Разрушенная башня

                Разрушенная башня.      
   
                Тритмент сценария. 


Москва. Хмурое утро 1934 года. Скопище военной техники, суетятся люди в форме. Взгляд скользит по колесам, грязной земле, лицам зевак. Поднимаясь выше, перед взором предстает высокая башня, окутанная утренним туманом. На фоне движения вокруг башни, виден какой-то символ, выделанный в камне. Слышатся реплики из толпы.
-Двести лет стояла, порушить решили. Кому мешала?
-Да говорят, искали что-то.
-Так нашли?
-А кто ж его знает?
Солдаты начинают оттеснять толпу. Раздается взрыв.
***
От взрыва Роман проснулся, резко открыл глаза, находился в некотором оцепенении. Он встал и ушел, осталась лишь смятая простынь с живописной складкой. С кухни раздавались звуки зажигания спички, всплеска воды, звона стаканов. И тишина.
Пока Роман пребывал на кухне, по старой книге, лежавшей на его столе, проскользнула неясная тень, обогнула полупустую комнату и растворилась в темноте коридора, откуда послышался стук входной двери.
Роман ехал в троллейбусе, следя взглядом за архитектурой Москвы, в целом ничем не примечательной, и выделил на её фоне розоватый старинный особняк с колонами.
Он приехал в свою хим. Лабораторию. Там случился неприятный разговор с начальством, которое упрекает его в невыполнении своих прямых обязанностей и за его побочные увлечения в области алхимии.
-Почти все современные ученые занимаются либо обслуживанием военных, либо бизнеса - сердито пробурчал Роман.
***
И тут раздался звонок, в трубке Роман услышал голос своего друга Василия, который предлагал ему сходить в оперу, так как у того оказался лишний билетик на премьеру «Волшебной флейты» Моцарта. Роман поначалу отказывался, ссылаясь на неохоту и дела, но Василий настаивал, и это ему удалось.
Вечером друзья встретились в фойе театра, и Романа окутывала не привычная ему атмосфера мистического праздника, так контрастирующая с его повседневной жизнью. Бушующее и яркое театральное настроение будоражило его чувства. Василий познакомил Романа со своими коллегами-психологами, те в свою очередь иронично отшутились об увлечении Василия мистикой и тайными обществами:
-Да, Василий, нисколько не сомневались, что тебя здесь увидим. Разве ты когда-нибудь пропускал мероприятия подобного рода!
-А в чем дело? - поинтересовался Роман.
-Вы разве не слыхали о масонской символике, которой славится «Волшебная флейта»? - слегка удивленно ответили психологи, и через несколько минут удалились. Василий и Роман заняли свои места в партере, началось действо.
Ближе к концу оперы Роман устал и пошел в уборную, там он заметил странного человека, сидящего на диванчике и нервно сжимающего пальцы. Вдруг тот резко сорвался и ушел. Роман заметил на диване книгу, оставленную этим странным человеком и поспешил вернуть её владельцу. Но в коридоре он лишь увидел, как вдалеке этому человеку стало плохо, его подхватили два незнакомца и увели.
Роман стоял в растерянности, в это же мгновение из зала начала выходить публика. Он, пробираясь сквозь толпу, нашел в зале психолога и показал ему книгу. Тут же оттуда выпал некий старинный листочек, психолог сразу заинтересовался. На листочке были какие-то непонятные тексты, а внизу располагался вензель. Роман сказал, что где-то он уже видел это изображение, в этот момент в его сознании всплывает картина из сна. Также оказалось, что в это время со сцены за ними наблюдал какой-то странный человек в маске, по-видимому, артист второго плана. Василий подвез Романа до дома, по дороге Роман рассказывал о том, как книга к нему попала, а Василий в свою очередь предложил проконсультироваться со своей знакомой-историком, некой Полиной из Петербурга. Их беседу неожиданно прервал большой серый автомобиль, который чуть не столкнулся с ними на перекрестке, они чудом избежали аварии. Автомобиль резко уехал, не остановившись. Роман вышел возле своего дома и попрощался с психологом.
***
На следующий день Романа не покидало ощущение того, что за ним наблюдают. Он постоянно оглядывался, тревожился. С ним происходили странные вещи. В лаборатории он оставил сумку, а нашел её совершенно на другом месте. Неожиданно взрывались совершенно безобидные смеси. Все валилось из рук. Когда Роман вернулся домой, он увидел разгром в своей квартире. Явно, что там кто-то рылся и что-то искал.
Роман бросился звонить Василию и лихорадочно рассказал о случившемся, предполагая, что это связано со вчерашними событиями. Психолог сказал, что он пробил имя владельца книги и выяснил его адрес. Как ни странно, он проживает в пригороде Петербурга. И Полина тоже живет в Питере. Сама судьба вела их в этот город.
В Петербурге, прибыв на Московский вокзал, они поехали на Васильевский остров в библиотеку Академии наук, где работала Полина. Это оказалась девушка обыкновенной внешности, с темно-русыми волосами и короткой стрижкой. Они показали ей этот старый листочек с просьбой помочь разобраться в нем. Полина, будучи историком, обратила внимание на изображение внизу листочка и сказала, что это вензель Якова Вилимовича Брюса, сподвижника Петра I.
-Это вензель, принадлежавший роду Брюса. А, судя по почерку, этот листочек написан непосредственно рукой Якова Вилимовича.
-Но почему из-за него у нас столько проблем? Почему он окутан такой тайной? - поинтересовался Роман.
-А с именем Брюса вообще связано много тайн. Сам Брюс, помимо того, что он большой военачальник петровской эпохи еще слыл приближенным к царю магом. Народная молва связывала с его именем немыслимые тайны и чародейства. По слухам он мог летать на механических птицах, общаться с духами, находить элексир вечной молодости. Это, конечно, легенды и народные домыслы, но Брюс действительно занимался алхимией и у него много книг по акультизму, он обладал гипнозом. Также ему приписывают владение знаменитой «Черной книгой». Дневники и рукописи Брюса одно время находились здесь, в библиотеке академии наук, но когда они понадобились Екатерине Великой, выяснилось, что они исчезли. Скорей всего ваш листочек – это ниточка к этим исчезнувшим бумагам.
(Рассказы Полины иллюстрируются картинками из прошлого).
Роман и Василий рассказали, как попал к ним этот листочек и что они узнали, что загадочно исчезнувший владелец живет недалеко, в Ропшино. Они предложили Полине присоединиться к их расследованию. Она очень заинтересовалась событиями, и её, как историка, привлекает поиск артефакта. Также Василий её хороший знакомый и она решила помочь ему.
***
Недолго думая, они отправились на электричке по адресу, где должен жить незнакомец. Там располагался какой-то частный сектор. Они нашли нужный им дом, дверь в него была не закрыта и они решили войти. В доме было пусто. Но он не выглядел старым, обветшалым или заброшенным. Такое чувство, что там кто-то жил и буквально недавно в спешке покинул его. Герои осмотрели комнаты, повсюду были разбросаны вещи. Среди этого хлама Полина увидела красивую куклу с фарфоровым лицом и запачканным платьем кремового цвета. Она подняла её, чтобы получше рассмотреть, но что-то укололо её. На спине у куклы была приколота большая старинная брошь. Полина обратила внимание Романа и Василия на эту брошь. Как вдруг в доме послышались чьи-то шаги и странные звуки, похожие на стук когтей. Через несколько мгновений перед ними предстал большой черный пес, который пришел откуда-то из глубин дома, прошел мимо них и направился к выходу. Пес вышел через открытую входную дверь, герои очень удивились и последовали за ним, но никого на улице не увидели. Пес как будто растворился, исчез. Тогда они решили обратиться к соседям и узнать по поводу хозяина дома. Но соседи не знали, где находится хозяин, его не было уже несколько дней. За одно герои спросили по поводу черного пса. Но никто понятия не имел о каком-то бесхозном животном, ни у кого в округе нет черного пса, и у хозяина дома его тоже не было.
***
Оставив свои координаты соседки, чтобы та позвонила, если появится какая-то информация, Полина, Роман и Василий вернулись в Петербург. Решили остановиться дома у Полины. Вечером, расположившись на уютном диване, за чашкой чая, Полина рассказывала разные мистические легенды про Якова Брюса. Как вдруг погас свет. Бесполезные попытки его починить ни к чему не привели. Беседа продолжилась при свечах.
(Историческая вставка. История Рода Брюсов, связь их с тамплиерами. Сложности с Кромвелем. Рассказ Полины иллюстрируется историческими сценами.)
-А что за  «Черная книга» Брюса? – поинтересовался Роман.
-Это книга, которой одно время владел сам царь Соломон. А история этой книги уходит корнями очень далеко. Ужасная и интересная тем, что написал ее сам Князь Тьмы. Легенды говорят, что написал ее Змий, от Змия перешла она к Каину, от Каина к Хаму, тот ее на время потопа хитро спрятал в тайнике, а как кончился потоп - вынул. Потом перешла книга к сыну Хамову Ханаону, была она и при столпотворении Вавилонском, и в проклятом городе Содоме, и у царя Навуходоносора, нигде не сгибла и везде зло сеяла. Затем она попала к царю Соломону, с её помощью он усмирял духов. Якобы, тамплиеры нашли её вместе с другими артефактами в подвалах храма царя Соломона.
-А каким образом она у Брюса оказалась?
-Семейство Сен-Клеров (со временем превратившееся в Синклеров, эрлов Кейтнесса) по обеим родственным линиям происходило от древних викингов - через герцогов Нормандских и ярлов Оркнейских. После начала преследования тамплиеров инквизицией и их последующего поселения в Шотландии Сен-Клеры стали посланниками скоттов, как в Англии, так и во Франции. Сердце Роберта Брюса – короля Шотландии, основателя династии Брюсов, тесно связанного с тамплиерами, было похоронено в аббатстве Мелроуз, которое само было пропитано духом традиций тамплиеров и цистерцианцев. Так вот, этот Яков Брюс - был прямым потомком шотландского короля Роберта Брюса, о котором мы говорили ранее - и значит, наследником знаний  тамплиеров.

***               
Рассказы Полины разыграли фантазию Романа, его всю ночь будоражили мысли и образы. Один образ был очень ярким и постоянно повторялся. Он видел полутемное помещение, в котором лежала бледная и неподвижная женщина в старинном платье, а рядом с ней мужчина в парике и кафтане. Он наклонился, приколол на лиф платья брошь, и произошло неожиданное и, казалось бы, мертвая дама открыла глаза. Она приподнилась. Мужчина ей что-то сказал. И в этот момент Роман обратил внимание, что на груди у неё та самая брошь, что они видели в доме. Замученный виденьями, Роман, не медля, решил вернуться в этот дом, не дожидаясь, пока проснуться друзья, и забрать брошь. Помчался на вокзал и сел на самую раннюю электричку. Еще даже не рассвело. Он быстро нашел в доме брошь вместе с куклой, к которой она приколота, и поспешил вернуться назад, так как ему все-таки немного не по себе. На железнодорожной платформе в утреннем тумане мир выглядел фантастическим, предметы размыты и неясны. Из этого тумана проступала фигура какого-то человека, видимо пассажира. В этот момент Роман рассматривал находку, незнакомец неожиданно сделал рывок, пытаясь выхватить у него куклу с брошью. Но Роман успел отвести руку, началась борьба. Послышался звук приближающейся электрички, и вдруг на пирон выскочила большая черная тень, нападала на этого незнакомца. Тот начал борьбу с собакой, которой оказался тот самый пес, что герои видели в доме. Это дало возможность Роману забежать в пришедшую электричку. Двери с лязгом захлопнулись.
(Историческая вставка. 18 век. Диалог Брюса с Петром в Сухаревской башне.)
Тяжелая дубовая дверь со скрипом открылась. По узкой винтовой лестнице поднималась высокая фигура в сопровождении денщика. То был Петр, он оказался в большой круглой комнате, это обсерватория Якова Вилимовича, расположенная в верхних этажах Сухаревой башни. «Стой здесь», - обратился Петр к денщику и закрыл дверь. Петр выглядел устало, он приехал в Москву к Брюсу, как к другу (шел 1724 год), хотел поговорить с ним о своем будущем и будущем России. Он был разочарован в окружающем и в том, что происходило. Яков составил ему карту. По ходу дела завязывается разговор о ценности научных знаний, о мере ответственности за знания.
-Не стоит тебе, Петр Алексеевич, знать всего. Многознание не приносит радости.
Поводом этого является желание Петра увидеть «Черную книгу» Брюса. Чтобы перевести тему от книги, Брюс демонстрирует Петру некоторые свои наработки. В частности оживление механической куклы.
***
Полина теребила в руках куклу, слушая сбивчивый рассказ Романа. А тем временем Василий с удивлением рассматривал брошь, случайно задел какой-то камешек и брошь открылась. На внутренней стороне они увидели перевернутую звезду. Полина подумала, что это какой-то эзотерический знак. Вероятно, это и послужило причиной нападения на Романа.
Полина рассказала о её знакомом эзотерике, консультация которого просто необходима. Он работает в кунсткамере, куда и собрались пойти Полина с Романом. А Василий отправился в Эрмитаж, где хранится зеркало Брюса.
В кунсткамере Полина разыскала своего знакомого, а Роман в ожидании рассматривал экспонаты. Он наклонился к банке с заспиртованным младенцем и сквозь стекло поймал на себе чей-то взгляд. Сквозь мутное стекло глаз казался огромным, деформированным. Роман вздрогнул, поднял голову и увидел, как из-за экспоната к нему вышел чрезвычайно маленький и лысый человек. Он казался сам экспонатом кунсткамеры. Тут подошла Полина и представила Густава Карловича Роману. Коротышка сказал: «Да, экспонат чрезвычайно интересен и уникален. Он был привезен Брюсом и Петром из Голландии. Экспонат из коллекции доктора Рюша. Работа Рюша так заинтересовала Якова Вилимовича, что впоследствии он попробовал повторить подобные кунштюки». «А мы, собственно, по поводу Брюса и пришли», - сказала Полина. Они зашли в его кабинет, полностью загроможденный различными фолиантами, старинными книгами, препаратами. Полина и Роман показали Густаву брошь, и хотели получить от него консультацию по поводу этой вещицы, особенно по поводу знака на внутренней стороне. Густав, быстро рассмотрев брошь, сказал, что это не просто украшение, брошь служит для какого-то ритуала. Этому свидетельствует перевернутая пентаграмма, пентакль, который служит для контакта с духами. Тут Густав обратил внимание на листочек, который Полина вынула из сумки вместе с брошью. Он заинтересовался и попросил взглянуть на листок поближе. Долго рассматривая его, он забыл о присутствующих, жадно вертел листочек, даже понюхал его, что-то невнятно бормотал. Можно было отчетливо различить одно слово: «Глинки». Герои задавали вопрос по поводу листочка, но Густав, выйдя из некоторого транса, сказал, что ничего на листочке разобрать не смог. «Вы вроде говорили, что вас трое?», - поинтересовался Густав, Роман ответил, что Василий отправился изучать коллекцию Эрмитажа. После чего коротышка постарался выпроводить их, сославшись на занятость. Взял телефон и набрал какой-то номер…
А тем временем Василий бродил по залам Эрмитажа в поисках зеркала Брюса. Попав в зал с экспонатами Петровской эпохи, он увидел большое, в человеческий рост, круглое зеркало, в бронзовой раме, которое держалось на двух консолях. На раме видна надпись: «Сделано собственным тщанием графа Якова Вилимовича Брюса 1733 году августа месяца». Осмотрев зеркало со всех сторон, Василий ничего кроме этой надписи не увидел. В задумчивости всматриваясь в зеркало, он вдруг заметил среди проходящих туристов отражение человека, пристально глядящего на него. Василий почувствовал головокружение, потерял ощущение времени. Для него мир стал медленным. Он повернулся и увидел незнакомца, но уже в дверях соседнего зала. Василий послудовал за ним, он как бы манил его и проводил сквозь череду залов. Но Василий в итоге потерял из виду незнакомца и оказался в зале портретов середины XIII века. Он стоял перед портретом какого-то чиновника в камзоле, неожиданно для себя нашел в нем сходство с исчезнувшим незнакомцем. Он наклонился к табличке и увидел: «Павел Иванович Ягужинский».
(Историческая вставка. Диалог Ягужинского и Брюса об излишней информированности Брюса в делах двора. Ягужинский представлял интересы Екатерины и старался выслужиться перед ней. Он попросил Брюса отдать все составленные карты на царскую чету. По просьбе Екатерины он просит покинуть Сухаревскую башню и намекает, что Екатерине хотелось бы поиметь некий артефакт. На что Брюс отказывает.)

Василий покинул Эрмитаж. Вечером, обсуждая полученные сведения, герои решили ехать в Москву. Им казалось, что Густав Карлович чего-то недоговаривает. Слово, которое он пробормотал, было названием подмосковного имения Брюса. Это и навело их на мысль отправиться в «Глинки» и, причем немедленно.
Купили билет на поезд Хельсинки-Москва. Примерно через час в их купе вломился толстый рыжебородый финн, который был сильно пьян. Он якобы перепутал купе, свалился на кровать Василия, схватив его за руку. Разобравшись с помощью проводницы с настойчивым финном, они начали укладываться спать. Когда, казалось бы, все уснули, Василий тихонько встал и достал из сумки Полины брошь. Он вышел из купе, но оказалось, что за ним с удивлением наблюдал Роман, который не спал. Роман последовал за Василием. Тот шел странной механической походкой в тамбур и хотел передать брошь незнакомцу из Эрмитажа. Это увидел Роман и ворвался в тамбур, чтобы остановить Василия. Завязалась борьба. В этот момент прибежала Полина, брошь случайно упала в щель между вагонами. Полина пыталась её достать, но ей мешал Василий, она удивленно отталкнула его, он ударился головой о что-то железное и пришел в себя. Появился проводник, а незнакомец убежал. Василий не понимал,  что с ним произошло. Герои предположили, что он стел жертвой гипноза.
По приезде в Москву в вагон зашли двое в штатском, сказали, что им нужно составить протоколы по поводу произошедшего, и попросили проехать с ними. На выходе из вокзала их ждала темно-синяя машина. Машина передвигалась достаточно быстро по пустынным улицам ранней Москвы, и они были на месте минут через пятнадцать. Фары машины осветили решетку и особняк в глубине. Шофер опустил стекло и показал документы охраннику. Василий увидел силуэт ребенка рядом с охранником. Пошел дождь, они быстро проскочили в полутемный холл. Человек в штатском завел их в комнату и попросил подождать. Комната была убрана довольно изящно, на стенах висели картины, стоял камин с тяжелыми каслинскими скульптурками лошадей. Василий подошел к камину и взял одну из скульптур в руки, желая рассмотреть. В этот момент что-то щелкнуло за картиной, она закрывала сложное устройство для прослушивания зала для переговоров. Со стороны зала это было зеркало, а со стороны комнаты прозрачное стекло. Послышался голос тех, кто находился в зале. Герои стали наблюдать за происходящим.
Комната освещена настольной лампой с абажуром, так что свет падаел только на ближайшие предметы. Герои с удивлением узнали сидящих вокруг стола, уже знакомых им людей. Толстый финн, незнакомец из Эрмитажа и, как ни странно, Густав Карлович. С ними был еще один незнакомый человек. Они сидели, будто чего-то ждали. Тут в комнату вошел высокий человек, сел на кресло, которое было расположено перед зеркалом, он находился спиной к наблюдающим, в темном углу комнаты.
-Они здесь, - начал Густав Карлович, подходя к Темному человеку. –Что делать будем?
-Вы достали то, что хотели?,
Густав протянул ему брошь.
-Эту безделицу оставь себе…Где наш потомок?
-Мы поставили наблюдение за домом, но пока пришли только наши друзья.
-Мне нужна эта книга! Путь к ней лежит только через этого сумасшедшего.
-А что делать с этими?
-Друзья должны все забыть.
Финн поднес руки к горлу.
-Ну, нет, зачем? Достаточно того, чтобы они просто забыли, - пояснил Темный человек.
Затем ушел, а Густав решил проводить его. Герои поняли, что им срочно нужно бежать. Они тихонько выскользнули из комнаты и пробрались к выходу. Тут они столкнулись лицом к лицу с Густавом, который возвращался. Полина, растерявшись, схватила ближайшую вазу и ударила Густава, тот потерял сознание. Вернув обратно брошь, герои покинули этот злополучный особняк. Они сели в машину, стоявшую у входа и протаранили выезд. Только они не догадывались, что в машине уставлен специальный навигатор, позволяющий проследить за движением. Так что уже через некоторое время за ними образовалась погоня.
Они покинули машину в районе бывшей Сухаревской площади. Бежали по дворам, в поисках укрытия, но зашли в тупик. Преследователи вот-вот настигнут их. Но тут случилось нечто необычное. С крыши дома упала какая-то летящая тень, устремилась в сторону преследователей. За углом послышались крики преследователей. Как только все утихло, герои вышли, но никого нет. Только Роман увидел, как на земле что-то блестело, какая-то старинная пуговица.
Поняв серьезность намерений их преследователей, они решили незамедлительно ехать в усадьбу Брюса. По приезде в Монино они сняли жилье у одной бабушки на глухой улочке неподалеку от усадьбы «Глинки». Филипповна, как она сама представилась, разместила их у себя в доме, где было вполне уютно и чисто. Комод у окна был накрыт вязаными салфетками, в углу висели иконы, всюду царила набожность и благолепие. Герои расспрашивали об усадьбе, о каких-нибудь странных событиях. Филипповна сказала, что сейчас в усадьбе ничего особого не происходит, но раньше это было очень загадочное место, здесь жил какой-то колдун. В этот момент раздался стук, в избушку зашел Петр Иванович, сосед Филипповны.
-Вот, Филипповна, зашел посмотреть, что за гости у тебя такие.
-Да это мои постояльцы, Петр Иваныч, очень интересуются историей. (к постояльцам) Давайте вы лучше с Иванычем поговорите, он человек ученый, знает больше меня.
После обеда они отправились в усадьбу. Их встретил опустевший двухэтажный дом в старом, бывшем когда-то регулярным, парке. Два флигеля, как два гренадера, охраняли старого генерала, усадьбу Якова Вилимовича Брюса. Сквозь остатки ворот они прошли на центральную аллею, ведущую к дому. По мере приближения к зданию, нарастало ощущение тревоги. Фасад первого этажа выстроен в готическом духе, с замковых камней окон на них взирали демонические маски. Белые пилястры, подобно привидениям, выступали из рустованных стен. По галереям второго этажа гулял ветер. А на самом верху зияла разбитыми стеклами башенка, бывшая обсерваторией хозяина. Ветер пригнал тучу и стал накрапывать дождик. Осматривая дом, герои обогнули и увидели в глубине парка маленький пустой пруд, возле которого суетился какой-то оборванец. Дождь усиливался, Василий с Полиной спрятались в нишу, а Роман заинтересовался странным человеком и пошел к нему.  Этот коренастый черноволосый субъект чертил круги, ставил в них какие-то знаки. Движения его были несколько механическими, если он наклонялся, то не до конца, если начинал крестное знамение, то рука вздымалась вверх и вниз и не могла коснуться плеч. Во всем его облике было что-то странное и жалкое, он казался каким-то недоделанным. Вглядываясь в черты бродяги, Роман с удивлением узнал в нем человека из театра. Увидев Романа, оборванец метнулся в сторону, но тот схватил его за руку.
-Постой! Мне нужно кое-что узнать у тебя. Ты меня не знаешь, но я не опасен. У меня твоя вещь.
Роман достал из кармана листок и показал его бродяге.
-Помнишь театр? После того, как тебя схватили, у меня в жизни тоже начались неприятности. Меня преследуют, меня хотят убить. Только ты можешь помочь нам раскрыть тайну, а мы поможем тебе!
Но собеседник молчал.
-Откуда у тебя этот листок? Мы были у тебя дома, мы нашли там брошь…
-Она у вас?
-Не здесь.
-Приходите после девяти к левому флигелю, обойдите его и там будет дверь, которая якобы закрыта. Но если отодвинуть доску, то можно проникнуть внутрь.
Бродяга исчез в кустах.
***
В сумерках они вновь появились в парке. Флигель казался необитаемым, подход весь зарос крапивой. И в самом деле, они нашли там дверь и пробрались внутрь. Герои оглядели помещение, им показалось, что напротив кто-то шевельнулся, осветив то место фонариком, они увидели старое пыльное зеркало, которое и ввело их в заблуждение. В  этот момент со скрипом открылась дверца подпола, как бы приглашая их. Внизу пахло мокрым трухлявым деревом. Они оказались в узком подземном коридоре, стены которого были выложены камнями. Через несколько метров коридор расширялся, проходы были полу завалены старыми вещами, по-видимому, спущенными из усадьбы. Пришлось осторожно пробираться, чтобы это все не рухнуло на голову. Впереди блеснул свет, они очутились в комнате, в которой их поджидал бездомный.
-Принес?
-Да, - замешкавшись, ответил Роман.
-Дай мне!
Бродяга жадными дрожащими руками погладил брошь, рассмотрел её внимательно и засунул себе в карман.
-Ты обещал помочь нам понять, что происходит.
-Я работал в РСУ. После пожара в библиотеке академии наук, нам поручили ремонт нижних этажей. Когда я сбивал штукатурку в подвальных помещениях, упал кусок платки, поврежденной пожаром. Я стал расчищать стену и обнаружил тайник, там лежал какой-то сверток из старой пожелтевшей бумаги. Меня взяло любопытство, и пока никого не было, я его быстро спрятал в ящике с инструментами. Уже дома я развернул находку, это оказалось несколько старых рукописных тетрадей в толстых кожаных переплетах. Они были исписаны текстами на русском и других, тогда мне не известных, языках. Я стал вчитываться, меня заинтересовали тексты, в них были таинственные опыты. Мне самому захотелось провести их, и когда я попробовал сам, то у меня стало получаться. Это изменило мою жизнь. Все больше и больше я погружался в мир мистики и тайн. Но однажды, мой эксперимент закончился неудачно, я попал в поле зрение небезызвестных органов. Они стали интересоваться и мной, и моей деятельностью, мне пришлось исчезнуть. Но вот появились вы, скорей всего появятся и они.
Пауза.
На последних страницах был план Якова Вилимовича, план его смерти. Он решил, наконец, испробовать эликсир, полученный в результате многочисленных опытов.
(Историческая вставка. Смерть Якова Брюса. Сцена происходит в этом же павильоне. Иллюстрируется легенда о его гибели. Это расчленение тела Брюса его учеником и помощницей-куклой, а потом окропления живой водой, якобы, для воскрешения. Ритуал не был закончен, так как кто-то помешал. Ученик спешно бежал. Ворвавшиеся увидели тело и механическую куклу.)
Монолог прервал внешний шум. Неизвестный вскочил и убежал. Сверху по флигелю кто-то ходил. Затем этот кто-то стал спускаться к ним в подвал, и из темноты раздались приближающиеся шаги. Роман лихорадочно стал искать какой-нибудь тяжелый предмет, Полина оцепенела от ужаса, а Василий прикрыл фонарь рукой, и когда шаги приблизились, он осветил входящего. Они увидели высокую фигуру человека, он поднял руку и прикрыл лицо от света. К их удивлению, они узнали в нем Петра Ивановича. Немая сцена. И тишину нарушил гулкий из-за эхо голос вошедшего.
-А где бездомный?
-Ааа…, - промычал Василий
-Я принес ему еды. Он тут живет больше недели, и мне стало его жалко. (Поставил узелок на старое кресло). Да, усадьба наша – весьма примечательное место. Но я бы поопасался здесь гулять просто так. (Пауза). Я знаю другой выход, давайте я вас провожу. Старик повел их в глубины катакомб, куда убежал бездомный. Они шли довольно долго по узкому лазу, тут послышался шум дождя. Выйдя далеко от усадьбы, герои оказались возле дороги, ведущей в поселок. На этом месте дед сказал им, чтобы дальше шли сами, а он поищет бездомного.
На следующее утро герои вернулись в парк, чтобы договорить с бродягой. Катакомбы были пусты. Вспомнив про пруд, на котором он вчера увлеченно чертил какие-то знаки и символы, они направились туда. Там посреди нарисованного круга, чернела куча тряпья, и вокруг валялись разбросанные листы. Подойдя ближе, герои увидели, что это лежал скрючившийся человек, уткнувшись лицом в землю. Человек был мертв. В нем они узнали бездомного. Рука, судорожно сжимавшая брошь, обгорела. Вычерченные накануне знаки, тоже оказали обожжены. Полина подняла разбросанные листы и с удивлением обнаружила, что почерк совпадает с почерком на их листочке. Это были те самые дневники Брюса. Они забрали эти листочки и поспешили их припрятать. Тем временем Василий успел вызвать милицию. Стоя над умершим, они ломали голову и предположили о причастности Петра Ивановича к гибели бездомного.
Через полчаса приехал уазик, и слух о смерти дошел до местных жителей. Пока милиция осматривала место гибели, вокруг собралась толпа зевак. Вдруг в толпе появилась уже знакомая фигура человека из поезда. Он молча наблюдал за происходящим. Пока Роман объяснял происходящее следователям, на аллее показался Петр Иванович, который наблюдал издалека и он был с собакой. Пес показался Роману страшно знакомым, он даже осекся на полуслове во время разговора.
Тем временем труп увезли, толпа стала расходиться, следователь взял с них информацию о месте пребывания. Пока совершались эти формальности, старик ушел, а герои поспешили за ним вдогонку, уже почти не сомневаясь в его причастности к преступлению. Когда почти что вломились к нему в дом, Петр Иванович сидел за чистым столом, соединив руки в замок. Рядом лежал его верный пес.
-Я ждал вас, - сказал старик.
Захлебываясь эмоциями, герои стали обвинять его и требовать объяснений.
-Знание, которое использует недостойный – оно губительно.
Вдруг пес поднял голову и зарычал. В дом ворвались преследователи во главе с Густавом Карлович. Рыжебородый финн заслонил проход своим огромным телом, поигрывая пистолетом.
-Благодарю, что навели на след. Без вашей помощи мы бы еще долго бродили в потемках.
Василий сделал движение, чтобы взять кочергу, стоявшую возле печки.
-Сидеть! – гаркнул Густав Карлович.
От этого крика собака бросилась на карлика, тот испугался и схватился за пистолет, но Василий, доставший таки кочергу, успел ударить его по руке. Завязалась борьба. Гипнотизер выхватил нож и дернул Полину к себе, Роман бросился на помощь. Стоящий в дверях флегматичный верзила, наконец, понял, в чем дело и выстрелил в Петра Ивановича. Старик бросил на него пристальный взгляд, и произошло невероятное – пуля отрекошетила от нагрудного медальона, и попала в самого финна, тот рухнул у порога. Тем временем борьба Романа с гипнотизером тоже закончилась, гипнотизер напоролся на нож.
К концу боя в комнате появился еще один человек в сером пальто.  Он медленно вошел в горницу, переступив через убитого финна. Они со стариком скрестились взглядами, и было видно, что узнала друг друга.
-Ты знаешь, зачем я пришел!
-Возможно…
Историческая вставка. Сцена допроса в НКВД. Недавние чистки принесли много   работы. Сумрачное помещение. Молодой  офицер  нависает над пожилым человеком. Он требует, бьет и требует.  Где и как взять? - Это основной вопрос.
Этот арестованный необычный служка, которого  взяли по доносу. Его привезли по поручению самого Кагановича. Он хранитель   башни, говорят, знался с ученными, что взяли на днях. Требуется  выбить информацию о каком-то тайнике.
 Долго искали сами, выбивали камень за камнем. Все внутренности башни перевернули. Словно старуха щерилась теперь беззубым  ртом, стройная когда-то и гордая гостья Петра  в Москве - Сухаревка. Обозлились искатели и переключились на людей.
- Что заставляет вас так рьяно стремиться, к чему вы не достойны? Тщеславное себялюбие, сатанинское наущение, страх? - отвечал невпопад  арестованный.
-Ты не свисти, а говори по делу, троцкистская гадина. И наотмашь бьет
- Страха вокруг так много, что он превратился в реку, но всегда есть какая-то последняя капля, которая заставляет реку выйти из берегов, сметая на пути все преграды.
-Не тебе решать  и не мне
Лицо  офицера напоминает лицо вошедшего, только моложе. Оно искажено усталой  ненавистью. Одетый в серую от пыли подвала гимнастерку,  палач расстегивает ее от духоты. Лицо сидящего отстраненное.
       -Стремление к не стесненному никакими рамками познанию - это страсть,  благодаря которой дьявол завлекает людей  в свои сети.
       -О дьяволе заговорил. Скоро встретишься. Жаль нельзя тебя сразу здесь. Ну да, пообщаешься еще кое с кем.
Он приглашает конвойного, и  арестованного ведут  по подвалам  куда-то еще. Но он таинственным образом исчезает.
***
(Возвращение к настоящему)
-Я с тобой не договорил тогда. Потому вернулся. Я ушел следом в грязь, в небытие. А сейчас хочу взять компенсацию за  унижение, - произнес серый человек
-Если творец закрыл  все свои мистерии печатью тайны, и вам приличествует мириться со смиренным невежеством, ибо знать такие вещи, по крайней мере, не необходимо для нашего спасения, - сложно ответил Петр Иванович, потом прибавил
-Ты ничего не получишь.
Серая фигура сделала движение вперед, что-то вылетело от взмаха руки, Петр Иванович отклонился. В горнице раздался взрыв,  все окутал дым
После того как он рассеялся, в помещении  не оказалось ни старика, ни человека в сером.
Герои в недоумении и страхе уехали из Монино в Москву. По приезде Романа домой, он находит у себя в доме  письмо, написанное знакомым почерком. Письмо было от, странным образом исчезнувшего, Петра Ивановича.
 В нем было изложено то, что необычное приключение  происшедшее с Романом не просто стечение обстоятельств. Это был своего рода экзамен. Ибо предстоит Роману нести  трудную ношу.  Волей судеб Роман является наследником  старика и  должен наследовать тайну рода. В письме П.И открывает потомку, тайну своей смерти и воскрешения и признается, что он и есть Яков, нашедший  формулу эликсира жизни. Но токмо ради продолжения своего физического он тянет земную жизнь. Он хранит от злых соискателей тайные знания и должен передать ее следующему хранителю. И Роман, как тайный потомок его, может помочь ему. Но время еще не пришло. Роман должен стать  мудрее  и старше, и тогда они снова встретятся. И кто знает, может Якову Вилимовичу удастся снять с себя многолетнее бремя.

Историческая вставка. Заключительная сцена: Возведение Сухаревской башни.


Рецензии