***

ДАЛЬНЕЕ СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ ПО МАРШРУТУ БРАТСК – ИГАРКА.
Яхта класса «Летучий Голландец»
«Кальмар»

Братский Морской клуб ДОСААФ СССР
1973г.

СУДОВАЯ РОЛЬ

1. Ботирюс Иозас Миколович. Капитан яхты. Яхтенный рулевой 1-го класса.

2. Костенко Алексей Григорьевич. Матрос. Яхтенный рулевой  2-го класса.

3. Гершень Леонид Петрович. Матрос. Яхтенный рулевой 2-го класса.

Самая сильная команда, из всех с какими приходилось ходить в походы. Все имеют солидную практику, и каждый может самостоятельно управлять яхтой в любых условиях. Все участвовали в дальних спортивных плаваниях. Ностальгией ни кто не страдает. За то опыта по прохождению порогов нет ни у кого. Будем это дело осваивать на ходу.

        Идея совершить плавания вниз по Ангаре и Енисею возникла давно. Маршрут привлекателен тем, что все время попутное течение, и даже в отсутствии ветра можно двигаться вперед. Основные препятствия это пороги на Ангаре, Дубининский и Ершовский.  Вопрос стоял только на чем осуществить это плавание. Дело в том, что доставка яхты обратно обошлась бы слишком дорого, и заняло бы много времени.

        Вопрос с яхтой решился только тогда, когда в Морском клубе списали швертбот «Летучий Голландец» постройки 1962 года Таллиннской экспериментальной верфи в стеклопластиковом исполнении. К тому времени корпус швертбота имел жалкий вид. На днище выпирали шпангоуты, как ребра у изголодавшейся лошади, палуба по бортам тоже прогнулась. И вообще корпус потерял жесткость и название «Кальмар» очень хорошо сочеталось с состоянием корпуса. В Братск этот швертбот попал в1965 году из Иркутска уже далеко не в гоночном состоянии и еще ходил 7 лет. Для гоночного швертбота это весьма преклонный возраст.

 В то время когда был построен корпус швертбота, строительство яхт из стеклопластика только начиналось. Технология и конструкция были не отработаны. Основное достоинство конструкции было в том, что яхта самоотлывная. Вода, попадающая в кокпит, тут же вытекала через открытый транец и частично уходила через швертовый колодец. В последствии это качество корпуса нам очень пригодилось. Во всяком случае, отпадает необходимость вычерпывать воду из яхты.

Мы решили его отремонтировать, по возможности, что бы он мог продержаться на плаву хотя бы месяц. Пройти на нем, сколько сможем и там его бросить. Вообще решили устроить яхте последнее плавание. С собой забрать только паруса такелаж и дельные вещи, которые могут еще пригодиться.

Весной приступили к ремонту. Подозрительные места обклеили стеклотканью с эпоксидной смолой и покрасили корпус. На палубе сделали надпись «Братск – Диксон». Отремонтировали паруса и такелаж.  Зимой занимались доставанием лоцманских карт реки Ангары и Енисея до Диксона. Карты достали все, кроме участка Братск – Усть-Илимск. Но это не повод откладывать плавание. Решили, что не заблудимся и без лоции дойдем до Усть-Илимска.

29 июня 1973 года. Удалось раздобыть машину. Для перевозки яхты в нижний бьеф ГЭС. Выгрузились в непосредственной близости от ГЭС, слышно даже как гудят турбины. И сразу приходится заниматься ремонтом. Сказалась тряска в машине, прорвали корпус. Наложили заплатку из комплекта походной аптечки, в которой есть эпоксидная смола, отвердитель и стеклоткань. Не успели даже отчалить и уже ремонт. Река здесь течет резво и есть желание скорее отчалить. Но выход запланирован на завтра. Костенко приедет только завтра утром. Нас провожают Леша Недайвода и Зина Гершень, сестра Леонида, тоже яхтсменка. Помогал нам и Коля Сотников, но он уехал на машине. И так гора вещей на берегу и не верится, что это все мы сможем уместить в яхте. В передней стенке кокпита впереди   мачты имеется маленький лючок, в который и придется все заталкивать.

Погода стоит солнечная. Но здесь на берегу холодно. Дело в том что вода поступает в турбины ГЭС с большой глубины и температура ее не более + 5 С0. Готовим ужин на примусе, ставим палатку, но не натягиваем ее, а просто залезаем, так теплее.

30 июня 1973 г. 6 час. 20 мин. Подъем. Ночью все изрядно намерзлись. Утро прекрасное солнечное. Сразу начинаем укладывать вещи и вооружать яхту. Эпоксидная смола еще не затвердела окончательно, слишком холодно, но ждать некогда, затвердеет на ходу. Сталкиваем яхту на воду. 8час. 20 мин. приехал Костенко и сразу начал готовить плотный завтрак. Уходить не спешим. Все проверяем в последний раз, обратного пути у нас нет. И вот долгожданный миг наступил. Время 10 час. 10 мин. попрощались с провожающими и оттолкнулись от берега. На конец то сбилась моя давняя мечта. Теперь только вперед. Оглядываться назад не будем, а что впереди увидим. Сразу нас подхватило течение, и плотина ГЭС удаляется. Наводим порядок на борту. Вопреки нашим опасениям «Кальмар» вместил все наши вещи. Прошли пару перекатов и находимся на траверзе аэропорта. Течение работает, и ветер тоже помогает. Идем пока под одним гротом. Нет желания затевать возню со стакселем, пока окончательно не освоились.

Идем вдоль левого берега и буксируем блесну за кормой. Места великолепные. Много островов поросших ивой и березой. Леня рулит, Алик готовит гороховый суп на примусе. Я их мучаю советами. Ход хороший, погода и обед великолепные. Похоже, что на Ангаре скучно не будет. 

Видели утку, но видеть утку, думать об утке и кушать утку вещи разные. На случай уток я купил одноствольное ружье 20-го калибра. И зарядил 50 патронов. Теперь, спустя 30 лет даже не верится. Что можно было так просто купить ружье. Зашел в магазин, висит ружье, спросил: «Можно купить?» Мне сказали: «Платите в кассу». Ни какого разрешения или документов не требовалось.

Время 15 час. 30 мин. К нам подошла лодка с рыбаками, поговорили. Они насыпали нам котелок ельцов на уху. Предупредили нас, что бы мы даже не пытались проходить Ершовский порог своим ходом. Они нам объяснили, что на Ершовском пороге Ангара разделяется на две протоки островом Кораблик. В настоящее время левая протока перегорожена дамбой, и вся вода идет по правой протоке, где громадные стоячие волны и бешеное течение. Ни одно судно не может самостоятельно проходить порог. Для этого там установили туер. Это судно стоячее на мертвом якоре, закрепленном выше порога. На туере установлена лебедка при помощи которой, туер поднимается и поднимает теплоходы и баржи. Поблагодарили рыбаков за рыбу и информацию, и пошли дальше. Готовим уху и имеем хороший ход. Где-то впереди раздался взрыв. Мы подумали, что браконьеры глушат рыбу. Оказалось, что взрывники взрывают камни на фарватере. Готовят Ангару для транспортировки грузов на Усть-Илим, на строящуюся Усть-Илимскую ГЭС.

Время 18 час 30 мин. Вошли в Дубининский порог. Решили идти по фарватеру, который проходит вдоль левого берега. Закрутило нас и завертело, даже прошлись кормой вперед.  Очень сильные водовороты и приличные стоячие волны. Но удалось сманеврировать так удачно, что даже палубу не замочили. «Кальмар» держится нормально, течи нет, только палуба прогибается по бортам. Дубининский порог очень живописное место.  Ангара здесь течет в каньоне с отвесными стенками. Много столбовидных  скал. В расщелинах еще стоит снег и лед, намерзший за зиму. Течение сильное, ширина реки всего 200-300 метров.

К нам подошла еще одна лодка с рыбаками, и тоже интересуются, куда мы идем. Пугают нас Ершовским порогом. Сготовили кофе, что весьма кстати.

22 час. 15 мин. Пристали к берегу т. к. уже темнеет. А мы не знаем что там впереди, поскольку у нас нет лоции и вынуждены от
ночного перехода отказаться. За день прошли около 90 км. Это мы узнали у рыбаков. Для начала это не плохо. Но воду пить из Ангары уже не рискуем. После впадения в Ангару речки Выхоревка по Ангаре идет пена, результат сброса сточных вод Братского ЛПК и города. Даже видно как по дну катятся какашки.  Воду берем из впадающих в Ангару речек и родников.

1 июля 1973 г. 7час. 30 мин. подъем. Выспались хорошо. Собрались за 25 минут. Рекордные сборы за все походы. Здорово выручает примус. Готовим на ходу. На костре на это уходит от 1 до 1.5 часов, а это верных 10 км. хода. На реке низовой туман, етра нет, течение слабое. Здесь Ангара широкая и много островов. Сплавляемся по фарватеру, обставленному вешками. Стоит только выскочить за вешки как сразу шверт начинает грохотать по камням. 9 час. 30 мин. туман рассеялся и начинает работать ветер нам на встречу, и мы лавируем по узостям, делая множество поворотов. Прошли дер. Побъеланку и еще какую то деревню. Плохо без лоции, но все равно не заблудимся, река вынесет куда надо. Фарватер обставлен нормально, вешки стоят везде.  Идем строго по фарватеру, ветер встречный и постоянная лавировка. На попутные ветра рассчитывать не приходится, поскольку движемся на север и северо-запад. Очень часто стукаемся швертом об камни. Проходим вдоль берега сплошь заросшего саранкой. Берег весь фиолетовый, столько саранки мы не видели ни где. Создается впечатление, что здесь ее кто-то специально посеял. Пристали к берегу и взяли у рыбаков ельцов на уху. Ельцов здесь ловят в протоках, где воды по колено. Перегораживают протоку сеткой и потом загоняют туда рыбу.

 Сготовили обед и на ходу пообедали. Во время варки ухи загорелся примус. От перегрева сработал предохранительный клапан. Хорошо, что примус был привязан и Алик выбросил его за борт, где он и потух. Сгорел волосяной покров на руках Алика и инструкция по пользованию примусом. Теперь можно считать, что техника уже освоена.
  Солнце спряталось за тучами и стало прохладнее. Постоянно шум от моторных лодок, которых развелось громадное количество. Сегодня воскресенье и их особенно много.

По моим подсчетам завтра должны быть на Ершовском пороге. Нужно как следует выспаться. Пока ветер работает, идем вперед. Местами течение совсем слабое и идем только за счет паруса.

22 час. 30 мин. пристали к берегу и ставим палатку. Много комаров. Палатка у нас с входом вроде горловины мешка, так что комары во внутрь не попадают. Палатку сшили сами из тонкого капрона, она хорошо проветривается, и главное что спасает от комаров. На случай дождя ее можно накрыть полиэтиленовой пленкой. Поужинали и отбой.

2 июля 1973 г. 5 час 20 мин. Подъем, сготовили кофе и сразу выходим. Ветра нет, день обещает быть солнечным.  Сплавляемся и готовим «письмо из Польши». Так мы называем польские пакеты с  куриным супом. Плотно позавтракали, попили кофе. Ветра практический нет. 9 час. показались скалы, река постепенно сужается и слышен гул. Похоже, что это и есть Ершовский порог. Подходим ближе и уже слышен не гул, а прямо рев. Такое ощущение, что даже ребра вибрируют. По середине реки стоит остров с отвесными берегами высотой около 100 метров. Правый берег тоже отвесные скалы. Пристаем к правому берегу при входе в порог. На берегу стоит зимовье, внутри которой на стене ножом вырезано надпись:  «Ерши – хороши таймешы».  Нам, конечно, не до таймешей. 

Сам порог от сюда не просматривается, вода уходит куда-то вниз. Вдоль берега не пройти, сплошная стена. Пытаемся разведать порог с верху. Но карабкаться на скалы тоже нет желания. Принимаю решение идти в порог без предварительной разведки. Убираем паруса, они здесь не нужны. Прячем все в носовой отсек. Договорились на счет наших действии в пороге. Рулить будет Костенко, Гершень и я будем грести, чтобы придать яхте ход относительно воды. Еще  моя задача, стоя у мачты, указывать направление, куда надо рулить. Решили держаться самой сильной струи. Главное удержать яхту носом по течению. Надели спасательные жилеты и, как следует, надули. В случае оверкиля не помешают.

Оттолкнулись от берега и вперед! И понеслись, только берега замелькали. Разглядывать берега некогда, все внимание вперед. Пролетаем над затопленными камнями и врезаемся в стоячие волны, прошиваем их носом. Стоит страшный рев, голосом подавать команды бесполезно. Яхта набирает полный кокпит воды, которая даже не успевает полностью стечь, как процесс повторяется. Так и ныряем с одной волны под другую. Но самое главное, что яхта удерживается на курсе. В одном месте нас ударило о камень, но отделались вмятиной. На конец то порог позади, проносимся мимо туера, который стоял ниже порога. На палубе вся команда, они наблюдали за нашим сплавом. Видимо увидели мачту и решили посмотреть, чем это кончится. Я крикнул им: «Где Ершовский порог?» Они мне показали наверх. Я кивнул головой, что понял. 

Ниже порога стоит ледяной островок, как айсберг. За зиму набрызгивает столько воды, что получается целая гора льда. Мы пристаем к этому островку для кратковременного отдыха. Во рту сухо, а спина мокрая. Снимаем жилеты, жарко день солнечный. У Костенко начинается рвота. Он объясняет это тем, что комар в глотку попал.  Гершень утопил свои очки, похоже, что водой смыло. За то мы ему присвоили  звание Гершень – Ершовский (бывший Кавинский).

Только после прохождения порога мы поняли, что хорошо поступили, в том отношении, что не стали делать предварительную разведку порога. Если бы мы увидели за ранее, что там творится, пожалуй, не стали бы проходить порог своим ходом. Как бы то не было, а порог пройден. Это самое большое препятствие на нашем маршруте.

После 20 минутной стоянки, ставим паруса и уходим. Время 12 час. 15 мин. Пора готовить обед. Ветер до 1-го бала. По нашим подсчетам до Усть-Илимска примерно 100 километров. Идем по фарватеру и любуемся берегами. Мы их видим первый и последний раз. Вся эта красота уйдет под воду, с затоплением Усть-Илимского водохранилища. Тайга на берегах не вырублена, так, что будет очередное бревногноилище подобное Братскому, в котором даже спустя 10 лет бревен не убавилось. На счет бревногноилища наши предположения вполне оправдались. Сразу после затопления Усть-Илимского водохранилища, наши яхтсмены на яхтах Класса М ходили по маршруту  Братск Усть-Илимск Братск, происходило это в сентябре месяце, На обратном пути они подходили к вершинам затопленных кедров и набрали по мешку шишек.

  Плотно пообедали, и подул ветер, как по заказу, попутный до 3 баллов. Идем с приличной скоростью. Река мелкая, почти везде просматривается дно, иногда даже рыб видим.

Решили на спасательных жилетах написать название пройденных порогов. У нас есть японские фломастеры черного цвета, с несмываемой краской, для маркировки бревен. И так на спинах появились надписи.

День клонится к вечеру, и впереди показались какие то признаки цивилизации, видно электрические огни и сверкает сварка. Это уже Усть-Илим. Ночью там нам делать нечего и останавливаемся на ночевку. Завтра с утра добежим. 

Время 20 час. пристали к берегу в районе переправы с. Воробьево и уточнили свои координаты. Находимся в 228 км. от Братска. Достали 1,5 литра бензина для примуса. Поймали одного хариуса и сразу сварили на ходу и съели.
23 часа пристали к берегу. Здесь стоят географы Иркутского университета. Ведут исследовательские работы на тему: «Влияние почвы на воду будущего водохранилища».

 Сготовили ужин, совместно поужинали, посидели у костра, покормили комаров и легли спать. Погода портится. Небо затянуто тучами. До Усть-Илима 50 км.

3 июля 1973 г. 4 часа. Светает рано, и нет смысла терять время. С хорошим ветром пробежали 20 км. и начался дождь. Время 7часов. Пристали к берегу, поставили палатку и легли спать. 11час. 30 мин. Дождь престал и пошли дальше. Курс бейдевинд. Ветер набирает силу до 7 баллов, шквалистый. Холодно, мерзнут руки, июль называется. Постепенно ветер стихает, и идем за счет течения. Решили сготовить кофе. Пока готовили кофе подошли к Усть-Илимску. Время 18 час. 30 мин. Пристали на левом берегу. Здесь стоят камнедробилки, готовят щебень для бетонирования плотины. Щебень возят от сюда самосвалы на бетонный завод. Договорились с водителем, что он нас перевезет через плотину в обеденный перерыв, поскольку у них работа посменная. Такса пузырь водки.

Разоружили яхту, немного подремонтировали, сходили в город за продуктами. Снабжение здесь отвратительное. Мясного ни чего нет. Купили селедки и водки. Бутылку водителю и бутылку себе.

Город грязный, как и все стройки коммунизма. С начала ломаем технику по ямам, а только потом асфальтируем дороги. Строительство идет полным ходом. Плотина стоит стеной и Ангара проходит через донные отверстия. Посмотрели и как живут строители. Настроили времянок, кто как мог, настоящие трущобы. И что самое главное, даже спустя 30 лет во многих этих трущобах все еще живут строители коммунизма. Действительно нет ни чего долговечнее, чем временные постройки.

23 час. загрузили яхту в самосвал и поехали на нижний бьеф. Выгрузились на берегу и в темпе вооружили яхту. Сразу можно будет отходить.

        4 июня 1973 г.  Время 2 часа. Ложимся спать. Нужен отдых, а то нервы на пределе. Алик последние дни чувствует себя не важно. Да еще и эмоции на порогах могли повлиять. Думаю, что постепенно втянется в режим, и будет лучше.

 Время 7часов. Встал и начал укладывать вещи. Ребята еще спят, будить не стал, пусть отдыхают.

        Теперь уже есть лоция до самого Диксона и всегда будем знать, где находимся, и что нас ждет впереди, а то шли как с завязанными глазами, не зная, что там за поворотом.
8 часов 15минут. Отчалили. На борту генеральная приборка. Проходим под железнодорожным мостом в районе деревни Невон. Ветер встречный шквалистый до 7 баллов. Идем под одним гротом. Стаксель не ставим, опасаясь что может и палубу вантой оторвать на таком дряхлом корпусе. До деревни Кеуль, фарватер здесь ни каких опасностей не представляет.  Зашли в деревню Тушама. В Усть-Илимске пополнить запас продуктов не удалось, здесь тоже только сахар и гречневая каша в брикетах. Год выпуска 1969. Убогое снабжение. Не могу понять, как здесь живут люди, и чем они питаются. На берегу пообедали и сразу пошли дальше. Леня и Алик легли спать. Я иду под одним гротом и справляюсь один, двигаемся вперед. 19 час проснулись ребята. Ветер 4-5 баллов. Поставили стаксель. Ход хороший.

Время 21 час 30 мин. Пристали к берегу на острове Березовом. Деревня сгоревшая и здесь живут только 4 тракториста в доме похожем на берлогу. Кусает мошкара. За 10 ходовых часов пройдено 75 км. Но при таком встречном ветре и это не плохо.

5 июля 1973 г. Время 6 часов. Подъем. Ветер тот же, холодно. Надели на себя все, что у кого было. Завтракаем на берегу. При таком ветре на примусе на ходу не сготовить. Только вышли, и сразу начался дождь. Промокли насквозь, и только зубы чечетку выбивают. Пристали к берегу и ставим палатку. После Усть-Илима каждый километр дается с трудом. Дождь поливает во всю. Сидим в палатке. Уже основательно выспались и отдохнули.

Время 21 час 30 мин. В тучах появляются просветы. Тем не менее, дождь еще поливает. Ночевать придется здесь.

Места здесь дикие. По берегам стоят деревни на расстоянии 30-40 км друг от друга. Связи нет, дорог тоже. Единственное средство сообщения, летом лодка зимой вертолет. По большей части многие деревни уже не обитаемы. Которые еще не закрылись, то там живут только старики. Молодежь разъехалась на стройки коммунизма.

6 июля 1973 г. Время 6 часов. Дождь прекратился. Начали собираться в путь. Сготовили чай, и не спеша, позавтракали. Не торопимся отчаливать, так как дождь еще может начать снова поливать. 7 часов 30 минут отчалили. Ветра нет, идем за счет течения. Прошли пос. Едарма. Задуло до 7 баллов, только в вантах посвистывает, идем под гротом. Ветер как всегда встречный.  Время 15 час. 20 мин. пристали к берегу на обед. Пройдено еще 48 км.  Время 19 часов. Прошли дер. Аксеново. До Кежмы 30 км. Это уже Красноярский край, Кежма районный центр.

Ветер слабеет и вот уже всего 1 балл. Решили идти до Кежмы без остановки. Идем ночью. Благо то, что ночи здесь светлые. Видимость хорошая, фарватер обставлен нормально и не представляет ни какой сложности.

7 июля 1973 г. Время 2 часа. Пристали к острову Сенной и сразу легли спать.  7 часов подъем. Погода великолепная, светит солнце и тепло. 8 часов 30 минут пришли в Кежму. Отправили письма домой, и основательно запаслись продуктами. На конец то человеческое снабжение, даже мясные консервы есть, трех сортов. Это уже роскошь, для наших мест. Даже купили две банки вьетнамского бананового повидла. Это уже экзотика, такого мы еще не ели. Поселок, в общем, производит хорошее впечатление. В Сибири мало таких поселков, во всяком случае, из тех которые мне пришлось видеть.

Время 10 часов. Вышли из Кежмы при полнейшем штиле. С запада надвигается черная туча, которой нам не избежать. Начался дождь. Погода теплая и мы идем дальше. Туча выдала нам ветер до 5 баллов, встречный, как всегда. Подошли к шивере Игренкина. Сняли стаксель, что бы не мешал обзору по курсу. Шиверу прошли по фарватеру. Место очень красивое. Интересное явление, не стала писать ни одна шариковая ручка, а их у нас 4 штуки. Дерсу Узала по такому поводу сказал бы: «Шибко плохой место». Проходим еще одну шиверу и покидаем фарватер. Решили сократить путь и идем по несудоходной протоке. Время 23 часа. Пристали к берегу на ночевку в районе села Алешкино, на острове Конопляный.  Село Алешкино расположено на высоком живописном берегу.

8 июля 1973 г. 5 часов подъем и сразу выходим дальше. Погода великолепная. Ветер 1 балл, встречный Время 8 часов. Подходим к Аплинскому порогу. Идем вдоль правого берега. Очень красивое место. Скалы прямо стеной стоят. Ангара здесь довольно широкая и перегорожена каменной грядой. Везде буруны. Течение быстрое. Фарватер идет почти поперек реки. Мы решили пройти вдоль правого берега. Подняли шверт, чтобы не цеплять камни и спокойно прошли на прямую. Стоячих волн почти нет, и только немножко воды попало в кокпит. Даже фотографировали прохождение порога. При уборке воды Леня утопил швабру. Топить швабру дурная примета, тем более что впереди еще много дней хода. По общему мнению, Аплинский порог не сложнее некоторых шивер.

На горизонте черная туча, от которой убежать нам не удалось. Туча выдала нам шквал до 8 баллов с дождем. С доброй скоростью, рискуя потерей мачты, добежали до поста обстановщика в районе входа в шиверу Медвежья. Пристали к берегу. Сушимся в зимовье у бакенщика,  и готовим обед. Бакенщик выдал нам рыбы на уху, и на обед вкуснейшая уха.

Летом бакенщик обслуживает фарватер, а зимой занимается охотой. Охотится даже на медведей, и каждую зиму добывает их по несколько штук.

Сегодня уже прошли 3 шиверы и один порог. Для одного дня уже эмоции достаточно.

Время 18 часов. Дождь прекратился. Выходим дальше. Ветер встречный 5-7 баллов. Каждый километр дается с трудом. День сегодня шиверо-порожистый. Прошли шиверы: Курейская, Гороховая, Кавинская, Медвежья, Косой Бык, Кашина и Глухая. Самое веселое место оказалась шивера Глухая. Рулил я и расслабился до того, что скатились в слыв прямо левым бортом. Слыв очень мощный и наш «Кальмар» затрещал всеми косточками. Попали в «бочку» и начало нас кидать с борта на борт, да так что только мачта замелькала. Начерпали прилично воды в яхту. Пришлось команде взяться за весла, и развернуть яхту вдоль течения и только после этого выскочили из «бочки». В шивере Глухая вся Ангара перегорожена каменной грядой и фарватер метров 25 шириной с мощными стоячими волнами после слива. По такому поводу мне присвоили звание Ботирюс Глухой Ангарской.
Время 22 часа. Стали на ночевку на острове Черемуховый. До устья Ангары 503 км, пройдено 632 км. В график не укладываемся, но, тем не менее, движемся вперед. За все время ни одного дня с попутным ветром. Вода здесь теплее, чем до Усть-Илима и не так мерзнем.

9 июля 1973 г. Время 7 часов. Подъем и выходим без завтрака. Заходим в пос. Рожково. Магазин закрыт, идем в Пашенное, там уже и люди не живут. Ветер все время встречный. Зашли в пос. Проспиха. Магазин тоже закрыт. Идем дальше. Погода солнечная и тепло. Как ни когда еще не было за все время похода.

Время 18 часов. Пришли в пос. Тагора. Закупили хлеб. Во время стоянки собралась толпа любопытных. Парус видят впервые. Масса вопросов, на все приходится отвечать.

Время 19 часов 30 мин. На траверзе деревня Сыромолотово. Ветер стихает. Сегодня день без эмоции. Время 21 час. пристали к берегу на ночевку. Плотно поужинали и легли спать. Завтра Мурский порог и нужно отдохнуть, как следует.

10 июля 1973 г.  Время 6 часов, подъем, завтрак на ходу, Ветер в спину, на конец-то, правда, слабый. Погода загарная, вода в реке теплая.

Интересно то, что чем дальше на север продвигаемся, тем теплее вода, и воздух. Прошли шиверу Брянская. Перед Мурским порогом Алика стошнило, то ли комар в глотку попал, то ли от эмоции. На пороге клюнули носом стоячую волну после слива и зачерпнули воды. А в остальном порог не опасен. Фарватер проходит  по левому берегу. Порог с верху не виден, и показывается только после поворота из за скалистого берега. Рулил Костенко, за что присвоили ему звание Костенко - Мурский.

Прошли еще пару шивер без приключении. Время 21 час идем к берегу. Ветра нет, а место прекрасное. На берегу стоит охотничье зимовье в хорошем состоянии. Внутри на стене вырезана надпись: «Смерть без тебя Надюха!» Хотел бы я видеть эту Надюху, без которой смерть. В зимовье и заночевали.

11 июля 1973 г. Великолепно выспались. Собрались за 20 минут. Уже все втянулись в походную жизнь, и все идет лучшим образом.

Какая здесь красота, особенно утром. Сосновый лес, цветочные поляны и воздух с хвойным ароматом. Солнце уже припекает прямо с утра. Ветра нет, течение слабое. Время 9 часов. Подул попутный ветер до 3-х баллов, и побежали под всеми парусами. Ход хороший, не смотря на наш помятый корпус и перегрузку яхты. Вчера вытащили шверт и обстрогали переднюю кромку ножом. Шверт фанерный, и после стольких ударов об камни, на него страшно смотреть. Сплошные лохмотья высели от расщепленной фанеры.

 Ветер постепенно усиливается уже все 5 баллов, и мы несемся вперед. Продукты на исходе, но это не беда, главное использовать
ветер пока он дует. Ход такой, что проскакиваем мимо всех деревень без остановок.  И так проходит день. На ночь решаем не останавливаться и идти до самого Енисея. Благо здесь ночи практический нет, солнце заходит не на долго и светло, так что можно читать всю ночь.

12 июля 1973 г. Время 4 часа. Ветер кончился резко и до полного штиля. Прошли пос. Манзя. С течением прошли еще 5 км. и снова потянул ветер. Время 10 час. 30 мин. прошли дер. Каменка. Ветер усилился, и несемся под всеми парусами так, что даже в карту заглянуть нет времени. Работы всем по горло, так как постоянно поворот за поворотом. И так проходит еще день. К вечеру ветер стих, и пользуясь затишьем, сготовили ужин и плотно поели. Спим по одному по очереди по 3 часа. Прошли пос. Гребень. Ударил шквал до 7 баллов. Сняли стаксель и идем под одним гротом. Волны нет и скорость хорошая. И так проходит ночь.

    13 июля 1973 г. Время 6 часов. Проходим пос. Ангарск. Из за волны даже не заметил, как проскочили шиверу Алешкино. Подходим к Стрелковскому порогу. Судя по лоции, порог должен страшно выглядеть. На лоции такие пугающие названия. Камни; Боец, Разбойник и т. д. На самом деле оказалось, что порог для нашей яхты ни малейшей опасности не представляет. Просто сильное течение и водовороты. Другое дело,  когда сплавляют плоты с лесом и случается что их здесь разбивает об камни. Нам нужно смотреть в оба, потому что здесь интенсивное судоходство и можно на кого-то налететь.

Время 8 часов 15 минут  «Ура!» мы в Енисее. Сбилась наша давняя мечта, Ангара за кормой. Лично я прошел ее всю, от Байкала до Енисея.

С самого начала Енисей поражает стремительным  течением. Выходим на фарватер, и я ложусь спать. Судоходство здесь интенсивное, но поскольку фарватер везде широкий и глубина даже вне фарватера приличная, мы всегда можем разойтись с любым судном или караваном, ни кому не мешая.

Время 16 часов. Пришли в Енисейск. Пристали к берегу в районе пристани к песчаному пляжу. За кормой 83 км. Енисея пройденные за неполных 8 часов, в основном, за счет течения. Сходили  на почту и получили перевод. Я даже два письма получил. Основательно запаслись продуктами. Купили даже редиски, зеленого лука и картошки.

     Концентраты нам уже изрядно надоели. Взяли даже бутылку водки, производства Минусинского завода, такой мы еще не пили. Нужно как-то отметить выход в Енисей. У местного жителя спросили на счет рыбалки на Енисее. Он нам рассказал, как по Енисею плыли полуживые осетра и они их ловили прямо баграми, но оказалось, что кушать их невозможно, провоняли химией Красноярского целлюлозного завода.

Енисейск когда-то был столицей Восточной Сибири. Между Ангарой и Подкаменной Тунгуской были золотые промыслы, так называемая «Золотая тайга». Енисейск был своего рода Клондайком. Обогащались не добытчики, а торговцы  водкой и содержатели борделей. Со временем золото кончилось. С постройкой Транссибирской магистрали, постепенно вся деловая жизнь переместилась в г. Красноярск, а Енисейск стал просто захолустьем, без перспектив на будущее. И в наше время здесь не видно ни каких новостроек. Каменные дома в основном еще со времен «золотой лихорадки».

Время 17 часов 30 мин. Выходим дальше Курс на север. Ветер тоже в корму. С такой скоростью мы подвигались только в Ангарских порогах, а здесь идем постоянно.

Время 23 часа. Светло и идти можно, но мы решили сделать ночевку и поспать несколько часов. С запада надвигается туча и наверняка будет дождь. Пристали к берегу и сразу напали комары. Столько комаров мы еще не видели. Воздух прямо вибрирует от гула и кажется густым. В хорошем спортивном темпе залезаем в палатку и герметизируем вход.

14 июля 1973 г. Время 6 часов. Проснулись и начали собираться. Сразу пошел дождь. Решили не мокнуть, а еще поспать авансом. Дождь задержал нас до 9час.30 мин. Сборы не заняли много времени, комары подгоняют. Только вышли и опять дождь, благо не на долго. Ветер попутный 1 балл. Проходим деревню Холмогоровское. Погода улучшается. Алик шьет себе накомарник. Мазь «Дэта» не помогает, не смотря на то. Что Алик написал на флаконе: «Мазь смертная».

Здешние комары кушают эту мазь с удовольствием. Намазать бы этой мазью изобретателя, чтобы комары его съели.

Прошли перекат Пономаревские Камни. Ветер сегодня слабый, тем не менее, километраж идет, течение работает на славу. Постоянно мучают комары, слепни, мошкара.  Костенко убил 450 слепней и сложил на палубу, потом смахнул за борт на прокорм рыбам. Я их ловлю закрашиваю глаза черным фломастером и отпускаю на волю. Погода стоит теплая, но раздеться нельзя, заедают эти паразиты. Как-то лег поспать на палубе, голову укутал штормовкой и уснул. Оказалось, что шерстенной носок прорвался на пятке, и там сел слепень. Ребята, вместо того чтобы его отогнать начали спорить, прокусит он пятку или не прокусит. У меня было такое ощущение, что горячий паяльник к пятке приложили. Какой уж тут сон после этого.
С выходом на Енисей пейзаж резко изменился, пошло однообразие берегов, и потянулись дни похожие один на другой. К берегу почти не пристаем, идем круглосуточно. Рулим по переменке. Мои вахты в основном ночные. Ночи светлые и все видно, можно идти безопасно, не смотря на интенсивное судоходство. Главное что глубины позволяют идти даже вне фарватера.

Ниже устья Ангары на Енисее есть всего один порог Осиновский. Русло Енисея здесь резко сужается, кроме того, по середине есть два скалистых островка, Кораблик и Барочка. Для спортивного сплава порог, ни какой опасности не представляет. Здесь просто сильное течение и водовороты, стоячих волн нет. Глубина на фарватере до 9 метров. Проходили порог днем по левой протоке. Пристали к берегу на островке Кораблик, сготовили обед и плотно пообедали. Что самое интересное, не было ни комаров, ни слепней. Для Енисея явление исключительное. 

По берегу Енисея через каждые 20-25 километров стоят деревни, в основном не обитаемые. Когда-то здесь жили люди, которые занимались в основном извозом, доставляли почту и даже пассажиров зимой по льду Енисея. Сейчас остались только крупные поселки, расположенные через 200-300 километров друг от друга. Следует упомянуть поселок Бор, расположенный на левом берегу Енисея напротив устья реки Подкаменная Тунгуска. Одно из немногих живописных мест на Енисее. Поселок расположен на обрывистом песчаном берегу прямо в сосновом бору. Основательно запаслись продуктами. Как всегда вокруг яхты собрались местные жители, в основном дети, и как всегда интересуются от куда и куда идем и традиционный вопрос как под парусом можно идти против ветра.

Дальше по Енисею тайги  нет, начинается лесотундра и тундра. Река превращается просто в дыру в болоте. В отличие от Ангары
островов на Енисее мало. Потянулись дни похожие один на другой. В дневнике похода короткие записи, сколько км. пройдено и ни каких происшествии. Скука, одним словом. Несколько эпизодов все же было, о которых стоит упомянуть.
По Енисею ходят не только грузовые, но и пассажирские теплоходы. Находятся желающие пройтись по Енисею на теплоходе до Красноярска, а дальше на юг уже по железной дороге. Многие едут на теплоходе просто потому, что не всегда могут достать билет на самолет. Один из этих лайнеров «Валерий Чкалов» приткнулся носом к острову и дал пассажирам возможность сходить на  берег, размять ноги и главное покормить местных комаров. Это называется «зеленая стоянка».  Мы проходили рядом с кормой этого теплохода. На юте стояло несколько женщин в белых халатах и белых колпаках. Скорее всего, это повара и официантки судового ресторана. Я им крикнул:
- Девушки! Пошли с нами.
Одна из них ответила:
- Уж очень у вас посудина дешевая.
Я ей сказал:
- Сама ты повидло дешевое.

Это, видимо, задело ее за живое.  Что тут началось, какие маты полетели в наш адрес. Нам и в рот и в спину и вовсе остальное. Течением нас унесло метров за 500, а вопли до нас все еще доносились. Создалось впечатление, что эти вопли доносились до самого Ледовитого океана. Надо полагать, что это было развлечение не только для нас, но и для пассажиров лайнера. Такой отборной матерщины мы еще не слыхали.

Пройдя пос. Верхнее Имбатское увидели на берегу чум или вигвам, решили пристать к берегу и разжиться рыбой на уху. На берегу оказались две женщины, штук 20 ездовых собак и полчища комаров. Женщины обе курят, одна трубку, а вторая самокрутку из махорки. Спросил у них: «Рыба есть?» Они ответили: «Мало, мало было, мужики повезли а поселок». Мы тогда не знали, что рыбой у туземцев считается только таймень, осетр и стерлядь. Остальное это не рыба, а корм для собак. Нам надо было спросить щуку или окуня, и они бы нам выдали бы даже бесплатно. Когда я погладил подошедшую ко мне собаку, одна из женщин сказала: «Однако, паря, осторожней они могут и укусить, они сейчас злые. Комары замучили». И действительно, носы у собак в крови. Комары прокусывают те места, где шерсть короткая, это нос и ноги. Спустя несколько минут мы отчалили и поспешили на середину реки, Енисей здесь достаточно широкий и комаров на середине нет за то слепней навалом.

Шли круглосуточно и к берегам старались не подходить. Спали по очереди, Мои вахты были в основном ночные. Ночи здесь светлые, и ни каких проблем по части расхождения со встречными  судами не возникало. Мы всегда старались держаться правой кромки фарватера или даже шли вне фарватера, поскольку глубины здесь позволяют.

При очередном повороте  шкотами стакселя выбросило за борт мое ружье, которое благополучно утонуло. Следом отправил и патроны, теперь уже бесполезные. Да такого ружья и не жалко, тем более, что оно себя уже и окупило, еще в начале зимы я из него случайно застрелил соболя, прямо на берегу еще не замерзшего Братского водохранилища.

       Одну ночь шли в пятне из толстого слоя солярки. Видимо где-то танкер вылетел на камни и распорол днище. Только утром, когда заработал ветер, мы обогнали это пятно и больше его уже не видели, поскольку мы двигались значительно быстрее течения.

Две ночи подряд наблюдали интересное явление. Прямо из воды вылетали какие то бабочки, вроде моли и вся палуба и паруса были ими облеплены. Они тут же спарывались, и к утру их жизнь заканчивалась. Всю ночь кормилась рыба, стоял сплошной плеск по всей реке. Питались поймать рыбу на удочку, но клева не было. Утром приходилось смывать этих бабочек с палубы и кокпита.

По лоции, где должна быть дер. Татарская еще из далека заметили громадную антенну радиолокатора и решили причалить к берегу.    

     На берегу стояла вышка с часовым и подзорной трубой. При нашем подходе часовой слез с вышки и сказал, что он за нами уже давно наблюдает. Пригласил нас в часть, где нас радушно встретили и даже накормили солдатским завтраком. Завтрак состоял из макарон по флотский, сливочное масло, хлеб и чай. Служат здесь ребята в основном все с высшим образованием. Узнали, что магазином ведает жена командира, которая просыпается очень поздно. Жена бывшего командира просыпалась рано, но ее увез куда то в Прибалтику один из дембелей, а командир после этого застрелился и теперь уже другой командир. Мы поблагодарили солдат за завтрак и информацию и, не дожидаясь пока проснется жена командира, пошли дальше. 

Продуктам  затарились в следующей деревне, которая оказалась обитаемой. Когда подошли к дому похожему на магазин, поскольку над дверью висела вывеска, густо облепленная комарами. На улице перед магазином на табуретке сидела женщина, хлопающая себя по лицу и шее свернутой газетой. Мы спросили, здесь ли магазин? Она молча кивнула головой, встала и зашла в магазин, а мы за ней следом. В магазине комаров было столько, что невозможно было разглядеть надписи на этикетках консервных банок и бутылок. Тем не менее, мы все же отоварились и взяли даже пару бутылок отличного марочного вина производства Мансандровско винзавода. Продавец выдала нам сдачу, и даже не дождавшись пока мы уложим продукты в рюкзак, выскочила на улицу. Мы тоже не стали там задерживаться и выскочили следом. Прошли с хорошим ветром до вечера и решили выспаться, как следует.  К берегу подходить не стали, а причалили к галечному осередку (затапливаемый в половодье остров без растительности) по среди Енисея. Комаров нет, и мы смогли спокойно поставить палатку и приготовить ужин. Хорошо, что догадались завязать, как следует вход в палатку. Когда утром проснулись, палатка с наружи вся черная от комаров и сплошной гул. Мы все собрали и когда выскочили из палатки, то моментально отчалили, даже не сворачивая палатку. На яхте все прибрали по местам уже на ходу. Хорошо, что подул ветер, и комаров не стало.

Город Туруханск мы прошли не останавливаясь, поскольку продукты на яхте были в достаточном количестве. Перед Курейкой пошли не по основному судовому ходу, а протокой Лазоревая, для сокращения пути. Я буксировал блесну за кормой, и вдруг клюнуло. Вытащил язя весом около килограмма. Это была первая рыба, пойманная нами на Енисее. Интересно, как язь мог клюнуть на блесну и зацепиться за такой крупный крючок, предназначенный на щуку. Когда пришли в Курейку, на берегу рыбачила девочка ученица 6 класса. Она ловила язей на закидушки. Рыбы у нее было уже полное ведро, она предложила нам взять рыбы, сколько хотим. Она сказала, что этой рыбой они кормят свиней, и одно ведро она уже отнесла домой. Я от ее рыбы отказался и настроил свой спиннинг по ее подсказке, и пока ребята ходили в магазин, вытащил еще 2-х язей и одного окуня. Как раз хватило нам на уху, которую тут же и сготовили. 

После ужина пошли дальше, и зашли на мемориал товарища Сталина. Мемориал, когда-то был сделан капитально. Павильон из стекла и бетона над домиком, в котором жил Сталин, находясь в ссылке. Перед павильоном площадка с постаментом, на котором стояла статуя Сталина и аллея, обсаженная голубыми ёлками. Теперь стекла в павильоне  все выбиты, аллея заросла крапивой, а статуя Сталина находится на дне Енисея. Местные жители говорили, что в ясную погоду можно ее разглядеть. Домик разобрали, похоже на дрова, остался только кирпичный фундамент. Сам павильон изрядно загажен. Костенко даже залез на пьедестал и изображал Сталина. Вообще осталось какое то гнетущее впечатление от всего увиденного. С начала возводят человека в ранг бога, а потом издеваются уже над мертвым. Как говорили еще древние римляне «Six transit Gloria mundi».

На мемориале мы не стали задерживаться, поскольку комары здесь тоже какие то Сталинские, крупные и рыжего цвета, к тому же и кусают беспощадно. Еще одно важное событие, пересекли полярный круг. По этому случаю у меня были заготовлены еще в Братске почетные грамоты для Гершень и Костенко. Мне грамота не полагалась, поскольку полярный круг я пересекал до этого и не один раз.

Грамоты были написаны старославянским шрифтом и красочно оформлены. Содержание такое:

                ГРАМОТА
Дана сия бумага славному землепроходцу
ГЕРШЕНЬ ЛЕОНИДУ ПЕТРОВИЧУ
Семена Дежнева и Ермака Тимофеевича наследнику, в том, что оный землепроходец линию, воображаемую учеными мужами и Северным Полярным Кругом именуемую пересек и часть крови своей комарам Тунгусским послушно отдал.
ПОВЕЛЕВАЮ: Впредь при хождении по владениям моим данному землепроходцу препятствий не чинить
                Хозяин Арктики.

По такому поводу издали вопль Ура! Потом выпили по кружечке водки и помчались с попутным ветром вперед, теперь уже по арктической воде.  Перед Игаркой Енисей делает крутой поворот и течет на юг, потом снова поворот и на север. Шли с попутным ветром силой до 5 баллов, и когда повернули на юг, пришлось идти в лавировку. Когда ветер дует против течения, то возникает очень крутая волна. Началась такая тряска и брызгалка, что пришлось снять стаксель. Под одним гротом хода вперед почти ни какого, тем более что ветер тормозит даже течение и понадобилось несколько часов упорной лавировки пока на конец то не повернули на попутный курс. Енисей здесь уже широкий и волна до 1,5 метров. Все изрядно устали и намокли и решили пристать к берегу и поспать несколько часов. Только выпрыгнули на берег с палаткой, как на нас навалилась мошкара, которая шла сплошной струей, не смотря на сильный ветер. Такой мошкары мы еще не видели. Мы даже палатку не стали развертывать, сразу пригнули обратно на яхту и скорее по дальше от берега. Решили идти до Игарки без остановки.

23 августа 1973 г.  При подходе к Игарке ветер стих до 1 балла. Погода солнечная и теплая. Идем по Игаркской протоке. Здесь Енисей разделен островом на две протоки. У левого берега протоки стоят плоты леса сплавленного с Ангары и верховьев Енисея. Поскольку на встречу нам шел океанский лесовоз, мы прижались вплотную к плотам. На плотах работают молодые красивые женщины, которые баграми направляют бревна на транспортеры и подают на лесопилку.

Когда мы проходили мимо, одна из них крикнула нам: «Мужики! Идите к нам». Мы спросили: «Зачем?» Она ответила: «Зачем, зачем. Потрахаемя, вот зачем». Надо отметить, что после такого перехода у нас настроение было весьма трахательское, так что мы молча прошли мимо. Вслед нам донеслось: «Эх, мужики, мужики!»

Как известно в Советском Союзе ни секса, ни проституции не было, но если падшие женщины попадались в гостиницах, для иностранцев в особенности, в таких городах как Москва и Ленинград, то их забирали и отправляли в такие места вроде Игарки на исправление.  Пока шла навигация, они работали, а после навигации им отдавали паспорта и расчет и отпускали на материк. Правда, это создавало свои проблемы для местных замужних женщин, поскольку мужики к ним бегали и даже некоторые увозили с собой местных мужиков. Местным женщинам ни чего другого не оставалось, как только писать жалобы в профком, партком и даже в милицию, поскольку бывали и стычки с физическим воздействием, и в результате, у кого-то появлялся большой синий глаз.

Город Игарка представляет собой деревянный поселок. Даже улицы вымощены опилками. На улицах плакаты: «За курение под суд». Игарка горела не однократно. На улицах оборудовано места для курения, стоит стол, скамейки и бочки с водой для окурков. Снабжение, по нашим понятиям, отличное. В Игарке мы узнали, что дальше по Енисею хода нам нет. Километров через 40 сплошной лед и лесовозы проводят ледоколы. На этом наше плавание можем считать оконченным.

Вернулись на берег, разоружили яхту, с мачты и гика сняли все блочки и оковки. Я снял с себя свою заслуженную тельняшку, не снимая рубашки, и бросил ее в костер. Сразу стало как-то холодно и неуютно. Мачту и гик порубили на дрова и сготовили обед. Во время обеда к нам подошел милиционер. Расспросил кто мы и от куда. Спросил, что мы думаем делать с яхтой. Мы ему ответили, что собираемся оттолкнуть ее от берега, и пусть путешествует дальше уже самостоятельно. Он нам предложил продать ее ему, для переделки под моторную лодку. Мы ему предложили забрать ее бесплатно и в придачу еще два отличных весла от каноэ. На чем и договорились. Он еще спросил, где нас можно завтра найти. Мы ему ответили, что будем в аэропорту, пытаться вылететь домой. 

Аэропорт расположен на острове, куда регулярно ходит катер. Добравшись до аэропорта, мы узнали, что билеты на самолет проданы за 15 дней. Но девушки из отдела перевозок, видя наше жалкое состояние, сжалились над нами, и пообещали завтра нас отправить.  Когда они услышали, что мы собираемся ставить палатку и ночевать сказали нам, что они дадут направление нам в гостиницу, которая тут рядом.  Мы, конечно, обрадовались такому повороту и направились в гостиницу.  Гостиница здесь одноэтажный барак, в номерах по нескольку кроватей. Один из таких номеров дежурная нам и выделила. Но когда она увидела, что мы достали из рюкзака две бутылки вина, то сказала: «Мужики, вы пейте, пожалуйста, только не шумите». Мы поклялись не шуметь. Первую кружку вина я пил еще сидя, вторую уже полулежа. И уснул раньше, чем голова коснулась подушки. Спал так, что даже не слышал, как храпел Костенко. По этой части он большой мастер.

Утром пришли в аэропорт и нам выдали билеты без указания номера рейса и даты вылета, и попросили подождать. Мы устроились на улице, на скамейке, поскольку здесь комаров почему-то не было. Появился вчерашний милиционер с двумя бутылками марочного вина. Мы выпили с ним, я еще подарил ему свой спиннинг, что бы не везти обратно в Братск. После этого вышла девушка из отдела перевозок и показала нам самолет АН-2, который стоял на летном поле, и сказала, что это наш рейс, и мы пошли на посадку. Самолет оказался почтовый. Пилоты еще копались в двигателе, и я предложил им помощь. Они сказали, что уже закончили, и мне только и осталось помочь закрыть капот. 

Устроились на мешках с почтой и посылках и полетели в Туруханск. У нас была возможность посмотреть наш маршрут с верху, поскольку летели рядом с Енисеем. В Туруханске, как только вышли из самолета и направились к аэровокзалу, нас встретила девушка в аэрофлотовской форме и сказала, что только нас и ждут, велела одному срочно бежать в кассу, а остальным идти в самолет, который стоял рядом, уже с пассажирами. Через 5 минут мы были уже в воздухе. Самолет ИЛ-14 летел рейсом Туруханск – Бор – Енисейск – Красноярск.  Из Красноярска вылетели тоже без проблем и вечером были уже дома.               
Это доказывает то, что Аэрофлот тогда работал для пассажиров, а не на оборот, как в настоящее время.

Итоги:  За 23 дня пройдено 2773 км.
Среднесуточный пробег 120, 5км.
По Ангаре 94,5 км.
По Енисею 149 км.

Выполнили норматив дальнего спортивного плавания 3 категории сложности.


Рецензии
Прочитал с увлечением! Занимательно, весело! Только трудно читать всё с экрана....

До новых встреч, Иозас!

Виктор Коростелёв   10.07.2010 20:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.