Исповедь Глава 14

Глава 14

В это же самое время отец Александр прямым ходом направился в сторожку - к Юре. За прошедший месяц они стали намного ближе, очень многое изменилось. На следующий день после исповеди священник пришел к молодому человеку и они общались около пяти часов. Это был очень трудный разговор для обоих, отец Александр не понимал, да и не пытался понять Юру, он хотел чтобы тот чувствовал себя в храме как дома, что бы ни случилось в его жизни. И Юра действительно немного успокоился. А главное он серьёзно настроился исправляться. В первую очередь, видя любовь Юры к литературе, священник дал ему почитать житие преподобной Марии Египетской. Лучшего примера в подобных случаях на ум не приходило. И, конечно Евангелие. Уже чуть позже Юра взял в руки молитвослов, ещё позже Псалтирь и старался каждый день вычитывать определенные молитвенные правила.
За этот месяц и сам священник перебрал огромное количество литературы, в первую очередь писания святых отцов - начиная с первых веков христианства и заканчивая нашими современниками на эту тему - о блуде, о плотских страстях - и все что находил старался передать Юре. За прошедшие четыре недели Юрий не пропустил ни одной церковной службы, приходил заранее, оставался дольше всех, и чувствовалось, что это не простое любопытство - молодой человек открыл для себя глубину богослужения.
На исповедь Юра старался подойти каждое воскресенье. Он просто говорил священнику свои грехи, тот молча отпускал их. Разговаривали же они после службы, или по будням, в сторожке. Конечно, такое общение проходило не очень часто и иногда совсем недолго, священник был твердо уверен, что лучше, чем в Евангелие, лучше, чем у святых отцов, он не сможет сказать. Но и такие встречи были очень продуктивными. Чаще разговор заходил на общие темы - о Православии, о христианстве вообще, рассматривали богослужение, молитвы. Где-то на второй неделе после исповеди, в воскресенье после службы у них зашел очередной разговор.
- Вы понимаете, отец Александр, я же совершенно не верующий человек. Хотя крестик ношу с девяти лет, как бабушка отвела в Церковь, крестила, так и ношу. Все тот же - конечно, веревочка обтерлась, потерялась, я цепочку купил, но крестик все тот же - простенький, дешевый. Но не в этом дело. Я не об этом хотел сказать. Вот вы же священник, вы твердо уверены что Бог есть?
- Уверен... Уверен, что Бог есть. Несомненно. Но ведь христианство идет много дальше веры в Бога - оно учит не просто верить в Бога, она учит верить Богу, доверять Ему, полагаться на Него во всем. А это очень трудно. И вот такой веры мне, конечно, не хватает.
- Не совсем понимаю, как это доверять Богу. Я только-только начинаю верить в Него. Да, Евангелие очень глубокая книга, но ведь есть в ней и противоречия, есть вещи, которые совершенно не возможно исполнить.
- Ты знаешь, я тоже много думал об этом... Еще в студенческие годы, да и чего греха таить, уже будучи священником... И пришел к довольно парадоксальному выводу - это не Писание противоречиво, это наше сознание противоречиво. Нам кажутся противоречивыми такие вещи, которые мы не хотим понять, нам кажутся неисполнимыми те вещи, которые мы не хотим исполнять. Вот и все. А Евангелие полная, доступная каждому Книга.
- Хм.. Нет, это мне сложно понять. Вот вы мне давали про блуд прочитать - ведь Христос так жестко говорит - если даже глаз там искушает, то выколи его, лучше без глаза, но в Царство Небесное... или лучше руку отруби, лучше без нее, но в раю... Как-то так. Так что, получается, это каждому, кто на девушку посмотрел, надо себе глаза выкалывать? Это не невыполнимо! Это же безумие!
Отец Александр пожал плечами.
- Апостол Павел назвал христианство безумием для эллинов, для мудрецов тех времен. Может и правда оно кажется безумным. Ты же читал про Марию Египетскую. Она семнадцать лет жила в пустыне, одна, практически без еды и питья, чтобы избавиться от греха. Есть святой, который откусил себе язык, лишь бы не попасть в сети распутной женщины... Можно сказать, что безумие и ничего не делать. Но, по сути, есть проблема - есть ее решение. Трудное? Да, может быть слишком трудное. Но это не значит, что безумное. Это значит, что мы еще не доросли до принятия этого решения. Но оно действенно.
- Может быть... Но тогда получается что и вы, и другие священники - тоже еще не доросли? Вы же не дословно исполняете Писание?
- Вот об этом я тебе и сказал в начале разговора - я еще не научился полностью доверять Богу. Да, я еще не дорос до этого. Если бы доверял, распродал бы все имение, как заповедал Христос, и последовал за ним. А ведь страшно - вдруг голод, вдруг не выживу... Ладно сам, еще же жена есть. И так практически с любой заповедью. Христос говорит - подставь левую щеку, когда тебя бьют по правой. А ведь страшно. Кажется, что вот сделаешь так, и тебя уважать не будут, жить не дадут. Значит, не доверяю Богу, не доверяю Писанию. А на самом деле сделай так и сразу результат увидишь - помощь Божью. Мне кажется в этом и смысл жизни - научиться полностью Богу доверять.
- Может быть и так... Мне бы для начала научиться в Него верить...
С каждым вечером разговоры становились все доверительнее, молодой человек и священник становились друзьями. Ближе к посту они вдвоем накололи дров на зиму, как для отопления Церкви, так и для отопления сторожки. Юра стал постоянным гостем и в доме отца Александра и Лена, его жена, уже воспринимала как должное, что молодой человек оставался на обед и иногда приходил ужинать. Сам священник все равно настороженно и очень внимательно следил за Юрой, он постоянно, каждый день, молился за него, и очень надеялся, что молодой человек больше никогда не вернется на старую дорогу.
На следующий день после приезда Прокопчука, в воскресенье, священник как обычно начал службу с исповеди. И Юрий, уже по старому обычаю, подошел первым. Он был необычно взволнован и священник сразу насторожился. Юра назвал какие-то общие грехи, его мысли были рассеяны, чувствовалось, что он исповедуется совершенно не подготовившись.
- У тебя все хорошо? - спросил священник, когда молодой человек замолчал.
- Да... Да, хорошо...
- Просто начался пост. Я бы тебе очень посоветовал поститься.
- Хорошо... Я буду поститься. Думаю, это поможет... Избавиться от моего греха.
- Я боюсь может быть наоборот - в пост всегда искушения сильнее. В любое время обращайся ко мне, как бы трудно ни было, хорошо? Обязательно.
- Да, конечно... Буду больше читать духовную литературу...
- Больше ничего не хочешь сказать?
- Нет, все...
Священник отпустил грехи, но насторожился. Это была первая исповедь, когда Юра не стал подробно рассказывать о своих мыслях, он просто упомянул грех одним словом, а что творилось в его душе на этот раз говорить не стал. Подобное поведение могло означать только одно - Юра хочет что-то скрыть. А если скрывает, значит, не хочет избавиться, даже не задумываясь, хочет сохранить.
- Я тебя очень прошу, если вдруг вернется... Желание... Иди сразу ко мне, хорошо?
- Да, конечно, хорошо, - Юра кивнул и отошел, пропуская старушек к исповеди.
Прокопчук пришел к середине службы, вид у него был заспанный - он быстрым шагом зашел в храм, привлек внимание всех молящихся и встал у самого выхода. Достояв до конца службы, он сразу же подошел к священнику.
- Простите, отец Александр. Так хорошо на свежем воздухе спать... Я на начало службы проспал, совсем не хотел.
- Бог простит. Со всеми бывает. Как устроились?
- Очень хорошо, спасибо. Дед мой жив здоров, рад был очень мне. Приветливо встретил, - от Прокопчука слегка пахнуло перегаром, но священник сделал вид что ничего не почувствовал, - я вот что подумал, можно я к вам сегодня на обед приду? Понимаете, обсудим кое-что, по книге, а к тому же посмотрю как живет священник в простых, так сказать, семейных условиях.
- Хорошо. Приходите, будем очень рады. Я думаю, к часу. Вы знаете, где мой дом?
- Да, узнал, спасибо. Совсем недалеко от меня, я пешком дойду. Ну, до встречи значит, - Прокопчук как-то неловко семеня вышел из храма. Священник подождал, пока разойдутся все прихожанки и направился в сторожку к Юре. Тот лежал на диване, заложив руки за голову и с закрытыми глазами.
- Ты не спишь? - тихо спросил священник. Юра сразу открыл глаза и даже как-то подскочил на диване.
- Нет, нет, что вы... Что-то устал... Как будто.
- Ночью плохо спал?
- Да... Да, что-то не очень.
- Бывает. Что, поехали обедать?
- Да, да. Конечно, - Юра поднялся с дивана и как-то вымученно улыбнулся. Он всеми силами старался показать священнику, что у него все хорошо, но даже невооруженным глазом было видно что это не так. Отец Александр не стал ничего спрашивать, сделал вид что ничего не заметил. Он потом долго корил себя за то, что ничего не предпринял, хотя видел и чувствовал, что у Юры проблемы. Но это уже было потом, а в это воскресенье они просто вышли из дома и поехали обедать. Как обычно.


Рецензии