Квадрат

“Холодный, насыщенный духом наступающей осени ветер застучал по окнам. Ставни заскрипели и тревожно отозвались на шум снаружи. Скоро пожелтевшая листва осыплется с Дерева   и покроет вымощенный камнем Мир мягкими и шершавыми слоями осеннего одеяла…”
(Записки начинающего писателя.)

Дети были уже наслышаны о деревьях и листве. И осведомлены о вращении этих загадочных лун в небе, и о движении Солнца – великого благодетеля, который щедро осыпал созданную им жизнь прекрасными подарками. Именно он, как говорили взрослые, создал всех людей и наделил их разумом и вложил в них жизнь. Птицы тоже его творение. О Боже, какие они красивые! И их так мало… Как и людей.

А ветер всё продолжал свои игры. Детям нравился этот резкий звук. Вечерами, зимними и осенними, они любили собираться в гостиной у камина, где взрослые рассказывали им изумительные сказки о “Снаружи” и читали кое-какие книги из Библиотеки Сокровенных Знаний. Детям не разрешалось туда заходить, а большие массивные двери были на замке. Ключ в неизвестном месте.
 Детям казалось, что эти старинные дома из камня всё ещё скрывали в себе многие тайны.

Сегодняшняя “посиделка” была особенной. Мистер Джеймс Хэмфри рассказывал свою новую сказку, а в камине с жаром потрескивали поленья. В гостиной собрались практически все. Родители детей, дети родителей, дети детей родителей. Большая дружная семья. И птицы. Они тоже были здесь, правда, сидели в клетках. Но это ненадолго. Скоро их выпустят на волю. Это уже стало традицией.
 Брат Джеймса Джозеф славным толстяком с рыжей бородой. Его жена Эмилия готовила праздничный ужин. В столовой уже всё было накрыто. Отполированная до блеска посуда была аккуратно расставлена на длинном столе. Отмечали уход Лета и встречали его сестру Осень.
 Все уже собрались. Даже Писатель был здесь…
 Деревянные балки терялись в невысоком потолке и подпирали его собой. Отблески ламп и свечей не распространялись наверх, а отражались на потолке тенями и отблесками.
 Самое интересное и главное в интерьере было то, что окна выходили только во Двор. На противоположной стене их не было. Как и в других помещениях и домах Квадрата.

Дети довольно часто расспрашивали взрослых о внешнем мире, но всю свою жизнь получали отрицательные ответы. И всякий раз им приходилось гадать, есть ли в сказках мистера Хэмфри хоть толика правды. Даже Писателя невозможно было расспросить, потому что он редко попадался на глаза. Его положение было ещё более сложным, чем у остальных. Он редко покидал свой дом.
 
День ото дня дети играли во дворе, посреди его каменных мостовых стояло единственное Дерево, с него опадали пожелтевшие листья, холодный ветер подхватывал их и уносил ввысь.
 Стояла осень.

Писателю было 19 лет, и он был глубоко задумчив и погружён в себя. Все его мысли были обращены к восемнадцатилетней Эмили, жившей напротив Квадрата. Он ни с кем не общался всю свою сознательную жизнь, а ему так хотелось выйти во Двор и присоединиться к толпе играющих детей и взрослых. Но он сидел и продолжал писать. К тому же он постоянно сомневался и не был уверен, что с ним заговорят. Его мало интересовало, чем занимаются старейшины, покидающие их маленький мир через единственный выход из двора – каменную арку, ведущую в неизвестное никуда. Кое-что было и так понятно. Раз в месяц они запасались продуктами, одеждой и медикаментами. И после их возвращения всё время оставалась тайна о Снаружи. Естественно, когда взрослые тоже были маленькими, они также ни о чём этом не ведали, но к 33-м годам каждому из них всегда “открывали глаза” на неизвестность.

Мир Писателя был куда уже по сравнению даже и с Двором. Его окружали многочисленные книжные полки, но он нечасто к ним прикасался. Они были покрыты ”древней” пылью и временем. Что содержалось в этих книгах? Сведения о Снаружи? Никто не знал. Это были творческие работы людей, живших во Дворе. Другой жизни и другого мира для них не существовало.
 Но внутренний мир Писателя был куда глубже и шире, а также и многообразнее, но об этом никто не знал. Или почти никто. Мистер Джозеф Хэмфри часто общался с Писателем. Писатель не мог долго находиться в своей комнате, поэтому приходилось выходить оттуда время от времени. Их беседы проходили в библиотеке, а иногда и во Дворе.
Двор был не таким уж и маленьким. Нет, он не был сжатым. Он был достаточно большим. Во дворе играли дети, посередине росло единственное Дерево с лужайкой вокруг него. Дома стояли вплотную друг к другу и замыкались в Квадрат…Представьте подобное зрелище…каменная мостовая…Редкие птицы – признак внешней жизни?.. Дома 18-19 веков…Всё выполнено в мрачном стиле…
Ни у кого не было шанса выбраться наружу. Железные ворота каменной арки были закрыты, ключи хранились неизвестно где, неизвестно у кого, никто не мог подняться на крыши, так как не было балконов, приставочных лестниц, выступов или трубы. Окна выходили лишь во двор. Замкнутый мир, замкнутая жизнь, но и неосуществлённые замкнутые мечты…

…Они познакомились случайно…

 Писатель сидел в потрёпанном старом кресле, отложив в сторону кожаный том с пожелтевшими страницами. Солнечный свет падал ему на лицо косыми лучами. Его веки были полуопущены, но он не спал.
- Привет, - раздался спокойный ласковый голос. – Можно мне взять его?
-Конечно, - слегка улыбнувшись, ответил Писатель.
 Эмили протянула руку к толстому тому и, присев, начала его перелистывать.
- Я просто не успела его дочитать, - сказала девушка.
Ей было около восемнадцати лет. Может, чуть меньше. И вообще, она выглядела намного младше своего возраста и походила на маленькую девочку. На ней было тёмно-синее платье, а в волосах нежно-жёлтый цветок. Она сама была похожа на только что распустившийся цветок.
- Да ничего..гм..всё нормально…
Эмили подняла на него взгляд и улыбнулась в ответ. Глаза её были слегка узкие, но сейчас они округлились и оживлённо смотрели прямо в его душу. В глазах будто бы отражалась озёрная гладь.
 Писатель тоже попытался ответить её улыбкой, но он не помнил, как надо улыбаться. Поэтому улыбка получилась натянутой и дурацкой. Его лицо было похоже на уставшего от жизни человека. Он стал беспокойно обводить библиотеку взглядом, пока тот не остановился на книжке неподалёку.
- Сейчас…гхм… - невнятная фраза вылетела из его уст и потонула в книжной тиши.
Писатель встал и подошёл к соседней полке. Он протянул руку и вытащил книгу. Это была ”Спираль на водной глади в одном тенистом старом-престаром лесу, в которой отражаются старые берёзы и дубы с клёнами”. Сокращённо, “Спираль”. Он бухнулся на место.
- Что это за книга? – поинтересовалась Эмили.
- А-а… это…гхм…»Спираль на в…»
- Читала, хорошая книга. – ответила за него Эмили. Её слегка смутило, что она перебила его. – Немного сумасшедшая, но всё же…хорошая.
Она попыталась добавить что-либо приятное, чтобы поддержать беседу, но…
- А я тебя, кстати, видел, – начал за неё Писатель. – Ты гуляла под деревом…с красным бордовым зонтиком.. Тебе он очень идёт…

Постепенно их невнятный робкий разговор вылился в тёплую и задушевную беседу. И вскоре им даже стало казаться, что они всегда были друзьями и всегда общались на только им понятном языке.

Писатель поведал Эмили о себе и о своей странной скучной жизни. Он рассказывал, снова и снова повторяя одни и те же слова и путаясь в них, как день ото дня он сидит или ходит по своей серой комнате и ничего не делает. Даже не пишет. И хотя в библиотеке полно книг, читает он не всё и очень редко. Зато выдумывает, считая это куда более полезным занятием.
 Так Эмили узнала, что Писатель придумывает свои истории, в которых каждая строчка наполнена поэзией и философией.  В них всегда содержится много смысла. Так, один листок, сорвавшийся с дерева и подхваченный ветром, может содержать в себе большой смысл. Потому что этот листок жаждет чего-то большего, чем простое неприметное существование на родине. Он стремится в сторону горизонта, подхваченный ветром. Он всегда в поисках. Пред ним открыты все дороги… Это чувствовал и сам Писатель. Правда, на его пути встали стены с каменной кладкой, закрывающие все дороги. Но это не помешало Писателю достичь своего и он начал мечтать. А мечта, как известно – мощная сила. Он стал выдумывать всевозможные миры у себя в голове.
 У Писателя почти никогда не было нормального общения. Он плохо представлял себе, как надо общаться и главное с кем. Он постоянно боялся, что может что-то сказать или сделать не так. Он прилагал усилия для общения с людьми, чтобы не упасть в их глазах. Но постоянная тревога, лежащая на сердце; страх неудачи подтолкнул его к замкнутости. С годами он замкнулся в себе даже больше, чем те люди, что жили во Дворе. Получается, что он не один такой?.. Или он просто выдумал их?! Их не существует?...Он просто выдумал для себя собеседников, чтобы не скучать. Может, он один живёт в мире?.. Или в каком-нибудь странном месте, где его либо держат насильно, либо его удерживает собственная игра его разума.
Но знакомство с Эмили заставило его пересмотреть свои взгляды на мир. Он стал меньше думать о себе и больше о другом человеке. Возможно, у него впервые появился настоящий друг. А может, даже больше…

Писатель и Эмили сидели во Дворе на улице и наблюдали за весёлой игрой детей неподалёку от них. Они находились под Деревом на каменной скамейке. Солнце было ещё в зените. Его прямые лучи сквозь осенние красные листья и делали их полупрозрачными.
 Всё было наполнено покоем и умиротворением. Скамейка была нагрета от дневного света, а сидящие на ней и гуляющие во дворе люди с интересом общались между собой. Приятно было весело болтать, изредка наблюдая за невинной и беспечной игрой детей. Они были такими милыми и весёлыми в этих разноцветных костюмах. Их нарядили в костюмы животных, про которых было написано в детских книгах Джеймса Хэмфри.
 Старейшины и их семьи готовились к долгожданному празднику Осени; когда госпожа Лето постепенно готовится ко сну, она начинает великую уборку своего наряда. Листья начинают опадать на землю, тепло уходит в землю-прародительницу всего живого. Даже птицы чувствуют приближение холодов и улетают из своих гнёзд.
 Земля была покрыта красно-жёлтым одеялом из листьев. Вот бы сейчас оказаться там, снаружи, где вокруг расстилается внешний мир. Какой он? Неужели он настолько страшный и опасный? Ведь тогда бы эти условия оказывали бы неблаготворное влияние на их жизнь. Здесь бы не было птиц, Дерево бы не цвело год от года, беря своими глубокими сильными корнями всё самое лучшее от этой сочной земли, сокрытой под каменными плитами. И тогда бы люди не были так веселы и счастливы. Пока их хрупкий мир был в равновесии и они не думали о Снаружи так сильно. Ведь они с рождения жили здесь, в Квадрате. Но рано или поздно что-то может пойти не так, и тогда всё изменится. Подрастающее поколение захочет всё же узнать правду.
 
А у Писателя просто не было времени думать о плохом. И всё благодаря Эмили.

Вечернее небо было насыщено приятными ароматами цветов и трав. Косые алые лучи солнца освещали покатые крыши домов. Во Дворе никого не было, кроме Писателя и Эмили. Люди разошлись по своим домам, а дети получали ужин и слушали долгожданные истории на ночь. Переулки были безлюдны. (Переулки??) Отовсюду их обступали каменные стены с красно-тёмными бликами. Солнце, прежде чем уйти за горизонт, осветило и согрело каждый камень, создав причудливые узоры. Оно не могло обойти вниманием даже это место.

Двор был центром большого Квадрата. Но теперь этот мир стал намного шире для Писателя и ему казалось, что он видит уютные сады и лужайки с сочной травой. Они располагались в переулках и маленьких двориках. Квадрат походил на один большой узорчатый лабиринт с запутанными переходами-входами-выходами. Его границей была большая, каменная, высокая стена. И всё это открылось для взора Писателя.

…Волк с густой серой шерстью стоял посреди двора и внимательно изучал взглядом сидящих под Деревом молодых людей.

- Ты видел, куда Оно пошло?! – взволнованно воскликнула Эмили. – Откуда это животное могло взяться?
- Надо выяснить, - ответил Писатель с решительным взглядом. – Кое-кто должен нам кое-что истолковать…

Они шли, скорее, будет лучше сказать, что бежали, по освещённым гарными лампами коридорам к старейшинам. Те расположились в большой зале, аккуратно обставленной картинами и книжными полками.

Старейшины внимательно выслушали сбивчивый и взволнованный рассказ Эмили и Писателя.
- Как это животное могло пробраться сюда?
Резкий и быстрый взгляд из-под густых рыжих бровей пробежал по лицам явно нервничавших собеседников, в конце концов остановился в одной точке. То был Джозеф Хэмфри и сейчас он смотрел в окно.
- Итак,  - медленно протянул он. – Теперь вы, нетерпеливая молодёжь, вы приоткрыли завесу нашей тайны…А что, спрашивается, есть правда, а что вымысел?...Вам, молодым, ещё слишком рано знать об этой правде.
- Нет, - голос Писателя был решительным и настойчивым. – Что находится По Ту Сторону Стены???

- Всё это довольно сложно, - в который раз протянул Джозеф Хэмфри. – Твои родители ушли Туда, когда тебе было два года и так и не вернулись. Мы поклялись оберегать наш маленький мир, чтобы все не узнали правду.
- Какую правду?!
- всё не так, как вы думаете на самом деле. Там всё по-другому…Что будет, если правда станет открыта для всех и просочится через эти камни?! Что станет с нами, если мы уйдём?
- Я пойду, - сказал Писатель. – Откройте мне ворота.
Джозеф Хэмфри озадаченно посмотрел на Писателя.
- Я поклялся оберегать тебя, мальчик…
- Знаю, что вы обещали, но я раньше не решался на это, поскольку у меня были на то основания…У меня был творческий кризис…И я сидел в своём доме, не покидая его…А теперь я решился…вы должны выпустить меня…
- Мир другой…неужели ты…
- Да, готов, - решительно прозвучало в напряжённой тишине. – И я хочу вступить в него. Если волк проник сюда, значит, отсюда есть выход.

Спустя неделю…

Она ушла, - голос Писателя старался быть ровным, но в нём проскальзывали дрожащие нотки. – Её нет. Я нигде не могу её найти…
- Ты считаешь, что Эмили могла найти выход?
- …
- Я знаю, как она дорога тебе. Она изменила твою жизнь, сынок, в лучшую сторону… Ты прав. Я покажу тебе дорогу. Иди за мной…

Они шли по гулкому подземному коридору, освещённому факелами. Казалось, будто внезапно родившаяся решимость подталкивала Писателя вперёд, уничтожая на его пути ранее существовавшие преграды. По пути Писатель многое обдумал: свой творческий замкнутый путь, знакомство с Эмили, свой духовный подъём, волка и таинственное исчезновение той, которая спасла его жизнь…Все эти события подтолкнули его к выходу из кризиса…      

- Дальше ты пойдёшь один, мой мальчик, - сказал Джозеф. – Ты теперь уже готов.

Писатель подошёл к двери в стене. Переступил порог… и вышел наружу.

…Яркая вспышка дневного света…

Он довольно быстро добрался до издательства.

- Что ж…ваша работа довольно странная, но и неплохая…для новичка, конечно. Но я вижу, что у вас есть большой опыт. Вы ходили на курсы?
- Нет, я сидел дома…Довольно долгое время…
- Ваш рассказ незавершён, молодой человек. Здесь сказано, что “…он открыл дверь и…”
-…И вот я здесь, сижу перед вами. Вам может показаться это странным, но это конец. Я выбрался…Знаете, мне нелегко пришлось за этот год с лишним. Я будто впал в оцепенение и мне невыносимо было смотреть на четыре стены во дворе на улице…И дома тоже…Но потом меня вдруг осенило и в голову пришла эта непростая идея..
- Так как бы вы охарактеризовали свой рассказ?
- Это…Лабиринт…Я шёл по нему довольно долго, но теперь выбрался на волю.
- И вы сами ни с кем не общались?
- Почти ни с кем… Недавно у меня появилась собака…за последние шесть лет…Она составила мне небольшую компанию. Хороший такой, с густой серой шёрсткой. На волка похожа. А так… порой мне и правда казалось, что я общался со всеми этими людьми…с мистером Хэмфри…Эмили…И мне даже кажется, что я их не выдумал…Они не родились у меня в голове…Они пришли из моего сердца и всё это время мне помогали…Вы знаете, какая музыка звучит в человеческом сердце?.. Я считаю, что это любовь. “Любовь, что движет солнца и светила”. И есть одна девушка, которая мне нравится, но она пока об этом не знает…

- И что вы намерены делать теперь?

-Поступлю в институт…гуманитарный. Буду продолжать публиковаться… А дальше видно будет.
- Знаете, мы готовы их принять…для начала.

Рукопожатие…

Писатель сидел на уютной открытой террасе, освещённой солнечным дневным светом. Перед ним был прекрасный сад, а позади него отбрасывал длинную изогнутую тень дом викторианского стиля.
 Он заканчивал свой дебютный роман. И теперь он был готов к тому, чтобы начать своё путешествие, куда бы оно его не привело. Он попробует найти Эмили…Он найдёт её…тёмноволосую девушку с зонтиком…где бы она ни была…

Олег Девятилов
Лето 2007 + зима 2008


Рецензии