Гитлер и культ личности

Когда, во время чтения книги Гитлера «Моя борьба» я наткнулся на выражение «культ личности», меня это несколько удивило, не более. Хотя, Адольф уделяет немало страниц именно этому явлению. Дело в том, что Гитлер в наивности считает, что марксизм просто добивается «уничтожения роли личности во всех областях человеческой жизни» стремясь «заменить её ролью большинства».
Я то помню, как у нас в СССР ходили на демонстрации, неся многочисленные портреты партийных вождей, да и портреты то проносились мимо трибун с партийными лидерами. А в Москве эти партийные олигархи помимо всего прочего и располагались на могиле вождя, портреты которого разве что в общественных туалетах не мелькали.
Разумеется, необходимо учитывать тот факт, что опус Гитлера был написан значительно раньше того времени, когда у нас данная традиция присутствовала в больших масштабах, чем эпидемия гриппа в лютую зиму. Но, тем не менее, читать, как Адольф громит марксистов за то, что они возносят не столько личность, сколько массу, довольно забавно. Пожалуй, я остановлюсь на некоторых моментах его выпадов.
Например, Гитлер с апломбом первооткрывателя утверждает:
- Весь прогресс и вся культура человечества покоятся исключительно на гениальности и энергии личностей.
Разумеется, в нашей стране роль народных масс превозносилась до небес, но ведь и роль личности при этом совершенно не страдала. Вспомним только хотя бы некоторые из эпитетов, которыми награждала наша пропаганда Иосифа Сталина. Это и «отец народов», это и «великий вождь и учитель». Да мало ли ещё какими эпитетами не награждали Сталина. Но весь смысл высказываний сводился к одному – Иосиф во всех отношениях просто самый, самый, самый. Слова святой или живой Бог, конечно, не произносились, но количество портретов и памятников зашкаливало все разумные пределы.
Но дело даже не в слепом поклонении этой рябой и усатой личности. Дело в том, что всякий, кто хоть сколько-нибудь был не согласен хотя бы с одним единственным определением, характеризующим Иосифа, попросту уничтожался физически.
Такое поклонение вождю Гитлеру даже и не снилось.
А вот Гитлер пишет:
- Всегда и неизменно главной предпосылкой успеха организации является наличие выдающегося руководителя.
А кто в стране у нас с этим спорил? Любой успех у нас неизменно связывался с именем «великого вождя всех народов».
А недостатки? С ними посложнее. Например, отступает советская армия ускоренными темпами, оставляя сотни и тысячи городов, попадая в плен в миллионных количествах, в этом, конечно, повинны командиры на местах. Весь штаб Западного фронта расстрелять! Но Иосиф, как великий и непогрешимый главнокомандующий, разумеется, не несёт никакой ответственности.
Впрочем, все недостатки тоже взвалили на его не столь могучие плечи, когда наш «гений человечества» почил в бозе, или лучше сказать в полном одиночестве своего кабинета посреди лужи собственной мочи. Да, нехорошо, конечно, когда отец народов околевает как собака, чуть ли не сутки валяясь на полу и к нему никто не подходит. Но я не об этом. Я ведь хотел познакомить читателя с довольно забавными высказываниями Адольфа на счёт культа личности. Хотя, в принципе на этот постыдный факт смерти Сталина так же можно найти соответствующее высказывание Адольфа, не смотря на то, что Иосиф и пережил своего друга, или врага, ну, в общем, человека, за здоровье которого он пил совместно с Риббентропом.
Вот это высказывание:
- Отказаться от преклонения перед великим человеком означает отказаться от использования всей той грандиозной притягательной силы, которая свойственна всем великим деятелям на этой земле.
Наверное, наши деятели вовремя вспомнили это высказывание Адольфа, поэтому и сделали Сталина посмертно козлом отпущения, который повинен во всех грехах социалистической системы.
У Гитлера есть и ещё одно соответствующее теме высказывание:
- Горе народу, который стыдится обращать свои взоры за помощью к великим людям.
Вообще-то довольно трудно, я думаю, определить, кто у кого именно брал идеи – коммунисты у фашистов или наоборот.
Как, например, отнестись к совету Гитлера:
- выбрать лишь очень немногие, но действительно великие в нашей истории имена и сделать эти имена достоянием всего немецкого народа.
Мы ведь тоже поступали соответствующим образом. Мы ведь даже русских героев Первой мировой войны не знали. Вроде бы как и не было заслуживающих внимание сражений о которых должны знать потомки. Одна хула. Вот, дескать, какие плохие военачальники были в царской армии, совершенно не умели воевать.
А как у нас шло изучение истории? Да мы кроме Петра первого, да Кутузова с Суворовым, да может ещё Александра Невского, и знать никого не хотели. Чего их, царских сатрапов изучать. В общем, совсем по Адольфу:
- Из всего большого числа великих деятелей германской истории мы выберем несколько самых великих и сумеем сделать их известными самым широким слоям нашей молодёжи. Вокруг этих немногих столпов мы и построим всё гордое здание непоколебимого национального подъёма.
А, может быть, в данном случае как раз Адольф позаимствовал свои методы работы с населением у нас? Совсем запутался. Да и не мудрено. Больно уж методы схожи, хотя и, казалось бы, громит Адольфик марксистов. Так и напрашивается вывод, что всё это лишь две стороны одной медали. А уж как эти стороны называются – реверс или аверс не столь существенно.


Рецензии
Интересно! Можно было бы порассуждать,но как Вы справедливо заметили-у медали только две стороны. Для модели такого непростого вопроса этого маловато? С ув.Юрий

Юрий Ведяев   07.01.2016 19:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.