Что такое отражение? Определение
"Множество мудрых - спасение миру..."
Книга Премудрости Соломона
------------------------------------------------------
1968 - тест В.Юденко "Внимание" (60 секунд).
1970 - мной впервые дано современное определение отражению и
опубликовано в автореферате.
1972 - во втором моём автореферате отражение
рассматривается во взаимодействии с информацией и
мышлением.
1972 - Г.Айзенк систематизировал тесты и стал широко
их использовать для проверки умственных
способностей человека (продолжительность 30 минут).
1992 - мною создан (и запатентован) нормированный,
устойчивый тест "ИНТЕЛЛЕКТ" продолжительностью четыре
минуты (вместе с постановкой заданий).
2004 - мной разработан особо устойчивый тест "ВООБРАЖЕНИЕ"
продолжительностью всего две минуты.
2010 - мной предложен алгоритм теста "ПАМЯТЬ" для
автоматизированной оценки.
Все мои тесты испытаны в сотрудничестве с "Клубом интеллектуалов": http://www.evrokatalog.eu/klub-intellektualov
Трудность измерения показателя интеллекта состояла не только в том, что требовалась точнейшая фиксация основных составляющих, но и в том, что подразумевалось знание коэффициентов этих составляющих, ибо они не равны один другому и отличны от единицы. А без них просто невозможно нормировать показатель интеллекта.
Не хотелось бы оставлять при себе добытое с таким трудом знание, которое не обладает явной очевидностью. Понадобилось почти пять лет для того, чтобы Комитет по делам изобретений и открытий признал мой тест изобретением, тогда как все другие изобретения (даже закрытые) признавались таковыми за год-два. К счастью, "ноу-хау" удалось сохранить.
В этой статье приведены следующие мои определения:
ИНТЕЛЛЕКТ, ОТРАЖЕНИЕ, УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА, РАЗУМ, ПАМЯТЬ, КРУГОЗОР, ИНФОРМАЦИЯ.
Насколько мои определения ближе к истине, чем общепринятые, - судить читателю.
ИНТЕЛЛЕКТ - ОТРАЖЕНИЕ РАЗУМА. Узкое понятие (интеллект) выражается через более широкое (отражение). Человеку, знакомому с философской теорией отражения и с кибернетикой, - уже понятнее. Но я приведу и ещё одно своё определение.
ОТРАЖЕНИЕ есть СВОЙСТВО ВСЕХ (без исключения) материальных объектов при своём движении и развитии с необходимостью проявлять законы природы и общества посредством взаимодействия и смены формаций.
РАЗВИТИЕ от отражения к частному случаю отображения придаёт движению новое качество, присущее только живому.
ИНТЕЛЛЕКТ - это возможность (свойство) разума самосовершенствоваться. Применительно к человеку ИНТЕЛЛЕКТ - это воплощённая в реальность возможность человеческого субъективного разума самосовершенствоваться, отражённая в уже сформированных количественных и качественных свойствах мышления: внимании, воображении, памяти, которые образуют кругозор, в свою очередь на основе полученных знаний направляющий внимание и воображение личности к решению задач, способствующих продвижению к поставленной цели и т.д., цикл за циклом с наименьшими потерями (ошибками).
Возможность и действительность (взаимопревращаясь) составляют цепь единого целого в пространстве и времени. Это целое воспринимается в движении, которое может быть как равномерным (только теоретически), так и ускоренным или замедленным, что имеет место в быту, в Галактиках Вселенной. И всё это умозрительно моделирует мозг человека.
Таким образом, можно сказать: УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА - это достигнутая степень совершенства разума. При этом под РАЗУМОМ я понимаю проявляемое состояние рассудочной (мыслительной или иной) деятельности, которое позволяет субъекту (объекту) адекватно отображать источник и предмет информационных притязаний, а также и сами притязания.
Вот часть основных выводов из моего второго реферата.
1. "Отражение есть всеобщее свойство материи в своём развитии с необходимостью проявлять законы природы и общества посредством взаимодействия и смены формаций. Всеобщность отражения объясняется тем, что предметы и явления находятся в универсальной взаимосвязи, взаимодействии друг с другом".
2. "Мышление является высшим типом отражения, а всякое отражение - всегда содержит информацию; т.е. информация есть связующее звено между отражением и мышлением".
3. "В результате мыслительной деятельности потенциальная информация о материальных объектах превращается в актуальную, логические формы которой от суждений, понятий, умозаключений доходят до гипотез и теорий".
4. Существует три типа информации: генетическая (биологическая), относительная (биологическая), внешняя (в том числе и на искусственных носителях).
5. "В процессе образования абстракций, подвергающаяся переработке информация сохраняет свою сущность. Создаваемые абстрактные образы, как и сигналы от их материальных праобразов, содержат информацию, обладающую ценностью, то есть способны вызывать активную деятельность человека, при этом количество информации характеризует степень достоверности отображения".
6. "Возможен информационный подход к мышлению, позволяющий выделять в мыслительном акте этапы хранения, преобразования и передачи информации (информационных полей). Если информация в машине не актуализируется самой машиной и всё сводится к алгоритмическим энергетическим процессам, то в процессе мышления энергия используется только для возбуждения локальных участков внимания (мозга), а само мышление - идеально. Отражение в сознании через мышление позволяет не только извлекать информацию из сигналов (знаков), но и осмысливать её".
7. "Сигнал является материальным носителем (как вне, так и внутри объекта) информации, которая может быть сохранена при изменении модальности сигнала. Информация фиксируется либо в его параметрах, либо (в случае одинаковых сигналов) - во временном или пространственном их распределении".
8. "Различные аспекты исследования мышления объединяют кибернетический и философский подходы к проблеме моделирования мышления, что позволяет учитывать переработку информации человеком не только на уровне чувственного познания, но и на уровне логического мышления".
Вкратце хочу затронуть и ещё несколько определений, позволяющих более глубоко проникнуть в суть сложных понятий. ПАМЯТЬ - результат мышления, а МЫШЛЕНИЕ - процесс изменения объёма памяти. В таком случае СОЗНАНИЕ - это преобразование информации в знание. А ИНФОРМАЦИЯ - это то, что позволяет материи осознать саму себя через свою часть. Вот так фрагментарно. А если чуть подробнее? Хотя бы (для примера) о памяти.
"ПАМЯТЬ - единственный вариант временно-пространственного расположения информации на её носителе, откуда бы она ни поступала (извне или изнутри). Память структурно является одновременно и свёрнутым клубком, и развёрнутой картиной, она функционирует в одной точке записи или считывания на нейронной сети головного мозга, а эта точка (очаг возбуждения) произвольно или непроизвольно постоянно контролируется человеческим сознанием. Память через воображение активно управляет вниманием, давая добро или запрет на актуализацию информации. Память сохраняется в результате постоянной подпитки новыми сигналами, даже если они и не нагружены информационно, а только имеют энергетический потенциал. Эти внешние сигналы (для структур памяти, а не для мозга в целом) не выпускают сигналов более медленных (внутренних). Последние и обеспечивают функционально то, что мы называем памятью. При этом информационная подпитка происходит как в освободившийся или вновь созданный резонатор (отрезок синапса), так и в уже занятый, изменяя его параметры."
И ещё одно моё определение. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - это объект, способный выполнять основные мыслительные функции интеллекта естественного, но не являющийся последним. То есть искусственный интеллект будет обладать мыслительной способностью; логической, а не интуитивной - в первую очередь. Всё, что создаётся или движется не только по законам физики, - можно отнести к искусственному разуму.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - конструируется, собирается в заданном виде на электронных логических элементах в виде отдельных блоков для приёма, хранения, переработки и выдачи информации без личностного её восприятия, ощущения и осмысления.
Основные параметры (характеристики) искусственного интеллекта: чувствительность, ёмкость памяти, быстродействие, надёжность, габариты и энергопотребление.
"Искусственный интеллект отличается от естественного не столько природой носителя и преобразователя информации, сколько тем, что он менее всего реализует способность такого устройства к воображению или вниманию, не говоря уже о кругозоре. И только одна из четырёх основных составляющих интеллекта - память - присуща как искусственному, так и естественному интеллекту".
Почему меня не устроили существующие определения интеллекта? Потому что они (как это ни странно) больше подходят к интеллекту искусственному, хотя подразумевают естественный.
Человек с широким кругозором осознаннее выбирает цель, менее ограничен в выборе и более открыт для новой информации.
Под КРУГОЗОРОМ понимается структурная активная ориентация памяти в процессе мышления через внимание и воображение с учётом сектора компетентности конкретного человека.
При этом подразумевается, что человек не перестаёт быть таковым, если частично или полностью его сердце или мозг, а равно и другие органы, управляются, стимулируются или угнетаются психологически, кибернетически, химически или любым иным способом вне зависимости от местонахождения источника такого воздействия. Именно поэтому желательно исключить элемент насилия в отношении человеческой личности, в том числе и при любой форме тестирования.
Оптимальное время тестирования не должно превышать 15 минут при измерении показателя и 30 - при измерении уровня интеллекта. Поэтому тестирование - по Айзенку (IQ) или при проведении так называемого ЕГЭ - надо заменять на более современное, научно обоснованное. И не только по этой причине, но и из-за малой эффективности и подконтрольности. Достаточно определять в практической работе лишь показатель интеллекта, поскольку показатель и уровень - сильно коррелированы.
Хотелось бы упомянуть и вторую книгу премудрости:
Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Вот две цитаты из неё.
"Премудрость соответствует имени своему, и немногим открывается."
"Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим - ОДИН ИЗ ТЫСЯЧИ."
Что могут подсказать разумного советники, которые выбираются один из двух (а не из тысячи), а то и вовсе назначаются - мы уже знаем.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. В.А.Юденко, ИНТЕЛЛЕКТ, "Клуб интеллектуалов", Рига - 2004.
http://www.evrokatalog.eu/klub-intellektualov
2. В.А.Юденко. Способ определения готовности оператора к выполнению задания. Авторское свидетельство СССР № 1752350, 1992.
3. В.А.Юденко. О возможностях моделирования мышления.
РВВИАУ (автореферат), 1970.
4. В.А.Юденко, В.В.Кутузов. Устройство для исследований функций внимания. Авт. свид. СССР № 1342477, 1987.
5. Тест Владимира Юденко "ВООБРАЖЕНИЕ" ** (представлен на трёх
сайтах бесплатно): http://www.proza.ru/2009/03/09/935
6. Владимир Юденко. Пути повышения интеллектуального потенциала
нации. "Проза.ру", 2009. http://www.proza.ru/2009/10/05/1503
7. Владимир Юденко. Развитие русского языка и культуры речи.
"Проза.ру", 2009. http://www.stihi.ru/2009/10/24/110
8. Владимир Юденко. Что отличает интеллектуалов...
"Проза.ру", 2009. http://www.proza.ru/2009/12/02/1465
9. Владимир Юденко. Тест по русскому языку. Выход из тупика.
"Проза.ру", 2010.
10. Владимир Юденко. Для чего надо измерять интеллект?
http://www.proza.ru/2009/01/21/645
11. Владимир Юденко. Самый быстрый тест по русскому языку.
http://www.stihi.ru/2010/04/03/4521
12. Васильев И.С. Отражение, информация, сигнал. Изд. РВВИАУ,
Рига, 1971.
13. Тюхтин В.С. Теория отражения в свете современной науки. М.,
"Знание", 1971.
14. Юденко В.А. Теория отражения и философские проблемы
кибернетики. РВВИАУ (автореферат), 1972.
15. Владимир Юденко. Человек, Космос, Вселенная. Философское
эссе. http://www.proza.ru/2010/05/26/839
16. Владимир Юденко. Интеллект. Строго научное эссе.
http://www.proza.ru/2010/03/15/32
17. Владимир Юденко. Независимая оценка качества образования.
Эссе. http://www.proza.ru/2010/08/19/809
18. Владимир Юденко. Нобелевские лауреаты - А.Гейм и К.Новосёлов.
http://www.proza.ru/2010/10/15/830
19. Владимир Юденко. О достоверности истины. Философское эссе.
http://www.proza.ru/2010/11/12/806
20. Владимир Юденко. Современная русская поэзия.
http://www.proza.ru/2010/10/23/1152
21. Владимир Юденко. Современная русская проза.
http://www.proza.ru/2011/05/05/1219
22. Владимир Юденко. Что такое поэзия? Эссе
http://www.proza.ru/2011/05/16/1047
*** Все упомянутые мои статьи легко находятся через адресную строчку поисковика (название + фамилия) или сразу через приведённые сноски.
** НЕ ПУТАТЬ со всевозможными тестами IQ, щедро
предлагаеыми в Интернете и не имеющими ко мне
никакого отношения, равно как и к современной науке
об интеллекте. Строго говоря - они являются всего лишь
вопросниками, а не тестами.
* На фото: даю интервью Игорю Мейдену
(газета "Вести сегодня", 2011).
2010
Свидетельство о публикации №210050800400