Однажды

   

       Однажды, став зрелей...
                (Из поэмы ЛОНДЖЮМО Андрея Вознесенского 1963год)


        Как то на досуге , когда у меня появилось много свободного времени, я решила :  А не заняться ли  мне написанием рассказов, фельетонов, или  еще что-нибудь в духе своего времени.
       Литература и русский язык — один из любимых моих предметов. Начав писать рассказ , я пришла к выводу , что я совсем позабыла как пишется школьное сочинение , так как привыкла  к сухому деловому языку.   
      Совершенно случайно мне под  руки попалась книга «555 сочинений на 5»(В помощь школьникам и абитуриентам ) издательства «ЦИТАДЕЛЬ - ТРЕЙД» .     Взяв в руки
книгу — я понял , что то что мне надо для начала.
       Этапы работы над сочинением  , обозначенные в книге, можно смело перенести на этапы написания литературного произведения.
      Для начинающих  и желающих писать рассказы , но не имеющих под рукой данного
пособия хотелось бы кратко остановится на основном.

     Грамотно написанный рассказ — это написанные в систематизированном виде ряд мыслей и фактов , изложенных под определенном углом зрения , с мотивированным объяснением точки зрения автора.

    Далее привожу по книге :

    1. Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ , выявление ее содержания.
        Этот этап важен для того , что бы литературное произведение было написано не
«мимо темы». Например, «Любимые герои Л.Н. Толстого в  романе «Война и мир».
   -    Какой круг проблем содержит эта тема.
   -    Действующие лица
   -    Персонажи
         Определить круг проблем и отметить основные вехи , по которым должно пойти раскрытие темы , то есть сделать набросок плана написания.   
 
    2. Формулировка основной мысли (идеи ) сочинения
   
    3. Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение  их  в определенном  порядке  для  обоснования  тезиса.

    4. Подбор фактического и цитатного материала.

       Итак, главная часть сочинения — это тезисы и аргументы.

       Вступление — необходимо, если оно привязано к главной части , и не нарушает композиционно-логическую  стройность. Оттолкнувшись от вступления , перейдя  к основному изложению , переходят к ЗАКЛЮЧЕНИЮ.
     Вступительная и заключительные части могут быть предельно краткими.
    
     ЭПИГРАФ — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею.
      Эпиграф возможен, но не обязателен в литературном произведении.


   В методике написания можно выделить три жанровые разновидности :
   ОПИСАНИЕ
   ПОВЕСТВОВАНИЕ  И  РАССУЖДЕНИЕ (от лица)
   ЗАТЕМ РАСКРЫТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ПРИЗНАКОВ В ОПИСАНИИ;
   рассказ о каком-нибудь событии (эпизоде , случае из жизни), которое развертывается во времени, - в повествовании; умение мыслить самостоятельно , отстаивать свою точку
зрения -   В РАССУЖДЕНИИ.
   
   ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ:

   Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения (патриотический, лирический, комический, публицистический,сатирический), т.е. эмоциональный настрой.
   Об одном и том же литературном герое (ЛГ) может быть написано :
   в жанре СОЧИНЕНИЯ-ХАРАКТЕРИСТИКИ с элементами  критического разбора,
                ЛИРИЧЕСКОЙ ИСПОВЕДИ
                ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТРЕТА
                ОЧЕРКА с суждениями о герое художественного произведения.
                АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ чаще всего оформляются в жанре небольшой
                ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ
                РЕЦЕНЗИИ
                ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЗОРА (обозрения).

    ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВЫХ  ФОРМ
   
   1. Форма характеристики
        -требует глубоко раздумья  не только над системой образов, но и над образом
         отдельного героя , ЭВОЛЮЦИЮ ХАРАКТЕРА В СЮЖЕТНОМ РАЗВИТИИ
        ПРОИЗВЕДЕНИЯ, выделения индивидуального,неповторимого, характеризующего личность героя.
       - возможны лирические отступления
        В ЭТОМ ЖАНРЕ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СРАВНИТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ
    И ХАРАКТЕРИСТИКУ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ   
             

   2. Форма литературного портрета
       здесь важно показать «ДУШУ ОРИГИНАЛА»,свободное раскрытие «ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА». К литературному портрету примыкает ПОРТРЕТНАЯ ЗАРИСОВКА

   3. Форма эссе- ЖАНР КРИТИКИ ,ПУБЛИЦИСТИКИ , должна включать в себя первоначальное впечатление от прочитанного,общее понимание взглядов писателя.
      
   4. Форма рецензии — разновидность критической статьи , наиболее глубокое высказывание
 о произведении искусства (ЛИТЕРАТУРА,СПЕКТАКЛЬ,КИНО).
        Вступление в рецензии может начинаться  ярким  эпизодом  из  текста (ЯРКОЙ ТЕКСТОВОЙ ЗАСТАВКОЙ).

   5. Форма  обозрения
       Здесь уместно обращение к различным произведениям одного или нескольких писателей или поэтов , КРАТКИЙ КОММЕНТАРИЙ К НИМ.
       Если же на основе нескольких произведений выдвигается одна или несколько проблем, затронутых автором,следует обращение к новому жанру -
ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ СТАТЬЕ.
    Цель ее — обстоятельное рассмотрение проблем творчества писателя  с общечеловеческих
позиций , т.е. В центре внимания всегда будет НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
    Здесь имеет место быть ВЫВОДАМ и ОБОБЩЕНИЯМ, на основе глубокого анализа с применением :
- литературных зарисовок ,
- портретных описаний,
- речевых характеристик,
- диалогов,
- пейзажа. 
      
   6. Форма  очерка

   Очерк и рассказ имеют одну отличительную черту — публицистичность изложения и это
одно из трудных жанров.
   Здесь важно глубокое знание
   ФАКТИЧЕСКОГО  МАТЕРИАЛА,
   ИСКУССТВА РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ В ДИНАМИКЕ.
  Очерк должен подвести читателя к выводу об
   ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.               
   
    


Рецензии
Как хорошо, что Вы опубликовали "Однажды".
Думаю, это понадобится нам, авторам Сервера Проза.ру, при создании произведения.
Мне понравился Ваш смелый, благородный поступок!
Замечательно, Арника!

Дмитрий Верендеев   10.05.2010 12:10     Заявить о нарушении
Дмитрий! Здравствуйте!

ВСЕ НОВОЕ , ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ.
Сейчас вот читаю Матусевича В.А. Муза чтения : Рассказы об А.С. Пушкине — читателе , библиофиле . - М.: Cоветская Россия, 1991. - 192 с.,ил.

СУДЬБА ПУШКИНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Пойдем, да выше , выше...
по этим книгам и полкам...

под иллюстрацией с надписью ПЕТЕРБУРГ, МОЙКА, 12

привожу начало:

Коротки февральские дни в Петербурге . Уже в три часа наступают сумерки , и городские улицы ,проспекты, набережные рек и каналов быстро окутываются полупрозрачной мглой,
приобретая несколько романтический характер в неровном свете колеблемых ветром редких масляных фонарей. Налетит, закружит небольшая поземка, бросит в лицо крупинки снега, забьется светлой дорожкой у фасадов домов , там , где днем уже по-весеннему теплое солнце растопило снег... И вот уже близкая долгая ночь дохнет чем-то суровым,неизбывным...
Четверо молодых людей подошли к крыльцу дома №12 по набережной реки Мойка. Они немного постояли перед закрытой дверью , ведущей в квартиру первого этажа , прежде чем один из них протянул руку к звонку. Сиротливо и жалобно прозвенел колокольчик. Казалось,
что за дверью все вымерло и никто не откликается на его зов. Но вот наконец послышались чьи-то неторопливые шаги и покашливание. Дверь немного приоткрылась , и в неярком пламени свечи, прыгающем от весеннего ветра , показалось лицо высокого пожилого человека с непокрытой седой головой и такими же седыми бакенбардами.
- Прошу вас,господа, - медленно и глухо проговорил он, вглядевшись в лица пришедших слезящимися глазами.
Почтительно поклонившись , он отступил вглубь, и лицо его , озаренное свечой , приобрело облик трагической маски древнегреческого актера.
Вошедшие молча разделись в прихожей , поднялись по мраморной лестнице , один за другим , прошли в кабинет...

В этом плане очень много полезного нашла у Аллы Бур ( автора можете найти у меня в избранных) .Ознакомившись с ее творчеством ,нашла много ответов на свои вопросы.
Разделяю творчество Макароны (Наталья Мурадова стихи ру),Анастасии Борискиной (здесь, на прозе и стихи ру), Владимира Александровича Аристова (стихи ру), Дианы Горной, Александра Артова, Александра Герасимоффа-Герасимова и многих других ... всех не перечислишь.
С творчеством многих авторов только еще знакомлюсь.

Да и вообще , в творчестве любого автора можно найти свою изюминку. А ошибки ...
НЕ ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ.

СПАСИБО ЗА ОТКЛИК И ПОНИМАНИЕ.

Арника Горная   10.05.2010 14:20   Заявить о нарушении