Урал против Рейна и Рура

Как конструкторская мысль наши танки до Берлина довела

Наряду с гением полководцев, героизмом воинов и самоотверженным трудом работников тыла, столь же важным вкладом в победу в Великой Отечественной войне года стала советская конструкторская мысль, отражающая одновременно не только уровень развития инженерной науки, но и возможности экономики. Помнить об этом особенно актуально сегодня, когда большинство образцов российской военной техники является прямым наследием советских времен, промышленность в своей массе топчется на задворках мировой экономики, а броню для легкой бронетехники мы теперь планируем закупать в Германии. Так как своей достойной, по мнению иных военных чиновников, изготовить уже не в состоянии. Впрочем, в части брони так плохо было не всегда.
На 64-м километре Минского шоссе, рядом с подмосковной Кубинкой, находится уникальный военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ. Он располагает самой крупной в мире коллекцией бронированных боевых машин - более 300 образцов, которые собирались начиная с 1931 года. Причем музей уникален не только числом экспонатов, но и наличием среди них настоящих раритетов, иные из которых существуют в единственном экземпляре. Официальной датой его основания считают 1938 год, а для посетителей он был открыт в 1972 году.
Предлагаемый вниманию читателей материал одновременно является репортажем из музея и сравнительным анализом отечественного и германского танкостроения периода Второй мировой войны. Ведь очевидно, что данная бронетехника, сегодня имеющая ценность только как бы для истории, картину этой самой истории в 1941 – 1945 годах писала красочными, решительными мазками.

Вдоль строя грозных машин

Хотя до праздника Победы оставалось ещё десять дней, стоянка перед музеем оказалась плотно заставленной экскурсионными автобусами и легковыми автомобилями.  При этом поразило  обилие экскурсионных групп школьников самого разного возраста. Сразу стало понятно, что экскурсоводы здесь просто нарасхват, тем более, что зачастую рассказывают они о случаях и фактах, известных только специалистам.
Территория музея поразила образцовым порядком и продуманностью экспозиции, которая размещена в семи павильонах. Кроме этого, здесь имеется часовня и монумент погибшим танкистам. Наиболее представительна коллекция отечественной бронетехники (павильоны 1 - 4). Среди них — самые первые танки страны Советов, изображенный на медали «За отвагу» тяжелый трехбашенный танкТ-35, семейство быстроходных колесно-гусеничных танков БТ,  легендарные Т-34, серия тяжелых танков ИС, не пошедшие производство опытные образцы, современная российская бронетехника, в том числе - «летающий» Т-80 и многое, многое другое.
Павильоны №№ 5 – 7 отданы  танкам 14 стран мира. В числе экспонатов - знаменитый английский танк МК-V, французский лёгкий танк Renault FT-17, бронетехника Польши, Чехословакии, Венгрии, Китая, Италии и других государств.


Весьма представителен в Кубинке павильон №6, посвященный немецкой бронетехнике. Здесь, помимо «тигра», «пантеры», легких и средних танков можно увидеть большое количество штурмовых орудий и самоходных артиллерийских установок, а также несколько совершенно необычных изделий немецкого автопрома. Да, именно автопрома, так как конструированием и производством танков в Германии занимались, в первую очередь, такие компании, как «Порше», «Даймлер-Бенц», МАН, «Опель» и т.д.
Открывает немецкую экспозицию машина для разминирования, которая своими формами больше напоминает боевого робота из фильма «Робокоп». Предполагалось, что своими бронированными «ступнями» при прохождении минного поля она должна была вызывать подрыв мин и таким образом организовывать проход войск. В боевых условиях ей участвовать не пришлось, а проведенные после войны испытания, по словам работников музея, показали её фактически профнепригодность.  Вместе с тем, для понимания вектора германской инженерной мысли - это весьма занимательный экспонат. Дело в том, что помимо вполне функциональных и даже удачных образцов военной техники зачастую германскими конструкторами реализовывались скорее пропагандистские или даже фантасмагорические проекты. В их ряду – создание самой толстой брони, самой длинноствольной пушки, самого тяжелого танка, самой большой артиллерийской самоходной установки, самого крупнокалиберного орудия, самого дальнобойного орудия и т.д. Большой минус здесь был в том, что для этого отвлекались значительные материальные и конструкторские ресурсы, не говоря про пустую трату времени. С ними связывались и ложные надежды. В конечном счете в состязании с немецкой бронёй и пушками победила наша рациональность – умение делать большими сериями всего лишь несколько типов танков и самоходных установок, которые хорошо зарекомендовали себя на практике. К примеру, за время войны танк Т-34 подвергался модернизации всего один раз, и за счет рационализации производства удалось серьезно снизить его себестоимость. Другими словами, социалистический способ производства заткнул за пояс акул капитализма.

Противоборство экономик

Оккупировав большую часть Западной Европы, Германия к лету 1941 года располагала огромными людскими и экономическими ресурсами. Так ежегодная выплавка стали доходила до 43 млн тонн, чугуна – до 35 млн тонн, добыча угля превышала 400 млн тонн.  При этом вся германская экономика вместе с захваченными людскими и хозяйственными ресурсами была переведена на военные рельсы. Для сравнения - в 1940 году в СССР было произведено 18,3 млн тонн стали, 15 млн тонн чугуна, добыто 166 млн тонн угля.
Развернутая у границ СССР армия вторжения насчитывала свыше 5 млн человек, более 9 тысяч танков, 32 тысячи орудий и минометов, 5100 боевых самолетов. Главной ударной силой являлись 19 танковых и 14 моторизованных дивизий, сведенных в 4 танковые группы. Что касается советских танков, то на начало войны по разным данным их имелось от 15 до 20 тысяч, однако из них танки КВ и Т-34 составляли лишь 504 и 892 штуки соответственно. Остальная масса представляла собой морально и физически устаревшую плохо бронированную технику со слабым вооружением, то есть, такие как Т-26 и танки серии БТ, годящиеся для противоборства с пехотой и кавалерией, но не имеющие шансов против основных немецких танков Т-3, Т-4 и противотанковой артиллерии. Этим и объясняется их чрезвычайно большие потери в начале войны.  Для полной картины состояния танкового парка вермахта и  Красной  Армии надо сказать, что в июне 1941 г. в СССР было произведено 305 танков, а  в Германии - 312.
Вместе с тем исходные условия для состязания немецкого и советского танкопрома были абсолютно неравные. Если германские и европейские заводы к 22 июня 1941 года вышли на пик своей производительности, то многие отечественные предприятия в первые дни войны были или захвачены, или разбомблены, или же находились в процессе эвакуации. Так в течение июня – октября того же года было эвакуировано около 1300 крупных предприятий, в том числе и Харьковский танковый завод. В итоге германскому промышленному междуречью Рейна и Рура вкупе с промышленностью захваченной Европы в течение всей войны фактически противостоял один Урал – танковые заводы в Нижнем Тагиле и Челябинске. Кстати, завод в Нижнем Тагиле за всю войну выпустил танков больше (25 000 шт.), Чем все заводы Германии и её союзников (23 000 шт.).
Надо признать, что начавшиеся в 1942 году поставки в СССР американской и английской техники по системе ленд-лиза были важны, но они не были решающими. Ведь Германия обходилась тоже не только своей техникой. Такой факт - из девятнадцати танковых дивизий вермахта, участвовавших летом 1941 года в нападении на СССР, шесть были вооружены танками чешского производства Pz.35 (t) и Pz.38 (t). И этим дело не ограничилось. Так начиная с 1942 года в стенах чешских заводов было произведено около 2000 противотанковых САУ «мардер» и самоходных гаубиц «бизон», а с весны 1944-го чешская промышленность снабжала немецкие войска на редкость эффективными истребителями танков «хетцер», представлявшими серьезную опасность не только для «тридцатьчетверок», но даже для хорошо бронированных ИС. Всего за год чешские заводы произвели более 2800 «хетцеров» - больше, чем всех других истребителей танков вермахта вместе взятых. Не отставали от Чехословакии и другие страны порабощенной Европы, предприятия которых день и ночь ковали победу германского оружия. Из ниже приведенной таблицы видно, что это был весьма эффективный хозяйственный ресурс.

Таблица 1. Заказы вермахта на вооружение в оккупированных странах Европы на 1 апреля 1941 г. (По материалам Нюрнбергского процесса)
Наименование страны (территории) Количество предприятий, привлеченных к выполнению заказов Стоимость заказов (в тысячах рейхсмарок)
Генерал-губернаторство (Польша) 271 263250
Дания 268 51523
Норвегия 275 59005
Голландия 640 759296
Бельгия - Северная Франция 1980 485350
Франция (оккупированная часть) 1442 1699032
Всего 4876 3317456


Лучший танк первой половины войны

Речь, разумеется, о Т-34. Танк был создан незадолго до войны, имел весьма мощную для бронетехники того периода 76-миллиметровую пушку и 45-миллиметровую лобовую броню. Максимальная скорость Т-34 составляла 55 километров в час, а вес составлял 26 тонн. Его основной противник немецкий Т-4 весил 24 тонны, имел 75-миллиметровую пушку и броню толщиной 50-миллиметров, то есть как бы весьма похожие характеристики. Вместе с тем за счет более мощного двигателя (520 л.с. против 300 л.с. у Т-4) «тридцатьчетверка обладала большей скоростью и маневренностью. Кроме того её живучесть была много выше за счет наклонного расположения броневых листов и лучшего качества брони. В своей книге «Воспоминания  солдата» бывший генерал-полковник  танковых войск вермахта Гейнц Гудериан, принимавший активное участие в осуществлении гитлеровских планов «молниеносной  войны» так пишет о нашей легендарной машине: «…6 октября южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери, и намеченное  быстрое наступление на Тулу пришлось пока отложить. На поле боя командир дивизии показал мне результаты боев 6 и 7 октября, в которых его боевая группа выполняла ответственные задачи. Подбитые с обеих сторон танки еще оставались на своих местах. Потери русских были значительно меньше наших потерь».
Фактически привыкшим гордиться своей военной техникой немцам «тридцатьчетверки» в тот период внушали самый настоящий ужас, и Гудериан продолжает свои воспоминания: «…наши 37-мм противотанковые пушки  оказались бессильными против русских танков Т-34. Дело дошло до паники, охватившей участок фронта до Богородицка. Эта паника, возникшая впервые со времени начала русской кампании, явилась серьезным предостережением… В  ноябре 1941г. видные  конструкторы, промышленники и офицеры управления вооружения приезжали в мою танковую армию для ознакомления с русским танком Т-34, превосходящим наши боевые машины. Непосредственно на месте они хотели уяснить себе и наметить, исходя из полученного опыта ведения боевых действий, меры, которые помогли бы нам снова добиться технического превосходства над русскими. Предложения офицеров-фронтовиков выпускать точно такие же танки, как  Т-34,  для выправления в наикратчайший срок чрезвычайно неблагоприятного положения германских бронетанковых сил не встретили у конструкторов никакой поддержки. Конструкторов смущало, между прочим, не отвращение к  подражанию,  а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, особенно алюминиевого дизельного мотора. Кроме того, наша легированная  сталь, качество которой снижалось отсутствием необходимого сырья, также уступала легированной стали русских». 
С марта 1944 года в войска стали поступать более совершенные Т-34-85, имеющую пушку калибра 85 миллиметров. При этом лобовая броня была увеличена до 90 миллиметров, причем без потери скорости передвижения. Т-34 обеих модификаций было выпущено около 70 тысяч штук. Он оказался лучшим танком по совокупности таких показателей – скорость, маневренность, огневая мощь, бронирование, ремонтопригодность и стоимость производства.

«Тигр», «пантера», «мышь» и другие

Упомянутое отставание в бронетехнике немцами было решено восполнить выпуском ранее разработанной конструкции танка «тигр» весом почти в 60 тонн, вооруженного 88-миллиметровой длинноствольной пушки и созданием более легкого типа танка весом в 35- 45 т, который назвали «пантерой».  Серийное производство «тигров» осуществлялось с сентября 1942 года по август 1944. Всего изготовлено 1355 танков. По защищенности и огневой мощи танк не имел себе равных до появления нашего ИС-2. «Тигр» имел лобовую броню 120 миллиметров, комплектовался двигателем «Майбах» мощностью 650 л.с., электротрансмиссией и восьмискоростной автоматической коробкой передач. Правда, ресурс двигателя составлял не более 500-600 моточасов, после чего требовался капитальный ремонт. Для сравнения, Т-34 имел мощность 520 л.с. и моторесурс в 3000 часов. А так называемая шахматная подвеска «тигра» и «пантеры», придающая плавность хода, имела очень существенный недостаток. В холодное время года во время стоянки колеса и гусеницы намертво смерзались. В связи с этим наши войска часто начинали атаки на рассвете после морозной ночи. Пришедший на смену «тигру» «тигр II», прозванный «королевским» имел ещё более мощное бронирование и выпускался с января 1944 по март 1945 год. Всего было их изготовлено 487 штук. Как и его предшественник он был тихоходным – максимальная скорость составляла 35 километров в час.
«Пантер» было изготовлено 6359 штук. Толщина её лобовой брони составляла 75 миллиметров, максимальная скорость – 45 километров в час. В случае с этой машиной определенное копирование наших танков всё же имело место, и за счет похожего расположения броневых листов она получила силуэт, схожий с «тридцатьчетверкой». Из-за этого немецкие противотанковые батареи на первых порах путали их с нашими танками и открывали огонь.
Самоходное орудие «фердинанд» было сконструировано на базе «тигра» и имело 88-мм пушку  L-70,  установленную  в неподвижной башне. Кроме этого,  у  самоходки не  было  другого оружия. Как и «тигр» она имела электротрансмиссию.
У всех вышеперечисленных немецких машин были одни и те же недостатки - перевес брони приводил к потере скорости, маневренности и быстрому выходу из строя трансмиссии и двигателя. Также имели место случаи самовозгорания карбюраторного двигателя «тигров» и «пантер», особенно при движении на крутых подъёмах. Кроме того, из-за угрозы поломки двигателя и трансмиссии «тиграм» и «пантерам» было категорически запрещено буксировать с поля боя друг друга или объекты похожего веса.
Вместе с тем, несмотря на перечисленные недостатки эти машины получились достаточно грозные и, напутствуя свои войска накануне Курской битвы, Гитлер заявил: «До сих пор достигнуть того или иного успеха русским помогали танки. Мои солдаты! Наконец вы имеете теперь лучшие танки, чем они». Впрочем, финал той грандиозной битвы известен: полторы тысячи бронированных машин и 70 тысяч солдат – безвозвратные потери вермахта.
Именно упованием на «чудо-оружие» можно объяснить наличие в немецком павильоне двух бронированных монстров - огромной самоходной мортиры «Адам» калибра 600 миллиметров и сверхтяжелого танка «Мышь». «Адам», к примеру, участвовал в осаде Брестской крепости и на результаты его «работы» Гитлер возил посмотреть итальянского диктатора Муссолини.  Что касается «Мыши» весом 188 тонн, то её планировали использовать как танк прорыва хорошо укрепленных оборонительных полос. До ума этот монстр доведен не был и в конце войны на Куммерсдорфском полигоне немцами были взорваны единственные два экземпляра. На Кубинке из двух полуразрушенных машин собрали ныне представленный публике раритет. На его лобовой броне имеются многочисленные отметины от снарядов.

Звезду Героя – за «фердинанда»

Уже упомянутые самоходные орудия «фердинанд» представляли для наших танков грозную силу. Мощная дальнобойная пушка пробивала на расстоянии до двух километров даже лобовую броню Т-34, а собственная 200-миллимитровая лобовая броня делала их на дальних и средних дистанциях для наших танков и противотанковых орудий практически неуязвимыми. Впрочем, вопрос с «фердинандами» решился на удивление быстро. Советское командование выпустило в войска инструкцию по их уничтожению с указанием слабых мест и объявило, что за каждую подбитую самоходку будет вручаться Звезда Героя Советского Союза. После этого за «фердинандами» началась самая настоящая охота, причем больше танкистов в этом преуспела пехота. Дело в том, что данная боевая машина за счет избыточного обвеса брони имела скорость передвижения не более 20 километров в час, не была предназначена для ближнего боя и потому не имела даже пулемета. Тактика уничтожения была следующая: от «фердинанда» отсекалась немецкая пехота, после чего на броню закидывался ящик с 50 килограммами взрывчатки. Далее следовал подрыв и хваленная самоходка превращалась в груду металлолома. В итоге из завезенных на фронт 90 боевых машин за первые три недели Курской битвы было подбито 39, а звания героев Советского Союза за их уничтожение получили около 200 человек. Оставшиеся «фердинанды» были срочно вывезены на модернизацию, в процессе которой помимо пулемета они получили новое имя «Элефант» (Слон) и были отправлены в Италию и Францию. Очевидно, чтобы не провоцировать советские войска на новый сезон «охоты».

Танки ИС и СУ-152 «Зверобой»

Нашим ответом «тиграм» и «пантерам» стало появление тяжелых ИС-1 и ИС-2. Особенно неприятным сюрпризом для немецких «панцерваффе» оказался ИС-2, который впервые был применен в 1944 году в Корсунь-Шевченковской операции, и отличался от ИС-1 более мощным 122-мм орудием. Его вес был 46 тонн, толщина лобовой брони корпуса составляла 120 миллиметров, а башни – 160 миллиметров. Максимальная скорость составляла 37 километров в час. То есть превосходила аналогичные показатели «тигра». Снаряды ИС-2 обладали большим разрушительным действием. Вот только один пример - в ноябре 1944 г. районе г. Мишкольц два танка ИС-2 с расстояния более 1500 м расстреляли фугасными снарядами 10 танков Т-IV, совершенно не пострадав от их огня. В донесениях встречались описания случаев, когда 122-мм снаряд БР-471, пущенный с дистанции более 2500 м, рикошетируя от лобовой брони «пантеры», оставлял в ней громадные проломы. Дальнейший опыт боев показал, что танки противника всегда избегали действий на участке, где находились тяжелые танки ИС-2. Германским командованием была даже выпущена инструкция, разрешающая «тиграм» и «пантерам» вступать в артиллерийскую дуэль с ИС-2 и СУ-152 только при четырехкратном превосходстве. Во всех других случаях предлагалось действовать против них только из засады. ИС-2 выпущено 3483 шт.
Осенью 1942 года на Челябинском Кировском заводе конструкторы во главе с Л.С. Трояновым за 25 дней создали на базе тяжелого танка KB-1с самоходную установку СУ-152 (КВ-14), предназначенную для ведения огня по скоплениям войск, долговременным опорным пунктам и бронеобъектам. В полностью бронированной рубке они разместили на станке гаубицу-пушку МЛ-20. В боекомплекте, состоявшем из выстрелов раздельного заряжания, имелись 48,8-килограммовые бронебойные и 43,5-килограммовые осколочно-фугасные снаряды. Боевое крещение эти самоходки получили на Курской дуге. Их появление на поле боя для немецких танкистов стало полной неожиданностью, в том числе они прекрасно проявили себя в единоборстве с «тиграми», «пантерами» и «фердинандами». Бронебойные снаряды СУ-152 буквально проламывали лобовую броню вражеских машин, срывали с них башни. Даже попадание осколочно-фугасного боеприпаса для немецкой бронетехники становилось летальным. За это тяжелые самоходки получили прозвище «зверобой».
Сравнение нашей и немецкой бронетехники позволяет развеять одно ложное и непатриотичное утверждение, что, дескать, в войне танков мы превзошли гитлеровцев не качеством, а количеством. Да, безусловно, танков в итоге мы выпустили в несколько раз больше. Однако именно за счет этого и был достигнут в заключительной фазе войны так необходимый для победы количественный перевес. По свидетельству того же Гудериана в сражениях на территории Германии советские войска, как правило, имели  многократное, до десяти раз и более, превосходство в бронетехнике.

Танк сержанта Лукоянова

В самом начале павильона, содержащего образцы отечественного танкостроения периода 1941 – 1945 годов, стоит танк Т-34 с двумя живыми гвоздиками на борту и надписью на борту «Московский пионер». Эта машина в 2000 году была поднята со дна озера Бор-Лазава, что находится в Великолукском районе Псковской области. Обнаружена она была в 1997 году Псковским областным поисковым объединением «След пантеры» на основании свидетельств местных жителей.
После подъёма танка саперы 76 гвардейской Воздушно-десантной дивизии выгрузили из него и уничтожили 98 снарядов калибра 76 миллиметров, гранаты и патроны к пулеметам. При обследовании машины были извлечены: 7.62 мм пулемет Дягтярева танковый, ракетница, пистолет ТТ № ЛГ 4151, автомат ППШ № АЧ 497, бинокль, два алюминиевых котелка (на одном выцарапано «Леонид Михайлович Шепило»), четыре пары солдатских сапог, ложка, автоматные диски к ППШ и др. В отделении управления на сиденье механика-водителя были обнаружены останки механика-водителя, который 58 лет так и просидел за рычагами в своей стальной гробнице. Работа, проведенная в центральном архиве МО РФ членами поисковой группы «Танкист», позволила установить историю этой «тридцатьчетверки».
8 ноября 1942 года проводился Всесоюзный воскресник, на котором участвовало свыше 10 000 пионеров Московской городской и областной организаций. Средства, заработанные от проведенного воскресника и деньги, который давали ребятишкам их родители на школьные завтраки пошли на танковую колонну «Московский пионер», которая вошла в 215 танковый полк. В архиве сохранились фотографии, на которых пионеры передают танки воинам. 6 декабря 215 танковый полк, который разгрузился на станции Жарковский, передается в 46 марш механизированную бригаду (Калининский фронт) и совершал марш по маршруту Торопец – Кузнецово. В морозную метельную ночь 7 декабря экипаж танка потерял ориентировку,  съехал на лед озера и утонул в торфяных отложениях на глубине 8 метров. Экипаж танка, кроме механика-водителя, успел покинуть гибнущую машину.
Останки героя с воинскими почестями были захоронены на территории танкового музея 8 мая 2000 года. Совсем недавно была установлена его фамилия – Лукоянов и найдена сестра, которая здравствует и поныне.

 В заключение надо сказать следующее. Помимо функции исторической, музей в Кубинке сегодня несет не менее важную функцию патриотического воспитания. Увиденные на территории музея горящие живым неподдельным интересом детские глаза, нешуточные споры школьников вокруг тех или иных экспонатов и эпизодов войны, их многочисленные вопросы экскурсоводам является лучшим свидетельством тому, что, к примеру, историю танковых сражений не обязательно изучать посредством популярных иностранных компьютерных стрелялок типа: «Panzer commander», «Battlefield 1942», «Call of duty». В целом же посещение этой экспозиции, равно как и музея авиатехники в Монино, вероятно, следовало бы сделать обязательным для школьной программы. А для учебных заведений удаленных от столицы регионов разумно было бы создать его виртуальный вариант.
История Великой Отечественной войны в здешнем танковом строю правдива и наглядна, хотя и касается только бронетехники. А все попытки переписать её споткнутся о мощных стальных исполинов, которые хоть и воевали по разные стороны фронта, но сегодня стали на вечный караул нашей Победы и памяти.


Рецензии