Утомлённые солнцем-2

В еженедельнике «МК» (№ 19 сего года) журналист Вадим Речкалов в своей статье «Верните деньги» подверг резкой критике новую работу известного российского кинорежисёра Н.С. Михалкова и заявил о полном провале премъеры хорошо разрекламированного фильма «Утомлённые солнцем-2»; в ряде городов, по мнению В.Речкалова, залы были заполнены на 50, а то и на 10 процентов. К сожалению, при бюджете фильма в 55 млн. долларов, на 11 мая с.г. в кассы кинотеатров поступило лишь 6,4 миллиона...

Я не стану повторять все приведённые автором  статьи факты художественных натяжек и преувеличений, допущенных в фильме; по мнению В. Речкалова, эти факты свидетельствуют о дворянской спеси по отношении к народу, присущими всему роду Михалковых. Такой ответственности я на себя не беру, посколько лично не знаком ни с В.Речкаловым, ни с Н.С. Михалковым.

Что я знаю о Никите Сергеевиче?
Начиная с момента своего избрания в 1998 году председателем правления Союза кинематографистов России, Михалков яростно, аки рассерженный лев, борется за сохранение за собой высокой, «хлебной» должности.  В 2008 году съезд Союза кинематографистов снял с поста председателя Союза кинематографистов Никиту Михалкова и выбрал своим председателем кинорежиссёра Марлена Хуциева. Однако в ответ на это Никита Сергеевич назвал их ослами и лилипутами, а их съезд — нелегитимным.  Готовясь к наступлению, Михалков предупреждал: «Я не знаю, какой я друг, но враг я хороший».

В ответ он собирает чрезвычайный Внеочередной съезд Союза кинематографистов (СК) РФ, который переизбрал режиссёра Никиту Михалкова председателем СК. Далее начались крупные неприятности у всех кинематографистов, выступивших за кандидатуру Марлена Хуциева, включая и его самого. Марлена Хуциева вывели из членов учёного совета ВГИКа: в новом списке учёного совета ВГИКа нет имени знаменитого режиссера… И началась ожесточённая борьба за власть и деньги, не оконченная и по сей день.

16 октября 2007 года Никита Михалков, Зураб Церетели, Таир Салахов и Альберт Чаркин от имени «всех представителей творческих профессий в России» выступили с открытым письмом с просьбой к Владимиру Путину остаться на третий президентский срок.

Письмо вызвало бурную реакцию в СМИ, а также серию ответных демаршей. Сотни творческих работников публично отмежевались от «письма четырёх», оценив его не только как акт лизоблюдства, но и как антиконституционную провокацию.

… М-да! Факты – не из самых приятных!.. И всё же я не берусь оценивать Никиту Сергеевича, как общественного деятеля; всего лишь – как кинематографиста.

Фильм «Утомлённые солнцем» я как-то, давным-давно, видел на экране телевизора. Моё личное впечатление: ничем не примечательная, заурядная работа. Приходилось видеть и куда лучшие кинофильмы: «Баллада о солдате», «Судьба человека», «Освобождение», например…

Сюжет фильма весьма незатейлив.
Сергей Котов (Никита Михалков) — легендарный комдив, истинный коммунист, отмеченный наградами герой Гражданской войны и любимец самого товарища Сталина, живёт, как барин в своё удовольствие на даче, расположенной в сельской местности. Вместе с ним живут его жена Маруся (Ингеборга Дапкунайте), их маленькая дочь Надя и родственники Маруси — большая и шумная семья, состоящая из бывших дворян.

В их спокойную и наполненную идиллией сельскую жизнь вмешивается Митя (Олег Меньшиков) — бывший дворянин и ветеран Белой Армии, который незадолго до своего внезапного исчезновения в 1923 году приходился женихом Марусe. Его с радостью приняли, и представили маленькой Наде как «Дядя Митяй».

Однако вскоре становится очевидным, что, несмотря на свою юмористичную и дружелюбную натуру, Митяй явился сюда с другими намерениями: теперь он работает в НКВД, и прибыл сюда, чтобы арестовать Котова по указанию свыше — за причастность к несуществующему заговору... Вот, в сущности, и всё.

 Ну, носился «генерал Котов» по своей даче, порхал там, как бабочка над цветком…

 - Не верю! –  говорил в своё время Станиславский.
Вот и я не верю Н.С. Михалкову: не бывает, не может быть таких генералов и не могло их быть в сталинском Советском Союзе!..

Генералами РККА в 30- годы становились те командиры, которые участвовали в Первой мировой и Гражданской войнах. Помимо воли, тяготы военной жизни и высокая личная ответственность наложили свой неизгладимый след на их внешность. Как правило, советские генералы имели внушительный внешний облик, суровую складку у рта; в глазах читались ум, жёсткость, понимание психологии человека.

Военачальником в СССР мог стать волевой, мужественный человек, способный не только повести людей за собой, но и одним своим словом направить их на верную смерть – его авторитет был неоспорим.

Черты советского генерала явственно прослеживаются во внешности маршала Жукова, генералов  Павлова Д.Г.,  И.Р. Апанасенко и других военачальников.  Это – мужественные люди, умеющие повести солдата за собой и послать его на смертный бой. Мы хорошо знаем сегодня генералов Грачёва, Лебедя, Руцкого, Громова, обладающих мощной харизмой. И какой солдат посмеет не повиноваться этим командирам?!.. По одному их слову люди шли на верную гибель...

Кого же я увидел в фильме «Утомлённые солнцем»?
Отнюдь не сурового, мужественного советского генерала, а какого-то балаганного шута, прыгающего по лужайкам, изъясняющегося отнюдь не мужественным басом (и матом), а каким-то пронзительным дискантом…

Нет, вы как хотите, а я на месте Сталина не назначил бы такую личность генералом! Не пойдёт за ним солдат!.. И не ставил Сталин таких людей на генеральскую должность.

Неудивительно то, что «Утомлённые солнцем» оставил меня глубоко равнодушным. Ну, фильмец как фильмец – серенький, незапоминающийся…

Вы, возможно, будете смеяться, но я совершенно не помню содержание фильма «Сибирский цирюльник»! Это, по моему, какая-то красочная бутафория – и всё!.. Ни смысла, ни содержания в этом фильме я не увидел.

Не подумайте только, что я испытываю какие-либо личные антипатии к Н.С. Михалкову! Откуда?!..

Огромное впечатление произвели на меня такие фильмы Никиты Сергеевича Михалкова, как "Свой среди чужих, чужой среди своих", «Урга – территория любви» и «Очи чёрные» с участием Елены Сафоновой и Марчелло Мастроянни. Но вот со своими «Утомлёнными солнцем» и «Сибирским цирюльником»  Михалков меня глубоко разочаровал.

Хорошо костюмеризированные, с огромнейшим бюджетом, фильмы Никиты Сергеевича явно проигрывают в сравнении с такими шедеврами кинематографа, как «Броненосец Потёмкин»,  те же «Судьба человека», "Летят журавли" и прочее и прочее… Даже такие заведомо несерьёзные, старые фильмы, как «Пропало лето», «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён» произвели на меня куда большее впечатление.

А взять такую, казалось бы, давно всеми позабытую работу, как "Когда наступает сентябрь" с участием Владимира Ивашова и Армена Джигарханяна?!.. Или же всем полюбившиеся "В бой идут одни "старики" Л. Быкова?.. Да мало ли их, наполовину забытых и, тем не менее, незабывающихся, советских фильмов, на которых было воспитано советское поколение 50-х - 60 годов рождения?!..

Моё мнение: Никите Сергеевичу следовало бы подать в отставку и, подобно римскому императору Диоктелиану, начать выращивать капусту… Хуже не будет - куда уж там хуже!..
Зато на душе будет спокойней.
 


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.