Фобия Случай у психиатра

Однажды ко мне на прием пришел интересный человек, который страдал редкой фобией. До этого момента в моей практике не было ни единого аналогичного случая, я не встречался с этакими индивидами, хотя знал, что подобные страхи существуют.

Я практикую на дому, в собственном уютном кабинете, где нам никто не сможет помешать.
Невысокий, крепкий мужчина, пятидесяти лет не походил на беззащитного, страдающего манией преследования, человека. И кто бы мог подумать, что его разум будет бороться с животным страхом. Я психиатр. Моя работа – избавлять людей от фобий.

Пациент был на грани нервного срыва. Я улыбнулся и предложил присесть. Он опустился в кресло, пальцы судорожно вцепившиеся в подлокотники кресла. Тремор, расширенные зрачки, блуждающий взгляд - все говорило о том, что он едва справляется с собой.

- Понимаете, доктор, она пугает меня! Каждый раз, встречая ее, я покрываюсь мурашками, и меня пробирает холодный пот. Видя ее, я просто убегаю... куда глаза глядят, забывая при этом все свои заботы, бросая пакеты с продуктами, роняю телефон. Да, я становлюсь таким рассеянным и все только от одного взгляда на нее. Что уж говорить о прикосновениях к ней. Я не понимаю, что со мной, но я ничего не могу с собой поделать. Помогите мне, доктор. Так надоело всю жизнь бояться, что она вот-вот нападет и разорвет меня в клочья. Я этого просто не вынесу! Столько лет я живу в страхе. Сам поражаюсь, как смог прожить такую долгую жизнь с таким ужасом. Они повсюду, куда не глянь. А ведь я впервые решился переступить через свою боязнь и прийти к вам, потому что я даже произносить название этого животного боюсь до смерти, даже больше чем старуху с косой. Понимаете? - уголки его губ опустились, и он стал походить на маленького обиженного мальчишку, который сейчас расплачется.

Пациент сидел напротив меня в уютном кресле. Судорожно выворачивая пальцы, он, по-видимому, пытался вызвать у меня жалость и сочувствие грустным, молящем о помощи, взглядом.

- Скажите, это животное действительно так пугает вас, что вы готовы бросить все и предать всех лишь бы убежать подальше?
- Да, вы правы. Она отвратительна! И очень, очень ужасная: такая омерзительно-хитрая, а глаза... они излучают ярость и говорят, что она вот-вот набросится... В любой момент сцапает, не задумываясь. Боже, я так боюсь, доктор.
- Хм, вы первый пациент, у которого наблюдается панический страх при виде и даже при мысли о кошке. Но я постараюсь вам помочь, вы только доверьтесь мне.
- Не говорите о ней, прошу… - Его затрясло, словно в лихорадке.
- Простите. Я задам вам несколько простых вопросов. Постарайтесь ответить на них четко и ясно.
- Ххорошо, - подрагивающим голосом произнес пациент.
- Итак, вид настоящей живой ко… в общем животного заставляет сердце биться быстрее и вам хочется убежать либо умереть?
- Да. Мне постоянно кажется, что она может напасть на меня.
- Хорошо. Как вы относитесь к ее мурлыканью?
- Точно так же, как и к самой... к ней...
- Кошке?
- Прошу, не произносите...
- Кошка на ... Ой, простите, это животное на картинках вызывает те же эмоции и страх?
- Да. И на картинках и по телевизору и даже игрушки. Я даже говорить о ней с трудом могу, потому что это заставляет думать о ней.
Я видел, как дрожат его губы, когда он говорит со мной.
- А мех, шерсть, хвост?
- Что вы говорите!!! Отвратительно! Не мучайте меня больше.
- Нет сомнений, у вас айлурофобия — боязнь кошек, я бы даже сказал, паническая боязнь кошек. Это очень редкий вид страха. Но я постараюсь избавить вас от него. Думаю, вы обратились по адресу.
- Что вы намерены делать с этим?
- Об этом мы поговорим на следующем приеме. А пока идите домой, отдохните.

Чудо, что этот пациент пришел именно ко мне, ведь в нашем небольшом городишке это первый случай такой редкой панической фобии. Еще год назад я бы отдал все, чтобы заполучить такого больного, а теперь он сам придет ко мне, чтобы я избавил его от страха. А такой шанс упускать нельзя. Я уверен в своих силах. Имплозивная терапия должна помочь пациенту, но на случай, если не сработает, у меня есть другая методика. Думаю, она более верная, хотя еще никогда ее не использовали.

Пациент пришел вновь. Так же сел в кресло напротив меня, я устроился за столом.
- Что вы собираетесь делать, доктор? Я первый с такой фобией? – спросил он сразу, как вошел. – Что если у вас не получится вылечить меня?
- Не бойтесь. Или у вас уже новый страх появился? – я улыбнулся. – Вам просто нужно будет представить наиболее страшные ситуации в течение максимально длительного периода. Таким образом, это вызовет усиленный страх, который приведет к уменьшению фобии. Сегодня мы с вами попробуем, а потом вы сможете проделывать подобные упражнения дома.
- Ладно, я готов, - нерешительно отозвался пациент.
- Пожалуй, начнем. Итак, закройте глаза, сосредоточьтесь. Представьте, что вы видите кошку, прикасаетесь к ней… Она трется о вашу ногу… Потом внезапно фыркает, злобно рычит…
Я видел, как подрагивают закрытые веки пациента. Глаза бегают. Он ухватился за поручни кресла, напрягся.
- Она неожиданно кусает вас за руку, рычит, ее хвост касается вашего лица…
Пациента затрясло, слезы навернулись на его глазах, но он их не открыл, совладал с собой. Настолько сильно он хотел излечиться. Он всхлипывал, но держался.
- Представьте котенка, который ночью забрался к вам за пазуху. Вы чувствуете его дыхание. Его шерсть щекочет ваше тело, он мяукает, забирается все выше, касается вашего лица… Думаю, на сегодня достаточно. Можете открыть глаза. Вы находитесь в моем кабинете. Все хорошо.
Пациент постепенно стал успокаиваться. Дыхание восстановилось.
- Чтобы закрепить терапию, предлагаю посмотреть на фотографии кошек. – Мужчина поддержал мое предложение кивком.

Я поднялся и медленно прошелся вдоль шкафов, забитых разнообразной научной литературой и папками с делами пациентов. Остановившись у шкафа с алфавитным указателем на букву «К», я достал с верхней полки карточки с изображением кошек, и вернулся в свое кресло. На стол, что разделял нас, я положил карточки.
- Давайте посмотрим, что тут у нас... - Я разложил карточки и посмотрел на реакцию пациента. Он  затрясся, закрыл глаза руками и стал умолять меня убрать их с глаз. Его руки дрожали, и он стал заикаться.
- Пппрошу вас, прошу...
- Я не уберу, пока вы не взгляните. Для того чтобы излечиться, вы должны посмотреть страху в глаза. Для начала это будут простые картинки с кошками. Посмотрите.
- Я не могу, боюсь. Я скорее умру...
- Ничего страшного не произойдет... Вы просто посмотрите... Одним глазком. Вы же смогли представить кошку. Думаю, картинки не страшнее ваших воображений. Давайте, переступите через себя, посмотрите в лицо страху. Это простые картинки, они вам ничего не сделают. Вам станет легче, и вы поймете, что ваша фобия бессмысленна, - говорил я спокойным медленным голосом.

Я внимательно смотрел на мужчину. К моему удивлению, он убрал трясущуюся руку и, приоткрыв рот, одним глазом посмотрел на карточки.
- Ваш страх находится на этой картинке, - начал я. - Это кошка. Обычная домашняя кошка. Посмотрите на нее и представьте, как она хороша, такая нежная и ласковая и совсем не страшная.

Он убрал вторую руку и сдвинул густые насупленные брови, а потом вцепившись в кресло. Глаза забегали, рот приоткрылся, а ноздри раздувались, но он продолжал смотреть на карточки. Я заметил, что он уже готов к тому, чтобы смело посмотреть в лицо страху. По мере того, как на его губах появлялась улыбка, я стал понимать, что страх к фото-кошке проходит. Бессмысленно бояться фотографий. Другое дело само животное — это я еще могу понять, но картинки — это не в моем понимании. Пускай я прошел через многое, видел самые невероятные клинические картины, но этот случай... Это нечто.
- Вы правы, нет ничего страшного в этих картинках. Это всего лишь фотографии, они не опасны. Можно смотреть на свои страхи, они не укусят, в отличие от...кккошек.
Он вновь испуганно сдвинул брови и напряг губы. В его глазах витал испуг.
- Я вам докажу, что кошки очень милые и не стоит их бояться. - Я хотел заставить его поверить в мои слова, но он отчаянно сопротивлялся. - У вас когда-нибудь была кошка?
Я поднялся и подошел к пациенту.
- Нет, никогда.
- И вы никогда не хотели погладить это добродушное животное, почесать за ушком и приласкать?
- Пожалуйста, доктор, не говорите больше о ней, - он зажмурился и закрыл уши руками.
Я поспешно убрал его руки и попросил открыть глаза. Он какое-то время не поддавался  просьбам, но потом все же сдался. Руки опустились на колени, и он пристально уставился на меня большими безумными глазами.
- И как вы намерены доказать, что они не опасные? Покажите мне ее?
- И не только покажу, но и дам потрогать, взять на руки...
Я решил, что раз он сумел не открыть глаза, воображая кошку, значит и суме в реальной ситуации перебороть страх.
- Н-н-не говорите этого, я прошу вас, - заикался он. – Это равносильно смерти.
- Вы ошибаетесь, это только страх, который мы прогоним. Его не будет, он исчезнет из вашей жизни. Как я уже говорил, нужно лишь посмотреть страху в глаза, а в нашем случае, в глаза кошке. И все. Вы свободны. Нужно перебороть себя. Поверьте, что для вас так будет лучше. – Я поднялся и вышел из кабинета, услышав за дверью лишь тонкий писк пациента. Думаю, пришло время показать ему кошку. Он готов, но пока сопротивляется. Найдя любимую кошку Матильду в собственной спальне, я отнес ее в кабинет, где находился мой пациент.
- Познакомьтесь, это Матильда, моя кошка. – Преступив через порог кабинета, я приблизился к мужчине.

Увидев Матильду, его глаза быстро забегали, и казалось, они вот-вот вырвутся из орбит. Рот нервно дрожал, руки лихорадочно принялись рвать на голове волосы. Он вскочил на мое антикварное кресло и стал биться в истерике. Мне показалось, что он стал походить на кошку при виде собаки, когда она вся взъерошенная выгибает спину и шипит. Вот и он точно также - шипел взгромоздясь на кресло и отчаянно бился в конвульсиях.

- Успокойтесь, успокойтесь! – закричал я. – Сейчас я уберу ее.

Наверное, я поспешил с выводами, но мне не хотелось лишаться возможности стать первым из психиатров в нашем городе, кто смог получить возможность излечить подобную фобию.
Я выпустил кошку, и она забилась в угол комнаты, спрятавшись под толстую штору. Я погладил пациента по спине, пытаясь успокоить. Он, как маленький, испуганно прижался ко мне, сидя на корячках на кресле. Моя рука прошлась по его взъерошенным волосам, пригладив их.

- Все хорошо. Успокойтесь, - я продолжал гладить седеющую голову, чувствуя биение сердца мужчины. – Вы должны переступить через себя. Поймите, для вас это важно. Очень важно. А для начала вы должны понять, что кошка — это доброе и ласковое животное. Она не опасна и даже очень дружелюбна. Вы подружитесь. Верьте мне.
- Я хочу поверить, доктор, - внезапно он отстранился от меня и опустился в кресло.
Я расположился напротив него. Похоже, он начинал понимать, что не все так страшно. Раз он сумел взглянуть на картинки, то сможет и на саму кошку. Я знаю.
- Я хочу посмотреть на нее, доктор, ведите. Я сссмогу, смогу. Это не сложно. Ради себя, ради вас и своей семьи... Я сссумею посмотреть страху в глаза...

Достав забившуюся в угол Матильду, я поднес ее к пациенту. Он в тот момент сидел с закрытыми глазами, видимо, пытался сосредоточиться или прогнать страх. Я попросил его медленно открыть глаза.
- Кошка прямо перед вами. Не бойтесь ее. Она хорошая, мягкая, нежная, ласковая, не бойтесь, погладьте ее. Открывайте глаза.
- А можно я сначала с закрытыми глазами?
- Конечно. Попробуйте. Давайте сделаем так: представляйте что-нибудь хорошее, что вас расслабляет, например море или райский уголок... И в этот момент прикоснитесь к Матильде.
Не знаю, что он там себе представлял, но у него получилось, он протянул руку и кончиками пальцев прикоснулся к кошке.
- Что вы чувствуете?
- Тепло. Она такая нежная и обжигает...
- Наверное, вы представляете солнце? - спросил я, и посадил Матильду к нему на колени.
Это было моей роковой ошибкой. Внезапно пациент открыл глаза и отшвырнул кошку в сторону. Сердце словно провалилось в пропасть, когда я увидел его, казалось бы, бездыханное тело на кресле. Я кинулся к нему, понимая, что он внезапно потерял сознание. Его лицо мгновенно приобрело синюшный оттенок, шейные вены сильно набухли, а рот широко раскрылся. Я понял, что по глупости совершил самую страшную ошибку в жизни, сведя пациента и его страх лицом к лицу. Пульса не было, но были заметны слабые редкие дыхательные импульсы, словно судороги. Он будто рыба, выброшенная на берег, старался заглотнуть воздух, старался выжить. Поднеся ладонь к его рту, я почувствовал едва ощутимое дыхание и, у меня отлегло от сердца. Он жив! Я тут же вызвал скорую, и как позже мне сообщил знакомый патологоанатом, пациент умер от медленного разрыва сердца на фоне шока. Обычным языком – от инфаркта. И виновен во всем я один. Я погубил человека, который доверился мне. Никогда не смогу простить себе этого. Суд меня оправдал, посчитав это несчастным случаем, но с тех пор я больше не практикую. Похоже, мне самому теперь нужен психиатр...


Рецензии