Совпадения. Эпизод 1. Лермонтов и Пушкин

   С Варварой Александровной Лопухиной связано последнее стихотворение М.Ю.Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю", посвященное, возможно, Е.Г.Быховец и варьирующее сюжетный мотив стихотворения А.С.Пушкина "Дорида".
   
   
   
   Нет, не тебя так пылко я люблю,
   Не для меня красы твоей блистанье:
   Люблю в тебе я прошлое страданье
   И молодость погибшую мою.
   2
   Когда порой я на тебя смотрю,
   В твои глаза вникая долгим взором:
   Таинственным я занят разговором,
   Но не с тобой я сердцем говорю.
   3
   Я говорю с подругой юных дней;
   В твоих чертах ищу черты другие;
   В устах живых уста давно немые,
   В глазах огонь угаснувших очей.
   
   Лермонтов 1841.
   
   
   *****
   ***********
   *****
   
   В Дориде нравятся и локоны златые,
   И бледное лицо, и очи голубые....
   Вчера, друзей моих оставя пир ночной,
   В ее объятиях я негу пил душой;
   Восторги быстрые восторгами сменялись,
   Желанья гасли вдруг и снова разгорались;
   Я таял; но среди неверной темноты
   Другие милые мне виделись черты,
   И весь я полон был таинственной печали,
   И имя чуждое уста мои шептали.
   
   Пушкин 1819


Рецензии
Совпадения, заимствования, развитие темы, ремейки и реминисценции, аллюзии и повторы. И за всем этим - родство душ, невзирая на расстояния временнЫе и географические.

Нина Матвеева-Пучкова   06.05.2010 14:46     Заявить о нарушении