комаричи. Посёлок одно-двухэтажной 
застройки с каким-то заводиком. Много кирпичных
домов в украинском стиле. Очень развито
 велосипедное движение и выпас гусей. Магазин при
сырном заводе закрыт. А жаль.
За Комаричами пасутся телята и растёт сахарная
свекла.

482 км     Справа гуси, слева лошади. Видели
красавицу белую лошадь.

497 км    Дмитровск. Очень страшные заборы, дома
не страшные. Центр города вполне приличный,
особенно административное здание, но центр
невелик. Main street – ул. Советская, как во всех, или
почти во всех русских городах. Улица аккуратная, есть
даже лежачий полицейский, правда залит лужами.
В общем, Нью-Йорк, только дома  пониже, да асфальт
пожиже. На выезде 501 км.
В городе отоварились по московскому ассортименту,
но не потому, что снобы, а по тому, что местные
товары плохо представлены.

Слева по трассе Петровский бор. По словам Мишки,
знаменит грибами и кабанами, которые их жрут.

504 км   Качество дороги резко поменялось. Трасса,
построенная немцами во время оккупации
производит очень благоприятное впечатление.

На 507 км справа от трассы – Соломино, местная
достопримечательность – спиртзавод с тремя видами
спирта. Будем пробовать позже.

519 км    Кленовый куст.

521 км     СПК « Нерусса» - « наш колхоз»( бывший
« Ленинский путь», потом « Красное Знамя».

523 км      Столбище. Нас увидела коза и, задрав хвост,
побежала прочь от дороги. Наверное, мы очень
 « красивые».

526 км     Направо указатель « Волчьи Ямы  5,4 км».
Интересно, есть ли там туристы ?

527 км     Красное Знамя- последний оплот цивилизации. Администрация, правление, кузница,
магазин и клуб.

528 км  Дороги кончились, под колёсами чернозёмная грязь, в окна лезут лопухи и сосны, впереди лес( полный сказок и чудес ????)
Чернозёмная грязь заканчивается, начинается глиняная. Ласточка не хочет нас дальше везти. Уговариваем. Не уговорили.
15 км грязи она не дотянула. Домой дошли пешком.
Ласточке помог трактор.
…………….
Искренне надеялась описать быт и нравы Орловской губернии, но, видимо, Муза тоже пошла по грибы. В синем дорожном блокнотике осталось только две записи. Моей рукой « Живут на то, то осталось после покупки самогона».
И Мишкиной « Сколько ты отслюнявила петуху чтобы он с утра орал под окном ?»

Конец


Рецензии
Тургенев уже описывал нравы и быт Орловской губернии, Вы дописали.

Михаил Гадомский   09.05.2010 15:13     Заявить о нарушении