Бременская пирамида

      
      Бремен... Полуторатысячелетнее зеркало истории вольной торговой немецкой стороны.
Необыкновенный, полный сказочной романтики, он дарит ожидание чуда, ощущение присутствия при событиях, давно ушедших во времена...

Старая городская площадь, скульптура отлитая из бронзы - один из символов города.
Композиция в виде пирамиды: внизу осел, на его спине собака, на собаке сверху кот, а на спине кота самый маленький - орущий во все горло петух.
Эту скульптуру, сфотографированную и срисованную бесконечное количество раз, размноженную в тысячах сувениров, каждому доводилось видеть не однажды. Но всё же, именно в том, что видишь сотни раз, можно не заметить главного.

Присмотрись внимательнее, читатель, и ты поймешь, что замечательные герои старой сказки, знакомые тебе с детства - легко распознаваемые типажи реальной нашей повседневности.
 Здесь и представитель физического труда; и исправный служащий; и ученый-мудрец, интеллигент "себе на уме", так и не определившийся в твердой позиции, стреноженный сомнениями в отношении собаки и осла, с презрением терпящий у себя на шее недалекого умишком крикуна-петушка - верхушку пирамиды.
      
    Все они по сказке - одряхлевшие старики, вышвырнутые из хозяйских подворий, как лишняя обуза. Все, кроме, разве что энергичного петушка, сбежавшего от своих хозяев, учуяв, что те собрались его сожрать.
Сплотившись в страхе, в стремлении выжить, в жалости к самим себе, пошли они в вольный город Бремен, восхищенные идеей остаток своей жизни посвятить творчеству, искусством на хлеб насущный себе зарабатывая.
      
      "Осёл идёт - кричит по-ослиному, собака идёт - лает по-собачьи, кот идёт -  мяукает по-кошачьи, петух идёт - кукарекает..."
      
Шли они, шли, и вот настала ночь. Кто прилег под дубом, кто на ветке его примостился - отдыхают.

     "... а петух взлетел на самую верхушку дерева и стал оттуда смотреть по сторонам. Смотрел, смотрел и увидел невдалеке огонёк. Всполошился петушок, поднял зверей, и поспешили они к светившемуся окну дома, стоявшего на лесной опушке.

        - Что ты там видишь, осёл? - спрашивает петух.

        - Вижу я, - отвечает осёл, - сидят за столом разбойники, едят и пьют."


Заметь, читатель, именно Осел, заглянувший в окно, счел разбойниками тех, у кого была пища и собственный кров над головой. И это, как вы убедитесь далее, было не по ослинному разумно.      
      
      "Ох, как есть хочется! - сказала собака."

      
Собаки, зарабатывая свой кусок, с усердием выполняя хозяйские приказы, познают за свою жизнь несколько чувств, и самые сильные из них - неутоленные подачками голод и злоба на чужаков.
 
Чутко улавливающий настроение масс Петух, пока Кот задумался над возникшей ситуацией, тут же поставил вопрос ребром:

      "Как бы нам разбойников из дома выгнать?"

      
Вообще это тщедушное пернатое могло так громко кукарекать, что всем порой казалось, что только ему под силу поднимать из-за горизонта солнце, которое согревало их своими лучами. И именно поэтому Петушок считал, что должен занимать высшую позицию в пирамиде.

И дальше в сказке описывается способ овладения бродячими животными чужим имуществом. А запечатленный в скульптуре момент - мгновение до начала этого дерзкого акта.
    
      "И тут они разом закричали: осёл по-ослиному, собака по-собачьи, кот по-кошачьи, а петух закукарекал."

      
Испугались "разбойники" и убежали. Слишком много переполоху, крику и шуму подняли животные, мечтавшие стать уличными музыкантами.

Попытались было еще раз сунуться в дом бывшие владельцы, да не тут-то было, только страху натерпелись!
      
      "Ох, - сказали разбойники, - надо нам отсюда поскорее уходить! И ушли
разбойники из этого леса навсегда. А бременские музыканты: осёл, собака, кот и петух остались жить в их доме да поживать."

      
      Красивый конец старой сказки... Несчастным животным хотелось заниматься творчеством, а потянуло... на банальный "скок".
Так и застряв в лесу, так и не дойдя до Бремена, так ни разу не порадовав публику своим искусством на его площадях - осел, собака, кот и петух, почему-то прослыв "бременскими музыкантами", застыли ныне молчаливо в бронзе...

Милые зверушки... Милый с детства сердцу наивный сюжет.
 
      К статуе подходят туристы, натирают "на счастье" своими ладонями уже и без того сияющие золотом конечности и нос осла - каждый спешит приобщиться хоть прикосновением к неувядающему успеху и славе знаменитой четверки. Фотографируются на память, не поняв, поведанной нам братьями Гримм истинной трагедии квартета.
      
      Ну, а если бы петушок не подбил их на ограбление? А если бы они дошли до славного ганзейского города Бремен? Может быть, они сумели бы тогда покорить своим искусством сердца и души их слушателей? Ведь они так хотели этого!
Может, тогда все было бы совсем не так? И у памятника всегда лежали бы живые цветы, и слава бременских музыкантов была бы настоящая? Ну и так что, что они были бедные, голодные и старые?! А?
      
      ...Но у пьедестала не видно живых цветов.

Сменяются одна за другой группки туристов, щелкают фотокамеры.
      
Наивное, чистое, почти детское ожидание чудесного, дарящее радость встреч, надежду на удачу.

 О, эти улочки старого Бремена!
      
      


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.