Эрих Фромм - Цитата из книги

Эрих Фромм, "Иметь или быть"  (АСТ Москва, пер. Э. Телятниковой, 2008)

Если я есть то, что имею, то что же становится со мной, когда я это теряю? Что от меня останется?  Не что иное, как сломленный, побежденный, заслуживающий сострадания человек, свидетель неверно выбранного жизненного пути и его результат.*  Блестящий образ такого эгоцентрика мы находим у Ибсена в "Пер Гюнте". В своем чудовищном эгоизме Пер полагает, что все может сам.  И только в конце жизни он узнает, как сильно  заблуждался: в своем потребительском существовании он никогда не был сам собой.

Напротив, у человека экзистенциальной модальности (ориентированной на бытие) не бывает страха потерять что-либо. Он чувствует себя в безопасности, и вот почему.  Если я есть то, что я есть (а не то, что имею), то никто не может меня ограбить и лишить чувства надежности и уверенности. Мой внутренний стержень - это способность жить и находить выражение своим сущностным силам - это часть меня, моей личности.

То, что составляет содержание обладательного бытия (имущество, которым владеет человек), от употребления снашивается, в то время как содержание экзистенциального бытия (практика) не стареет и не исчезает.  Чем более активно мы используем наши творческие и интеллектуальные возможности, силу ума и тонкость чувств, тем полнее они разворачиваются, тем ярче расцветают.  Человек не теряет, когда он отдает людям часть своей души; напротив, то, что мы стремимся сохранить любой ценой, чаще всего теряется. Человеку экзистенциальной ориентации не страшно жить, его уверенность зависит только от него самого: от его оптимизма, самостоятельности, состояния творческих сил, креативности и работоспособности.  Отсутствие этих качеств ведет к внутренней неудовлетворенности жизнью, к комплексу неполноценности, и как следствие этого развивается неуверенность и готовность идти на поводу у других людей. Но это характерно не для экзистенциального, а для обладательного модуса.

Итак, можно утверждать, что страх перед жизнью для экзистенциального сознания - исключение, в то время как потребительскому сознанию органически присущи страхи перед "утратой собственности".



__________________________________
* Это рассуждение можно отнести не только к отдельному человеку, но и к группам людей, партиям, нациям, странам и человечеству в целом. - ВП


Рецензии