Геном ненависти

               

     До нас, жителей уже двадцать первого века, дошли прекрасные мифы и сказания народов древности. Один из таких мифов - легенда о дружбе и равенстве между народами. Я имею в виду то время, когда кочевники Двуречья захотели возвести Вавилонскую башню на великой равнине Сеннаар. Тогда, очевидно, естественными во взаимоотношениях людей были терпимость и уважение друг к другу. Взаимопонимание превалировало на раннем этапе существования мира. Именно единомыслие и взаимопонимание сплотило древний люд для возведения башни, которая доходила бы вершиной до небес. Говоря современным языком, она должна была служить, путеводным маяком, указывая путнику дорогу к дому. Это предупредило бы рассеяние людей по всей земле. Но Ему не понравилась затея с башней. Вероятно, Он опасался, как бы люди не вскарабкались на небо и не нанесли Ему бесчестия в собственной обители. Обратившись к окружающим престол семидесяти ангелам, Он предложил им спуститься на землю и смешать речь людей. Однако ангелы не только смешали речь людей, но и изменили их внешний облик – появились расы. Помимо этого каждый из тех семидесяти ангелов посчитал своим долгом вложить в души людей отрицательные свойства и особенности, которые и по сей день носит в себе род людской. Пересчитайте эти пороки и дефекты – их  семьдесят.
     С тех пор пролилось много крови, которая, впитываясь в землю, способствовала образованию смеси, на растворе которой возводились стены отчуждения между людьми. Со временем эти стены, под воздействием природных явлений, потеряли своё былое величие, пришли в упадок, осели, выветрились. Но, как и конструкция колеса, изобретённая древними, докатилась до наших дней, так и сохранился этот способ физического размежевания между людьми. Да и сейчас этот вид разномыслия ещё не потерял своей актуальности. И поныне люди продолжают строить новые стены, потому что та первая стена отчуждения в человеческих взаимоотношениях со времён Вавилонского столпотворения заметно окрепла, заматерела, приобрела исторический опыт, идейное обоснование, достойных последователей и новаторов. Наверное потому, что в фундаменте взаимообщения между людьми, превалируют негативные качества человеческой натуры. Этика в те времена, ещё не имела обличия даже в образе призрака, да и сегодня зачастую присутствует во взаимоотношениях между народами в виде миража.
     Наряду с прекрасными легендами древности, которые будоражат наше воображение и сегодня, до нас докатились отголоски наветов и оговоров, к которым относиться добродушно нельзя, как к сказке или небылице; потому что они, попав на благоприятную почву христианской нетерпимости и предвзятости, способствовали расцвету ненависти к Человеку.
     Так, внимательно листая различную печатную продукцию, очень часто натыкаюсь на утверждение о том, что евреи Европы в средние века занимались в основном очень постыдным в те времена видом деятельности - ростовщичеством. И как результат этого, неприязнь, мягко говоря, европейцев к евреям. Так ли это и в этом ли причина?
     Усомниться в подобном утверждении подсказала мне книга русского писателя Льва Васильевича Успенского „Ты и твоё имя. Имя дома твоего", издательство “Детская литература", Ленинград, 1972 год.
     В своей книге Лев Васильевич подводит нас, вот к какой мысли: "На заре истории люди мало, чем отличались друг от друга, кроме своих личных признаков: один мог быть хромым, другой - рыжеволосым, третий славился огромным ростом или большой силой; но внутри рода, внутри племени все были рыбарями или охотниками, все занимались примерно одним и тем же. А теперь человеческое общество стало куда более пёстрым и сложным. Теперь рядом поселяются и живут люди, совершенно непохожие друг на друга по своим занятиям, по п р о ф е с с и и  (выделено Л. Успенским); я умелый кузнец, ты опытный мельник, а он искусный сапожник. И то, что он сапожник поважнее того, что он – горбун или человек, рано облысевший. Этот признак профессиональный, деловой, становится, пожалуй, самым бросающимся в глаза отличием", стр. 152. И там же: „И человек очень часто начинает называться либо по месту рождения, если он человек пришлый, либо же по тому делу, которым он постоянно занят".
     С этим трудно не согласится. За примером далеко ходить не придётся, вернёмся на великую равнину Сеннаар, т. е. в Вавилонию, которая по-еврейски звучит „Бабель". „Выводить его от еврейского глагола balal (по-арамейски balbel) - „смешивать" - неправильно. На самом деле слово „Бабель" происходит от встречаемого в надписях вавилонского слова Bab-il или Bab-ilu, что, по-видимому, значит „врата бога"". (Джеймс Джордж Фрэзер „Фольклор в ветхом завете", Москва, ИПЛ, 1990, стр. 173). Очень многим известна фамилия талантливого  писателя, невинно убиенного в сталинских застенках, Бабеля Исаака Эммануиловича. Не оттуда ли его родословная, которая доплыла до побережья Чёрного моря? Обратите, пожалуйста, внимание, с каких давних времён дошло до наших дней это слово, но уже в виде фамилии. Этот факт очень важен для дальнейшего исследования.
     Итак, если допустить, что евреи средневековья занимались в основном ростовщичеством и этим накликали на себя беду, тогда напрашивается предположение, что еврейские фамилии, которые дошли до наших дней, должны нести на себе след этой занятости. И не просто нести, а должны быть очень распространёнными в нашей среде, наподобие того, как в России распространены фамилии Иванов и Петров с Сидоровым. Или как в Германии - Мюллер (мельник), а в Англии он же - Миллер, или на конец, как в Китае фамилия Ли, которую имеют более ста миллионов китайцев.
     Также известно, что фамилии, которые олицетворяют ту или иную национальность, являются ещё и главными героями различных анекдотов, а это уже фольклор, который впитал в себя обычаи и обряды быта народов. Но в анекдотах о евреях большей частью фигурирует Рабинович. Я против Рабиновича ничего не имею, но истина дороже.
     Хронология скорбного пути евреев Европы началась в 1096 году от рождества Христова, когда первый крестовый поход принёс смерть и разрушение еврейским общинам в долине Рейна. До этого евреи Германии не знали преследований, за исключением временного изгнания из Майнца в 1012 году. 1146 год - период второго крестового похода. Ещё одна массовая резня еврейских общин Германии и Франции. В 1189 году - третий крестовый поход привёл к кровавым еврейским погромам по всей Англии. Повсеместно на территории Европы были погромы, убийства, грабежи, но изгнания из стран проживания пока не наблюдалось.
     Первой зачинательницей изгнания евреев из европейских стран стала Англия в 1290 году. Наверное, её жителей сильно доняли евреи-ростовщики, как нам это внушают, которые по-английски звучат „money lender", транскрипция такова: мони лендер. Мои добрые помощники, которые помогали мне в поисках нужных ассоциаций, в современном английском языке не обнаружили фамилий, созвучных с мони лендер. Правда напрашивается фамилия Линдер. Помните комика мирового экрана Макса Линдера, в молодости Левьелла, который взял себе звучный псевдоним из имён двух самых модных в те времена артистов „Варьете" Макса Дирли и Марселя Линдера. Но Марсель был французом. Можно предположить, что английский ростовщик, к тому же не обязательно еврей, эмигрировал во Францию вместе со своим прозвищем, которое, немного видоизменившись, в последствие перешло во французскую фамилию.
     Далее, следуя хронологии, евреев изгнали, но уже из Франции в 1306 году. По-французски ростовщик имеет два выражения: usurier - юзирье и preter sur gages - претёр сюр гаш. Я знаю одного еврея из Шепетовки по фамилии Юз. Очень даже возможно предположить, что юзирье, скитаясь по европейским странам, растерял значительную часть своей фамилии, превратившись в итоге в Юза в черте оседлости.
     Небезынтересно будет прочитать выдержку из книги известного французского историка Льва Полякова „История антисемитизма. Эпоха знаний", издательство Гешарим, Москва 1998, Иерусалим 5758, об отношении к евреям во Франции в те времена. На стр. 96 читаем: „Так, префект департамента Воклюз, констатируя, что ни один из шестисот тридцати одного еврея его департамента не заслуживает того, чтобы называться ростовщиком, писал: „Я полагаю, что тот вид злоупотреблений, о котором вы мне говорите... - это преступление, о котором заставляет думать само имя этого народа, которое во все времена делало их изгоями, т. е. ростовщичество». В более краткой форме префект департамента Мон-Тоннер утверждал:...что в Майнце самыми худшими евреями являются некоторые христиане". Приведём также пространный доклад Фошо, префекта департамента Сены, в котором проводилось различие между природными евреями и новыми евреями, единственными кто занимается еврейскими махинациями: „...среди множества отдельных лиц, организовавших эти скандальные ростовщические лавки, уничтоженные благодаря мудрости правительства, в деятельности которых были обнаружены самые характерные еврейские махинации, не оказалось ни одного настоящего еврея. Таким образом, нет ни одного природного еврея во всей этой корпорации, известной в Париже под названием „черная банда"...". Так писали истинные французы, которых в любви к евреям не заподозришь.
     В одном из французских департаментов, среди шестисот тридцати одного еврея не было ни одного ростовщика - это известно из исторического документа. Можно предположить, что среди шести тысяч шестисот тридцати одного еврея всё-таки был один ростовщик - еврей, потомки которого, возможно, и носят фамилию Юз. Но это не могло послужить серьёзным поводом для многочисленных клеветнических измышлений против всего народа. Насмешки, издевательства, презрение по отношению к одному представителю данного народа, не возможно возвести в тотальную ненависть ко всем его соплеменникам, только из-за рода его деятельности. Причина, всё-таки, была другой.
     В 1492 году эта же участь постигла евреев Испании, где они процветали несколько веков, их изгнали из страны. По-испански ростовщик - prestamista - престамиста. Евреи средней полосы, или если быть точнее, черты оседлости с такой красивой, звучной фамилией обнаружены не были. Да и в Испании пока тоже. Хотя испанские корни присутствуют среди еврейских фамилий. „Многие носят ясный отпечаток испанского языка; так, Раппопорт, весьма вероятно, надо расшифровать, как искажённое „ребе д'Опорто", то есть „Португальский раввин", (Л. Успенский, стр. 225). После этого не откажешься оттого, что на Пиренейском полуострове среди евреев встречались раввины. Фамилия донесла до наших дней этот факт.
     А в 1567 году Италия завершила эту насильственную миграцию евреев из Западной Европы. По-итальянски ростовщик будет - usurai - узурай, как видите, немного перекликается с французским языком. Среди итальянцев встречаются такие фамилии, но не часто. А вот среди евреев - пока обнаружить не удалось.
     Потом был гордость украинского народа Хмельницкий со своими ордами, (то, что он является гордостью также современной Украины, доказывает наличие на гривнах его портрета), но это уже другая история, не менее печальная.
    Меня же интересует засилье ростовщиков среди евреев, как об этом трезвонят на каждом углу все, кому ни лень. Не только антисемитски настроенные клерикалы, но и такое уважаемое издание, как Краткая еврейская энциклопедия. Читаем, стр. 143: „Экономическая деятельность евреев всё более сосредоточивалась на денежных операциях и ростовщичестве".
     По-немецки ростовщик имеет два понятия: Geldverleiher - гельдферляйер и Wucherer -вухерер, последнее - более уничижительно. Общеизвестно, что и язык идиш и еврейские ашкеназские фамилии корнями уходят в немецкую речь. Даже у автора этой статьи фамилия с немецким привкусом. Прошу обратить Ваше внимание на то, что язык идиш перенял из немецкого, этот род человеческой деятельности, только в негативном произношении. А это очень важно! Пишу только транскрипцию - вохерер. Разница в произношении с немецким языком только во второй букве. Значить, не жаловали евреи ростовщиков, а наоборот, относились к ним с презрением, что подтверждается перенятым именно уничижительным словом из немецкого. Потому, наверное, таких еврейских фамилий пока встретить и не пришлось, а вот немецких фамилий - предостаточно. Фамилия Wucherer очень часто встречается в немецком телефоном справочнике.
     По-древнееврейски или на современном иврите, государственном языке Израиля, ростовщик будет звучать так, пишу только транскрипцию - малвебе ребит. Кому-либо встречалась еврейская фамилия, созвучная этому выражению?
     Выдворение евреев из стран длительного проживания, крестовые походы, вынудили их мигрировать в Польшу и Литву. Вот в Польше до наших дней дошло множество фамилий с искомым оттенком. Так ростовщик по-польски будет - lichwa, lichwiavz - лихва, лихвяш. И вот целая галерея фамилий, корнем слова которых является lichw - Lichwak, Lichwakowa, Lichwiavski, Lichwinski, Lichwy. Но это польские фамилии! Их с гордостью носят поляки, и дай Б-г им здоровья. Можно, конечно, предположить, что эти фамилии в бытность были еврейскими, но, зная отношение поляков к евреям, даже такого предположения допустить немыслимо. По созвучию напрашиваются еврейские фамилии Левинский, Ливинский, но как мне объяснил немецкий профессор-лингвист, ближе будет к Lichwak фамилия Лихачёв и производные от неё. Так что логика подсказывает, в Речи Посполитой не так много было евреев-ростовщиков, а, судя по дошедшим до наших времён польских фамилий, именно среди поляков было предостаточно ростовщиков, не смотря на запрет католической церкви ещё в XII веке, на этот род человеческой деятельности. Прошу обратить Ваше внимание, первый крестовый поход состоялся в 1096 году, который принёс смерть и разрушение еврейским общинам в долине Рейна, то есть в XI веке, а запрет на ростовщичество среди христиан был введён на столетие позже!
     А что же Литва? По-литовски ростовщик - это kreditorius - кредиторюс. Но таких фамилий ни литовских, ни еврейских пока встретить не пришлось, хотя Литва граничит с Польшей, а прежне это было одно государство, что ещё раз подтверждает правильность моего предположения.
     Дальше евреям идти было некуда, классическое: „Позади Москва" - царская черта оседлости ограничила и место проживания, и выбор профессии, да и время настало такое, которое окончательно подвело черту под образованием фамилий и не только в еврейской среде.
     Нижеприведённое размышление не относится к историческому факту, но оно очень показательно. Писатель живёт среди народа и впитывает в себя, его особенности. Ф. М. Достоевский - писатель не только с российским именем, но и с всемирной известностью, создавая свой роман, „Преступление и наказание", на роль ростовщицы „пригласил" Алёну Ивановну - исконно русскую душу. „На снурке было два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок...". Если ростовщичество было бы даже не повальным занятием евреев, а просто распространённым среди них, Ф. М. не упустил бы этого явления.
     Но есть же, наверное, еврейские фамилии, которые говорят о прошлых профессиях их владельцев? Я начну этот список, а Вы, любезный читатель, сможете его продолжить. И так: Сойхер, Шойхер - торговец, Шойхет - резник, Шнайдер - портной, Меламед - учитель, Шмидт - кузнец, Гольдшмидт - ювелир, Шустер - сапожник, Рабинович - учитель Торы, Хазанов - кантор (певец в синагоге), Зойфер - пьяница, получается, что тоже профессия, точнее род занятий. И моя фамилия Мильштейн тоже стоит в этом ряду. „Штейн" - это понятно, камень, а вот „Миль"? Дело в том, что в древние времена на территории современной Германии расстояния на дорогах измерялись в милях. И на обочинах дорог на каждой миле устанавливалась веха, изготовленная из камня. Эта каменная веха и вошла в средневековый немецкий язык под названием „мильштейн". А мои предки, получается, имели какое-то отношение к ним. Вероятно, изготавливали эти камни, или устанавливали их на дорогах, или торговали ими? Остается только предполагать, что делали, но фамилия моя произошла от занятости, от профессии моих пращуров, которые жили в Германии.
     Так были ли среди евреев ростовщики? Конечно были, но только не в том количестве, которое нам приписывают, о котором трезвонят.
     Ниже будет приведён пример о ростовщиках, которых в определённой местности называют «банья», но сперва небольшая дополнительная информация о них: „ Члены торговых каст представлены во многих деревнях и занимаются ростовщичеством и операциями с зерном, в городах же они выступают как поставщики всех видов товаров. Несмотря на территориальную дифференциацию, на севере Индии касты купцов-индусов подпадают под обобщающий термин „банья" или, много реже, „махаджан", тогда как мусульманские торговые группы известны как „кходжа" и „бохра". Все эти касты обладают, как правило, очень высоким социальным статусом. Их члены занимают видное положение в банковском деле, административном аппарате, в сфере промышленности".
     А теперь прошу Вас обратить внимание на интереснейшую информацию, которую приводит в вышеназванной книге Л. Поляков. На стр. 22.: „В защиту прав евреев в весьма забавной манере выступил также аббат Куайе, ... В своей книге „Шимки, кохинхинская история..." он описывает тяжёлое положение „банья", чему, как это будет видно ниже, не следует удивляться: „... что же можно поставить в вину банья? Рассеянные по всей Азии, без вождя и законов, мы лишь стараемся добыть средства к существованию работой и ремеслом. Мы повсюду соблюдаем законы, обычаи и указы властителей. Ваши монархи разрешили нам обосноваться в своих странах благодаря нашим заслугам в области, маклерства, банковского и биржевого дела. Но существует тайный способ, который полностью обесценивает то покровительство, которое они нам оказывают. Нам недоступны ответственные должности и посты, но кроме этого нам запрещено заниматься всевозможными ремеслами и профессиями. Нам не дают преуспевать в коммерции. Всем хорошо известно, что ваши торговые корпорации выдвинули против нас несправедливые обвинения. Нас обвиняют в ростовщичестве: но это было неизбежно, поскольку нам не оставили других возможностей для выживания, „Мошенничество?!" - мы требуем, чтобы мошенников отправляли на виселицу. И постоянно говорят о „первородном грехе нашей религии": довольно странно, что торговцы и ремесленники хотят быть правовернее правителей, которые должны защищать религию, правовернее даже, чем верховный Бонза, который разрешил поселиться нашим соплеменникам в священном городе Файфо и позволил исповедовать нашу веру и заниматься любыми ремеслами..."
     Однако другие мыслители, также выступавшие на стороне банья, по поводу евреев придерживались совершенно иных позиций".
     Теперь можно и поразмыслить. И индусы, и мусульмане никогда не обвинялись христианами в богоубийстве, в чём были обвинены евреи, а потому и такой „тяжкий грех", как занятие ростовщичеством, не несло на себе того проклятия и ненависти к банья, которые необоснованно испытывали на себе евреи много столетий.
     Вернёмся к не большому абзацу: „ Нам не дают преуспевать в коммерции. Всем хорошо известно, что ваши торговые корпорации выдвинули против нас несправедливые обвинения". Это говорилось о банья, а события ассоциируются с причинной введения черты оседлости в Российской империи в 1791 году.
     Можно допустить, что средневековая предвзятость к евреям несла на себе и тот уровень умственного развития, который присущ был европейцам того времени. Неадекватное восприятие природных катаклизмов возмещалось погромами и убийствами на уже оклеветанном народе. Так, разразившаяся эпидемия чумы в 1348 году под названием „Чёрная Смерть“ вдохновила толпу на еврейские погромы по всей Европе. Сейчас тот средневековый уровень умственного развития европейцев передаётся из поколения в поколение уже на генетическом уровне, этому даже не препятствует языковое многоголосье Старого света. Вот как злоба въедается в человеческий организм. Давно все надуманные прегрешения евреев развенчаны и канули в Лету, а ненависть осталась.
     Печальная хроника событий: унижений, оскорблений, преследований, погромов, изгнания европейского еврейства получила своё логическое завершение в 1938 году. Нет, я не ошибся в дате. До этого каждая европейская страна в пределах одного государства изгалялась над евреями, своими гражданами, в меру своих антисемитских традиций и пристрастий. Но после оккупации Австрии войсками нацистской Германии резко ухудшилось положение евреев Европы. И летом 1938 года во французском городе Эвиан ле-Бене состоялась международная конференция по инициативе президента Соединённых Штатов Ф. Д. Рузвельта (страна, как и лидер без антисемитских корней!), который обратился с призывом к руководителям демократических (как они себя любят величать) стран всего мира, обсудить вопросы о предоставлении убежища политическим беженцам. В Эвианской конференции приняли участие представители 32 стран, среди них: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Австралия, Новая Зеландия, ряд стран Латинской Америки и др. Вот как оценил итоги этой конференции бывший Премьер-министр государства Израиль Ицхак Шамир. На вопрос писателя Матвея Гейзера: „Расскажите о самых трагических событиях вашей жизни", - Ицхак Шамир ответил: „ Я не рассматриваю свою жизнь отдельно от жизни своего народа, от Израиля. Пожалуй, из общеизвестных еврейских трагедий XX века первой я бы назвал Эвианскую конференцию, которая по инициативе Рузвельта была созвана в городе Эвиане (Франция) летом 1938 года. Тогда весь мир отвернулся от еврейского народа, над
которым уже не то что нависла, а он был поставлен перед реальной угрозой. Англичане настояли, чтобы европейских евреев не пускали в Эрец Исраэль, отказались и главы других стран, кроме диктатора Доминиканской республики, и потом произошло то, что не могло не произойти. В те дни весь мир, считающий себя цивилизованным, по сути дела дал Гитлеру „карт-бланш" не решение еврейского вопроса». (Журнал „Лехаим", март 2001 года).
     Вот когда было принято „окончательное решение еврейского вопроса"! Не на Ванзейской конференции, главарями германской национал-социалистической партии и правительственного аппарата Германии 20 января 1942 года, как это принято считать, а демократическими (!?) странами в 1938 году в Эвиане.
     Немцы в уничтожении евреев сыграли партию первой скрипки в многоголосье европейского антисемитизма. А дирижёром этого дьявольского оркестра был выходец из Австрии Шикльгрубер, он же гитлер.
     А духовным пастырем? Не глава ли Римской католической церкви Пий XII, который не смог (как пишут его почитатели), или не захотел использовать своё влияние и высокое положение для борьбы с геноцидом? Чему после этого удивляться? Даже традиционно нейтральная Швейцария в этом вопросе не стала скрывать своего истинного лица. „Берн. Исследование, проведённое по поручению правительства Швейцарии, позволяет сделать вывод, что Швейцария в годы войны могла безболезненно спасти многие тысячи еврейских беженцев, но не захотела этого сделать. Президент Швейцарии Дрейфус принесла публичные извинения за тогдашнюю политику её страны, за что подверглась ожесточённой критике правых партий». Газета „Европа-центр", № 26, 2000 год.
     Так чем же всё-таки была вызвана эта всепоглощающая ненависть к евреям, которая и сегодня берёт верх над разумом в европейских странах? Я предлагаю за ответом заглянуть в книгу А. И Солженицына „Двести лет вместе". Даже в навозной куче можно найти жемчужное зерно. Так вот на стр. 32 читаем: „Постоянную враждебность еврейство испытывало от католического духовенства". Вот где корень зла!!! А, как известно, любым сообществом людей руководит идеология. Коммунистическая, национал-социалистическая, демократическая, христианские демократы и так далее и тому подобное. Это сейчас. А в те времена в Европе государствами правила одна идеология - католическая церковь. Правила жёстко и целенаправленно. До сих пор аукается! И это ауканье, преодолев просторы Средиземного моря, сегодня отзывается противостоянием и террористическими актами против народа Израиля. Израильские спецслужбы обнаружили документы, которые гласят о том, что Европейский союз ежемесячно субсидирует Арафату 20 миллионов долларов. Это видимая часть айсберга. Европейцам мало Холокоста! Сегодня они делают то же, что и их прадеды, но только чужими руками. Оглянитесь назад и вы увидите, кто сегодня решает судьбу Израиля, нашу с вами судьбу!
     Тысячелетиями прихожанам Европы с папертей и амвонов, в соборах, церквях и костёлах внушалась не любовь к ближнему, как завещал Иисус Христос, которому они поклоняются, а ненависть к народу, который трепетно хранил, передавал из поколения в поколение Тору, дарованную самим Б-гом!
     Во время традиционной службы „Меа culpa" папа римский Иоанн Павел II (сам он, явление уникальное в христианском мире) признал семь прегрешений не только отдельных священников, а всей католической церкви в целом. Одно из них непосредственно относится к евреям: „осуждение прегрешений против евреев - презрение, враждебность и умолчание“.
     Евреи всего мира услышали глас Иоанна Павла II, но услышала ли своего понтифика его паства? Судя по предвзятому отношению Европейского союза (какое единомыслие и взаимопонимание!) к событиям на Ближнем востоке, это был глас вопиющего в пустыне!
     И потому я спрашиваю: „Сколько же тысячелетий понадобится, чтобы мировоззрение европейцев очеловечилось? И сколько ещё при этом прольётся безвинной крови евреев?".

Борис Мильштейн
   Потсдам


Рецензии