Отражения астральные. Часть 1

      Можно заметить много малых феноменов там, где астральный мир близок. Сперва Мы разрушили очарование астрального мира, чтобы Майя не угрожала; но лишь создался взгляд правильный, Мы снова уделили внимание астралу. Уже без отвращения и без очарования будем мы рассматривать тонкое тело во имя эволюции. Физическое тело поглотило астрал, как толстая кора поглощает эпидерму сока дерева. Тело развратило астрал, но если дать астралу возможность окрепнуть, он предъявит телу справедливые условия.
   Учение Живой Этики: Агни Йога, 454

      Как голодный бросается на пищу, так же бросается астрал на каждую эмоцию, хватается за все, что дает ему возможность жить, то есть переживать, то есть насытить неутолимую, вечную, ненасытную жажду переживаний. Страсти – его пища, его жизнь. Как умирает голодный без пищи, так умиротворяется и подчиняется воле астрал, лишенный возможности удовлетворения своих бесконечных, а главное, ненасытных вожделений. Обуздать, овладеть, подчинить эту буйную (буйствующую) свору мятущихся энергий в своем собственном микрокосме – наинужнейшая и первостепенная задача будущего Архата. Это первый шаг к свободе.
   Грани Агни Йоги,1972 г. Из 1950 г. 2 А. Новосибирск, «Алгим», 1998 г.


                ОТРАЖЕНИЯ АСТРАЛЬНЫЕ (1)
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Убирать в себе чувства астральные нужно: недовольство, раздражение, гнев и все, чем живет и питается астральный проводник. Без них будет легче и свободнее духу. Астрал как промежуточная эволюционная ступень становится затем ненужным. Сбросить ненужную старую оболочку необходимо, прежде чем вырастет новая.

      Дом, разделенный в себе, – символ весьма примечательный, отсюда и половинчатость, когда существо человека раздирается противоположными устремлениями. Дух хочет подняться кверху, а астрал тянет вниз к тому, что допускал он в прошлом. Под всевозможными предлогами хочет он повторения того, что было когда-то, и хочет оседлать мысль. Сопротивление и своеволие этой оболочки могут быть очень сильными. А темные в это время особенно стараются подбросить самые нехорошие мысли. Отстраненные волей, они набрасываются вновь. Подпасть под их власть – значит погрузиться в бездонное болото. В эти моменты хорошо повторять какую-либо краткую молитву, чтобы волны ее отбивали натиск тьмы. Полнота Помощи оказывается при полноте устремления и желания освободиться от насылаемых воздействий. При разделенности сознания и его половинчатости Помощь доходит только частично. Монолитность мышления означает искреннее и сильное желание расстаться со всеми «тараканами за пазухой» и всем прочим сором. Как идти вперед, когда одна нога шагает вперед, а другая назад. Ведь если шаг назад совершается не наяву, а во сне, то это только показывает, что нежелательные свойства и желания еще не изжиты в подсознании и не вырваны с корнем.

      Погружение в прошлое нежелательно, но проверка себя по отношению к тому, что было когда-то, необходима. Такая проверка обнаруживает, что совершенно изжито и не затрагивает астрал, что потеряло свою силу и власть над сознанием и уже больше не притягивает к себе, а что еще живо и будит уснувшие чувства и желания. Ведь в Мир Тонкий надо вступать, освободившись от земных притяжений и воспоминаний, которые связывают человека по рукам и ногам. О добрых чувствах и отношении к людям говорить не приходится, они никому не причиняют вреда. Но о недобрых приходится думать, ибо они указывают на то, что еще нужно преодолеть в себе. Особенно отягощают и связывают дух злоба и ненависть к людям. Крепки и прочны цепи ненависти, привязывающие ненавидящих людей друг к другу. Все темные чувства связывают участников их между собою. Очень мучительно и болезненно от них в Мире Тонком. Необходимо покончить все эти счеты на Земле. Прощающий что-то кому-то совершает выгодное дело, ибо освобождает себя от зависимости от этих вредителей и необходимости быть привязанным к ним именно благодаря своим неизжитым чувствам. И на Земле эта связанность может быть очень сильной, но на Земле от нее легче освободиться. На Земле можно отойти от обидчика и даже уехать в другое место, но там действует магнитное притяжение тонких тел друг к другу и заставляет их, при взаимности таких чувств, быть вместе против их воли и желания. Вообще всякое освобождение от всех мелких и больших чувств недоброжелательности дает духу крылья. С земными счетами надо покончить еще на Земле.

      Овладение собою поймем широко. Ведь надо овладеть не только своими настроениями, но и физическим телом и его функциями, надо овладеть телами астральным, тонким и огненным, словом – всем своим микрокосмом. Времени на это дается совершенно достаточно. Если подвести итоги тому, что сделано в этом направлении за одну жизнь, за одно воплощение, то станет совершенно очевидным, что для достижения этой цели потребуется очень много жизней во всех мирах и на всех планах. Путник на пути в беспредельность понимает, что вечности совершенно достаточно для любых достижений, если направление выбрано правильно, каждый шаг по нему приближает к цели. И якоря можно забрасывать далеко вперед. Конечно, важно необычайно, чтобы в этом направлении двигался весь микрокосм человека. Если дух рвется вперед, а астрал оглядывается назад и требует своего, стройность движения нарушается. Микрокосм человеческий становится домом, разделенным в себе. Поэтому все оболочки приводятся в подчинение духу и одной руководящей идее. Назовем ее идеей Служения Свету, Служения не малого, но Великого. Когда этой идее подчиняется все существо человека, она становится ведущей. И тогда все достижения происходят естественным путем и законно. Этот путь будет путем Света.

      В постоянстве устремления к цели далекой отпадают постепенно наросты духа и очищается сущность от всякого сора. Незаметно, но видимо для Учителя идет этот процесс очищения. Как спадает с бабочки кокон, так отваливаются ставшие ненужными привычки и привязанности к земному обиходу. То, что нужно для тела, не нужно для духа. Бытие переносится в мысль. Тело становится только исполнителем воли духа и утрачивает над ним свою власть. Также и астрал подчиняется воле и своеволие свое умеряет. Поразительно, до какой степени эта неуемная оболочка может овладевать человеком! Труднее с менталом. Овладение мыслью осложняется тем, что она очень подвижна, и окружающие обстоятельства вынуждают сосредоточиваться на вещах, казалось бы, ненужных и неинтересных. Но это не так. Жизнь – это школа, и ставит она именно в такие условия, которые особенно необходимо пройти и благодаря им кое-чему научиться. Все эти подробности очень поучительны и при внимательном отношении к ним обогащают сознание новыми нахождениями. Как часто отягощают люди, и как полезны эти отягощения, ибо научают познавать человека, и это самое трудное познание. Очень хорошо перед отходом ко сну, завершая прожитый день, спросить себя, а чему научил он, что нового дал, чем обогатил накопления.

      День, проведенный без пользы и ничего не давший, будет потерею драгоценного времени. Хоть и много его впереди, но попусту тратить его недопустимо, ибо польза обращается во вред. Не идущий вперед останавливается и начинает пятиться назад. Поучительно наблюдать лики людские. Какими умными, знающими что-то считают себя часто те, кто в действительности оказывается расточителем своих, даже немногих, духовных накоплений. Собирать-то они собирают, но ценности и вещи земные, чтобы все это оставить, когда пробьет час. Труден к таким людям доступ, ибо отгорожены от действительности глухою стеной и отрицаниями. Так и живут, отрезанные от правды всех трех миров, и слепыми уходят в Мир Тонкий. Люди яро нуждаются в просвещении. И яро начинают преследовать тех немногих, которые несут им просвещение. Но жизнь – это школа для всех, и рано или поздно, но время приходит для каждого духа проснуться. Наступает Эпоха пробуждения спящих сознаний. Нарастающие Космические Волны новых энергий напряженно ускоряют этот процесс.

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Воздержание даже в малом и малые обуздания своеволия и привычек астрала неуклонно приводят к овладению им. Он постоянно уявляет себя во всевозможных мелочах поведения, и особенно в склонности к многословию. Дисциплина молчаливости – хорошая тренировка для этой неуемной оболочки. Астрал прекрасно знает, как ему следует вести себя, и все же нарушает элементарные правила сдержанности. В этом особенно ярко проявляется наличие двух в одном, наличие высшего и низшего «я» в человеке. И многое зависит от того, которому из них отдается предпочтение. В любом состоянии можно что-то сделать в смысле обуздания своеволия астрала, и сдержанность будет для него лучшей уздой.

      Качество спокойствия весьма привлекательно. Каждый ученик очень хочет его утвердить. Но хотение еще не означает его осуществления. Над приобретением качества приходится потрудиться. В своем воображении можно уплотнять и усиливать его. Но одного воображения мало, надо уявлять его на практике, применяя в жизни. Когда наступает момент беспокойства, о спокойствии обычно забывается, и астрал успевает и взволноваться, и огорчиться, и потерять равновесие прежде, чем вспомнят о нем. Поэтому желаемое качество надо держать всегда наготове, пока не станет оно настолько привычным и вросшим в сознание, что уже не покидает его даже в самые беспокойные моменты. Ведь беспокойство само по себе совершенно несостоятельно, никчемно и бесполезно. Оно ничего не дает, кроме вреда. Оно ничему не помогает и логически лишено смысла. Можно явить заботу, и предусмотрительность, и желание удачи, но в полном спокойствии. И если чему-то помочь в данный момент невозможно или невозможно избежать чего-то, то беспокойство ничего не даст и положения не улучшит. Много психической энергии теряется в беспокойстве – словно открытый клапан парового котла, через который утекает энергия пара. Трудно поддаются искоренению человеческие свойства, образовавшиеся на протяжении многих воплощений. Ведь для их погашения надо вложить энергию, превосходящую ту, которая была затрачена на их утверждение. Именно силой духа необходимо возрасти на каждое свое порождение, чтобы его преодолеть. Но даже вода долбит камень – и при неуклонности устремления к самоусовершенствованию преображает себя человек.

      Препятствия внутренние не сравнимы с внешними, ибо то, что внутри, освобождает или загромождает путь. Путь к Свету пролегает внутри. Внешнее, конечно, тоже влияет, но ведет все же мысль. Упор делается на мысль. Овладеть мыслью – значит прокладывать путь собственной волей, но не под воздействием внешних условий. Слишком мало значения придается мысли. Отсюда и шатания. Тело хочет и требует своего, астрал – тоже. Оба нуждаются в суровом контроле. Хорошая машина в опытных руках водителя послушна ему. Послушны воле ведущей должны быть и все оболочки. Они оформляются духом в процессе длительной эволюции. Когда она становится сознательной и дух берет бразды правления в свои руки, процесс ускоряется. Все, что происходит внутри человека и окружает его вовне, кармической целью имеет эволюцию духа, и только ее. Само по себе все происходящее, если его отделить от этой основной цели, лишено всякого смысла. Люди же, наоборот, приписывают этот смысл всему, чему угодно, но только не той цели, ради которой воплощается дух на Земле. Получается бессмысленное существование, следствием которого являются ужасы, творимые людьми на планете. Учение Жизни дается человечеству как якорь спасения. Не принявшие его будут выброшены из Космического Потока Эволюции. Термин «Учение Жизни» в этом случае следует понимать очень широко, во всем его объеме и во всех формах, даваемых людям через Иерархию Света и Ее Посланников в настоящее время или данных раньше, в прошлых веках, и скрытых под позднейшими нагромождениями и толкованиями. Все пути, ведущие к Свету, открыты перед человечеством. На переломе Эпох выбор путей решает судьбу каждого человека.

      Равновесие выражается также и в том, что не только тяжкие или неприятные вещи его не нарушают, но и в том, что явления радостные, приятные и вызывающие восторг, не колеблют его. Только при равнодушии к похвалам клевета не произведет впечатления, только при равнодушии к пище хорошей плохая не огорчит, только при полной сдержанности и спокойствии к счастью земному несчастье не сломит дух. Только при недопущении проявления переживаний на одном полюсе другой будет не в состоянии проявиться. Золотая середина, или золотой путь, предусматривает именно такое отношение к явлениям жизни. Не радуйтесь слишком тому, что вы хотели иметь и получили, чтобы не горевать при утрате. Правильно уловил поэт значение закона, сказав: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». Астрал для своего проявления нуждается именно в наличии противоположных эмоций и радуется в восторге сегодня, чтобы плакать и горевать завтра.

      Будем учиться принимать все: и хорошее, и плохое, не позволяя астралу вибрировать ни на то, ни на другое. Учение указует на то, чтобы не радоваться и не горевать слишком. Особенно вредна неуемная восторженность астрала. Восторг и радость духа – нечто совершенно иное, ибо не основаны на явлениях земных, преходящих. Приведение себя благодаря им в восторженное состояние служит гарантией выявления противоположного состояния астральной оболочки. Также не следует реагировать и на то или иное неуравновешенное состояние собеседника. Слишком уж высокая цена за подражание обезьяньим склонностям. Собеседник смеется, смеетесь и вы, собеседник плачет, плачете и вы, собеседник улыбается глупому и пошлому анекдоту, улыбаетесь и вы, словно театральная кукла, которую дергают за веревочку. Достоинство духа утверждает равновесие, которое не нарушается случайными настроениями, словами, поведением окружающих.

      Равновесие – настолько редкое качество, что, обнаружив его в собеседнике, люди приходят в беспокойство, начинают чувствовать неловкость, неудобство и даже страх, стараясь всеми мерами вызвать обычные людские чувства и реакцию на свое обращение. И если равновесие удерживается, несмотря на эти попытки, они начинают чувствовать невольное уважение перед непонятным им явлением. Указуются сдержанность, самообладание, контроль над своими чувствами, владение собою, самообуздание и прочие качества, входящие в понятие равновесия. Нужно начинать с малого и постепенно накапливать огненную мощь. Ведь сдержанность указывает на умение правильного расходования психической энергии. Особенно расточает психическую энергию несдержанная болтливость.

      Неопределенность и неустойчивость внешних условий заставляют устойчивость искать внутри, опираясь на монолит Иерархии. Никто и ничто из окружающего не являют собой постоянства. Говорится одно, делается другое. Одно настроение сменяется другим, часто противоположным. И трудно заранее знать, каким будет поведение человека завтра, ибо им руководит астрал. Среди этой неопределенности, когда колеблется все, сознание хочет найти точку опоры, прочную и непоколебимую. Искать надо внутри, в глубинах духа, в сфере Безмолвно Смотрящего.

      (М.А.Й.). Хорошо, когда знаете, что Мы одобряем и что порицаем. Но еще лучше, когда, зная то, что порицаем, не допускаете его. Дух хочет от многого освободиться, но не хочет астрал. Уступки астралу и его побуждениям считаются шагом назад. Сколько шагов, столько и отступлений от избранного пути. Конечно, преодолеть в себе ветхого человека в одночасье нельзя, но и потворствовать его импульсам – тоже, нужен срединный путь постепенного овладения своим астральным проводником. Буйные восстания астрала очень опасны, ибо могут мгновенно лишить многих накоплений. Так, например, безудержное раздражение моментально сжигает фосфорную ткань и делает человека беззащитным. Хорошо знать, чего не следует делать.

      Даже Высокие Духи, подобные св. Антонию, вынуждены были вести долгую и упорную борьбу со своей низшей природой, прежде чем ее покорить и овладеть ею. Это не будет свидетельством непригодности духа, но, скорее, наоборот. Чем выше хочет подняться он, тем сильнее борьба, и тем больше он должен преодолеть в себе противодействующих восхождению качеств. Разгорание огней опасно и трудно тем, что их обязательно приходится поднимать вверх, ибо, устремленные вниз, они усиливают проявления низшего «я» и его неизжитых свойств. Многие падения обуславливаются именно этим обстоятельством. В обычных условиях, никуда не устремляясь и не пробуждая огней, человек еще может собою как-то владеть и управлять своими импульсами. Но когда огни начинают гореть, то они усиливают все выявления человеческой природы. Потому так необходимы над ними контроль и, главное, обуздание мысли. Высшее «Я» человека влечет его вверх, а низшее – толкает его вниз. В этой борьбе двух в одном победить должно высшее «Я». Даже представить себе невозможно, какие печальные и тяжкие последствия порождает победа низшего «я» над высшим. В мире плотном они еще не так видны, как в Надземном. Нельзя обольщаться внешней победой, когда астрал как бы смирился, чтобы яро восстать при первом же представившемся случае. Дозор должен быть постоянным. Ибо силен и упорен астрал – средоточие самости и земных вожделений. Он так хочет жить своими страстями и так цепко держится за их выявления.

      Физическое тело развратило астрал. Астрал научился и привык действовать так, как научило его тому плотное тело. И, научившись, он уже, в свою очередь, стал воздействовать и влиять на последнее. Человек поднимается выше, его сознание уже переросло прошлое, но им же самим наученный астрал продолжает вибрировать в заданном когда-то ключе. И тогда начинается борьба между прошлыми нагромождениями и новым состоянием сознания. Вот тут-то и требуются обуздание астрала и подчинение его воле и новым правилам поведения. Упорство сопротивления астрала прямо пропорционально той силе, которую вложил когда-то в него его хозяин. Или человек побеждает астрал и подчиняет своей воле и новым правилам поведения, или же он побеждаем астралом и своими прежними наслоениями и привычками. На месте ничто не стоит. И мысли, и чувства растут и усиливаются во времени, если на них не наложена узда дисциплинированной воли духа. Борьба эта нелегка. Ни в коем случае нельзя допускать ошибки, думая, что она безнадежна, или отчаиваться в моменты ярого восстания этой неуемной оболочки. Как прежде тело учило его тому, чему не следовало бы учить и что не соответствует новой ступени, достигнутой сознанием, так и теперь именно тело должно его переучивать и научить достойному поведению как наяву, так и во сне. Именно сон показывает, насколько астрал усваивает новые нормы поведения. Воля должна научиться распоряжаться, а астрал повиноваться. Ведь это ведущий такую борьбу с астралом сказал: «Томлю томящего меня». Насколько трудна эта борьба, указывает тот факт, что некоторые аскеты прибегали даже к самобичеванию и другим подобным методам, чтобы достичь победы над телом, а в сущности говоря, над астралом. Но зачем эти крайности, когда борьбу можно и должно вести единым началом духа.

      (М.А.Й.). Тайна успеха в борьбе со своим низшим «я» заключается в понимании того, что астральная оболочка временна, а дух вечен. И если путь к Свету выбран бесповоротно, то рано или поздно, но астральное тело безоговорочно подчинится требованиям духа. И перед упорством и несломимостью решения победить любою ценою астрал все же будет вынужден смириться и подчиниться высшему «Я». Ведь астрал силен волею, вложенной в него раньше человеком, его повелителем и владыкой. Это не следует забывать. Человек – владыка в своем микрокосме. Все оболочки обязаны ему подчиняться, если только он сам бездумно не передал им власти своей над собою. Астрал – деспот и тиран беспощадный. Смотрите, как он терзает пьяницу, или курильщика, или наркомана вожделением к яду. Подпасть под его власть, какова бы она ни была, – значит прийти к тяжким страданиям. Нет ничего на свете хуже и горше подобного рабства.

      (М.А.Й.). Врага надо знать, а также его упорство и изобретательность. Астрал – враг древний, упорный и настойчивый. Какие только приемы и способы не применяли аскеты, отшельники и подвижники прежних времен, чтобы привести его в повиновение! Самоистязания и вериги показывают, насколько он сильный и как трудно было им сломить его своеволие более приемлемыми методами. Агни Йога указует вести борьбу единым началом духа, не прибегая к подобным мерам. В Тонкий Мир вериг взять нельзя, и нет физического тела, которое можно было бы истязать, и тогда Указание о едином начале духа приобретает особую значимость. Каждое столкновение со своеволием астрала должно заканчиваться победой духа. Поражение, хотя бы и временное, усиливает его и дает ему возможность проявляться в этом же направлении и в будущем. Победа должна быть полной и окончательной, и должен быть утвержден дозор.

      Когда говорится об очищении сознания, имеются в виду очищение полное, без любимых тараканов за пазухой, и окончательное и искреннее желание освободиться от всякого сора. Хвостик неизжитых чувств может оказаться очень цепким и может вовлечь астрал в сферу нежелательных переживаний. Воля стоит на дозоре и охране всех действий человека, как в этом мире, так и в том. Ведет мысль. Пусть пережитое состояние двойственности мысли во сне послужит предупреждением о том, что в Мире Тонком мысль повлечет дух по каналу, прорытому ею, и что каждая мысль сомнительного характера может увлечь его вниз с достигнутой им высоты. Допускаемые в сознание мысли, а главное, допущенные когда-то, требуют перепроверки и сурового контроля.

      (Гуру – Н.К.Рерих). У успешного ученика высшее «Я» становится господином, а тело, и астрал, и низшее «я» – рабами его. Это и будет правильным решением задачи. Именно в самообладании и самоконтроле уявляется это господство. Желания и мысли – под суровым контролем воли. Своеволие астрала и самости обуздано. Это имеет решающее значение для Надземного пребывания и делает встречу со стражами Порога победной.

      Чашу достижений хочется скорее наполнить. Желание вполне законное. Но расстаться с тем, что мешает и отягощает поклажу, расстаться полностью, чтобы освободиться от неполезного груза, решимости не хватает. Дух хочет Света, а самость хочет потворствовать своим неизжитым желаниям. Самость очень упорна, и ее опорою служат астрал и его глубоко укоренившиеся земные притяжения. Дисциплина духа предполагает полное овладение всеми импульсами и стремлениями астрала. Крепкая серебряная узда на чувства нужна для овладения собою. Ведь главное испытание предстоит не здесь, но в Мире Надземном, когда придется стать лицом к лицу со всеми своими желаниями и устремлениями, принявшими явные, видимые и живые формы, влекущие в соответствующие этим желаниям слои астрального мира. Если устремления чисты и возвышенны, они увлекут кверху, но если этого нет, то только узда воли на чувствах может остановить и предотвратить падение духа. Но надеть ее надо уже на Земле и крепко держать повод в руке. Каждая, даже малейшая, победа над собою яро зачтется в будущем. Все возможности будущего открыты победителю. Со стороны легко видеть, на какие жалкие потворства своим слабостям меняется возможность больших достижений. Но увидеть это не со стороны, но в самом себе будет уже преддверием победы, ибо за осознанием следует уже овладение. Чаще вспоминайте слова: «Овладение собою Пошли, Владыка».

      Когда ученик не спешит усваивать те или иные Указания Учителя, его заставляет сделать это сама жизнь. Зачем дожидаться, если можно самому, без понуждения со стороны внешних условий, усваивать даваемые наставления. Что же мешает? Все тот же астрал, занятый собою и своими переживаниями, но не тем, что нужнее всего. Характерно то, что все его переживания часто не стоят выеденного яйца, что они быстро проходят и заменяются другими, столь же быстро проходящими. И пользы от них – никакой. Но они очень мешают, загромождая сознание лохматым мышлением. А между тем, останавливать эти движения в астральной оболочке очень легко – стоит только приказать ей не волноваться и прекратить переживания. Кому они нужны? В процессе эволюции астрал длительно развивался, выполняя важную роль в жизни человека. Эта роль у продвинувшихся духов уже выполнена. Астрал задание завершил. Можно постепенно выключать его из сферы активности сознания, сперва его обуздав, а потом вообще не позволять ему выявляться за пределы строго очерченных границ.

       (Гуру). Астрал был многому научен мозгом и эту науку помнит прекрасно. Если эта наука добрая, беспокоиться не о чем. Если не от добра, то придется много потрудиться, чтобы уйти от зла к добру. Приучить астрал к курению, вину или наркотикам очень не трудно. Но отучить его от этих привычек уже много сложнее. Но все, чему научен астрал, происходит с соизволения воли. А поэтому та же самая воля, но приложенная в степени большей и в большем напряжении, может научить астрал явлению, противоположному тому, которое было принято раньше. Любому недостатку в себе человек может сказать: я тебя породил, я тебя и убью. Он власти для этого имеет достаточно. Лишь бы только не отдать эту власть какому-либо недостатку или слабости, могущими овладеть человеком, что часто бывает.

      Поистине, Кама-Локу можно назвать сферою освобождения человека от притяжений и иллюзий земных и от призрака земной временной личности. При достаточно расширенном сознании земная шелуха отваливается довольно быстро, особенно если не мешают неизжитые страсти, побежденные волей. И в самом деле, все подробности, которые служат опорою для личности на Земле, в Тонком Мире по мере их осознания отпадают за ненадобностью. Прежде всего не нужны никакие документы и удостоверения личности. Не нужны жилплощадь, одежда, магазины, транспорт, работа, пища. Все то, на чем так прочно стояла личность на Земле, отпадает. Условия Тонкого Мира совершенно иные. И все личное, постепенно растворяясь в новом окружении, заменяется индивидуальностью и сознанием индивидуальным. Человек, всю жизнь проработавший, скажем, кассиром на вокзале, обнаруживает, что все то, что было, ему не нужно и что этого нет, что нужно входить и приспосабливаться к совершенно иным условиям существования. Он думает, чувствует, видит, двигается и получает иные впечатления, но в совершенно новой форме.

      Развитое сознание радуется этому освобождению и охотно сбрасывает с себя путы земные, понимая, что иллюзии плотного мира рассыпаются в прах. Требуется время, чтобы приспособиться к новому окружению и понять его особенности и своеобразие. Непередаваемо словами чувство надземной свободы, когда кончается власть земной кармы. Для этого очень важно, чтобы все земные, телесные и животные страсти были изжиты, ибо, неизжитые, они ввергают человека в круг воображаемых, но очень ярких переживаний соответствующего страстям свойства и замыкают его в сферу безысходности. Но изжившее их сознание не знает этой тягости. Оно свободно. Земная малая личность растворилась в новом, расширенном понимании своего высшего «Я». Оболочки четвертого и пятого принципов отпадают и остаются в виде полусознательной шелухи. А высшее «Я», взяв от пятого принципа его квинтэссенцию самосознающего себя «Я», объединяется в форме Бессмертной Индивидуальности с шестым и седьмым принципами, образуя Высшую, перевоплощающуюся, Индивидуальность человека. Чтобы этого достичь, так важно еще на Земле освободиться от всех язв духа и подчинить воле астрал и все смертные оболочки. Иначе четвертый и пятый принципы не выпустят человека из своих цепких объятий. Борьба между Высшей и низшей дуадами неизбежна, и хорошо, когда она уже на Земле завершается победой Высших принципов над низшими, – это предопределяет заранее исход окончательной борьбы, которая происходит в освободившейся от плотного тела четверице. Каждое усилие в этом направлении в теле земном безусловно полезно, и каждая победа над собою имеет далеко идущие последствия в Мире Надземном. И победа и поражение – в духе.

      Жестокость людская не имеет границ, и особенно тогда, когда люди чувствуют и воображают себя безнаказанными. Правда, обратный удар кармы настигает жестокость, но разве это уменьшит остроту причиняемых страданий? В задачу ученика входит научиться отвечать на жестокость людскую равновесием, то есть не допускать ни злобы ответно, ни недоброжелательства, ни вообще никаких чувств отемненных. Это очень трудная задача. Привести астрал к молчанию будет победою над ним и означает овладение этой оболочкой. Усилия темных направлены на то, чтобы разрушить равновесие и, разрушив его, вторгнуться в сознание. Недобрые чувства, вызванные с этой целью ими, будут служить им входом открытым. Равновесие является мощным щитом, пока оно не нарушено. Удерживая его, делаете неприступной твердыню сердца.


Рецензии