В испанском небе

Эту историю мне поведал ее непосредственный участник, летчик, одним из первых воевавший за республиканскую Испанию.
Светлой памяти Человека – легенды, советскому ассу, участнику военных действий в семи прошедших войнах, герою Советского Союза, генералу майору авиации Емельяну Филаретовичу Кондрату посвящаю.


В испанском небе.


В испанском небе
"Чайку» обложили,
Три «Хейнкеля».

Уставы нарушая,
Решили обойтись, как с мышкой кошка,
Развлечься, поиграться с ней немножко,
Не сложную победу предвкушая.

Что стоит, одного троим  достать? -
«Раз плюнуть»,
Даже не устать!

И нагло так вокруг нее кружили.

***

Был «Полста первый Хейнкель» скоростнее,
Поскольку двигатель его мощнее,
Он тяжелей, чем «Чайка И-пятнадцать».
В горизонтали и в «пике» -
Тягаться
«Пятнашке» было трудно с «полста первым».

Но «Чайке» равных не было в маневре,
Поэтому  «игра» была «на нерве»!

И вот, внезапно «Чайка» отвернула,
Крутой вираж в паденье, совершая,
А дальше «бочка» ей простор вернула
Немецких «ассов» планы нарушая. –

Освободил вираж внезапно резкий.

От немцев оторваться получилось,
Но лишь на ограниченном отрезке.

Догонят,
Гулко Сердце колотилось,
В груди адреналин пережигая.

Вниз бесполезно.

И в горизонтали от немцев не уйти -
Почти достали!

Но выход есть -
Все силы напрягая,
Успех в рассчете том предполагая,
Пилот не просто так решил сражаться,
Но выше немцев в небе удержаться.

Штурвал на грудь, и ввысь, под «потолок»,
«Наверх».
Набрать хотя бы «восемь тысяч»
(У «Хейнкеля» - всего семь с половиной).

Тогда на них  обрушится лавиной,
Свое теперь имея превосходство -
Высотной диспозиции господство.

Так за собой он немцев  поволок,
Чтобы на высоте потом свинцом их «высечь».

Не пропадать же даром, лучше ярко!
Хоть одного, да уничтожу «гада»!
Уже дождетесь от меня «подарка» -
Свинца крутого «ШКАСовского» града! -
Еще и пушечным добью снарядом.

Ревет мотор последних сил остатком,
Мутится разум, рвется голова,
Плывет от кислорода недостатка,
И лишь в висках пульсируют слова -
«Врешь, не возьмешь, Рот фронт, Но пасаран»!
Из сил своих последних выбиваясь,
Штурвал из рук не выпустить стараясь,
Готов идти он даже на таран.

Не даром круто,
До седьмого пота,
Гоняли к «потолку» -
Была работа!
В особом центре подготовки летной
Для экстремальной выучки пилотов.

Ну, что же, два свалили  сразу «асса» -
Не по зубам им голод кислородный.
Хваленая, не выстояла раса.
Им не хватило выдержки природной.

Последний был настырнее,
Но тоже,
Вдруг завалился с «горки»,  занеможил.

Тогда  «петлей в пике» уходит «Чайка»,
Давай фашист,  теперь ты отвечай-ка!

Пилот в прицеле «Хейнкеля» находит,
В него боезапаса часть уходит.
К земле дымит, петляя «Хейнкель» сбитый.

Второй в прицеле.

Бензобак пробитый взорвался,
Вспыхнул самолет –
Конца такого
Не предполагал пилот
Немецкого люфтваффе с грифом «Кондор» -
Стервятников фашистских, с целью «зондер».

Лишь третий жизнь оставил за собою,
Покинув двух друзей своих без боя.

От напряженья, и победы пьян,
На базу возвратился,  рад без меры,
По документам – комерсант  Рамерос -
Советский летчик – Кондрат Емельян.
И  «Алехнович» в сводках сверх-секретных,
(В Союзе знали о делах конкретных)
Посланца каждого республике испанской -
Героях наших, той войны гражданской.

***

Минуло полстолетья.
Стал иным
Мир,
И в Испанию приехал,
На встречу ветеранов той войны,
Которая в них отозвалась эхом,
Герой Советского Союза, генерал,
«Испанский летчик» - Кондрат Емельян.


Биографическая справка.

Кондрат Емельян Филаретович. Родился 8.08.1911г. в дер. Косари, ныне Унеческого р-на Брянской обл. в семье крестьянина. Русский, чл. КПСС с 1938г. Окончил раб. фак. в 1931 г. Работал кузнецом на судостроительном заводе в Севастополе. В Советской армии с 1932г. В 1933 г. окончил Качинскую авиационную школу пилотов. Участник нацианально-революционной войны испанского народа 1936 – 1939 гг., боев у оз. Хасан в 1938 г., советско-финляндской войны в 1939-1940гг.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Командир второго истребительного гвардейского авиационного полка (215 истребит. авиац. дивизия, 14 возд. армия, Волховский фронт).
На счету гв. полковника Кондрата Е.Ф. 28 лично им сбитых вражеских самолетов из которых 5 были сбиты им в течение одного дня боевых действий.
 Авиационная группа под его личным руководством в ночных условиях встретила, разгромила и обратила в бегство крупную бомбардировочную авиагруппу противника в период прорыва блокады Ленинграда, предотвратив бомбардировку скопления военной техники, боеприпасов и личного состава трех фронтов наших войск на железнодорожном узле под Ленинградом, за что был удостоен Звания Героя Советского Союза, присвоенного 1.05.1943г.
После окончания Великой Отечественной войны командовал авиационной истребительной дивизией в группе советских войск в Венгрии.
В 1951г. окончил  Военную Академию генерального штаба. Командовал центральным военным авиационным округом.
Принимал участие в приемке на вооружение армии первого советского реактивного истребителя, который представлял государственной комиссии в полетных испытаниях. При посадке самолет не выпустил шасси и генерал майор Кондрат, вопреки приказу о катапультировании сумел посадить машину на одном шасси.
В период с 1956 по 1959 г.г. был главным военным советником в китайской народной республике.
С 1968 г. генерал майор авиации Кондрат Е.Ф. в запасе. Жил с семьей в Киеве. Награжден орд. Ленина, 5-ю орд. Красного Знамени,  орд. Отечественной войны 1 ст., орд. Красной Звезды, медалями.
Герой Советского Союза Генерал майор авиации Кондрат Емельян Филаретович ушел из жизни в 2002 г. на 91 году жизни.


Рецензии
Костя, ты и самолётом умеешь управлять? Чтобы так описать, надо иметь толк в этом деле. Молодец!
Спасибо! С теплом,

Иванова Ольга Ивановна   11.09.2010 01:03     Заявить о нарушении
Самолетем не пробовал, но переживаю это как будто сам летал, видимо Емельян Филоретович очень хорошо рассказывать умел. Ты рассказ еще по его рассказу прочитала?

Константин Баландин   14.09.2010 19:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.