К Дню Победы. Я смотрю фильм Белорусский вокзал

       Мне 64 года. Жизнь уже достаточно прожита, и многое в этой жизни изменилось в оценках и моих и общества. Но есть пять  фильмов, снятых при советской власти, в условиях жёсткой цензуры. Пять фильмов, авторы которых(и режиссёры и сценаристы и актёры и композиторы) сумели так сказать о времени, в котором жила моя страна, что и тогда и теперь я смотрю и смотрю эти фильмы и сопереживаю: я им верю! Я назову эти пять фильмов: "Карнавальная ночь", " Ирония судьбы или с лёгким паром", "Белое солнце пустыни", "Председатель" И "Белорусский вокзал".

      До сих пор, когда в конце фильма "Белорусский вокзал", главные герои поют песню "Здесь птицы не поют, деревья не растут...", у меня мороз пробегает по коже и глаза начинают подозрительно пощипывать. Я помню первый просмотр этого фильма в 1970-ом году. Наш сеанс был в 3 часа дня, и мы ждали на улице окончания предыдущего сеанса. Обычно зрители выходили после сеансов различных фильмов достаточно шумно, обмениваясь впечатлениями, грустные или весёлые или достаточно безразличные. Но в этот раз, когда раскрылись двери кинозала, и зрители начали выходить, выходили люди потрясённые и расстроганные. Выходили в абсолютной тишине, неся себе тот заряд правды искусства, который только что получили. И я пошёл на свой сеанс и вышел таким же потрясённым и очищенным. Что это? Да, выдающиеся актёры! Да, отличный сценарий и режиссёр. Да, замечательная песня Булата Окуджавы. Но при всё при этом, великий фильм о войне и о простых советских людях, победивших в той войне, великий фильм, в котором войны, как таковой нет. Так что же это? Это волшебная сила искусства. И сегодня, когда СМИ предлагают посмотреть наш новый фильм о войне, снятый то ли за 30, то ли за 40 миллионов долларов. Фильм, снятый, как пишут в прессе, в лучших традициях американского кино( техника операторской работы и прочая), я себе говорю, что не пойду смотреть этот фильм, потому что уже был "Белорусский вокзал", фильм который было бесполезно посылать на Каннский кинофестиваль или в США на престижную премию Оскара. Там бы этот фильм настолько русский, насколько наша Отечественная война и события после войны отличаются от войны американцев с Германией за тысячи километров от США, просто бы не поняли. Как не понячли бы и "Председателя" и "Иронию судьбы...". Поэтому я каждый год 9 мая смотрю фильм "Белорусский вокзал"(благо теперь с этим нет проблем). А когда кончается фильм, я выхожу покурить, возвращаясь и выпиваю рюмку водки за моего отца -фронтовика и за всех других воевавших, в том числе и за Булата Шалвовича Окуджаву, родившегося 9 мая 1924 года и ушедшего добровольцем на фронт в 17 лет. И слава Богу оставшегося в живых. А многие миллионы не вернулись с полей сражений. "Ах война чтож ты сделала подлая!"


Рецензии