Повесть о войне. Угодчане. ч. 11. его называли миш

ЕГО НАЗЫВАЛИ  «МИШКА-БАС».

Михаилу Петровичу Бакутину 19 ноября исполнилось 70 лет. Недавно перенес тяжелую болезнь, ослаб, по избе передвигается с костылем. Жена Наталья Даниловна, медсестра по профессии, оберегает его от волнений, но он согласился рассказать корреспонденту о своем боевом пути и послевоенной мирной жизни.
Мы настолько привыкли видеть в праздничные дни ветеранов войны с обилием орденов и медалей на их штатских пиджаках, что кажется странным узнать: у кого-то их нет, или есть, но мало. Стоит познакомиться с иным человеком поближе,  поймешь:  это не оттого, что воевал плохо, а потому, что подвиг был всенародный, видно, на всех «сияющего» металла не хватило. К таким можно отнести Михаила Петровича Бакутина,  который имеет лишь медаль  «За победу над Германией» и юбилейный орден «Отечественной войны».
Уж так у него получалось: поучаствует в боях – ранят, подлечится, вернется на фронт – новое ранение. Почему-то осколки дважды выбирали одно и то же место: правое бедро, только обстоятельства оказывались разные. Первый раз девятнадцатилетний пулеметчик 150-й Сталинской стрелковой дивизии пролил свою кровь за станцию Павлиново Спас-Деменского района Калужской области в августе 1942 года. Его так быстро эвакуировали в московский госпиталь, что руководство, не имея точных данных о судьбе бойца, отправило матери в поселок Крапивна Тульской области извещение о гибели среднего сына, на войне находились сестра и брат. А он вскоре прислал родителям письмо из госпиталя. Долечивался на Урале, в городе Березняки. Потом – пехотное училище, где получил специальность механика-водителя танка. Воевал в 122-й отдельной танковой бригаде 55-го танкового полка танковых армий, которыми командовали знаменитые полководцы Рыбалко и Катуков.
В августе 1943 года во время «прорыва», как говорит Михаил Петрович, на Орловско-Курской дуге, он в четвертый раз за время боев выскакивал из горящего танка. Погиб друг Сашка Рыбаков, а ему осколок угодил в старую рану.
 Врачи вылечили воина, он вернулся в строй, с боями прошел через Прибалтику, участвовал в освобождении латвийской столицы  города Риги.
- Открыто скажу: никакой трусости не было, - ответил ветеран на мой вопрос о страхе. Но и без этих слов было ясно, что на войне он был отчаянным танкистом,  недаром товарищи дали ему прозвище «Мишка-бас». Он теперь не помнит, с чем это связано, по-моему, здесь есть аналогия  с оркестром: бас – инструмент, который своим мощным звучанием способен заглушить все остальные звуки. Однажды наши танки увязли в болоте, «ребята» говорили: «Мишка-бас» справится, вытащит». Одни пилили лес, другие бросали в трясину бревна, чтобы за них могли уцепиться гусеницы. Бакутин, сняв с борта танка мощный трос, цеплял за утопающий танк и ставил его на твердое место. Сколько спас техники, не считал, времени не было.
М.П.Бакутину приходилось участвовать в атаках, когда многотонные чудовища давили друг друга – на языке танкистов это называлось ужасным для нас словом «молка».
«Мишка-бас» в боях испытал вражеские танки; «тигры», «пантеры», «фердинанды». О последнем отозвался так:
- Грозная машина, самоходная, но против советских не годился.  У нас пушка мощная, 85-милиметровая. Снаряды, которые звали попросту болванками, вдвоем еле поднимали. Как «ахнешь» им, «фердинанд» кувыркается, как спичечный коробок. У  них оптика ценилась, но и мы потом получили прицел ТШ-15 – точность наилучшая.
В феврале 1944 года М.П.Бакутина отозвали с фронта и направили в город Горький, где он готовил механиков- водителей танков по февраль 1947 года. 
Ко времени демобилизации из армии он уже два года как женился на своей землячке Наташе. В 1948 году у них родилась Галина, через четыре года – Виктор. Теперь к деду с бабкой на зимние каникулы, в отпуска приезжают четверо внуков, ожидается рождение правнучки. Полвека назад Михаилу Петровичу и не мечталось о таком счастье, тогда нужно было выстоять и победить врага. И пришла Победа, а с ней счастье мирной жизни.
После демобилизации из армии М.П.Бакутин выбрал самую мирную профессию лесника. Воспоминания о реве моторов танков, лязге гусениц, разрывах снарядов он «лечил» тишиной подмосковных лесов, которым служил с 1947 года, с момента поступления в техникум лесного хозяйства, до 1988 года. Его трудовой стаж вместе с войной – 47 лет.
29 лет он возглавлял Угодско-Заводское лесничество, под его началом трудилось десять лесников. Теперь коллективом руководит его ученик А.Н.Кузнецов.
За время работы М.П.Бакутина лесничество в соревновании по лесокомбинату и по управлению лесного хозяйства области всегда занимало призовые, в основном первые места.
Задаю вопрос: «Как вам это удавалось? Ведь в лесу трудится далеко не простой контингент рабочих?»
- Народ весь хороший, - утверждает Михаил Петрович. – Самому надо быть человеком и слово свое сдерживать.
Наверное, никто из тех, кто работал с Бакутиным, не обижался на его требовательность и строгость, потому что  таким он был и по отношению к себе. В семь утра выходил из дома и возвращался затемно, с мотоцикла не слезал, вставила слово Наталья Даниловна. Она припомнила, что в 1972 году горели леса, муж работал без выходных, организовывал людей на тушение и пожар быстро локализовали. Добрым словом вспоминают Михаила Петровича жуковские старушки за то, что он разрешал им на рубках ухода бесплатно  заготовить дрова для своих нужд. Все это, как говорится, «мелочи жизни». А по большому счету? В народе есть мнение: если человек вырастил хоть одно дерево, он оставил  добрый след  на земле. В Угодско-Заводском лесничестве ежегодно высаживалось по 30 гектаров нового леса. Значит, почти на 900-х гектарах тянутся к небу сосны и ели,  машут пушистыми вечнозелеными ветвями в честь своего творца.


Рецензии