Мы такого треугольника не проходили - 2

                МЫ ТАКОГО ТРЕУГОЛЬИКА НЕ ПРОХОДИЛИ - 2
ОТРЫЖКА ВОЙНЫ
Кроме игры в «Зайцев», надо было еще учиться писать, читать, считать. Поэтому я был рад, когда мы переехали в город и я поступил в другую школу, в которой были изумительные учителя. Их имена в памяти, а светлые образы в сердце, я сохраню до конца своих дней. Но особенно хочу вспомнить учительницу литературы и русского языка Ксению Алексеевну Розанову и учителя математики Самуила Исааковича Мангуби, по кличке Самоха.
У Самохи были свои, исполненные  юмора и озорства, здорового мужского начала и беспредельной любви к нам, методы  воспитания. За любое нарушение дисциплины, Самоха брал нерадивого  за шиворот и  нерадивый летел через весь класс,  открывая лбом дверь. Вслед ему летела чернильница – неразливайка, часто попадая на нестриженный затылок негодяя. Когда мы добрались до старших классов, Самоха уже не позволял себе приемов воспитания, пригодных для пятиклассников – можно было бы и самому совершить полет. Он называл нас «отрыжка войны», очень любил, уважал и мы это чувствовали. Но не упускали случая над ним подшутить.
Кто – нибудь из нерадивых задавал ему вопрос: Самуил Исаакович вы в женской школе когда – нибудь преподавали?
Самоха оживлялся, глаза его , цвета спелых маслин, приобретали озорной блеск, и он с удовольствием начинал свой рассказ: «Ой, - говорил он, - это надо было видеть. Я замещал в женской школе заболевшую учительницу. Ну , она как – то взяла и заболела. Так вот, я ее замещал. Проводил урок геометрии. Так что вы себе думаете? Я вызвал к доске девушку. Отличницу, между прочим. Самую лучшую.  Говорю:
 - Ну – ка начертите мне  треугольник P.M.Q., не рисует, плачет.
-  Что за слезы? – спрашиваю
- Мы такого треугольника не проходили, - отвечает сквозь слезы.
 - А какой вы проходили?
 - А.Б.С. Треугольник А.Б.С. проходили.
Оказывается, все они только треугольник А.Б.С. и проходили. -  Вызываю следующую. Ладно, говорю, рисуй равнобедренный треугольник. Поняла, спрашиваю, это где бедра равные. Поняла, отвечает. И давай рисовать, -  и Самоха начал показывать, как она рисовала, рисуя на доске треугольник. Сначала он изобразил основание – оно по длине заняло полдоски. А для сторон доски не хватило, - и Самуил Исаакович влез на стул и стал показывать, как у девушки «доски не хватило», сведя стороны чуть ли не под потолком. В этих рассказах пролетал урок. Потом Самоха задавал домашнее задание и просил больше ему про женскую школу не напоминать .Но недели через две – три, все повторялось.
Самуил Исаакович так подготовил нас по математике, что даже я,  который в математике был баран бараном, случайно поступая в технический ВУЗ, на экзамене получил отлично, так как знал что – такое «колагорифмы», а предыдущие девять человек не знали и получили по паре.
ЭЙ, ТЫ, КИРЮХА
Учительница русского языка и литературы, Ксения Алексеевна Розанова, была изумительной красоты, стройная, подтянутая женщина лет пятидесяти, с копной светлорусых, не тронутых сединой волос, с гордо посаженной, словно вылепленной одаренным скульптором, головой. Когда Ксения Алексеевна входила в класс,  двадцать пар глаз с восторгом и любовью смотрели на нее. Уроки вела блестяще, была влюблена в русскую литературу  и передала эту любовь нам. Как я узнал уже взрослым, в 1937 году ее муж, крупный военный, был расстрелян, маленький сын погиб при бомбежке.
Когда Ксения Алексеевна входила в класс, все замирали, тишина стояла такая, что было слышно, как «пролетала муха». Уроки вела весело, с выдумкой. Например, вызывала к доске Женьку Ячменева, по кличке « Ну, вотето, как его». Помню, была тема: «Чехов новеллист» и к доске был вызван Женька. Ксения Алексеевна спрашивает, пытаясь  помочь Женьке, начать ответ:
- Какую из новелл Чехова вы, Ячменев, читали?
- Ну, вотето, как его, -  пытался вспомнить Женька
 - «Толстый и Тонкий»? – помогает учительница.
 - Да.
 - Рассказывайте.
 - Ну, вотето. Как его, - уверенно начал Женька, - встретились толстый и тонкий, – и замолчал.
 - Ну – ну, - помогает ему Ксения Алексеевна,  - где они встретились?
 После долгих раздумий Женька, наконец, дает ответ: - Ну, вотето, как его, в бане. -
Класс грохнул смехом.
 - Ну, что вы, Ячменев, - засмеялась со всеми Ксения Алексеевна, - Толстый и Тонкий встретились на вокзале.
 - Правильно,  на вокзале, - согласился Женька.
 - А как Толстый обращался к Тонкому?
Женька, не задумываясь, ответил: Толстый к Тонкому, вотето как его, - он сделал паузу, - обращался так : «Эй ты, кирюха».
Подполковник Ячменев служил военным советником  Фиделя Кастро. Не знаю, что он тому насоветовал, но Фидель, вотето как его, держится до сих пор.
Несмотря на то, что в классе  по уровню развития были разные ребята, любую тему мы слушали с открытыми ртами. Когда, например, она рассказывала о первом бале Наташи Ростовой, мы  слышали звуки вальса, мы видели, как  сияющая и восторженная Наташа, кружилась в танце с князем Андреем, и каждый из нас ощущал себя князем и замирал от счастья и восторга. Правда, этого состояния зхватало не на долго, мы в своих послевоенных развалках курили, пили, матерились, писали похабщину на стенах туалетов. Но все это была мальчишеская бравада, желание показать друг другу, как сказали бы сегодня, свою «крутизну». Большинство из нас, те, кто выжил, выросли достойными людьми, и даже «Вотето как его», который в сочинении на тему « Образ князя Андрея в романе Льва Толстого «Война и мир», написал: «Князь Андрей лежал раненый на поле битвы при Аустерлиц и слышал стоны убитых трупов». Ксения Алексеевна слова «убитых трупов» подчеркнула красной линией, давая понять, что надо бы выражение исправить. Женька и «исправил» «убитых» на «зарезанных», написав: «Князь Андрей  лежал раненый на поле битвы при Аустерлиц  и слышал стоны зарезанных трупов». Однако, это ему не помешало дослужиться до звания полковника  и стать после службы на Кубе, начальником гражданской обороны одного из крупных городов страны.
* * *
Дорогие наши учителя, сколько же сил, духовных и физических, Вам пришлось положить, чтобы из банды подростков, переживших ужасы войны, оккупации, потерявши близких, знающих что – такое смерть не понаслышке, к своим 12 – 14 – ти годам, познавшим самые неприглядные, порочные стороны жизни, не имеющие в своем большинстве отцов, а многие и матерей, живших в развалинах, питающихся тем, что украдут или найдут на помойке, вырастить достойных, честных и преданных своей Родине людей.
НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ.



   


Рецензии
Хорошие слова: "Низкий поклон вам и вечная память!" Если выносишь из детства что-то доброе, это много значит. Сколько их, настоящих Учителей, встретил каждый из нас в своей жизни. Они запомнились своим искренним отношением к нам, детям.
Прочитала Ваш рассказ и вспомнила свой случай из педагогической практики. Было это в начале 70-х. Принимали экзамен по геометрии в 9-м классе. Я, по специальности иностранновед, асисстинент. Так бывало в малокомплектной школе. Учительница предлагаем мне принимать экзамен у самых слабых. Были такие пара-тройка. "У меня с ними нервы не выдержат", - объяснила она. Ну, я начала спрашивать самое простое: что называется трапецией, равнобедренным треугольником и т.п. Отвечают. Я подбадриваю. У учеников блестят глаза. Все довольны. Но самое смешное было потом, когда один из таких "корифеев" вышел в коридор и на вопрос друзей: "ну, как?" ответил: "да ничего, только В.М. вопросами заваливает". Вот и делай добро после этого.

Валентина Колбина   01.02.2014 14:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина, за отзыв. Отец умер, светлая ему память.
Сын

Валерий Иванов 2   12.03.2014 19:01   Заявить о нарушении
У нас в семье тоже горе.

Валентина Колбина   12.03.2014 20:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.