А. Хапилин. Основы миропонимания
Глава 5. Обороты и Космические ночи (Пралайи).
Надо иметь в виду, в процессе эволюции, что все существующее в Природе подчинено семеричному правилу серий в их соответствиях и взаимных отношениях. Эволюция ИМ и человеческих монад (ЧМ) как соединение ИМ и КИ осуществляется на планетных цепях Звездных систем КВС и неотделима от их эволюции. Поэтому для понимания космической природы человека нужно иметь представление об эво-люции цепей Глобусов-планет в звездной системе. Для этого воспользуемся Диаграммой № 1.
В период I большого Круга, состоящего из семи малых кругов или Оборотов, ИМ эманируя из Акаши идут дальше в развитии сознания и формы. На диаграмме 1 видно, что эволюционный импульс оборачивается семь раз вокруг семи Глобусов A, B, C, D, Е, F и G. Направление для движения указано стрелками. 1. Диаграмма 1.
Вначале частично эволюционирует Глобус А, расположенный в 5-ом подплане духовного плана КВС, наиболее разряженном из всех пяти планов или состояний материи, образующих поле их эволюции (в Солнечной Манвантаре). Затем постепенно развивающаяся Жизнь переводится на глобус В, более плотного 5-ого подплана этого же духовного плана КВС, чтобы пройти еще одну стадию эволюции. Со временем развивающаяся Жизнь готова вступить на арену Глобуса С, из еще более плотной субстанции 4-а подплана ментального плана КВС, условно названного областью Абстрактной мысли, из которой он сформирован. После того, как выучены уроки, присущие этой стадии существования жизни, ЖВ идет дальше на Глобус D, расположенный в области 4-в ментального плана КВС, условно названного областью Конкретной мысли и сформированной из нее. Это наивысшая ступень плотности материи достигнутая ЖВ монад в течение I большого Круга. С этой ступени ЖВ идет вверх к Глобусу Е, из области Абстрактной мысли ментального плана, как и глобус С, но теперь условия уже не те, что были на Глобусе С.
До сих пор это непроизвольная стадия эволюции и субстанция миров в этих планах становится все время плотнее. Здесь все пока имеет тенденцию к уплотнению. Кроме того, поскольку эволюция идет по спирали, ясно, что хотя на эволюционном пути точки прохождения одни и те же, условия на них никогда не повторяются, а по мере эволюции проходят на более высоком и продвинутом уровне.
Когда работа эволюции на Глобусе Е завершена, она переходит к Глобусу F, из 5-го подплана, как и глобус В. Оттуда эволюция восходит на Глобус G. Когда работа завершена и там, ЖВ завершает свой первый малый круг через все семь Глобусов; один спуск и подъем через четыре соответственных Мира. Это путешествие ЖВ называется Оборотом и семь таких Оборотов составляют Период или большой Круг. В течение одного Периода ЖВ проходит семь раз вниз и вверх через четыре Мира - плана.
Когда ЖВ прошла свою полную норму из семи раз вокруг всех семи Глобусов первый "День Творения" (Солнечной системы) заканчивается и за ней следует Космическая ночь отдыха и ассимиляции, после которой наступает период II Круга.
Как ночь сна между днями человеческой жизни, эта Пралайя после завершения I Круга не пассивный отдых, но период подготовки к деятельности ЖВ в предстоящем Круге, где будущий человек делает свой следующий шаг на пути погружения в материю. Поэтому необходимы Глобусы, позиции которых в мирах системы отличны от позиций, которые они занимали в I Круге. Создание этих новых Глобусов и другая, связанная с этим деятельность и занимает время Строителей Созидательных иерархий в течение интервала Пралайи, происходящее следующим образом.
Когда ЖВ покинула Глобус А в последний раз в I Круге, глобус А начинает медленно частично дезинтегрироваться. Силы, которые его построили, переводятся из 5-го плана КВС частично в 4-й. Это показано на Диаграмме № 2.
2. Диаграмма 2.
Когда ЖВ покинула Глобус В в последний раз в I Круге, этот Глобус тоже начинает частично дезинтегрироваться, а его силы используются как ядро для Глобуса С II Круга.
Подобным же образом силы Глобуса С переводятся в Область Конкретной мысли и притягивают к себе субстанцию этого слоя в качестве материала для постройки нового глобуса D для предстоящего II Круга. Глобус D преобразуется таким же образом и помещается в 3-й план КВС или астральный план. Аналогичным образом в соответствующем порядке перемещаются на одну ступень Глобусы E, F, и G. В результате, как видно из диаграммы № 2, в течение II Круга все Глобусы располагаются на одну ступень ниже, облекаясь в субстанцию более плотной материи, чем в течение I Круга. Поэтому при новом появлении ЖВ после Пралайи, отделяющей последнюю деятельность на Глобусе G I Круга от возобновленной деятельности на Глобусе А II Круга, ЖВ находит новую среду и представленные этой средой возможности для нового опыта.
Теперь ЖВ оборачивается семь раз вокруг всех семи Глобусов II Круга, пересекаясь семь раз вниз и вверх четыре плана КВС, в которых эти Глобусы находятся. Во II Круге ЖВ производит семь Оборотов или малых кругов развития.
Когда же она покидает Глобус А в последний раз во II Круге, этот Глобус начинает дезинтегрироваться. Его силы переносятся в более плотную область Абстрактной мысли, где они создают планету для использования в качестве Глобуса В в течение III Круга, как показано на Диаграмме № 2. Это происходит точно таким же образом, когда Глобусы переводились из их расположения I Круга в соответствующие позиции II Круга. Таким же образом в течение III Круга Глобусы расположены на одну ступень ниже облекаясь в материю большей плотности, чем они находились в течение II Круга, причем низший из Глобусов (D) в течение III Круга находится в эфирном плане КВС.
После перерыва или Пралайи между II и III Кругом ЖВ снова начинает свой путь с нового Глобуса А, совершая семь оборотов, как и прежде. Затем следует очередная Пралайя, в течение которой Глобусы опять переводятся на одну ступень ниже и на этот раз плотнейший Глобус находится в физическом плане КВС. Это есть IV Круг, и низший самый плотный Глобус (D) и есть как наша Земля. Здесь, как обычно, ЖВ начала путь с Глобуса А после Пралайи, которая последовала за III Кругом и находится сейчас на Глобусе D в своем 4-м Обороте.
Здесь, на Земле в своем нынешнем четвертом Обороте, она достигла наивысшей плотности материи - предельной материальности - миллионы лет назад. Отсюда начинается тенденция вверх, к разрежению вещества. В течение трех Оборотов, оставшихся до завершения IV Круга, условия Земли будут становиться все более эфирными, а в следующем V Круге Глобус D будет снова находиться в эфирном слое, где он был в течение III Круга и, соответственно поднимутся на одну ступень все остальные Глобусы. В VI Круге они будут находиться в тех же планах КВС, где находились Глобусы во II Круге. Глобусы VII Круга будут иметь ту же плотность и будут находиться в тех же планах, что и Глобусы I Круга. Все это показано на диаграмме № 2.
Когда ЖВ завершит свою работу IV Круга и закончится следующая за ним Пралайя, ЖВ пройдет через свои семь Оборотов V Круга; затем еще один отдых, за которым наступит последний Период нынешней схемы эволюции - VII Круг. ЖВ также совершит свои семь Оборотов здесь и в конце последнего Оборота все Глобусы подвергнутся распаду, а ЖВ будет снова втянута в себя Абсолютом на период времени, равный по длительности тому, что ушел на все Семь Периодов деятельности Солнечной Манвантары, но уже с новыми генетическими качествами.
Разумеется, это схематичное описание.
Глава 6. Работа эволюции.
Всякая эволюция представляет собой развивающуюся жизнь, переходящую из одной формы материи - простых и сложных ее ансамблей - в другую и накопляющую в себе опыты, добытые при посредстве форм; перевоплощения монад есть приспособление Всемирного Принципа - духа или генетики Абсолюта - к условиям, необходимым для достижения индивидуализации развивающейся жизни.
Рассмотрим Монаду формы. В этой частице жизни Логоса КВС кроются все потенции опыта прожитого ею ранее и сокрытого в латентном состоянии. Они должны быть пробуждены толчками извне, ибо сама природа жизни состоит в ответных колебаниях на вибрации, воздействующие на нее или в Э/О. Так в монаде пробуждаются колебательные силы, переходя из скрытого состояния в деятельное. В этом заключается тайна эволюции. Окружающая среда воздействует на внешнюю форму живого существа, и это действие передается через внешнюю оболочку самой монаде, вызывая в ней ответные вибрации, которые, в свою очередь, излучаются из нее (через посредство оболочек ее) в окружающую среду. Эти ответные вибрации действуют изнутри на оболочку, приводя в колебания структуры, из которых построена ее форма, и приспосабливая постепенно их расположение сообразно первоначальному импульсу, полученному извне. В этом и состоят действия и противодействия, происходящие постоянно между окружающей средой и организмом, которые признаются всеми биологами. Их терпеливые наблюдения над этими взаимодействиями не дают однако объяснения, почему организм реагирует таким образом на внешние стимулы. Оккультные учения приподнимают покров над тайной эволюции, указывая на единое Я или единую природу духа или генетики Абсолюта в среде различных форм, на скрытый источник всех движений в Природе.
Следующая основная идея, которую необходимо усвоить, есть положение о непрерывности жизни и формы. Форма передает свои особенности новым формам, которые происходят из нее. Посредством деления, почкования, выталкивания зародыша, посредством его развития внутри материнского организма сохраняется физическая непрерывность, и повторяются в каждой новой форме характерные особенности предшествовавшей формы. Наука группирует эти факты в отдел закона наследственности, и из ее наблюдения относительно передачи физических свойств освещают работу Природы в мире феноменов. Но все это применимо лишь к построению физического тела. Более скрытая работа природы, та работа жизни, без которой форма не могла бы существовать, остается наукой неисследованной, т.к. она недоступна для физического наблюдения. Этот пробел может быть заполнен оккультными идеями, переданными миру теми, кто еще в древности были в состоянии пользоваться сверхфизическими способностями наблюдения этой скрытой природы. Эти идеи доказывают существование такой же непрерывности жизни, как и непрерывность формы, и, что именно в этой непрерывающейся жизни, скрытые энергии которой все более и более пробуждаются благодаря стимуляции их через посредством последовательного развития форм, - и сохраняются все опыты, приобретенные жизнью, заключенной в эти формы, ибо, когда форма погибает, освободившаяся из нее жизнь сохраняет опыт всех переживаний в тех силах, которые были пробуждены этими переживаниями. Освободившаяся из нее жизнь готова снова излиться (воплотиться) в новые формы. Пока жизнь заключалась в предыдущей форме, она действовала через нее, приспособляя ее к выражению вновь пробуждающейся энергии, и эта предыдущая форма передала в долговременную память всю степень приспособленности, внедренной в ее вещество и своей отделившейся части, которую мы называем потомством. Последние, состоят из того же вещества, отличаются и всеми особенностями этого вещества. Жизнь вливается в этот новый отпрыск со своими пробуждающимися силами и начинает формировать его и приспособлять еще полнее, еще качественнее и совершеннее и т.д.
Непрерывающийся монадический поток жизни должен существовать как нечто постоянное, в чем сохранились бы раз приобретенные способности и качества, иначе они не могли бы возрастать, и Природа здесь проявила бы случайности и блуждания, вместо непрерывности своего творчества. По поводу этого вопроса современная наука до сих пор молчит, но оккультные теории учат, что этот непрерывающийся поток есть МОНАДЫ, структуры сознания, представляющие собой генетику, накапливающую и хранящую положительный опыт и переживания и которые сохраняются в них как их возрастающие деятельные силы.
Вообще для понимания работы эволюции необходимо знать ее конечную цель. Минеральная форма, растение, животное всегда содержит в себе зародыш будущего существа, который влечет за собой потенциальность развития в планетарного Логоса или в космическое духовное Существо. Оглянувшись на животные, растительные и минеральные сущности мы должны взять каждую от ее исходной точки в Манвантарном течении, как первоначальный атом уже дифференцированный первым трепетом Манвантарного дыхания КВС. Ибо потенциал, развивающийся в усовершенствованного планетного Логоса, уже таится в нем в действительности и есть тот самый первоначальный космический атом, привлеченный своим химическим сродством к соединению с другими подобными атомами. Совокупность таких объединенных атомов со временем превращается в планету (исходя из заложенной внешней и внутренней генетики) носительницу человека, после того как стадии туманности, спирали и сферы огненного тумана, сгущения, отвердения, сжимания и охлаждения планеты будут успешно пройдены. Но нужно иметь в виду, не каждая планета становится носительницей человека. Здесь только констатируется факт, но он далее не дается в более подробном изложении.
Большая трудность в уразумении идеи в вышеуказанном процессе заключается в склонности создавать представление о проявлении проструктурированной генетикой плазмы КВС в Теософии называемым Единым Элементом или Пуруша-Шакти и поэтому андрогинным, о его неизбежном присутствии в каждом невесомом атоме и в последующем беспрестанном размножении новых центров деятельности без малейшего влияния на свое первоначальное количество. Возьмем подобное соединение атомов, предназначенных на образование нашей планеты, и затем проследим, бросив беглый взгляд на главную работу подобных атомов. Мы назовем первичный атом А. Будучи неограниченным центром деятельности, но начальной точкой Манвартарного вихря эволюции, он порождает новые центры, которые мы можем назвать В, C, D и т.д. бесчисленно. Каждая из этих главных точек рождает меньшие центры - а, b, c и т.д. И позднее в течении инволюции и эволюции в своем развитии в многочисленных А, B, C и т.д., образуя таким образом основания или же являясь развивающимися причинами новых зарождений, видов, разрядов и т.д. Теперь - ни первичное А и его спутники атомы, и их многочисленные порождения а, b, c ... не потеряли ни одной йоты своей первоначальной силы или жизненной субстанции развитием своих порождений. Сила здесь не превращается в нечто другое, но с каждым развитием нового центра, действуя изнутри самой себя, умножается до бесконечности, никогда не теряя ни частички своей природы в количестве и качестве своего естества, лишь приобретая еще нечто, прогрессируя с своей дифференциации. Это так называемая "Сила" является, поистине, не уничтожаемой, но и не сочетаемой и не превращаемой в смысле, принятой "научной" парадигмы современной физики. Скорее можно сказать, она растет и развертывается в нечто другое, тогда как ни ее собственная потенциальность, ни самая сущность ничуть не затрагивается этим превращением. Также не может это быть правильно названо "Силою", раз она есть лишь атрибут Единой Формы Бытия (Ади-Буддхи) - мистической разлитой по всему миру субстанции, когда она проявляется в феноменальном мире чувств, именно как Фохат или двуначальная энергия Жизни. Может мы будем ближе к истине, называя это бесконечной жизнью источником всякой жизни видимой и невидимой, сущностью неисчерпаемой, вечно сущей, всепроникающим Разумом, с его периодически являющимся Божеством - Авалокитешварой (Манвантарическая разумная природа, увенчанная человечеством) мистическое имя даваемое воинству Дхиан-Коганов, взятым коллективно. Это воинство представляет первоисточник, коллектив всех разумов, которые были или будут в нашей цепи обитаемых человеком планет или же в какой-либо части или частице нашей Солнечной системы. По аналогии мы видим, что в свою очередь Ади-Буддхи (как это подразумевается самим наименованием, переведенным буквально) есть коллективный Разум мировых разумов, включая и разум Дхиан-Коганов даже самых высоких ступеней.
Как уже говорилось, существует лишь Единый Элемент в КВС и невозможно понять нашу систему, не имея правильного представления о нем, твердо зафиксированного в уме. Итак, этот Элемент является, говоря метафизически, единым Субстратумом или неизменной причиной всех проявлений в феноменальном мире. Древние говорили о пяти постигаемых элементах-стихиях - эфире, воздухе, огне, воде, земле и об одном непостигаемом элементе (для непосвященных), о шестом принципе Вселенной - называемом Пуруша-Шакти. Говорить же о седьмом вне святилища было вообще немыслимо. Но эти пять лишь дифференцированные виды Единого. Как человек является семиричным существом (об этом скажем позднее), так и Вселенная - семиричный микрокосм по отношению к семеричному Макрокосму то же, что капля дождя по отношению к туче, откуда она упала и куда с течением времени она вернется. В этом одном заключено столько возможностей к эволюции воздуха, огня, воды и т.п. (от чисто абстрактного по шкале вниз до их конкретного состояния), и эти последние называются элементами, для того, чтобы указать на их потенциальные возможности производить к бесчисленным изменениям форм или эволюции существ.
Представим себе неизвестное количество Единого Элемента как Х; это количество есть единый, вечный, неизменный принцип - и А, B, C, D, Е - пять или шесть меньших принципов или ингредиентов его: принципы земли, воды, огня, воздуха, и эфира, следуя по порядку своей духовности, и начиная с самого низшего. Существует шестой принцип, отвечающий шестому принципу в человеке (чтобы избежать путаницы, напомним, что рассматривая этот вопрос со стороны нисходящей шкалы, абстрактное Все или вечный принцип (универсальный план КВС) будет численно обозначен как первый, а феноменальный (физический) план как седьмой, будет ли принадлежать человеку или же Вселенной; рассматривая с другой стороны, численный порядок будет в точности обратным, но оккультистам разрешено называть его лишь посвященным. Все же мы можем намекнуть, что это связано с процессом высочайшего разумения. Назовем его N, и кроме этого, под всеми видами деятельности феноменального мира существует возбудительный импульс от Х, назовем его Y. Алгебраически выраженное наше уравнение читается следовательно: А+В+С+D+Е+N+Y=Х. Каждая из шести букв представляет, так сказать, дух или абстракцию того, что наука называет элементами. Этот дух или генетика контролирует всю линию эволюции вокруг всего Манвантарного или превращательного Цикла в своем собственном отделе. Вдохновляющая, оживотворяющая, движущая, эволюционирующая причина позади бесчисленных феноменальных манифестаций в этом отделе Природы.
Постараемся выявить эту мысль единым примером - возьмем Огонь. Д-первичный огненный принцип, пребывающий в Х - есть первопричина каждого феноменального проявления огня на всех планетах цепи. Ближайшие причины суть эволюционировавшие второстепенные огненные посредники, которые строго контролируют семь нисхождений огня на каждой планете - Глобусе. Каждый элемент имеет свои семь принципов и каждый принцип свои субпринципы, и эти второстепенные посредники перед своим проявлением, в свою очередь, сделались первичными причинами. D - есть семеричное соединение, высочайшее деяние которого есть чистая генетика Огня. На нашей планете - Глобусе Земле мы видим Огонь в наиболее грубом, материальном со-стоянии, таком же плотном в своем роде, как человек в его физической оболочке. На Глобусе, предшествовавшем нашему, Огонь был менее плотен, нежели здесь; на другой, перед предыдущей - еще менее. Таким образом, плотность пламени была все более чистой и духовной и все менее и менее плотной и материальной на каждом предшествовавшем Глобусе. На самой первой в планетарной цепи Огонь появился как почти чистое объективное сияние - Махабуддхи (возбужденная своей генетикой огня плазма), шестой принцип КВС. Наш Глобус - планета Земля находится внизу дуги, где материя также, как и дух-генетика выявляется в своем наигрубейшем виде. Когда элемент Огня появится на следующем после нашего Глобуса по восходящей дуге, он будет менее плотен, нежели как видим мы его сейчас. Его духовное качество будет тождественным с тем, которым он обладает на планете-Глобусе, предшествовавшей нашей по нисходящей дуге; вторая планета-Глобус по восходящей дуге будет отвечать качеству второй предшествовавшей нашей по нисходящей дуге и т.д. На каждой планете-Глобусе из цепи существует семь проявлений Огня, из которых первый по порядку будет сходен в духовном качестве с последним проявлением на предшествовавшей планете-Глобусе; процесс будет протекать в обратном порядке, если будем выводить с противоположной дуги. Мириады проявлений этих Мировых элементов, в свою очередь, есть лишь один отпрыск ветви или ответвления единого первичного "Дерева Жизни".
И последнее. Нужно неизменно помнить, что в начале инволюции девственные монады, составлявшие волну развивающейся жизни были совершенно бессознательными, в том смысле, что не осознавали себя как живые существа, когда они начали свой путь через пять планов бытия КВС более плотной материи, чем шестой план. По-скольку целью эволюции является сделать их полностью сознательными и способными овладеть материей всех пяти планов, условия воплощенные в Глобусах, планах-мирах, Периодах-кругах и Оборотах, предопределены с учетом этой цели. В течении I, II, III, а также пройденной большей половины IV Круга, монады несознательно строили свои проводники-тела различной материальности под руководством высших духовных сущностей, направлявших их прогресс, а также непосредственно Элементами и Стихиями. Их сознания постепенно пробуждались до тех пор, пока они не достигли состояния пробужденного сознания в антропоморфных формах физических тел и им можно было приживлять ИК для собственного осознания. Этот пройденный период называется Инволюцией. После приживления ИК в Лемурианскую Эпоху трем типам обезьян уже исчезнувших с нашей Земли (остальным типам человекоподобных ИК приживить не удалось), осознания ими себя и далее до конца VII Круга ЧМ являющиеся сейчас нашим человечеством, будут усовершенствовать свои проводники и распространять свое сознание в пяти Мирах или мирах пяти планов Бытия КВС при помощи собственных усилий и своего гения. Этот период называется эволюцией. Это ключ к пониманию того, что будет изложено ниже.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №210050200555