Размышления о фильме Утомлённые солнцем 2. 2010 г
Удивляют некоторые исторические неточности. Например, однажды я прочитала в какой-то газете, что штрафные батальоны были созданы в 1942 году знаменитым приказом № 227. В фильме же штрафбат воюет явно в ноябре-декабре 1941 года под Москвой. К тому же я очень сомневаюсь, что кремлёвских курсантов могли "бросить" прямо к штрафникам, в один окоп.
Вызывает недоумение и то, почему крупный военачальник Котов не согласился перейти из штрафбата на командную должность в обычные войска. Пусть он был репрессирован, но у большинства чувство любви к Родине, желание её защитить от врага, помочь своими знаниями и воинскими умениями в период страшной опасности – перебороло чувство личной обиды за перенесённые страдания (вспомнить хотя бы фильм «Московская сага»). А Котов в роли рядового солдата-штрафника выглядит довольно противно! К тому же, я не понимаю, что значит: ему предлагали, а он не захотел уходить из штрафбата? По-моему, в армии всё решает ПРИКАЗ, а не «хочу – не хочу».
Раздражает и предсказуемость многих событий. Например, когда я увидела, что наши солдаты минируют мост, по которому нескончаемым потоком идут беженцы, я тут же поняла, что мост обязательно взорвут вместе с людьми. И такая тоска сразу навалилась. А эпизод явно затягивался, режиссёр, видно. хотел потрепать нам нервы. Взорвали, конечно, вроде как и случайно. Но тот, кто на "кнопку" нажимал, он что, совсем уж без головы? Ведь свои же по мосту шли! А может, там его мать шла или жена, или дочь?
Абсолютно предсказуема была и сцена сожжения фашистами мирных жителей в сарае. Как только стали сгонять людей на площадь, я сразу поняла: сейчас или из автоматов всех положат, или сожгукт. Это ведь уже штамп, никакого творческого открытия, нового взгляда на зверства фашистов. А потому - не трогает, не задевает.
Не понравилась мне и подчёркнутая религиозность сценария. Получалось, что Наденька спаслась, доплыла на мине до берега только потому, что её окрестил священник и надел на нёё образок. А корабль, не подобравший девушку, взорвался на этой же мине как бы в наказание. Нереальны такие совпадения, так же как и бомба, не сразу взорвавшаяся внутри храма. Такое навязывание религиозности не украшает фильм.
Шокировал эпизод с немецкими лётчиками над кораблём красного креста. Натурализм по-настоящему мерзкий!
Не стоило бы, наверное, в фильме, приуроченном к 65-летию Победы, ТАК изображать и всеобщую боязнь сталинских репрессий. Девушка-пионервожатая, публично отрекающаяся от отца, как бы бросает тень на всю советскую молодёжь того времени, а начальник лагеря, описавшийся от страха, вообще мерзок. Если бы все были такими людьми, у которых в душе нет ничего святого, а гнездится один только животный страх смерти, - мы не победили бы в войне. А ведь русский народ победил фашизм в том числе и морально.
Так что - много претензий к фильму. Хотя, для Каннского кинофестиваля он, может быть. и хорош: им ведь проще представлять Россию униженной, грязной и затюканной.
Свидетельство о публикации №210050200040
Вашей рецензии достаточно.
Владимир Середа 21.07.2010 00:28 Заявить о нарушении
Напомнили мне, Владимир, Ваши слова. Ничего в мире не меняется...
Елена Москвина 21.07.2010 00:34 Заявить о нарушении
новое. И Вас я успел немного прочувствовать. И Пастернака я знаю.
А роман его я, все равно, читать не буду. Почему бы мне не довериться Вам в большей степени , чем Михалкову? Неужели, Вас это пугает?
Владимир Середа 21.07.2010 00:55 Заявить о нарушении
Елена Москвина 21.07.2010 16:22 Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей.
Владимир Середа 22.07.2010 09:20 Заявить о нарушении
Шестакова Елена Аркадьевна 23.07.2010 00:34 Заявить о нарушении
стошнило. НЕ НУЖНО мне его читать. Вы, уж, простите.
Давайте оставим всех в покое. Тошнит от интеллигенции.
Владимир Середа 23.07.2010 06:42 Заявить о нарушении
Елена Москвина 23.07.2010 21:45 Заявить о нарушении