Минута молчания...

Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
(А. Т. Твардовский)

У нас в Институте вчера чествовали ветеранов Великой Отечественной войны.  Их с каждым годом становится все меньше. Они уходят и уносят с собой всю правду о той войне. Боль, страдания, все то, что им довелось пережить. Я не хочу говорить о том, что история переписана, что мы плохо знаем о том, что именно было тогда, что у каждого своя правда… Я хочу написать свое отношение к этому празднику…
Ровно год назад я видела и слышала Евгения Георгиевича Булаха, члена-корреспондента НАН Украины, профессора, прекрасного человека...Он попал на фронт совсем молодым, не знающим жизни, 21 летним лейтенантом.  Каждый год я слушала рассказ очевидца о той войне... В прошлом году, будучи тяжело больным, он все равно пришел на торжественное собрание, посвященное Дню Победы... Чтобы в очередной раз рассказать о том, как это было...И каждый раз это был эмоциональный рассказ со слезами на глазах... Евгений Георгиевич там был и видел все… В прошлом году мы слушали его в последний раз… Он умер 15 мая… Вскоре после Дня Победы….Последние  его слова были о том, что появляются новые участники Великой Отечественной войны, которые не принимали участия в ней... сказано это было с горечью... Вспоминая о своих товарищах, он прочел стихотворение Твардовского:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе, -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Последние слова... слова памяти о тех, кто погиб и не вернулся....

Я вспомнила своих дедушек... Один из нх прошел всю войну, был в плену, дошел до Берлина… Но он никогда ничего не рассказывал… только отдельные фрагменты, отдельные фразы… Когда я, будучи еще школьницей, просила его что-нибудь рассказать, он отвечал: не нужно тебе это знать, слишком страшно и больно… Дедушка всегда говорил: «Мы сражались за Родину, за Сталина… но для меня моя Родина – это моя семья… я сражался за то, чтобы вы жили в мире и не знали что такое война». Он видел смерть, дважды был ранен, знал, что когда давали водку перед боем – это к сражению не на жизнь, а на смерть. Знал, как голодно было солдатам..Каждый год 9 мая к нам в гости приходили дедушкини друзья... Для них это был особенный день... И каждый раз они вспоминали тех, кто не вернулся... Помню у нас была маленькая виниловая пластинка с песней Высоцкого «Он не вернулся из боя»....Они ее слушали и вспоминали погибших... Второй мой дедушка пропал без вести... Мы так и не смогли найти его могилу… След оборвался в лагере, в 1942 году… Он так и не увидел мою маму, которая родилась в 1941 году… Моя бабушка стала вдовой в 24 года, осталась одна с крохой дочкой... Моя прабабушка, с которой я росла, потеряла сына... Она всегда говорила... Я с ним встречусь в мире ином, а пока буду с вами, я вам нужна здесь... И еще говорила о том, что самое страшное, что может быть в жизни – пережить своих детей...  Война коснулась практически каждой семьи.. и этот праздник, действительно, со слезами на глазах…

И еще мне сегодня вспомнилось вот что… Николай Рерих в одном из своих писем, которое хранится в фонде славянского антифашистского комитета писал следующее: «Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире… Следовало добавить еще одно слово – непереводимое, многозначительное русское слово «ПОДВИГ». Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения…». И если когда нибудь в языки мира войдет это слово, в том будет и доля совершенного в годы войны нашими дедушками…

Понимаю, что у каждого из нас своя правда… у каждого свое отношение к этой войне…Для меня это не праздник… а день памяти о тех, кого нет с нами, но о ком мы будем помнить всегда..о тех, кто совершал подвиг…и кто всегда в наших сердцах...
Светлая им память и низкий поклон за то, что они сражались за то, чтобы над нашими головами было чистое голубое небо….

Постоянный адрес для просмотра:


Рецензии
Трогательно. Спасибо. Спасибо всем тем, для кого этот день был и остаётся Великим Праздником Подвига Советского Народа.

Глеб Глебов   29.05.2010 23:17     Заявить о нарушении
Спасибо! Подвиг народа... День памяти... Те, кто пережил, кто воевал, уходят... остаемся мы... нам рассказывали об этой войне очевидцы... и теперь мы должны передать то, что знаем своим детям... Они должны знать о подвиге их дедов и прадедов... о том, как бабушки и прабабушки жили в это нелегкое время... наши знания - это то кусочек истории, который нельзя переписать, переделать...

Ирина Макаренко   29.05.2010 23:50   Заявить о нарушении