Сакральность Напечатанной Буквы
Однако уже в 18-м веке человеческий ум начал предпринимать попытки упростить выпуск гордой Литеры и тем самым снизить её сакральность. После нескольких не прижившихся в миру попыток в 1868-м году свет увидела печатная машинка Шуолза и Гиддена -“Ремингтон номер 1”. Да, да - те самые кнопочки QWERTY!
Теперь рождение славной Литеры уже не напоминало рождение младенца. На создание печатного текста уходило меньше труда, и люд читающий это понимал. Но Буква Напечатанная попрежнему сохраняла свою фундаментальность, весомость. «Если напечатано, то важно…», «Если напечатано, то тут всё серьёзно…» - именно такие психологические оттенки обретали мысли всякого, читающего Литеру и стоявший за ней смысл.
Во второй половине 20 века свет увидел главный враг сакрального статуса нашей героини - Компьютер. И к концу века, вместе с дружками Принтером и Интернетом, он окончательно обратил Литеру в простую, низменную букву... Теперь она доступна каждому! Ни о какой сакральности, ни о каком труде и речи быть не может! Даже младенец в наше время, заигравшись и упав задом на клавиатуру маминого лэптопа, может ненароком опубликовать своё произведение на весь мир!.. И Люд Читающий этого не мог не заметить. «Напечатано - ну и что?...» Психологическая оценка уникальности напечатанного текста в его сознании теперь равна нулю (если не ниже). Он более серьёзно отнесётся к невзрачной близняшке Литеры - Букве Рукописной!
Мне кажется, что «падение» Литеры больше всего ударило именно по литературе, в частности, по её самой тонкой материи - поэзии. Восприятие поэзии, в отличие от музыки (слуховое восприятие) и изобразительного искусства (визуальное восприятие), как раз основано на тонком умственном и духовном контакте с текстом. Поэзия веками опиралась на сакральность Литеры, как на некую платформу, с которой могла вещать. Да, она попрежнему занимает (и будет занимать) нишу «привилегии эстетов», но утратила свою главную роль - пророка общества, идейного и духовного авангарда.
Может быть, для того, чтобы достойный творческой уникальности текст «взошел» на ту самую платформу, и методы подачи его тоже должны быть уникальными? Но что это за методы?.. Сработают ли они? Связаны ли они как-то с нашей гордой Литерой или нет?..
Будущее покажет.
Свидетельство о публикации №210050500010
то, о чем Вы пишите, можно сказать о многом: о музыке, которая когда-то могла быть только "живой", а потому редкой, а ныне, тиражируемая электронными средствами, для многих превратилась в шумовое сопровождение; об информации, которая прежде распространялась только через печать и библиотеки и требовала кропотливых розысков, а теперь - только набери ключевые слова и нажми кнопку "найти" в поисковике, о живописи, театре, кино - все это можно получить запросто, немедленно и в лучшей упаковке - а упаковка эта часто куда как привлекательнее наполнителя.
Похоже, мы живем в некий переходный период: вера в печатное слово пока еще у многих сохранилась, а вот ответственность иных пишущих испарилась, потому что в море словес, извергаемых массмедиа, отловить и прищучить лжеца зачастую невозможно. Да и пишут-то зачастую анонимно: "ученые установили, что..." - и далее следует поток вранья и помоев.
Увы, могу сетовать, а вот рецептов не вижу. Обычное дело: новые возможности сопровождаются новыми проблемами.
Алексей Степанов 5 23.01.2012 11:49 Заявить о нарушении