Гамлет Иннокентия Смоктуновского
Гамлет – молодой человек, теоретически, отвлеченно мыслящий, прибывший из старинного немецкого университета, наследный принц, не знающий житейскую сторону жизни, идеальный принц, сын идеального короля – узнает о преступлении, страшном именно потому, что оно совершено, как нечто обыденное, заурядное, а потому, будто уже узаконенное, и будто уже не преступление. Но преступление не может быть узаконено, даже если оно принято всеми. Оно остается преступлением. И Гамлет восстает против всех и против законов самой жизни. Потому что в его ситуации – обнажить преступление, его корни, сказать, что король – преступник, это значит восстать против всех и всего. Зло слишком замаскировано, оно во всех и во всем, оно стало добропорядочно. Злодей стал обывателем и мещанином. Клавдий уже ни Ричард и ни Макбет.
Но как ни ужасно преступление, не оно притягивает полностью все мысли Гамлета (и Шекспира, добавим мы). Преступление только открыло глаза Гамлету и послужило завязкой к действию для Шекспира. Если бы можно было положить конец преступлению, наказав преступника, Гамлет бы мстил после встречи с призраком отца, и действие на этом бы закончилось. Но преступление бесконечно. Преступен мир. Что Клавдий, чужой для него человек – негодяй, Гамлет воспринимает без особого удивления. Но мать! Обожаемая им мать – преступница!– вот главная виновница трагического Гамлета. Она, а не Клавдий, и никто другой. Она растоптала его веру в человека, его «Геттингенскую душу». Она – самое трагическое начало в пьесе, виновница потрясения его душевных основ. И против нее задумана главная месть Гамлета. Но ведь она женщина. Королева – мать, обожаемая его мать, совершает преступление или соучаствует в нем, не отвергая злодея сожителя, потому что она женщина, всего лишь слабая женщина. Женщина – преступница. И Гамлет уже с этой мыслью встречает Офелию. Ведь Офелия – тоже женщина.
Итак, мир для Гамлета отныне населен злом и преступлением. Но зло раздваивается. Одно – преступники типа Клавдия: верноподданные обыватели – Полоний, Гильденбранд, Розенкранц. Их он только презирает. И не для них его месть. То, что он убивает случайно Полония в спальне королевы (самой своей смертью подчеркнувшего, что он двойник Клавдия, ведь Гамлет принял его за короля) лишь вспышка мести, возможно, предназначавшейся матери. Полония проткнула шпага, предназначенная матери? Нет, поверить в такой драматургический ход Шекспира трудно.
Тем не менее, другое и может быть главное, всеобъемлющее, самое трагическое зло в пьесе олицетворяет именно Гертруда – мать Гамлета, искупившая свою вину в его глазах только своей роковой смертью перед финальным занавесом. Зло, которое заставляет потрясенного Гамлета казнить сомнениями Офелию, сомневаться есть ли вообще добро в этом мире, задуматься существует ли рациональное, разумное начало в самих законах жизни. И всему этому противостоит Гамлет, один, если не считать слившегося с ним, безмолвного Горацио – этого Пилада Нового времени. Для Гамлета нет в мире добра. Для нас оно лишь в Гамлете.
Свидетельство о публикации №210050301321
Предлагаю Вам диалог, если Вас заинтересует то, что я написала в своём сочинении об этой трагедии Шекспира.
Крымчанка
http://www.proza.ru/avtor/lik1721
Крымчанка 15.02.2013 22:39 Заявить о нарушении
Михаил Гавлин 17.02.2013 23:52 Заявить о нарушении