Послевоенная жизнь...

   После войны вернулся Степан в село, но жить, ходить по земле, где умер любимый ребёнок, было невыносимо тяжело. Горевали сильно, воспоминания мучили.

   А власти помнили заслуги в партизанском отряде, предложили служить в милиции. Потому и принял спокойно своё назначение участковым в новую перспективную деревню за 40 км от родного дома. И жену Анну с собой забрал. И ещё слово себе и жене дал, что НИКОГДА В ЖИЗНИ ЕГО СЕМЬЯ НЕ БУДЕТ ГОЛОДАТЬ, ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ!!! ВСЕГДА В ДОМЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО ЕДЫ!!!

   Квартировались вначале в хате у одной бабки. Новая жизнь, новые трудности… Постепенно налаживался быт, нормально и с работой было – осваивался в роли местного участкового. Степана в деревне побаивались, но уважали, так как человек был справедливым, попусту не приставал к людям, «жить спокойно давал», как говорили сельчане. А многие и сами шли за советом, как поступить в трудной ситуации.

   И жизнь шла своим чередом. Потому и понимали Степан с Анной, что дети в семье ещё должны быть. Много детей! Так они мечтали. И вскоре Бог наградил – родилась у них вторая дочка, Валя. И уж радости не было конца!

   Затем строиться начали. Степан мечтал о большом доме, где могли вместиться и свободно чувствовать себя все его будущие дети! Чтоб просторным был, высоким, светлым! Такой и строили с Анной своими силами. Каждое брёвнышко было привезено, обтёсано и положено, каждый гвоздь вбит своими руками! Мечтали - построят дом и заживут в радости, детей нарожают! Будет возиться куча мала ребятни во дворе!

   Дом построили – большой и светлый, но… детей больше не было… Надорвалась Анна на строительстве… не могла больше иметь детей…

   Потому отец и баловал единственную любимую дочку Валю – и наряды покрасивее, и туфельки чтоб не одни нарядные были. Даже не разрешал «в люди» выходить босой – «Что, у тебя обувки на ноги нет? Не позорь меня. Ты не нищая, мы хорошо живём!» -  говорил с гордостью он своей доче. И конфеты покупал самые лучшие, шоколадные, дорогие – баловал дочурку!

   А потом так же – с любовью и заботой относились старики и к своим двум внучкам. Старались и покрасивее одеть, и повкуснее покормить. Можно сказать, ради внучек и жили! Деньгами помогали – всегда и на личные расходы у девочек было – и продуктами хорошими, домашними обеспечивали семью дочери полностью!

   Прошли годы… Дед Степан с бабой Аней по-прежнему трудились в деревне, а мы, 2 внучки, будучи детьми и подростками, приезжали к ним на каникулы на всё лето. Старались помочь старикам, как могли – сено заготовляли, огород пололи помаленьку, поливали. Скотину с поля по вечрам пригоняли. И не было это в тягость тогда, в детском возрасте, всё воспринималось как игра. А старикам помощь и радость, конечно, что девочки приезжают, не забывают. Вместе ведь веселее.

   А в обед или ужин садились все вместе за большой стол, как и мечтал в молодости дед, вспоминали былое, рассуждали о настоящем, рассказывали старикам о своей городской жизни…
И стол ломился от разнообразия простых деревенских яств – мясо – копчёное, солёное, жареное, колбасы, сметана, молоко, сыр, овощи всякие разные, фрукты – чего только не было на нём! А дед в забытьи всё нарезал и нарезал толстыми ломтями свежий чёрный хлеб! Целые горы ароматных духмяных ломтей! Целую буханку изрезАл! Мы мягко останавливали его:
 – Куда столько хлеба, дедушка? Вон сколько еды на столе – лОмится!

А дед Степан в который раз нам повторял как заклинание:

 - Хлеба на столе должно быть всегда много!!! Никто никогда не должен голодать!..


Рецензии