Пусто у шоссе

В пять мой рабочий день заканчивается. В десять минут шестого я выхожу на улицу и обычно еду домой. Сегодня же, дойдя до метро, я спустился на эскалаторе вниз, на станцию, но вместо того, что бы поехать домой, поехал в противоположном направлении.  Там, куда я сейчас еду, меня интересует конечная станция… Вернее почти конечная. Еще года три назад дальше поезда не ездили, но теперь, когда ветка выросла, бывшая конечная станция таковой являться перестала.
Тем не менее, выходить мне там.
В вагоне метро я нашел себе место между двумя скамейками и, вцепившись в поручень, стал изучать свое лицо, которое благодаря темноте туннеля отражалось в окне напротив. Рядом со своим лицом я обнаружил лица еще нескольких людей, среди которых были почему-то только мужчины… Какое-то неприятное ощущение холодом пробежало по моей спине и, достигнув головы, заставило поднять глаза, не смотреть на отражение. Ощущение своей двуручности, двуглазости, своей человечности никак не отставало. Давно, еще в детстве, я открыл в себе эту человечность, и теперь, время от времени, она выглядывает из самых различных темных углов и смотрит на меня как сейчас, моими же глазами.
На верху, над окном даже рекламы никакой нет… Я решил притвориться будто бы я сплю и закрыл глаза.
Шпала за шпалой, станция за станцией, народа в поезде все меньше, а я все ближе к цели.
Когда я вышел из метро, я пошел вместе со всем людским потоком к остановке трамвая. Но сам трамвай был мне не нужен. Можно, конечно, и подъехать, но я предпочитаю ходить пешком.
Моя цель – это некое место. Место, где я когда-то жил. Там прошло мое детство, вернее, та его часть, которая сейчас кажется мне самой ценной. Я говорю «место», потому что лет пять назад уже и без того заброшенный и обвалившийся дом снесли, а участок, который после нашего переезда быстро зарос, был весь перекопан. Там что-то рыли, видимо освобождали территорию для будущего строительства, но, когда все лишнее было удалено, стройку свернули. Не знаю, что у них там произошло, но вот уже пять лет на том месте нет ничего.
Последний раз я ездил туда около года назад… Чуть больше. Сейчас весна, а это было прошлой зимой. И тогда, помнится, я говорил себе, что никогда не вернусь сюда снова…
Что ж, видимо вернусь.
Вдоль трамвайных рельсов, метрах в пяти от них, расположено шоссе. Оно тянется далеко за пределы города, и если на трамвае мне надо было бы выходить на самом его кольце, то на машине, например, я бы мог легко и не заметить, где там был раньше мой домик…
Впрочем, я вру. Я бы заметил.
Я перехожу шоссе и иду по тротуару – идти между потоком машин и гремящими трамваями мне совсем не хочется.
С этой же стороны, вместо трамваев, стоят дома. Большинство из них новые. Однако, пусть и не часто, мне удается узнать старые, покосившиеся и такие знакомые строения. Их мало осталось, и они откровенно вредят тому образу чистого, успешного района, который пытаются создать в последние несколько лет местные власти.
Хотя я снова не прав… Они-то вписываются. Они, эти старые, небольшие домики, эти разномастные заборы и крошечные огородики выглядят абсолютно гармонично с озером, которое расположено за ними и деревьями, которые время от времени падают и срывают провода, тянущиеся от столба к столбу, чем обесточивают весь район. Не вписывается «новый образ».
Кажется, что сам город (не только здесь, но и почти во всех районах) выдавливает из себя различные новомодные постройки. Пытается сбросить этот, возможно, и прекрасный, и красивый, и полезный, но абсолютно неорганичный и несовместимый с ним компонент, который так упорно вторгается со всех сторон в нашу жизнь.
Я иду быстро. Через некоторое время я дохожу до сгоревшего магазина. Вернее до пустой заасфальтированной площадки, на которой нет уже даже напоминания о том, что когда-то здесь стоял магазин. Он пал первым, еще до того, как стали исчезать дома. В одну прекрасную зиму кто-то его поджог. Года два еще здесь оставалось пепелище, но потом его все-таки убрали.
Вообще не проходило и зимы, что бы наш дом или дом каких-нибудь наших соседей не горел. На это время мы уезжали в город и одинокие строения полностью или частично уничтожались. До того, как нам пришлось уехать  отсюда окончательно, дом наш горел четыре зимы подряд, но никогда не сгорал полностью, а потому каждый раз мы упорно его отстраивали. В начале он лишился веранды, которую при желании можно было назвать «столовой», потом верхнего этажа, на котором, впрочем, жили не мы, а наши соседи…



Ну вот. Я дошел. Вид на озеро здесь отличный. Ничто его не закрывает, ничего не мешает глазу. Обратно я поеду на трамвае, а потому мне следует перейти шоссе. Перехожу его в неположенном месте («положенных» мест здесь нигде, сколько видит глаз, нет) и, уже оказавшись на другой стороне, останавливаюсь. Хочется немного задержаться.
Рядом с остановкой стоит скамейка. Я сажусь на неё. Отсюда видно и озеро, и то место, где когда-то был мой дом. Все видно. Теперь здесь пустырь… Много старых домов было сожжено, снесено, но в большинстве случаев на их месте хотя бы что-то возводили. Двухэтажные коттеджи, например…
А тут… Все разрушили и ничего не построили. Там, где был дом - нет ничего, только ровная серая земля, там, где был садик с малиной – земля, там, где был великан-дуб, там тоже только земля.
Хоть озеро осталось. И шоссе.
Я закурил. В какой-то момент в голове пронеслась мысль, что может быть это не то место, может, я перепутал… Но нет. Я очень хорошо помню каждую мелочь. Я помню участок, дом. Помню не только то, как располагались дорожки, но и где какой находился куст. Мне кажется, что это место, в том его состоянии, которое навсегда уже ушло в прошлое, я знаю намного лучше, чем даже тот район, в котором живу сейчас. И я помню, что от автобусной остановки до прогона, который вел к нашему участку, было пять фонарных столбов, а немного дальше, метрах в трех, ко всем неровностям тротуара добавлялся еще и какой-то люк. Это точно то самое место…
Когда начинаешь все это вспоминать, кажется, что тот мир, в котором ты когда-то жил, намного более реален, чем нынешние угрюмые пейзажи. Я даже ощущаю вкус во рту. Почему-то это вкус печенья… Вообще, насколько я себя знаю, я ненавижу печенье, но только не сейчас…
Вдруг я почувствовал, что мне стало трудно дышать – легкие в груди как будто сдулись. Наконец, я смог вдохнуть воздух и, сплюнув на землю, встал со скамейки. Нормально дышать все еще не получалось…
Пора домой. Дождаться трамвая и уехать. Больше я сюда никогда не вернусь.

http://astafeev.ru/pustoushosse.html


Рецензии
Ну, опять цитата: Янка Дягилева:

ПО ТРАМВАЙНЫМ РЕЛЬСАМ

Янка Дягилева

А мы пойдем с тобою погуляем по трамвайным рельсам
Посидим на трубах у начала кольцевой дороги
Нашим теплым ветром будет черный дым с трубы завода
Путеводною звездою будет желтая тарелка светофора

Если нам удастся - мы до ночи не вернемся в клетку
Мы должны уметь за две секунды зарываться в землю
Чтоб остаться там лежать когда по нам поедут серые машины
Увозя с собою тех, кто не умел и не хотел в грязи валяться

Если мы успеем - мы продолжим путь ползком по шпалам
Ты увидишь небо - я увижу землю на твоих подошвах
Надо будет сжечь в печи одежду если мы вернемся
Если нас не встретят на пороге синие фуражки

Если встретят, ты молчи, что мы гуляли по трамвайным рельсам
Это первый признак преступления и шизофрении
А с портрета будет улыбаться нам Железный Феликс
Это будет очень долго, это будет очень справедливым

Наказанием за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам
Справедливым наказаньем за прогулки по трамвайным рельсам
Нас убьют за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам
Нас убьют за то, что мы с тобой гуляли по трамвайным рельсам /с/

*
И Аннушка уже разлила подсолнечное масло [тьфу тьфу тьфу чтоб ничего ни с кем не случилось]

*
В начале он лишился веранды, которую при желании можно было назвать «столовой», потом верхнего этажа, на котором, впрочем, жили не мы, а наши соседи…

Да, жаль дома. Чехов, Тургенев...

*
Ну вот. Я дошел. Вид на озеро здесь отличный. Ничто его не закрывает, ничего не мешает глазу.

Точно. :( Где-то у Рильке о том, что Бог... нарочно всё разрушает вокруг нас... чтобы мы увидели небо...

Благодарю Тебя, что Ты меня оставил
С одним Тобой,
Что нет друзей, родных, что этот мир лукавый
Отвергнут мной,
Что я сижу одна на каменной ступени
- Безмолвен сад -
И устремлен недвижно в ночные тени
Горящий взгляд.
Что близкие мои не видят, как мне больно,
Но видишь Ты.
Пускай невнятно мне небесное веленье
И голос Твой,
Благодарю Тебя за эту ночь смиренья
С одним Тобой. /Аделаида Казимировна Герцык/

*
а потому мне следует перейти шоссе. Перехожу его в неположенном месте («положенных» мест здесь нигде, сколько видит глаз, нет)

*
Когда начинаешь все это вспоминать, кажется, что тот мир, в котором ты когда-то жил, намного более реален, чем нынешние угрюмые пейзажи. Я даже ощущаю вкус во рту. Почему-то это вкус печенья…

Я не вытягиваю предложенную мне роль "противовеса" - чтобы, значит, муж нагулялся и всё бы это там нашёл в смысле живой и мёртвой воды, а как начал бы сходить с ума - ко мне бы вернулся, а у меня, значит, чайник поставлен, печенье и Тургенев. Я от такой жизни сойду с ума раньше мужа, таким образом наше обоюдное с ним состояние "на двоих" только ухудшится.

Реплика мужа:

Вообще, насколько я себя знаю, я ненавижу печенье, но только не сейчас…

*

Любовь Ляплиева   19.07.2010 21:26     Заявить о нарушении
Ох ты! Янка... Янка - это хорошо.
Конец Вашей рецензии очень понравился, забавно.
Но вот божьего ничего в данного вида разрушениях по-моему нет...
Спасибо Вам за отзыв!
С уважением,
Анатолий

Анатолий Стафеев   19.07.2010 22:20   Заявить о нарушении
Да ведь каждый понимает под богом что ему больше нравится... - Ничего положительного, какого-то разумного, что ли? - Пожалуй, и нет. - Здесь что-то от революции... - Революция неразумна - не сама по себе революция как открытое противостояние - а потому революция неразумно, что по ходу своего действия уничтожает слишком много того, что ни ей, никому не мешало... - Но ведь если в такой стране живёшь, где всё обесценено, революция - единственный выход; да и зачем вам дом, если вы, истратив все силы - а новых вам взять неоткуда - не способны почувствовать к этому дому ничего - ни ощущения комфорта от пребывания в нём, ни музыки старины, ни трогательности дорогих вам воспоминаний... Ещё нарочно в этих обстоятельствах можно порушить дом - а то вот раздражает только...

Любовь Ляплиева   20.07.2010 04:38   Заявить о нарушении
Вы знаете, я понимаю о чем Вы. Я в Петербурге живу. Смотришь, что делается вокруг и ей богу, лучше бы были какие-нибудь бытовые неурядицы. Я могу пережить разбитый асфальт под окнами дома, могу пережить постоянные поломки труб и отсутствие по этому поводу горячей воды, но есть какие-то базовые ценности, на нарушение которых закрывать глаза нельзя да и не получается...
Революция - слово громкое, дело тёмное, а результат не предсказуемый, но что-то делать точно надо.

Анатолий Стафеев   20.07.2010 13:25   Заявить о нарушении
Как Вам сказать. чего я не могу пережить... Я сразу ударюсь в мистику; ну вот хоть, начав с небоскрёба Вами описанного - ну, а я тоже тогда приведу символ, который мне казался *и кажется, или теперь всё-таки полегче?* общим выражением того, во что превратилась страна. - В окраинном районе Москвы, где я жила долгое время - построен кинотеатр, "Экран" называется. Так он давно уж построен, а вот недавно был модернизирован и приведён под евростандарт - эти высокие потолки, которые и всегда в нём были, ларьки внутри - всё из стекла, цивильно, экран огромный, персонала целая куча - одеты в довольно приятную униформу все, и честно пытаются быть вежливыми, ответственными... - Так вот, я об этом самом персонале. Смотреть - сердце разрывается: ей-богу, как будто все одержимы какой-то силой. Уборщица, подметает пол - движения резкие, в глазах лстервенение загнанного зверя - она сражается с полом, с кинотеатром, со мною, с миропорядком каким-то общим. Она на это подметание тратит столько душевных и как следствие и физических сил, что по-моему она лично этими силами могла построить небольшую копию БАМа. То же самое например билетёр - проверяет билеты при входе в зал. Ну, назовите мне менее нервную, затратную в смысле сил работу! Стой, отрывай с билетов контроль, ещё советуй, куда кому пройти, чтобы к своему месту. - Так вот, и от неё распространяется такая истерика, как будто она не только работает на Чернобыле, но и предчувствует, что через несколько мгновений Чернобыль взлетит на воздух. - Далее, захожу я со своею расстроенной психикой в зал кинотеатра. Моя расстроенная психика имеет всегда, когда расстраивается, тот побочный эффект, что я начинаю очень остро воспринимать - атмосферу, что ли... Может быть, коллективное настроение окружающих... Может быть, эту вот силу, которой всё подчинено вокруг... - Ну и такое ощущение... не знаю как описать... сидишь - в громадном аквариуме, что ли - глухие стеклянные стены, сквозь них не пробиться ни внутрь, ни вовне, хотя вот всё видно через стекло... И вот, в этом мини-аквариуме какая-то особенная атмосфера кошмара, ещё с экрана этого громадного что-то в мозг тебе ломится - не знаю, исторические ли слои или нет, но мозг убивает, как будто хочет перестроить вот твоё сознание под такой же офис-аквариум, в котором не осталось бы ничего живого... - Это не то, о чём Вы могли бы говорить: дело не в иностранных языках с экрана, не в музыке какой-нибудь особенных, может быть, в том, что снижаются вечные ценности, что приводит к пошлости - но это только начало проблемы; а вот натурально оттуда с экрана прётся в мозг просто что-то инфернальное... -

Так вот, к вопросу небоскрёба, наукограда, преобразований... - Я не знаю, что это и откуда, но оно, понимаете, УЖЕ прётся, и где это локализовать, и как это остановить, я не имею ни малейшего представления. Единственное, что я могу предлагать, рассчитывать - это противодействие уже наступившему, неизбежному... -

Так вот, а мой знакомый приводит меня в состояние довольно сильной злобы... Нет, я не смогла бы опровергнуть поотдельности ничего из того, что он говорит: надо распространять русскую культуру, у нас замечательная культура - ну кто бы спорил. У нас управляющие стуктуры плохо и неэффективно работают, + дело не только в халатности, но и в выдаивании собственной выгоды из должности - воровстве... - Неужели кто-то оспорит это в здравом уме?! /ну, я правда вычеркнула из его слов "еврейский вопрос" - с этим, понимаете, даже спорить как-то неудобно, потому что в споре бывает снова поднята тема***/ Пожалуй, нельзя спорить и с тем, что производится планомерный культурный геноцид того, что осталось от народа /хотя вот именно здесь спорить хочется: не с тем, что культурный геноцид имеет место; но с теми мерами, которые против этого обстоятельства предлагаются. Лично мне приятнее смотреть что угодно по телевизору - как правило, мне это или нравится, или не вызывает эмоций, а до культурного геноцида лично себя, как мне представляется, я не допускаю /так и нужно сделать более доступными медитативные практики, которые не допускают до культурного геноцида/ - так вот, мне приятнее смотреть телевизор даже в том случае, если то, что показывают, меня раздражает - чем читать... блин, периодику, которой снабжает меня мой знакомый, радеющий за русскую культуру. В этих газетах такое издевательство тотальное над культурой вообще и русской в частности, которого ни по какому телевидению не транслируется. ; Поясню на примере - была на моей памяти учительница литературы, не буду говорить в которой из школ. - Говорят, черты характера постепенно отпечатываются на лице - так вот, лицо у неё было какое-то странное, непропорциональное... Я присутствовала на одном её уроке... Я ничего не хочу сказать, она, может быть, замечательный человек, но зачем она преподаёт литературу - по недоразумению или потому, что её тянет хотя бы попытаться искалечить ли души, отвратить ли детей навсегда от русской литературы - я так и не поняла. Я присутствовала на одном из её уроков; это было ужасно. Я молчу вообще о том, что там ничего не обсуждалось /я привыкла к хорошему, учась не у неё/ - но там читали по ролям - моё, кстати, олюбимое занятие. И вот, читает ученица. - Ну к-ааак вы читаете! - в общем, несколько раз ученица проболвала прочесть, ничего у неё не получалось - Ну кааааак вы читаете, это же Гооооооголь /такого придыхания кромешно театрального я не слышала ни раньше, ни позже/ - И начала, значит, педагогиня читать сама. Смысла из её чтения выявить было нельзя, это была некая довольно дисгармоничная "музыкальная композиция" - придыхания, снижения, взлёты голоса, поднимаемые к небу глаза... ; так вот, в газетах моего знакомого всё совершенно то же; и очень жалко бумаги; а ещё жальче русской культуры; а ещё мне непонятно, как мой знакомый, сам талантливый писатель - то есть с глубоким чувством худ. текста - может их читать - и уж от кого бы и слышать о том, что инопланетяне расставляют по Москве знаки в виде культурных сооружений - неужели от человека, упорно, пачками читающего подобную периодику!/

Так вот, а кроме вышеописанного, мою дикую злобу вызывает та общая картина, которая неизменно складывается из в принципе разумных поотдельности утверждений знакомого. Выходит то - он, хоть и православный не знаю в чём это заключается - но он способен преодолеть свои предрассудки и взяться здраво за наши земные проблемы, за что, конечно, ему полный респект. Но вот, взяться он собирается - не будем о душе - совершенно наплевав на психику населения, а ведя какие-то довольно фантастические перемены в управлении страной, суть которых - не будем о евреях - я так и не уловила, а то бы м.б. и поддержала. ; И это бы ничего - наплевать на психику - потому что каждый пусть занимается своим делом, и - талантливый? /в чём я сомневаюсь/ - талантливый в политике человек психикой заниматься не должен. Но он не просто предлагает плевать на психику, а он собирается в угоду этой своей политике - это при том, что он ещё и не может внятно изъяснить своих политических взглядов - так вот, в угоду этому мне неизвестно чему он предлагает психику гробить ещё дальше, как будто там осталось ещё, что угробить. - И вот, будет - европейского, что ли, стандарта? - страна, вроде того кинотеатра, населённая людьми, более или менее приближенными к шизофрении.

...

Ну, наверное, тем положением психики населения, которое имеем сейчвас, в политических целях пользоваться нельзя - то есть нельзя как пазлы собирать людей одного к одному и строить таким образом монолитное общество. Нельзя, потому что вы не души будете собирать в общую картину, но искалеченные маски, которые на душах - и таким образом вы будете фиксировать это искалеченное состояние, а маска начнёт срастаться с душой; и, если вообще ноль воображения, примите хотя бы к сведению, что это породит страшное количество болезней - так как очень большое число болезней берёт своё начало именно от психического состояния адепта. - Ну да, с другой стороны, мне тоже можно свернуть голову, если я со своею "психикой" в политику лезу - ничто не должно быть в ущерб другому; но, раз уж край, и, не проводя затрагивающих психику политических образований элементарно нельзя сохранить страну, включая границы - то по крайней мере должно быть противоядие со стороны психики и мистических практик... Его вот и пытаемся строить; а небоскрёб в Петербурге тут вообще ни при чём.

***Относительно "еврейского вопроса" - я Вам не могу предложить никаких проклятых документов, которые оспаривали бы другие документы; я Вам, как человеку в прошлом ли, в настоящем, православному, могу предложить другое. Это я в какой-то проповеди прочитала: откуда можно узнать, мешает ли Богу наше курение, или не мешает. - А Вы, говорит батюшка, проведите эксперимент: выкурите сигару и попробуйте после этого настроиться на молитвенное *медитативное* состояние. Разве Вы не чувствуете, что после того, как Вы так вот "светски" выкурили сигару, молиться Вам невозможно, так как невозможно собрать внимания? - Ну, насчёт курения вопрос спорный, бывают и другие виды молитв, медитаций, которые не требуют абсолютной тишины и спокойной самоуглублённости; но вот мой знакомый - пусть он вспомнит своё состояние, когда ругается на евреев, или что ли вообще на политику... Он становится как-то... мелочен, что ли, смешон... - И, в самом деле, дело уже здесь не в том, хорошо это или плохо - масоны *я здесь сознательно ухожу от еврейской темы*, но дело в том, что почему-то именно эта... ну, пожалуй, не еврейская, а некая политическая тема... провоцирует в моём знакомом состояние психики, которое и мне не нравится - да и ему нравиться не может... - Мне сложно это разбирать, я довольно давно отошла от политики, здесь нужен другой профиль, вот этот специально политический... - Ну м.б. разбором послужит то, что я сейчас допишу выше

Любовь Ляплиева   21.07.2010 01:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.