Черная дыра смысла

Один из самых романтичных объектов [науки о] вселенной, это, безусловно, черная дыра. Лучше, в единственном числе, так спокойнее. Многое непонятно в черных дырах. Точнее говоря, всё. Хотя бы то, что черные дыры все равно остаются романтикой и тайной, несмотря на то, что каждый человек, которому довелось жить на голубой планете когда-либо за последние полвека, скажет вам: «черная дыра – это место, где гравитация становится настолько сильной, что уже не выпускает свет за ее пределыи». Все это знают, но тайна не исчезает.

И потом, "это" – описание. Всего лишь, описание. Не определение.
Однако кто сможет сказать вам (да и нам, тоже), чтО же такое черная дыра? В вышеприведенной, классической, цитате черная дыра названа "местом". Какое же это, к дьяволу, "место"? Неизвестно, существуют ли пространство и время для черной дыры – как бы ни описывали математики или материалисты те или иные пространства и прочие измерения. Назвать черную дыру "объектом" можно, наверное, лишь после того, как оказал на нее какое-нибудь воздействие, или документально убедившись в ее воздействии на другие объекты. Физик Лоренс Кросс и его коллеги из Case Western Reserve University в Кливленде, опираясь на хитрющую математическую формулу, утверждают (*), что есть некие объекты с большой силой притяжения, но как они выглядят, никто не видел и реально ли они являются т.н. черными дырами, никто не знает. В конце конце, математики оперируют всякого рода объектами, однако химии и фармакологии еще не удалось открыть или синтезировать такие вещества, которые заставили бы нас – даже математиков в нас или среди нас – признать физическое, объективное существование всех этих математических концептов!..

Что ни говори, а все вещи в видимом мире должно хоть как-нибудь относиться к той или иной категории, систему которых разработал для нас еще Аристотель и уточнил Кант. Такие категории как "парадокс" или "абсурд" туда еще не попали. Даже в двадцатом веке! Скажем, недавно вышеупомянутые ученые из Огайо построили математические модели, которые показывают, что черные дыры не могут существовать (хотя их, вроде бы, столь просто наблюдать в Кливленде или, скажем, Детройте). Интересно, что все известные модели и расчеты подтверждают существование (возможность существования) черных дыр. Все дело в том, что все эти модели и расчеты показывают также и то, что в момент проваливания в черную дыру любой частицы присходит высвобождение энергии, которая излучается во внешнее пространство. Так черная дыра испаряется. Это испарение – длительный процесс, но все же конечный. Так как же это происходит, если черную дыру не может покинуть ничто? Перифразируя известного критика кантовской вещи-в-себе, без черных дыр нельзя войти в физику, а с ними нельзя выйти.

Опытный читатель навострил уже уши, предвкушая, наверное, рассмотрение неких параллелей черных дыр и вещей-в-себе. Не будем торопить события. Все что мы пока можем сделать, так это согласиться с тем, что «если последние расчеты теоретиков окажутся правильными, Вселенная нам покажется еще более странной». Куда же еще! Тем более, что цитата взята не абы откуда, а из самого журнала Science – великого кормчего современной науки (см. http://sciencenow.sciencemag.org/cgi/content/full/2007/621/1 ).

Что, например, представляет собою время для черной дыры, или, если выразиться непонятно, но точнее: чем может быть время в контексте черной дыры? Кант приходит к невероятной и невозможной Ding-an-sich, исходя из утверждений Аристотеля и Беркли. Мы попробуем начать с предсказаний теории относительности Эйнштейна. Согласно этой теории, «со стороны любого наблюдателя, попадающего в черную дыру, будет казаться, что он ускоряется, в то время как внешний наблюдатель будет видеть, что объект, падающий в черную дыру, замедляется. Когда объект достигает горизонта событий, со стороны внешнего наблюдателя он там замирает и остается навсегда, так никогда и не упав в дыру». Сколько раз у многих из нас бывали, должно быть, такие ощущения относительно других людей, да и самих себя, однако... Эх, «привычка свыше нам дана, замена счастию она». Так мы постепенно возвращались примерно туда, в область до того момента, после которого начинались эти ускорения или замедления.

Впрочем, этот злосчастный астронавт действительно так и не входит в черную дыру и не выходит из нее.

Уже упомянутый физик Л. Кросс пишет: «Для черных дыр – время бесконечно, для нас оно остановилось бы именно там же (эту граничную точку/зону метафорически, но довольно красиво и точно называют "горизонтом событий" – Л. Г.). Если черные дыры излучают свою массу в течение долгого времени, то они должны испариться прежде, чем они даже сформируются. Это похоже на выливание воды в стакан, который не имеет никакого дна».
Вот так метафора "изъясняет" метафору... Но нидыра, ни горизонт "местом" не становятся.
А как вообще может выглядеть вечность для внешнего наблюдателя? Как можно наблюдать за вечностью? Да еще откуда-то извне?! Что внешне для вечности? Некто наблюдает за нею, покуда сам в нее не угодил. Ибо такая вечность, вечность наблюдаемая не есть настоящая вечность: скажем, та, о которой говорят не столько физики, сколько метафизики. Такую же бесконечность, типа "ни туда – ни сюда" физики (напр., Гегель) называют "дурной бесконечностью" (“die b;se Ewigkeit”), а различные экзистенциалисты или сюрреалисты живописуют в виде часов без стрелок, часов с несколькими одинаковыми стрелками или вообще, часов с расплавленным циферблатом. Формироваться и испаряться – что быстрее, что вернее? «А-а-а!.. - зевая, заметил бы гражданин Шариков, - оба неправы!»
А если, все же, конкретнее? Перед нами – квадратное уравнение с тремя неизвестными. Неизвестных больше, поскольку неизвестно даже то, система ли это, уравнения ли...

Когда набирается столько непонятного, лучше вернуться к себе и начать издалека.

...В детстве у нас был пылесос "Буран". Помню до сих пор, потому что я его очень боялся; не так, как жители тундры боятся бурана, но все же довольно сильно. Как-то раз я спросил маму, а что там внутри за сила так жутко завывает. Мама же, сославшись на "древних греков", и сказав, что «природа боится пустоты», объяснила примерно принцип работы пылесоса. Как после психоаналитического сеанса, я перестал бояться рева нашего "Бурана". Правда, опять же в полном соответствии с психоанализом, возник страх пустоты. Но последний, все же, был скорее умозрительного рода – а стало быть, не очень-то настоящий страх – свой страх. Но это – лишь до тех пор, пока я не услышал о черных дырах. Я сразу же увязал их с пылесосом и древними греками, а потом сделал собственный вывод. Точнее сказать, я составил образ, в духе свойственного мне ощутительно-мифологического, по классификации К.-Г. Юнга, стиля мышления. В мыслеобразе черная дыра сама и являлась пустотой. Пустотой, которая засасывает все, что только не окажется по соседству (в данном случае, СОСедству).

Однако что же это? В неясной системе квази-уравнений возникло еще одно неизвестное: Пустота. Не будем задаваться вопросом, что же такое "пустота" – это нас далеко заведет и заведомо ничего не даст: вон, сама мать-природа боится пустоты, Стагирит не даст соврать. Лучше сделаем так: во избежание ненужных экзистенциальных заморочек, психологических штучек, и еще более ненужных постмодернистских реминисценций, прикинем, что мы уже знаем о пустоте, и – будем двигаться дальше.

Всякий порядочный и не слишком занудный человек знает, что атом – возьмем для простоты атом водорода – состоит из положительно-заряженного протона, который является ядром атома и единственного отрицательно-заряженного электрона, который вокруг ядра, грубо говоря, увивается. Вокруг, да не около! Ведь если увеличить атома до размеров многоэтажного дома, и сохранить пропорции, то размер ядра станет не больше спичечной головки. И какое же расстояние от спичечной головки до карниза многоэтажки? Немалое. А что оно из себя представляет? Правильно, пустоту! Итак, всё внутреннее пространство между оболочкой атома (орбитой электрона) и ядром его – пустота. И эта внутриатомная пустота количественно преобладает над тем, что не принято называть пустотой, если забыть ненадолго даосов, буддистов, нигилистов и последователей Эмиля Чорана.

А что же сказать тогда о так называемой "темной материи", в которой, если не врут теоретики, на 1 м3 голого пространства приходится не более пяти атомов водорода? Ну, "тоже вещь", по сравнению со внутриатомной пустотой, в которой разве что силы какие-то бродят впотьмах. Не будем утомлять читателя долгими расчетами объемов протонов, кварков, электронов и пр. Известно, что западного читателя отпугивают любые цифры в любой книжке (кроме тех, что в банковской книжке). Однако к нашим ПРОЗАикам это пока не относится, поэтому рискну.

Итак, несколько цифр, с которыми наш материальный мир подошел к горизонту событий! Подведем лишь краткий итог:

коль скоро  объём материи в 1м3 пространства примерно равен 5 объемам атома водорода, т.е. = 5*2,094*10-54 м3 = 10,472*10-54 м3 , то отсюда, объём пустоты в 1 м3 пространства равен (1 - 10,472*10-54) м3. Это значит, что добрые 99 и пятьдесят девяток после запятой процентов нашей с вами Вселенной – пустота!..

Даже совестно и неприятно называть такое чудовищное нЕчто пустотой!..
Тем более, что все содержание в мире материи – того, что многие до сих пор кичливо называют реальностью – примерный объем всего этого добра: светил, планет и спутников, все это тянет на

0,000000000000000000000000000000000000000000000000001 %.

Полсотни нулей
           топают
               после нуля
                с запятой!
Куда?!.....

Нда-с...  Вот в таком мире мы с вами, что называется, жывем. А вы изволите толковать про черные дыры!..
Лукавая цифирь, вы скажете? Ну, быть может, завтра наука обнаружит какую-нибудь виртуальную хренотень в темной материи, в темной энергии или аккурат между ядром и орбитой... Но это – вряд ли. Скорее всего, скудость наших познаний – даже о материи! – вопиет к небу (Небу, которое она отказывается признать).

А есть еще кое-что поважнее. То, чего мы можем, в большей или меньшей степени, прикоснуться с помощью нашего чувственного опыта и потому называем реальным – сущее ничтожество по сравнению с тем неведомым, что связывает нас с этими чувствами, с внешним миром, с нами самими.

Да дело, в общем-то, и не в этом!.. Какая нам, в конце концов забота до каких-то черных дыр, к которым, даже если они притянут нас в эту самую секунду, мы будем лететь еще лет двести – да на наш век-то хватит! А если они притянут какой-нибудь Сириус... Что ж!.. всего пару лет назад мы потеряли альфу Ориона, и... насколько мне известно, случаев харакири не было зафиксировано. Да дело вовсе не в этом.

Пустота в нашем сердце и уме, в нашем внимании и времени, эта пустота, которая много опаснее и страшнее, чем пустота между далекими звездами – ее-то и боится природа. Нам также следовало бы ее бояться, но мы, увы, одержимы иными страхами. Эта-то самая пустота, высасывая из нас все силы, засасывает нас, а вместе с нами и любимых нами людей в мутный и бурный водоворот, воронку безразличной и бесцельной пустоты. Пустоты – вместо строя космоса, красоты и покоя пространства, полноты чувств... Пустоты – вместо мира, который поровну разделили влюбленные между собою. Пустоты – вместо равновесия луны и пруда, благодарного ей за отраженный свет. Вместо ликования трав, отдающих небу росу после обильного ливня...

Есть сила, которая призвана соединять между собою то, что должно быть вместе, чтобы вселенная – вся, от кварка до сверхгалактики – не разлетелась бы в пух и прах. Но вдруг возникает нечто... «словно бы что-то застряло в мозгу, обособившись от всего остального, и теперь ощущалось, как плотная масса посреди знакомых мыслей – холодная, бесформенная и угрожающая». И вот, это нечто, оно хоть и обособленно от всего, но стремится все вокруг захватить, притянуть и затянуть...

Оставляю читателя пока наедине с проблемой. Нас упрекнут, наверное, в натурфилософии. Плохой диагноз: для физиков это – плохая физика, а для метафизиков – куда хуже, плохая метафизика - а значит, негодная жизнь и дрянная вечность. В двух словах, ни туда и ни сюда! Так как же назвать это нечто – крохотное и огромное, слишком полное и небытийно пустое, космическое, но и слишком человеческое? Слово "черная дыра", как мы увидели, не объясняет даже того, что он обозначает (в лучшем случае, описывает). А уж пользоваться им как операциональной метафорой, к тому же, для описания других метафор – это верх безумия. Слово "пустота"?.. Неясно, метафора это, элемент мета-текста, просто хрень или... что это вообще такое!..

Так лучше использовать заведомо бессмысленное слово, чтобы оно не сбивало нас с толку и не наводило неведомых мостов в неизвестном направлении. Это слово призвано "венчать" вышеприведенное описание другим описанием, приведенным ниже:

«<...> в комнате царил такой хаос, что в нем даже угадывалась своя гармония – длинная лужа на полу как бы уравновешивалась вдавленным в кусок колбасы окурком, а сбитый с ног стул вносил в композицию что-то военное» (**). Такому "космосу" вполне соответствует его "творец". Вот, как его описывает Пелевин: «это как бы персонифицированное обобщение всего непонятного». Кроме того, этому "хаосмосу" (термин у Джойса) соответствует некое подобие – а правильнее сказать, обезьяна – Логоса: "слово" из одноименного рассказа с "говорящим" (вернее, шумящим) названием – УХРЯБ. Слово-выкидыш, мертворожденный концепт.


(*) Cтатья опубликована в Physical Review D
(**) Виктор Пелевин, "Ухряб" (Собрание сочинений в 3х тт., т.3 М."Вагриус", 1999)


Рецензии
Уважаемый Локсий, дважды прочел статью, чем то она заинтересовала. Хотя до конца не понял, мысль которую Вы хотели донести, как то смутно представляется. Но статья сразу навеяла один из любимых мною стихов:

Валерий Брюсов

МИР ЭЛЕКТРОНА
Быть может, эти электроны
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет;
Там - все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.

Их мудрецы, свой мир бескрайный
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в искры тайны
И умствуют, как ныне я;

А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат, в мечтах самовнушенья,
Что бог свой светоч загасил!

С уважением А.

Александр Ведовский   27.04.2013 19:35     Заявить о нарушении
Почему "чем-то"? - даже обидно!.. :)

Что я хотел сказать, я и сказал. Правда, чего-то недосказал. Но Вы, очевидно, ожидали, что я выдвину некую натурфилософскую доктрину. Раньше - возможно. А теперь я, слава Богу, от этого далек - ведь это, по сути, неоязычество. Это - набор очень естественных, даже инстинктивно близких нам (а особенно Брюсову и, кажется, Вам) воззрений. А лично мне с ними очень неуютно и неспокойно жить - в этом хаотичном, безосновательном и децентрализованном мире!..

Просто сказать "не знаю!" - и то лучше. Что я, собственно говоря, и сделал.

Спасибо за

Локсий Ганглери   28.04.2013 02:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.