Притча о маленьком мышонке

Притча.
Рассказывают, что когда-то давным-давно, когда мир был ещё мало заселён людьми, а звери могли разговаривать, жила в лесу маленькая серая мышка. Невдалеке от её норки высоко- высоко на огромных деревьях жили совы. Соседство их было тихим и мирным, ведь в то время не было вражды даже между дикими зверьми. Они обитали в свободном мире и были свободны, пока не появились человеческие существа. Это теперь они стали хилыми потомками, когда-то могучих и гордых животных, а в те времена всё было не так. Неизвестно сколько бы ещё продолжалось их мирное сосуществованье, если бы однажды не произошла между ними одна неприятная история. Всему причиной стал прошлогодний неурожай, который уменьшил мышиное потомство. Время, словно сошло с ума и ещё недавно дружелюбные лесные обитатели стали пожирать всё то, что ещё могло двигаться. Мышонок стал замечать, что совы стали всё чаще и чаще заглядываться на него. В их глазах появился хищный блеск, который не сулил маленькому мышонку ничего хорошего.
-Вот и настал мой черёд, - подумал бедный мышонок.- Пора уносить ноги по добру, по здорову, и всё-таки не могут совы отблагодарить меня такой чёрной неблагодарностью, не раз я спасал их совиное племя от ловушек, расставленных хитрыми охотниками. Но голод не тётка, необходимо поберечь себя.
Только он подумал об этом, как к нему подлетел его самый близкий совиный приятель Уух. В его глазах мудрый мышонок не увидел злобы, в них он прочитал всё тоже дружеское к себе отношение и некую озабоченность.
-Мышонок, я прилетел сказать тебе, что сегодня на нашем совином собрании будет решаться вопрос остаться тебе живым или быть съеденным. Заседать совы, будут целую ночь.
-Господи, вы хотите, потратить целую ночь, на такого слабого малыша? Уж дайте жить, или убейте.
-Есть ещё один вариант бежать из нашего леса.
-Я всё силюсь понять, но ничего не понимаю. Вот вроде не мешаюсь я под вашими ногами, выживаю, как могу. Вы птицы, вы небожители, а я всего лишь слабый представитель земного народца. За что вы нас так не любите, почему не заботитесь о нас? Почему жить не даёте? Вы-то затянете петлю на шее, то чуть расслабите её, чтобы глотнуть воздуха. Вы стали хуже людей, запросто можете лицемерить, если это будет вам необходимо. Вот недавно в наш лес прилетела Синяя птица, жалок был её вид. В разговоре со мной она поведала мне о том, что боится потерять свою независимость и свободу. Поэтому она так тщательно и целенаправленно прячется и избегает встречи с людьми, всё для того, чтобы они не разгадали её душу, не постигли потаённые тайники бытия. Она превратилась в жертву тирании и чудовищного деспотизма человека и его алчности.
           -Я сделаю всё, чтобы спасти тебя, никогда не забыть мне, как ты не раз выручал нас 
            неблагодарных из беды.
-Беззаконно и несправедливо ваше совиное решение. Сама природа взбунтовалась против вас, раз посылает миру двухголовых черепах. Мудра природа. Запомните, большой ветер и буря не повреждают маленькие деревья, а высокие сломав, вырывают с корнем. Не глядите, что я маленький и слабый, многие сильные бывают побеждены немощными. В слабых больше веры! Мы выживаем, только лишь потому, что мозги наши по-другому работают, те, кто в сытости живет, хоть и умны, да не могут думать масштабно.
-Потому-то и строят они козни против тебя, что не видят от тебя ничего дурного.
-Что же мне делать  Уух?
-Пока ничего, надо ждать. 
-Я прошу у тебя Уух, чтобы всё, что касается меня, было бы вами внимательно расследовано, чтобы правду не превратили в ложь, если не ты, то кто поможет мне? Разве только  к милосердию обратиться Бога, который "испытует сердца и утробы". К тому же я не боюсь смерти, ведь смерть назначена каждому, никому ещё не делала уступок. И пусть у меня было бы тысячи душ, не пожалел бы я их, для того, чтобы восторжествовала истина.
-О безрассудный мышонок, разве ты не знаешь, что нет ничего дороже для живущих, чем душа?
-Но ведь истина дороже всего на свете! Если потеряешь истину, потеряешь и душу! Ты вот зачем глаз сейчас свой прикрыл и глядишь на меня только одним? Разве ты забыл, что от рождения у тебя два глаза?
-Разве ты не знаешь малыш, Нет ни одного, кто любит правду и истину.
-Коварен ты, раз начинаешь искажать правду и истину. Кто творит зло, тот ни к кому не дружественен и не защитится от будущего зла.
-Мышонок, говорю же тебе спрячься в своей норке до утра, а как настанет утро, и все угомонятся, беги что было сил из нашего леса в соседний.
-Я так привык к своему дому. Одна только мысль о том, что мне необходимо будет потерять всё, лишиться дружеского твоего покровительства, приводит меня в неописуемый ужас.
-Пережди там временные неудобства, а я прилечу за тобой, как только наступит благоприятное время.
-Спасибо тебе, мой верный Уух, никогда не забуду я твоей доброты, но последнее слово всё же будет моим, чтобы вы там не решили.
-Иди, прячься, не могу больше находиться рядом с тобой, что-то голова стала кружиться.
-Я понимаю тебя,- и мышонок юркнул в свою норку, забившись в самый дальний её уголок.
   Уух тем временем поспешил на экстренное совиное совещание. Удобно устроившись на подстилке, мышонок вдруг услышал голос, так похожий на мамин.
-Кто это разговаривает со мной,- спросил мышонок?
-Это память твоих далёких предков проснулась в тебе, эта память приходит в самые тяжёлые моменты испытаний. Что случилось с тобой, малыш?
-Мне грозит опасность. Сегодня меня будут судить.
-А судьи кто, сынок?
-Совы. Ещё не так давно, меня чуть не съел мой лучший друг Уух. И всё-таки я им был предупреждён.
-Не ласкайся такими мыслями, мой маленький сынок. Ведь говорят: не вверяй свои тайны тому, кто угощает тебя, прежде чем не узнаешь его дружбу и верность. Что же он тебе посоветовал?
-Уух сказал, что мне нужно бежать в соседний лес, для того, чтобы переждать опасное время.
-Ты думаешь, что тебя спасёт соседний лес?
-Да.
-Тебя съедят ещё по дороге к этому лесу. Разве у вас перевелись волки и лисы? Поверь, тебя и в соседнем лесу достанут.
-Так что же мне делать, мамочка?
-Только родные стены дома спасут тебя. Не высовывайся из своей норки, питайся мелкими корешками, чтобы не умереть с голоду. Жди благоприятного момента для себя.
-А где же он этот благоприятный момент?
-Он обязательно наступит. Тебе скажет о нём твой друг Уух. Хотя, на твоём месте я бы не доверяла и ему. Нельзя никому верить, не испытав прежде на прочность.
-Как же жить мамочка, если не верить никому?
-Искать верных друзей. Наберись выдержки и мужества маленький мышонок. Удачи тебе! Помощь придёт оттуда, откуда ты её не ждёшь, но она непременно будет.
-Мамочка, не уходи! Ведь ты не бросишь меня? Мне страшно и одиноко!
-Глупый малыш, разве мама сможет оставить своего ребёнка? Не бойся, я буду всегда с тобою рядом сынок. Любовь, сотканная из материнских чувств, всегда согревающая, всепонимающая и всепрощающая. Я сделаю для тебя всё, даже вовред себе. Будь смелей мышонок! Ведь сказано было, что во время испытания стекаются все беды. Наберись терпения и не унывай!
В тёмную норку мышонка проник солнечный лучик, и он услышал жужжание своей старой знакомой пчёлки Зум-Зум:
-Ты где, мышонок?
-Да здесь я, здесь!
-Чего дома сидишь?
-Жду сову, она попросила меня дождаться её.
-А что случилось-то? Почему не гуляешь. Я уж решила, что ты заболел.
-Совы оголодали и решили меня съесть.
-Неблагодарные, ты столько раз спасал их от неминуемой смерти, как же такое стало возможным?
-Такие времена настали, когда совесть и честь потеряны, когда ложь искусно прячется за маской правды, где попраны все права, где никто никому не нужен, где равнодушие и безучастие расцветает пышным цветом безответственности, вседозволенности и распущенности.
-Неразумно ты повёл себя, когда устроился жить рядом с этими хищницами, ведь они питаются мясом, а ты травкой. Разве ты станешь, есть мясо? Это прерагатива хищников.
-Они сами просили меня об этом, я не навязывался к ним.  От них мне ничего не нужно, да и делить с ними нечего. Жилось, правда и мне спокойно, ведь совы отгоняли от меня хищников, благодаря и их стараниям я остался жить.
-Совы обязаны охранять тех, кто ниже их, не ставь им это в заслугу. И что ты будешь теперь делать?
-Я не покину свой родной дом, чтобы они там не решили. Если уж суждено мне погибнуть, то пусть это будут родные стены.
-Правильно мышонок, оставайся, а я буду подкармливать тебя своим сладким медком.
-Спасибо за доброту твою пчёлка!
-Не благодари - это я делаю от чистого сердца, не приходилось мне встречать более бескорыстного и доброго сердца, чем твоё. Мне пора лететь, уже и солнце скоро сядет. Завтра я навещу тебя мышонок, да и гостинцев тебе принесу.
   Пчёлка улетела, и маленький мышонок остался один. А тем временем совы, удобно расположившись на ветвях, начали свою дискуссию. Первым взял слово Уух:
-Дорогие мои собратья! Все мы здесь сошлись, для того, чтобы устроить суд над маленьким мышонком. Вы знаете, что без суда не выносят приговор. Нам необходимо решить оставим ли мы его в живых или нет. Если кто-нибудь хочет сказать об этом, пусть выскажется. Всем дадим слово. Лично я не вижу, чтобы какой-то вред происходил от его присутствия, одна только польза.
-И какая же это польза от него, позвольте поинтересоваться?- Прокричала сойка.
-А польза здесь одна на первый взгляд, чтобы ноги не протянуть. Мудрые совы, когда мы вступаем в эту жизнь, то нуждаемся в трёх вещах: чтобы было достаточное состояние, чтобы был почёт от животных и справедливое приобретение того, что называется благом. Но к этим трём вещам необходимы и другие слагаемые: чтобы богатство составлять  путями справедливыми и благословленными, чтобы приобретённое правильно употреблять и сохранять, чтобы приобретённое подавать нуждающимся, ведь это будет полезно для жизни будущей. Если не приобретёт наш лес богатства, то и мы не сможем развернуться в жизни, не сможем и других облагадействовать.
-О каком богатстве ты говоришь? Мы голодаем, иссякла пища наша.
-Но вы же сами неправильно распределили своё богатство в том году, когда вам сытно жилось. Теперь пожинайте плоды своей беспечности.
-Издалека заходишь ты Уух, говори по существу дела.
 -Собака довольна будет кости, найдёт её и будет себе грызть. Творческого и одухотворённого человека такая кость не устроит, он всегда ищет высшего и стремится к нему, не станет такой человек мириться с низким и дурным.
Следом встал ворон прокашлялся и сказал:
-Выслушайте, друзья, моё мнение. Мне кажется, что мышонок лжив и коварен. Неспроста он освободил нас в тяжёлый момент, когда все уже попрощались с жизнью. Тем самым он хотел показать свою власть перед нами беспомощными в тот момент! Не выйдет! Не получатся у него все его хитроумные планы. Кто хочет возвыситься над беспомощными и слабыми, сам же и попадёт в расставленную ловушку.
-О каких планах говоришь ты? Он спасал нас! Если по наговору предадим его казни, а не по правде и суду, то более себя обесчестим, из-за этого будет нам великий стыд перед зверями.
-Брось, - заверещал ворон.- Покажи всем нам подходящий путь, чтобы убить его так, чтобы нос подточить было некому.
-Ты так вознёс бесстыдство, и коварство надо всеми, сравнял его по чести с самим собой. Те, кто оступился, спасение уже никогда не находят. Мудрые всячески избегают несчастных случаев.
-Правильно говоришь ты Уух, не вижу я, чтобы какой вред происходил от его присутствия, - проговорил скворец.
-Что может быть у нас общего с этим мышонком травоядным инородцем?
-Если так рассуждать, то позволь сова спросить у тебя, а что тогда общего между совами и воронами, соколами и воробьями, голубками и сороками? - спросил Уух.
-Мы летаем, а мышонок ползает!
-Кто сказал тебе это? Мышонок бегает с рождения, ползают, только гады. А мы? Разве мы не пользуемся плодами земли? Каждый занимается своим делом и все мы нужны земле. Ты вот сова умиляешься собой, когда говоришь с окружающими. Ах, какая я умница, какие мои мысли мудрые. Задумывались ли ты о том, что можешь заблуждаться в чём-то? Ты вообще подвергала хоть раз свои слова сомнению? А может твои мудрые изречения яйца выеденного не стоят? Лично я не увидела в тебе и капли мудрости. Птицы с одобрением захлопали крыльями.
-Мудрый должен сближаться с сильными, а слабыми пренебрегать.
Одна из присутствующих сов перебила говорящего зяблика:
-Кто говорит так, похож на человека, который возит по воде телегу, а по суше корабль.
-Раскинь своим умом,- прокаркала ворона,- о полезном для нас!
-Нет нам никакой пользы, оттого, что мы съедим маленького мышонка, но зато полезно жить и во всём помогать друг другу. Велика вражда по природе, так всегда было. Если вы думаете, что мышонок нам враг, тогда что ж начинайте дело, погубите его. Лично я так не думаю. Наши враги те, кто охотятся на нас, те от которых мы спасаем свою жизнь. А что мышонок, что? Мышонок- это то, что мы из него слепили, жил-то ведь он под нашей властью. Если вы уверены, что всё делали верно, то и беспокоиться не стоит. Если же вы опасаетесь мышонка, то видимо чувствуете, что не всё в порядке в вашей мудрой совиной стае.
-Гнать таких надо из нашего леса, закрыть врата за ним, - выкрикнула, прилетевшая, как всегда вовремя, сорока. - Слишком вольготно почувствовал он себя под вашей властью. Потерял всякий страх, грозится, что никто его не посмеет вышвырнуть из леса и никуда не собирается убегать, наглец! Я боюсь его, а что, как по его смелости и тело его, а по телу и сила, а по силе и мудрость.
-Тебе-то что здесь нужно, сорочьё племя? Хоть и трещишь ты без умолку звучно и громко, да пусты слова твои. Худо твоё тело хоть и выглядит большим. Прогоните сороку вон! Не подобает нам доверять слова свои и тайны той, которую мы повергли нашему всеобщему презрению, выгнав из собрания за жадность и лукавство и лицемерие.
Разобиженная сорока полетела прочь. Слово взял главный судья:
-Если ещё есть кто-нибудь, кто может пролить свет на это дело, прошу вас, говорите, а я отвечу!
-Подумайте хорошенько совы, - пропищал зяблик.-  Хорошо если накажут мышонка, а если нет? Как мы можем отпустить нечестивца, если его оправдают без осуждения? Ведь тогда все кто под нами, будут творить, что захотят и без боязни, ибо будут знать, что хоть и совершат зло, то ничуть не поплатятся!
-Это зяблик как раз тот случай, когда всё переставлено с ног на голову. Суд либо наказывает за преступление, либо выносит оправдательный приговор, третьего не дано. Я стар и многое повидал на своём веку. Хочу под старость лет снять грех со своей души. Часто бывало, что за зло, которое совершалось без боязни, мы не несли никакого наказания, всё сходило с рук. Отстаньте от мышонка! Лучше хорошо поразмыслите и усвойте, что всякий кто строит козни против ближнего своего, сам же упадёт в ров, который вырыл. Ещё будут вопросы?
-Нет, мы всё сказали.
-Тогда слушайте. Все мы под небом, и никто из нас выше неба не поднимается. Выслушал я вас всех со вниманием и пришёл к такому выводу: вины за мышонком я не вижу, так как не было улик, подтверждающих его виновность. Я увидел только его добросердечное отношение к вам сородичи и непонятна ваша реакция, на руку помощи, когда-то вам протянутую. Я нисколько не сомневаюсь в благородных порывах маленького мышонка! Достойно совам говорить истину, обличать и наставлять. Должен ведь всякий мудрый из временного выбрать вечное. Не виновен мышонок в преступлении, и я не стану вашим соучастником в пролитии его крови. Если же кто на кого наговорит, будет мерзок и противен. Вы же не наговариваете на себя, понимая, что это безрассудно? Наговор не принесёт вам славы! Смотрите же, как бы вам потом не раскаяться, когда не сможете ничего достичь и смотрите, как бы не пострадать вам, как лжесвидетелям. Мне понятно ваше поведение, неудивительно, что мышонок попал в такое несчастье. И с лучшими, чем он, бывает ещё хуже. Солнце и то исчезает, когда затмит его луна, а луна покрывается земной тенью, так морских рыб извлекают из глубины, а птиц небесных ловят на земле в расставленные капканы, когда будет им так суждено. Ведь и вы умудрились попасть в ловчие сети! Мне дана власть над вами, мне необходимо заботиться об вас всех, но также я хочу, чтобы и вы позаботились о тех, кто под вашей властью живёт, не пренебрегали бы ими.
Все присутствующие птицы захлопали крыльями, в знак одобрения и подтверждения мудрости наистарейшего судьи.
-Подданные твои, - сказал Уух судье,- говорят от моего лица слова любви и признания к тебе, ведь слова украшают дело. Сказав это, Уух полетел к своему другу.
К концу ночи Уух прилетел к маленькому мышонку, чтобы порадовать его хорошим известием:
          -Друг мой верный, выходи. С хорошей новостью к тебе спешу я, мой маленький 
           мышонок. Отстоял и спас от смерти тебя наш суд. Отныне никто из сов не
           посмеет обидеть тебя. Живи себе спокойно, как и жил. Плодись и размножайся.
          -Спасибо тебе Уух, благодарю тебя за то, что хоть кто-то стал на мою защиту. Но 
знаешь ли, сегодня ночью и я не спал, и всё размышлял о своей и нашей лесной 
           жизни.
          -Что ж ты надумал?
         -Я решил уйти от вас подальше. Нет правды и справедливости в нашем лесу, искал я 
              её, да так и не нашёл!
-Почему ты так говоришь? Мы же оправдали тебя? Если бы не наша великая милость к тебе, не оставался бы ты до сих пор в живых.
-Как вы могли устроить мне суд, если обвиняемого не было там? Если я за себя не мог ответить, кому забота отвечать за меня? Видел я устремления ваши ещё до суда приговорить меня к смерти. Злы ваши сердца, жестоки и коварны. Я не осуждаю тебя за это, ведь всегда злые и коварные борются с добрыми и ненавидят их.
-Не думал я, что ты усомнишься в моих словах мышонок. Я стал твоим адвокатом.
-В словах твоих не сомневаюсь, но хочу я правду вывести на свет белый.
-Боюсь я мышонок, что если ты сделаешь это, я окажусь бессовестным.
-Там где объявлены слова, следует, чтобы и истина объявилась. Ты мне лучше скажи Уух, за что вы меня судили? В чём обвиняете? Что я вам сделал? Чем провинился перед вами? Раз уж вы возводите на меня обвинение, то приведите мне улики. Само дерево засвидетельствует истину, хоть и безгласно оно. Это дерево знает много тайн и хранит их до поры, до времени. Или вы вот таким образом так себя развлекаете? Скуку свою разгоняете? Бедненькие! Не вы меня спасли! Есть то, что изменить вы не сможете, есть законы истины, божьи законы, а с истиной даже самые мудрые не стали бы спорить. Не нужна мне ваша защита. Да и вы мне не нужны. Видишь, на самой опушке леса растёт маленькое деревце, там и устрою я своё жилище. Мне скрывать нечего. Огонь, скрытый в кремне, извлекается железом, а преступления чем больше расследованы, тем больше выявлены, а чем больше выявлены, тем больше открыты. Если бы я знал, что совершил преступление, не был бы здесь, убежал, скрылся бы. Вот сидите вы на своём огромном дереве и ничего не видите вокруг. А дерево ваше болеет, посмотри какая рана на нём глубокая. Самое страшное, что никто даже и не подумал полечить его. Только и умеете разлогольствовать. Если лечить не будете, скоро сгниёт ваше дерево. Налетит ураган и сломает его, вырвет вместе с корнем, не пощадит. Так и у животных случается, сама природа уничтожает слабых, не смог выжить, конец тебе - это естественный отбор, дорогой мой Уух. Когда-нибудь и моё маленькое дерево вырастет, оно ещё только начало набирать свои живительные силы, но это деревце уже готово взять меня под свою защиту, ведь теперь и я буду за ним ухаживать и оберегать его.
-Смело ты говоришь со мной мышонок.
-О бедный, Уух, так и подобает, чтобы те, кто живут под вами, ваши рабы, говорили совам полезные вещи, а там уж вам решать судить, вознаграждать, или извлекать для себя уроки. Принимай Уух советы не от того, кто больше тебя и живёт вдали от тебя, а от тех, кто ближе к тебе, тем, кто живёт в твоём лесу. Жили вы совы, не тужили, но забыли о ваших подданных, думали, что всегда так будет. Но ведь так не бывает, обязательно что-нибудь, да случится, пойдёт в разрез всем вашим планам. Вот вроде и считать умеете, а всё равно просчитались. Тяжело вам одним управлять такой огромной территорией, но ведь это ваш лес? Или нет? Вы же повели себя, как нерадивые хозяева. Давно бы уже разбили свой  лес на делянки, мобилизовали ваш народ, дали бы возможность наводить порядок на местах, помогли бы на первых порах, не было бы сейчас такого развала. Посмотри, во что превратился лес, хотя о чём это я, что вы увидите, если не увидели даже того, что живёте на засыхающем дереве! Понимаешь, вода хоть и нагревается огнём и даже закипает, но как была водой, так ею и останется, она не изменит своей природе: пролитая на огонь, она гасит его хоть и горяча.
      И сказал Уух:
-Я понимаю мышонок, о чём ты говоришь. Но то, что было между нами, будет крепко и надёжно. Ведь так и золотой сосуд трудно выковать и сделать, но он уж и не ломается, а глиняный легко делается, легко и рассыпается. Так бывает и  с настояшей любовью: с трудом возникает, но остаётся нерушимой. Нечистая же  неискренняя и неистинная любовь, скоро и легко возникает и также легко распадается.
-Я, конечно, мог бы принять твою любовь, но без всякого удовлетворения. Тошнит меня от вас и от вашего праведного суда и разве можно назвать этот ваш суд судом? Вы устроили шоу над слабым мышонком, потешались над его искренностью, доверчивостью и добротой, вы превратили меня в шута, в мальчика для битья, игрушку, но не учли одного, что вы вообще можете знать о гордой душе? Лик смерти мог испугать меня на миг, но теперь страх прошёл. Бесчестье страшно навеки, вот что меня страшит! Кто променяет спокойствие души, на угрызения совести? Я не могу позволить себе такую роскошь, чтобы купить себе несколько лет жизни ценой трусости. Зачем мне такая жизнь? Воля злого рока всегда вредит покою всех живущих. Из-за вздорных оскорблений, без какой-либо действительной угрозы, может дорогой мой, возникнуть повод для раздора. Я этого не хочу, поэтому и ухожу от вас.
-Не горюй, Уух, ты молод, всё ещё у тебя впереди и, слава Богу, что растут в нашем лесу молодые деревца, только не погубите и их. Знаешь, маленький росток тополя пробивает асфальт, так ему хочется выжить, вода камень точит, а крыса бетонные стены прогрызает. А я рад самой небольшой малости, рад тому, что всё-таки друзей у меня много появилось, не дадут они маленькому мышонку пропасть, выручат в беде. А вот и Зум - Зум прилетела со своими друзьями. Ты только посмотри, сколько мёда они принесли мне!
-Это ещё не всё!- весело ответила пчёлка.- Рассказала я о твоей беде всему нашему народцу, так что жди гостинцев. В этом году столько детвы народилось у нашего племени, не пересчитать.
-Первый раз слышу слово детва, что оно обозначает?
-Детва- это молодые пчёлки. Они собрала огромный урожай нектара, не дадим тебе умереть с голоду, переживём зиму, а там уж, что Бог даст.
-Спасибо вам мои верные друзья, только вот я теперь меняю своё место жительства.
-Вот и хорошо, заодно и новоселье справим!
-Прощай, Уух, не поминай меня лихом! Мышонок с радостью бросился  в ещё неизведанное, но совсем не сомневаюсь, прекрасное начало нового пути, своей новой жизни.


Рецензии
Сказка - очень интересная форма...

Удачи, Виктория ! С уважением - А.Я.

Ямато Ямато   15.09.2011 23:07     Заявить о нарушении