Ненужный штамп

   Накануне праздников Великой победы захотелось написать несколько рассказов-зарисовок о судьбе моего деда. Он и бабушка в моей жизни значили очень многое. Мой любимый дед - такая особая значимая фигура – эталон честности, порядочности и трудолюбия, и полной отдачи себя детям и внукам через работу и заботу о них. Теперь, по прошествии многих лет, я, конечно, вижу и его некоторые ошибки, но без них он не был бы живым интересным человеком! Да и кто их, ошибок жизненных, может избежать???
Пусть эти воспоминания станут данью памяти моим старикам накануне великого праздника 9 мая.
   Свои воспоминания посвящаю памяти моим дорогим дедушке и бабушке - Лисовским Степану Фёдоровичу и Анне Ильиничне…

   Ненужный штамп

   Это было в конце 80х. Я стала слышать нервные речи деда, порой возмущённые и весьма громкие. И, будучи девочкой-подростком, стала прислушиваться к ним, пытаясь понять, что могло моего миролюбивого деда так разозлить? А он негодовал:
 - И не придумывайте! И не уговаривайте! Я не стану смешить всех на старости лет! Жили всю жизнь спокойно без этого и дальше жить будем! Зачем людей смешить? Что, они не знают меня? Или Анну мою не знают? Зачем на старости лет этот цирк устраивать?

При этом голова его нервно тряслась, руки размахивали, и видно было, что дед едва сдерживается в своём возмущении. Постепенно я поняла, о ЧЁМ идёт речь.

   Стали в Союзе менять паспорта, досконально просматривать документы в сельсовете, и вдруг на удивление выяснилось, что дед мой и бабушка, прожив вместе почти 50 лет, НЕ РАСПИСАНЫ как муж и жена! И никогда ими официально не были! Это поразило многих начальников! Ведь все знали, что дед никогда не ходил на сторону, такого греха не замечали за ним! Хотя и мог выпить в день получки и «загулять» - но это значило, что просто где-то отоспаться спокойно, чтоб не попасть под горячую руку бабушки, а потом потихоньку добраться домой. И всё равно выслушать назавтра упрёки. Ну, а как же – мужчину надо держать в руках! И жена его, бабушка Аня, тоже не помышляла кого-то иметь на стороне. Да в деревне бы об этом сразу узнали! И сплетен, слухов, позора тогда не оберёшься! На другой день все бы обсуждали эту новость, если бы подобное случилось!
Так вот, прожив честную долгую жизнь вместе, дед и бабка оказались официально грешны – не удосужились соединить себя священными узами советского брака. Мне стало интересно – почему так произошло? Ведь дед законопослушный человек, а тут такое недоразумение! И дед поведал мне историю. Давнюю историю.

   Полюбили они с Анной друг друга в молодости. Ему было 22, ей 20 лет. Всё как надо было - бегали на танцы в соседние деревни, затем провожал Аню до дома, ухаживал, как мог – цветы полевые дарил. Всё хорошо было! Молодость, красота, силы, любовь… И свадьба намечалась в конце июня. В конце июня 1941. И уже готовились к ней! Но… 22 июня, как известно, началась война. Великая отечественная, которая и сорвала все радужные планы молодых. Мой дед пошёл в партизаны, стал разведчиком и не последним человеком в отряде. Аня верно его ждала, тайно помогала своему возлюбленному и партизанам. Многое вместе пережили, все трудности и горести перенесли.

   А после войны, уже выдержав совместно эти страшные испытания, проверив свои чувства, они не стали оформлять официально свой брак, всё как-то недосуг было за сельскими бесконечными трудами и работой. Да и никто не спрашивал их тогда про это. Со слов записали в сельсовете на одну фамилию - Лисовские, зная их до этого, как мужа и жену. Они и жили себе спокойно в деревне. Дом большой построили, дочь вырастили, внучкам вот теперь помогают. И сейчас, на закате своих дней, власти вроде как тычут в лицо бумажками, вроде как намекают – нехорошо это - жить всю жизнь не расписанными! Не по-советски это, не по-партийному!

   Вот и возмущается дед, вот и негодует:
 - Мы с Анютой своей честной жизнью доказали свою любовь и преданность друг другу! Все знают наши отношения! И незачем нам этот штампик, незачем людей смешить на старости лет!
Сказал, как отрезал.

   Так и не поженились, не поставили штамп в новых паспортах.

   Отстали со временем и власти от них. Ничем не смогли уговорить или… запугать.
   Даже страшное слово «партия» не помогло.


Рецензии