Я видел могилу

Я видел могилу….
Было это очень давно, и, не соврать, это было вообще первое кладбище, куда я попал. Не хотел…Тем более не мечтал…И попал.
Если честно, то никто и не планировал туда попадать…
Туда вообще никто не планирует, но…
…не будем о грустном.
Так вот было это неожиданно теплым северным летом, если точнее на самой его макушке, в конце июня, а может даже ближе к середине июля.
По крайней мере, я помню, травы цвели во-всю и характерный запах их цветения присутствовал во все время этого путешествия.
Мне было совсем немного, лет десять, или около того.
Ничего особенного.
И было это в пионерском лагере.
Нет, ну конечно, это не было походом, организованным вожатым  или другими руководителями лагеря. Никому из вожатых, а тем более руководителей лагеря и в голову не могло такое прийти. Поход на кладбище!
Это не было так же самостийным бегством в, своего рода, самоволку. Я не помню, чтобы такое  вообще было, хотя могу попросту этого и не знать.
Ребята постарше, может быть, и удирали, а мы так нет…
Вот что странно.
Я и мой брат решительно не хотели ехать ни в какой пионерский лагерь.
Зато потом, когда я уже был постарше, мне почему то захотелось скататься в этот самый лагерь, но…увы. По возрасту я уже не проходил.
Но я отвлекся, как всегда отвлекаются  неопытные рассказчики.
Я жил в этом самом лагере и, как сейчас понимаю, не тужил…Нас в меру развлекали, странно, но я почти не помню дождливых дней, во время которых безусловно мы вынуждены были бы находится в деревянных одноэтажных корпусах.
Мы все время были чем-то заняты. Теперь уже и не помню чем, Все-таки столько времени прошло.
Но хорошо помню походы вокруг лагеря…
Местность, где располагался наш лагерь, была довольно живописна.
Представьте себе большую реку, которой является Северная Двина.
Северная Двина- не самая большая в мире река. Она не самая большая и в нашей стране. И не самая длинная. Она образуется от слияния двух больших рек Сухоны и Юга в районе Великого Устюга и названа так от слова «двойной», «двойная». (Хотя мне почему то ближе слово «двигать») А потом, чуть дальше, в неё впадает Вычегда. По идее, поскольку Вычегда несёт в себе больше воды, и продолжение этого слияния должно называться так же, но…
Северная Двина- работящая река. Что, что, а развитие Севера невозможно представить без Северной Двины.
Да и сейчас трудится по мере сил и возможностей…
Вот на берегу этой реки и располагался наш пионерский лагерь.
Он располагался в селе Хаврогоры. Точнее, это название, которое объединяет в себе несколько деревень, как я это сейчас понимаю. И я думаю, что мы жили в деревне Погост. (Ничего себе название!). Думаю я так потому, что мы ходили в Часовенскую и она располагалась где-то рядом. Да и по спутниковой карте на то похоже, так как я хорошо помню, что мы сходили на берег с парохода (а не теплохода!) на какую-то импровизированную широкополую пристань и шли пешком сначала немного наверх, а потом налево. Да и теперь д. Погост является центром Хаврогорского сельского поселения.
А как таковой деревни Хаврогоры, оказывается, и нет.
А я и не знал…
Но дело не в этом.
Как я уже сказал, мы прибыли в Хаврогоры на пароходе. Я хорошо запомнил это путешествие, так как со мной рядом находился один мальчик, который все время пел военные песни. Так он это делал с душой, что невольно и меня заразил этим нехитрым занятием.
Путешествие заняло немного времени. Собственно сели на пароход мы утром, а прибыли часов около шести. Помню это достаточно хорошо, потому что было светло, и мы шли ввиду солнечных лучей.
Не помню каких-то бытовых неудобств этого путешествия. Всё моё внимание было приковано к работающим шатунам в центре парохода, окрестностей, проплывающих мимо нас, да вот песнями моего соседа.
…нам песня строить и жить помогает…
Поскольку в пионерском лагере я был не один раз, предполагаю, что мой рассказ имеет некую смешанную структуру.
Сказать, что я там чему то особенному научился, я не могу. Ну вот так вот раз, и научился. Да, думаю, никто таких целей особенно и не преследовал. Хорошо отложилось в памяти совершенно непонятная забота взрослых о прибавке веса. Думаю, что главной целью всех пионерских лагерей была хоть как то отвлечь детей от улицы с одной стороны и хоть куда то их сплавить, чтоб не доставлять родителям излишних хлопот и, опять же, поместить под присмотр.
Нет, ну разумеется, были там соревнования: футбол, волейбол, рыбалка даже, походы в лес, но это проходило в рамках, как бы сказать, просто занятий.
Конечно, до нас доходили отголоски некой другой, интересной жизни. Где то на Северной же Двине находился пионерский лагерь с громким названием Северный Артек. Не больше- не меньше! Может быть там было что-то интересное. Не знаю. Находясь в узких рамках ведомства, а именно Гидролизного завода, от которого и был построен лагерь, мы ни о чём таком и  не знали, не ведали.
Раз в неделю была баня. Я не любил ходить в баню. Я в то время вообще не любил ходить в баню по разным причинам. Всё мне казалось противным моей натуре. Хорошо помню запах мыла, как его называли дустовым, которым нас обязывали мыться. Другого просто не водилось. Время на помывку, слава богу, отводилось немного. Ни о какой парилке и речи не было. Помылись- выходим!.
Поэтому когда баня от чего то сгорела, мы испытали некоторое облегчение. Да что там облегчение, даже своего рода радость. Я впервые написал домой письмо ( от свалившегося «счастья»!), в котором поместил строки, долгое время остававшиеся шуткой в нашей семье: «Мы живём хорошо. У нас сгорела баня».
Естественно, мы как то купались на соседнем плёсе, но это занятие отнюдь не предполагало вольницы. Плавать я не умел и поэтому изображал, некие похожие движения, незаметно (как мне казалось!) касаясь руками дна.
Походы по окрестностям не были далёкими. Как правило, мы заходили на угор и там во что то играли. Помню, даже, собирали землянику. И, разумеется, тут же её ели.
Однажды был поход в соседнюю деревню на маслозавод.
Нас подняли рано утром и повели голодными, в смысле натощак, и не вполне проснувшимися, куда то, куда мы не знали. Это и оказался маслозавод, где были ближайшие весы, собственно цель нашего путешествия. Нас тщательно взвесили и записали результаты.
Мне кажется, я прибавил немного, килограмма два, к вящей радости доктора. Впрочем, не я один доставил ему такую радость.
Хотя питание наше чем то особенным было назвать трудно. Мы почти не ели того, что называется сейчас вкусняшки. Но в целом пища была здоровая. По утрам, конечно же , каша. А остальное не запомнилось. Фруктами нас не баловали, да и овощами не особо. Надо понимать, что тогда не было таких поставок как сейчас. И фрукты (да и овощи) появлялись строго по сезону. Даже не помню, чтобы кто-то выращивал томаты в наших краях. Это появилось позже. Огурцы, хорошо помню, даже у деда моего росли, а вот томатов не помню. Не говоря уже о прочих яблоках, апельсинах и мандаринах (строго под Новый год).
И вот среди этого всего вдруг к нам приехали родители. Цель их прибытия была мне не вполне ясна. Точнее, совсем не понятна. По первости подумалось, что это типа вызова родителей из-за плохого поведения. Детское сознание отказывалось понимать, что, в общем то, ничего такого и не было. Но всё прошло спокойно, если не считать некоторую неловкость, вызванную неожиданностью обстоятельства.
Но мы как-то сразу оценили преимущества этого появления, ибо нас отпустили из лагеря с родителями.
Опять же, детское сознание не приняло это как само собой разумеющееся. Подарок судьбы! Не меньше.
Мы ходили по каким то полям, дорогам, перелескам…
И тут набрели на заброшенное кладбище….
Я точно помню, что мы попали на него не по какой-то дороге. Не было дорог. Вся его бывшая территория заросла чахлыми, из-за своей скученности, елями, с которых свисали засохшие нити мха, который мы использовали для «усов» и «бороды», предварительно наслюнявив.
Не было привычных нам оград. Только могильные камни белого цвета (известняк?), большей частью заросшие и опустившиеся в землю.
Крестов так же не было. По крайней мере я их не запомнил…
И вот на одной из них мы смогли прочитать «здесь покоится сердце князя….» и год какой-то очень древний, но точно не помню какой…То ли 16…, то ли 15…
Мне бы, дураку, еще и год запомнить…Хотя подозреваю, что я его просто не мог видеть- так стерлась надпись.
И то и другое могло быть. Эти края, по сути, напичканы историей. Достаточно вспомнить, что недалеко от этих мест, на Вавчуге, была построена первая верфь для торговых судов, а Холмогоры, которое теперь село, являлось центром Северных земель, но в то время для нас была только одна история, то есть история СССР. Сама по себе занятная, но многажды перевранная, она напрочь отсекала для нашего сознания существование каких-то других историй, вплоть до наших собственных.
Я давно мечтаю посетить эти края ещё раз, да всё как-то не соберусь. По Интернету , опять же ничего нет про Хаврогоры, откуда название вообще взялось? Горы- это ясно, возвышенная все-таки местность. А всё остальное- загадка.
…а плавать я научился именно в тот год, потому, что мы с родителями поехали «на море»….


Рецензии