Книга Памяти

     "Память",.. ёмкое слово полное тревоги, горя, лишений, самоотверженности, подвига и ... удивления!
     Навечно вписываются в историю Родины страницы боевой Славы краёв, областей и районов. Глубока и бесконечна благодарность сыновей и дочерей, воинам, отстоявшим независимость своей страны. Вечная память павшим. Вечная память всем участникам Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.
     Книга Памяти... Она навеки сохранит их имена.
     Многое в жизни меняется, забывается, теряется со временем, но память об этой жесточайшей войне живёт и жить будет в народе - вечно.
     И всё же,.. спустя всего лишь 65 лет со дня Великой Победы, кое-кто забывает не только о сокрушительном разгроме нецко-фашистской коалиции, но забывает и участников, ветеранов, выстоявших и победивших в кровопролитной войне, - забывает своих родных и близких, сражавшихся на фронтах, смутно представляет события тех лет.
     Вот какими бедами поделился со мной, мой давнишний друг:
     В одном из районов N-ской области решили написать книгу Памяти и поимённо указать в ней, всех участников войны по деревням и весям. В составлении этой книги приняла участие и внучка одного ветерана войны. И что же? В книге Памяти, среди сотен имён, людей ушедших воевать на фронт из деревень N-ского района - имени её деда, призванного из этого же района и награждённого, в Великую Отечественную войну, пятью боевыми медалями - не оказалось! Вот те на...
     А ведь её собственное имя указано крупным шрифтом в ряду других имён составителей историко-документальной хроники. - Это память? Её память. Память о составителях книги.
     Память?!. Что должна нам говорить "Книга Памяти" о наших близких и родных? - Чтобы мы о них знали и помнили.
     Нам дорога память о миллионах воинов прошедших войну. А память об одном, близком тебе человеке, забывается.
     Существует ли Память в наших сердцах? Жива ли до сих пор? Имеет ли она цену?
   
     P.S. Было так или нет с этой книгой "Памяти" - не скажу. Может это просто обида и сочинение моего давнишнего друга? Обида на эту внучку за что-то? Не знаю. - Память...
     Время изменяет Память?!
     А может, Время изменяется Памятью?

     Спустя года два после этого разговора я, как-то при встрече, рассказал ему о замечательном трёхтомнике стихов посвещённому 65-летию Великой Победы "Во имя жизни - от имени сердца". Книга издана в городе Орёл в 2010 году, составитель Ветчинников С.А..Великолепней этой книги о войне 1941-1945 гг. я не встречал. Это поистине народная книга, народная память наших современников. - Книга эпопея.
     Рассказывая о такой замечательной, книге Народной Памяти, я обратил внимание, что мой друг как-то с недоверием воспринимает мои слова.
     - Что такое? Чему ты удивляешься? Память у народа о прошедшем - жива, глубока и благодарна.
     - Может быть и так, горько обронил мой друг. Всё так,.. да вот, знаешь, мои слова о несправедливости с районной "Книгой Памяти" повисли в воздухе. Был я и у военкома в Райвоенкомате N-ского района, был я и в редакции города и разговоры вёл о "забывчивости" молодости и документы на медали показывал, и грамоты подписанные Верховным Главнокомандующим товарищем И.В.Сталиным, и на фотографии - побеждённый Трептов парк 1945 года прилагал, и получал полное понимание, восторг и сочувствие от корреспондентов... - Да толку!
     Всё было: понимание, тёплые слова поддержки и сочувствия, и пожелание не беспокоиться, и обещание написать об этом случае в районной газете, и прислать мне её по указанному мной адресу. И, главное, в связи с тем, что это не единичный случай, было заявлено, что такие факты проверяются и даже готовится "Дополнение" к указанной "Книге Памяти". Вот!
     Вот-вот... мы с тобой об этом говорили в 2009 году.
     Был я в редакии N-ской газеты и на следующий год... Одним словом - по кругу!
     Память теряется, исчезает... А если говорить по крупному счёту - "Память" просто стирается нашими "благодарными" в кавычках, "потомками"... Прости ты меня, грешного, что слаб я, и крепче сказать не могу!..

     ПОСЛЕСЛОВИЕ
     Жизнь, известно, состоит из встреч и расставаний... Прошёл ещё год. И снова встретился мне друг. Заметил я его на вокзале у электрички. Он ехал на море, куда и я направлялся отдохнуть, подышать свежим, просоленным воздухом Балтики. Сели мы с ним в один вагон. Дорога не близкая, но и не дальняя, так, минут 35-40. Разговорились о том, о сём. Вспомнили и о прошлогодней нашей встрече. Тут друг и говорит: - Знаешь, какая у меня радость?! Наконец-то, фамилия отца будет внесена в новую книгу "Памяти" том 2. Главный редактор сказал, что уже почти готовы дополнительные (пропущенные и забытые, не включённые по разным причинам ранее) списки участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Вот-вот, книга будет издана! Я ему верю. Без всяких сомнений, это огромный и благодарный, и, отчасти, неблагодарный труд. Спасибо ему. Книга увидит свет. Иначе и быть не может. Дай, Бог, ему здоровья. Хочу сказать, что до посещения редакции районной газеты, был я в этом году и в областном центральном военкомате, где отец последнее время состоял на учёте. Думал навести справки легко. Однако же нет! Закрутили, застрочили и всё,.. - воздух. Месяца через три получил уведомление по запросу. И что? Арт.дивизия номер такой-то, арт.батарея номер такая-то с фамилиями командиров - есть. Рядовой состав? Где? - Нет. Да и не было толком. Кто их тогда записывал бедных, да и когда? Сколько их полегло неизвестных. На место погибших - тьма новых бойцов. Миллионы павших, а также уцелевших в бойне, безымянных воинов Красной Армии. Цифры известны, да ты и сам знаешь. А чтобы узнать что-нибудь об отце более конкретно, т.е. получить официальное подтверждение надо за полгода писать запрос в Центральный архив (СССР)России. Так что, хождение по мукам продолжилось бы неизвесно на сколько и когда бы оно закончилось? Хватило бы моей жизни? Большой вопрос. Но, слава, Богу, всё стало на место. Наконец-то, будет увековечена фамилия отца в суровой и горькой книге "Память". В районной газете уже была опубликована развёрнутая статья об отце. В ней же опубликованы и замечательные, пронзительные стихи поэта. Большой камень упал с моей души. Долг перед родным человеком и безымянными воинами, участниками Великой битвы за Родину и избавление от фашистского рабства, в этой малой части Большой Памяти, думаю, мной выполнен. Душа, на время, обрела покой.

     - Я рад.
     Не всё на Земле пропадает бесследно!
     - Веришь?!
     - Верю...
 
30 сентября 2014 года

     После послесловие:
     Сейчас существует в интернете сайт "Память народа" где почти всё можно узнать
об участнике Великой Отечественной Войны и его наградах! http://pamyat-naroda.ru/

Фото: Берлин, май, 1945 год.


Рецензии
Мы в неоплатном долгу перед нашими
родителями, победившими в той страшной
войне.
Вечная помять ушедшим. Низкий поклон живым.
Пока жива наша память, все они будут с нами.

Галина Преториус   29.03.2021 00:35     Заявить о нарушении
Спасибо, за отклик и поддержку!

Иван Кунцевич   29.03.2021 20:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.