Размышления о фильме Утомлённые солнцем 2. 2010 г

Недавно посмотрела новый фильм Никиты Михалкова "Утомлённые солнцем 2". Он оставил тяжёлое впечатление.  Да. мы знаем, что война - это грязь, кровь, смерть. Но когда три часа видишь только это - становится так тошно, что и сказать нельзя. А понравится ли это ветеранам? Ведь они-то помнят, что на войне  была и настоящая фронтовая дружба, и истинный героизм, и мысли о том. что они, солдаты, защищают свою Родину от фашизма.
 
Удивляют некоторые исторические неточности. Например, однажды я прочитала в какой-то газете, что штрафные батальоны были созданы в 1942 году знаменитым приказом № 227.  В фильме же штрафбат воюет явно в ноябре-декабре 1941 года под Москвой. К тому же я очень сомневаюсь, что кремлёвских курсантов могли "бросить" прямо к штрафникам, в один окоп.

Вызывает недоумение и то, почему крупный военачальник Котов не согласился перейти из штрафбата на командную должность в обычные войска. Пусть он был репрессирован, но у большинства чувство любви к Родине, желание её защитить от врага, помочь своими знаниями и воинскими умениями в период страшной опасности – перебороло чувство личной обиды за перенесённые страдания (вспомнить хотя бы фильм «Московская сага»). А Котов в роли рядового солдата-штрафника выглядит довольно противно! К тому же, я не понимаю, что значит: ему предлагали, а он не захотел уходить из штрафбата? По-моему, в армии всё решает ПРИКАЗ, а не «хочу – не хочу».
 
Раздражает и предсказуемость многих событий.  Например, когда я увидела, что наши солдаты минируют мост, по которому нескончаемым потоком идут беженцы, я тут же поняла, что мост обязательно взорвут вместе с людьми.  И такая тоска сразу навалилась. А эпизод явно затягивался,  режиссёр, видно. хотел потрепать нам нервы.  Взорвали, конечно, вроде как и случайно. Но тот, кто на "кнопку" нажимал, он что, совсем уж без головы? Ведь свои же по мосту шли! А может, там его мать шла или жена, или дочь?
 
Абсолютно предсказуема была и сцена сожжения фашистами мирных жителей в сарае.  Как только стали сгонять людей на площадь, я сразу поняла: сейчас или из автоматов всех положат, или сожгукт. Это ведь уже штамп, никакого творческого открытия, нового взгляда на зверства фашистов. А потому - не трогает, не задевает.
 
Не понравилась мне и подчёркнутая религиозность сценария.  Получалось, что Наденька спаслась, доплыла на мине до берега только потому, что её окрестил священник и надел на нёё образок.  А корабль, не подобравший девушку, взорвался на этой же мине как бы в наказание. Нереальны такие совпадения, так же как и бомба, не сразу взорвавшаяся внутри храма.  Такое навязывание религиозности не украшает фильм.

Шокировал эпизод с немецкими лётчиками над кораблём красного креста. Натурализм по-настоящему мерзкий!
 
Не стоило бы, наверное, в фильме, приуроченном к 65-летию Победы, ТАК изображать и всеобщую боязнь сталинских репрессий.  Девушка-пионервожатая, публично отрекающаяся от отца, как бы бросает тень на всю советскую молодёжь того времени, а начальник лагеря, описавшийся от страха, вообще мерзок. Если бы все были такими людьми, у  которых в душе нет ничего святого, а гнездится один только животный страх смерти, - мы не победили бы в войне. А  ведь русский народ  победил фашизм в том числе и морально.
 
Так что - много претензий к фильму. Хотя, для Каннского кинофестиваля он, может быть. и хорош: им ведь  проще представлять Россию униженной, грязной и затюканной.


Рецензии
Фильма я не видел. Но Михалкова знаю. Мне, пожалуй, одной только
Вашей рецензии достаточно.

Владимир Середа   21.07.2010 00:28     Заявить о нарушении
ранее говорили, что романа не читали, но антисоветский роман Пастернака осуждаем.
Напомнили мне, Владимир, Ваши слова. Ничего в мире не меняется...

Елена Москвина   21.07.2010 00:34   Заявить о нарушении
Это Вы зря. Я хорошо знаю Михалкова. Вряд ли могу узнать что-то
новое. И Вас я успел немного прочувствовать. И Пастернака я знаю.
А роман его я, все равно, читать не буду. Почему бы мне не довериться Вам в большей степени , чем Михалкову? Неужели, Вас это пугает?

Владимир Середа   21.07.2010 00:55   Заявить о нарушении
найти аргумент на оправдание - это одна из черт коммунистического прошлого России.

Елена Москвина   21.07.2010 16:22   Заявить о нарушении
Действительно, никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
Спасибо, Сергей.

Владимир Середа   22.07.2010 09:20   Заявить о нарушении
А вообще, ребята, надо все произведения самим читать и самим смотреть и только потом делать выводы.

Шестакова Елена Аркадьевна   23.07.2010 00:34   Заявить о нарушении
Стихи Пастернака я читал в свое время запоем. А также воспоминания о нем же, изучал биографию. А от романа, извините,
стошнило. НЕ НУЖНО мне его читать. Вы, уж, простите.
Давайте оставим всех в покое. Тошнит от интеллигенции.

Владимир Середа   23.07.2010 06:42   Заявить о нарушении
Владимир, когда заявляют о тошноте на произведение, признанное окружающими, это Ваше личное дело, ведь кого-то может тошнить от Вашего любимого автора, то это дело вкуса. Но когда говорят о знании автора и об ожидаемом от него, значит Вы провидец, вот я, простой гражданин данной страны, не могла угадать, что же можно ожидать от Михалкова, ведь каждый его фильм не похож на предыдущий (свой среди чужих..., родня, очи черные, 12, урга, сибирский цирюльник, утомленные солнцем и тд)поэтому и возникли слова о Пастернаке. Это то же самое, что прочитать аннотацию романа и сказать, что я знаю о нем все.

Елена Москвина   23.07.2010 21:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.