Сабила

Вступление.

        Цикл рассказов " Чеченка я. Дочь, сестра, жена, мать, бабушка. Просто одинокая женщина", посвященных  сестрам - чеченкам, начинаю с одной из черных страниц современности не потому, что хочу подчеркнуть героизм чеченской женщины, а с осознанием того, что спустя годы, кто-то найдет эти странички  и помянет нас, прошедших через горнило ада, добрым словом.

 Верю, что еще не один памятник поставят нам, прошедшим через сито пятнадцатилетней войны, не только наши мужчины, но и все мировое сообщество, которое стыдливо наблюдало со стороны за событиями, не поддающимся логике гуманности и общечеловеческой морали.

 Спасибо всем, кто  верил в нашу силу выстоять и сохранить себя, не ассимилировать с другими, не рассеяться песчинками по пустыне мира. Даже в придорожной пыли мы пускаем корни и как Саронская роза оживаем в страшных  условиях данного нам.

  Люди мира, я расскажу вам о красоте женщины-чеченки. Ее рождении, воспитании, чувствах, слабостях и героизме. Желаниях и стремлениях.

 
     1. Женское лицо Чеченской войны

Сабила.

- Нани, нам пора. Я отвезу вас в Старые Атаги к твоей сестре. Если Аллаху будет угодно, мы снимем отдельное жилье. Поживете немного без меня, - присев на корточки у кресла-качалки, в котором сидела ослепшая  от старости и болезни мать, говорил  Супьян - младший из  ее десяти детей.

  Так суждено было, что эта женщина родила тринадцать детей. Троих первых сыновей она потеряла по воле Всевышнего. К этим историям мы еще вернемся. В свои семьдесят лет она, как и любая женщина в нашем обществе, была хранительницей очага.
Она первой встречала рассвет и последней отходила ко сну. Благословляла семью на достойное проведение каждого дня, дарованного Всевышним. Смиренно встречала удары судьбы, провожала  отошедших в мир иной, и, несмотря ни на что, продолжала жить.
  Сабила прожила нелегкую жизнь, пройдя все испытания, которые выпали на судьбу ее малочисленного, но древнего народа, ведущего свое летосчисление от прямых потомков Адама и Евы.
 Сабила – одна из дочерей чеченского народа, историческая Родина  которой раскинулась на северном склоне Большого Кавказского хребта и на примыкающих к нему Чеченской равнине и Терско-Кумской низменности.
 Она принадлежит народу в традициях которого в ранг абсолюта возведены гостеприимство, честь и достоинство личности,  культ предков и потомков,  женщины и очага, искренней любви и милосердия ко всему сущему. А женщина-чеченка является истоком всех нравственных начал.

  - Сын, ты за меня не беспокойся. Я прожила свой век. Береги детей и жену. Не разрывай связь с ее и своими родственниками. Даже дальними. И помни, что ты - сын родной земли. Твои сестры будут тебе опорой и защитой, как и в детстве. Но у тебя есть семья. Дети и жена. Закроешь дверь и все невзгоды, напасти, горе и кусочек счастья останутся в твоем доме. Тебе будут сочувствовать, соболезновать. Но ближе, чем жена и дети, никто не станет. Помни об этом. Никогда не совершай поступков без одобрения Белиты. Она – мать твоих детей. Береги ее.  Если я доставила вам хлопоты, то простите меня. Прежде, чем мы покинем стены этого дома, в котором я родила и воспитывала тебя, встретила единственную невестку, впервые на руки взяла твоего сына, хочу, чтобы ты позвал всех сюда, - медленно говорила Сабила, продолжая перебирать мелкие четки из яшмы, которые достались ей от бабушки.

- Нани, спасибо  за все. Но ты говоришь так, будто прощаешься с нами. А я хочу еще сотни раз сидеть вот так и слушать твои удивительные истории из прошлого.

- Сын, я родила и воспитывала тебя не только для себя. Прежде всего, ты - нохчи, сын чеченского народа. Хвала Аллаху, что вслед за девятью дочерьми, которых я люблю не меньше тебя, Аллах наградил твоего отца наследником. Тешу себя мыслью, что встретившись с ним, смогу сказать о доблестном сыне, который ни разу не разбил сердце матери. Говорят, ему успели сказать, что у него родился сын. И он обещал устроить большой той(праздник). Видать, ему не было отведено больше срока на нашей земле, - Сабила замолчала и протянула руку, чтобы погладить голову сына.

 Супьян перехватил худощавую руку с  сильно проступающими прожилками вен и прижал к губам.

- Нани, не надо о грустном. Я никогда не чувствовал себя безотцовщиной. Пожалуйста, нам надо идти. Надо уезжать. На улице почти не осталось соседей. Если бы не дети и вы - женщины, я бы давно был среди защитников своей земли.

- Сын, не хочу быть обузой в чужом доме. Может, мы останемся с тобой в нашем доме. А ты вывези  детей и Белиту в Урус-Мартан к ее братьям. Надеюсь, что Аллах смилостивиться,  и разум вернется к правителям.

- Нани, я не уеду без тебя. Ты ведь это знаешь, - перебил Супьян.

- Дорогой мой. Еще Данте сказал: "Горек чужой хлеб. Тяжелы ступеньки чужого крыльца». Я всегда  радовалась гостям. Но чует мое сердце, что мы надолго покинем этот дом. Оставь меня умирать здесь. Или возвращайся. Торопись. Раз ты не позвал Белиту, то передай ей, что я прощаю ее за все, пусть и она меня простит.

- Нани, что ты такое говоришь? Мне не за что тебя прощать. Это ты меня прости, - дрожащим голосом заговорила невестка, которая все это время находилась в соседней комнате и слышала разговор мужа и свекрови. - Мы не уедем без тебя никуда.

- А я требую, чтобы вы вывезли из города детей. Аллах дал мне лишь одного сына. А тебя наградил тремя. Я надеюсь, Всевышний даст им сестру. А сейчас не задерживайтесь. Скажите мне, кто из соседей остался на нашей улице. Мало ли какая помощь нужна будет. Да,чуть не забыла. Отвяжите корову, а я постараюсь наполнить корыто водой. Поспешите, - уже более властным голосом постаралась сказать старушка.

- Нани, тогда я отвезу их и вернусь завтра.

- Воьдаш йинарг  чот яц, вог1аш чун бен,( Результат по возвращении) - кусая губы, произнесла Сабила  и добавила, - Дала некъ нис бойла шу.(Счастливого пути)


 Цену этим словам наша героиня знала не по наслышке.
В холодное февральское утро 1944  она оказалась с мужем в одном из равнинных сел Чечни, где гостила у родственников свекрови. Старший двухлетний сын Хасан остался у бабушки Марьям в селении Старые Атаги, годовалый Хусейн был с ней.
Через полгода Халид узнал о трагической судьбе своей матери и сына, которые умерли от холода и голода и были выброшены военными на одной из пустынных станций.
Судьба не смилостивилась над молодыми. В дороге Сабила родила еще одного сына, но малыш умер на вторые сутки. Ему тоже не нашлось место для могильного холмика, и он был выброшен в пристанционную яму, как и сотни других обездоленных и лишенных права жить. Через месяц внезапно заболел Хусейн. Вслед за ним - и Сабила. Лихорадка съела ослабшего малыша, а Сабиле суждено было жить дальше. Всевышний посылал не только испытания, но и награды за терпение.
Самой большой наградой для женщины был любящий муж. Халид с благодарностью принимал все, что от Всевышнего и не роптал на судьбу.
Аллах дал им еще девять  благодарных дочерей. И сына, который появился на свет в сезон цветения сирени.
 Восьмого мая 1964 года Халид взял косу, которую подточил с вечера, небольшую котомку с лепешкой и  куском сыра, и отправился на поле за травой, чтобы было чем кормить телку, которую ему выделил совхоз за хорошую работу.
 К обеду Сабила родила здорового малыша - долгожданного сына. Проезжая мимо, сосед Супьян крикнул Халиду и сообщил приятную новость,  взяв с товарища обещание назвать сына его именем.
 И вот уже тридцать лет, как цветение сирени и радует, и огорчает эту женщину.
 Тридцать лет ни она, ни ее дочери не ломают веток сирени и не срезают цветы для себя, хотя окружили свой мир цветами.
Уходящая осень 1994 года унесла с собой и радости жизни.
Смерть наточила косу и  в железных сапогах со звериным оскалом двинулась на землю вайнахов. 
 (Продолжение следует)http://www.proza.ru/2010/05/02/692


      


Рецензии
Дорогая, Зура, страшное Чудовище живёт на планете Земля. Стравливает, разжигает всеми изощрёнными тонкими способами под прикрытием самых миролюбивых слов вражду между нациями и народами, разделяя один народ, одну страну, рвёт на части, сталкивая страны и толстеет на горе сотен невинных простых людей. Почти все страны и народы по пересмутило, потрясло и вот добралось и до нашей Украины, разделив на схид и захид , на мирный майдан и сепаратистский - террористский Донбасс. И вот льётся на востоке, в городах Донбасских невинная кровь, бегут люди куда глаза глядят, и только такие пожилые, как ваша святая героиня, так же остаются на месте, ожидая участи своей. Написанное вами очень близко понятно нам, донбассовцам, в эти тяжкие дни. Спасибо за рассказ-историю. С ув. -

Ольга Антоновна Гладнева   29.06.2014 01:47     Заявить о нарушении
Если бы это чудовище не имело облик человеческий, то легче было бы с ним бороться. Ради материальных благ одни убивают других. Даже звери так не поступают. Очень тяжело все это осознавать. Порой не знаешь, как детям объяснить все это. Мне больно, больнО, больНО, болЬНО, боЛЬНО,.. И с каждым днем боль усиливается...

Зура Итсмиолорд   30.06.2014 06:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.