Однажды
Однажды, став зрелей...
(Из поэмы ЛОНДЖЮМО Андрея Вознесенского 1963год)
Как то на досуге , когда у меня появилось много свободного времени, я решила : А не заняться ли мне написанием рассказов, фельетонов, или еще что-нибудь в духе своего времени.
Литература и русский язык — один из любимых моих предметов. Начав писать рассказ , я пришла к выводу , что я совсем позабыла как пишется школьное сочинение , так как привыкла к сухому деловому языку.
Совершенно случайно мне под руки попалась книга «555 сочинений на 5»(В помощь школьникам и абитуриентам ) издательства «ЦИТАДЕЛЬ - ТРЕЙД» . Взяв в руки
книгу — я понял , что то что мне надо для начала.
Этапы работы над сочинением , обозначенные в книге, можно смело перенести на этапы написания литературного произведения.
Для начинающих и желающих писать рассказы , но не имеющих под рукой данного
пособия хотелось бы кратко остановится на основном.
Грамотно написанный рассказ — это написанные в систематизированном виде ряд мыслей и фактов , изложенных под определенном углом зрения , с мотивированным объяснением точки зрения автора.
Далее привожу по книге :
1. Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ , выявление ее содержания.
Этот этап важен для того , что бы литературное произведение было написано не
«мимо темы». Например, «Любимые герои Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».
- Какой круг проблем содержит эта тема.
- Действующие лица
- Персонажи
Определить круг проблем и отметить основные вехи , по которым должно пойти раскрытие темы , то есть сделать набросок плана написания.
2. Формулировка основной мысли (идеи ) сочинения
3. Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса.
4. Подбор фактического и цитатного материала.
Итак, главная часть сочинения — это тезисы и аргументы.
Вступление — необходимо, если оно привязано к главной части , и не нарушает композиционно-логическую стройность. Оттолкнувшись от вступления , перейдя к основному изложению , переходят к ЗАКЛЮЧЕНИЮ.
Вступительная и заключительные части могут быть предельно краткими.
ЭПИГРАФ — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею.
Эпиграф возможен, но не обязателен в литературном произведении.
В методике написания можно выделить три жанровые разновидности :
ОПИСАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ (от лица)
ЗАТЕМ РАСКРЫТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ПРИЗНАКОВ В ОПИСАНИИ;
рассказ о каком-нибудь событии (эпизоде , случае из жизни), которое развертывается во времени, - в повествовании; умение мыслить самостоятельно , отстаивать свою точку
зрения - В РАССУЖДЕНИИ.
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ:
Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения (патриотический, лирический, комический, публицистический,сатирический), т.е. эмоциональный настрой.
Об одном и том же литературном герое (ЛГ) может быть написано :
в жанре СОЧИНЕНИЯ-ХАРАКТЕРИСТИКИ с элементами критического разбора,
ЛИРИЧЕСКОЙ ИСПОВЕДИ
ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТРЕТА
ОЧЕРКА с суждениями о герое художественного произведения.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ чаще всего оформляются в жанре небольшой
ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ
РЕЦЕНЗИИ
ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЗОРА (обозрения).
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВЫХ ФОРМ
1. Форма характеристики
-требует глубоко раздумья не только над системой образов, но и над образом
отдельного героя , ЭВОЛЮЦИЮ ХАРАКТЕРА В СЮЖЕТНОМ РАЗВИТИИ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, выделения индивидуального,неповторимого, характеризующего личность героя.
- возможны лирические отступления
В ЭТОМ ЖАНРЕ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СРАВНИТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ
И ХАРАКТЕРИСТИКУ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
2. Форма литературного портрета
здесь важно показать «ДУШУ ОРИГИНАЛА»,свободное раскрытие «ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА». К литературному портрету примыкает ПОРТРЕТНАЯ ЗАРИСОВКА
3. Форма эссе- ЖАНР КРИТИКИ ,ПУБЛИЦИСТИКИ , должна включать в себя первоначальное впечатление от прочитанного,общее понимание взглядов писателя.
4. Форма рецензии — разновидность критической статьи , наиболее глубокое высказывание
о произведении искусства (ЛИТЕРАТУРА,СПЕКТАКЛЬ,КИНО).
Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (ЯРКОЙ ТЕКСТОВОЙ ЗАСТАВКОЙ).
5. Форма обозрения
Здесь уместно обращение к различным произведениям одного или нескольких писателей или поэтов , КРАТКИЙ КОММЕНТАРИЙ К НИМ.
Если же на основе нескольких произведений выдвигается одна или несколько проблем, затронутых автором,следует обращение к новому жанру -
ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ СТАТЬЕ.
Цель ее — обстоятельное рассмотрение проблем творчества писателя с общечеловеческих
позиций , т.е. В центре внимания всегда будет НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Здесь имеет место быть ВЫВОДАМ и ОБОБЩЕНИЯМ, на основе глубокого анализа с применением :
- литературных зарисовок ,
- портретных описаний,
- речевых характеристик,
- диалогов,
- пейзажа.
6. Форма очерка
Очерк и рассказ имеют одну отличительную черту — публицистичность изложения и это
одно из трудных жанров.
Здесь важно глубокое знание
ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА,
ИСКУССТВА РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ В ДИНАМИКЕ.
Очерк должен подвести читателя к выводу об
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Свидетельство о публикации №210051000393
Думаю, это понадобится нам, авторам Сервера Проза.ру, при создании произведения.
Мне понравился Ваш смелый, благородный поступок!
Замечательно, Арника!
Дмитрий Верендеев 10.05.2010 12:10 Заявить о нарушении
ВСЕ НОВОЕ , ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ.
Сейчас вот читаю Матусевича В.А. Муза чтения : Рассказы об А.С. Пушкине — читателе , библиофиле . - М.: Cоветская Россия, 1991. - 192 с.,ил.
СУДЬБА ПУШКИНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Пойдем, да выше , выше...
по этим книгам и полкам...
под иллюстрацией с надписью ПЕТЕРБУРГ, МОЙКА, 12
привожу начало:
Коротки февральские дни в Петербурге . Уже в три часа наступают сумерки , и городские улицы ,проспекты, набережные рек и каналов быстро окутываются полупрозрачной мглой,
приобретая несколько романтический характер в неровном свете колеблемых ветром редких масляных фонарей. Налетит, закружит небольшая поземка, бросит в лицо крупинки снега, забьется светлой дорожкой у фасадов домов , там , где днем уже по-весеннему теплое солнце растопило снег... И вот уже близкая долгая ночь дохнет чем-то суровым,неизбывным...
Четверо молодых людей подошли к крыльцу дома №12 по набережной реки Мойка. Они немного постояли перед закрытой дверью , ведущей в квартиру первого этажа , прежде чем один из них протянул руку к звонку. Сиротливо и жалобно прозвенел колокольчик. Казалось,
что за дверью все вымерло и никто не откликается на его зов. Но вот наконец послышались чьи-то неторопливые шаги и покашливание. Дверь немного приоткрылась , и в неярком пламени свечи, прыгающем от весеннего ветра , показалось лицо высокого пожилого человека с непокрытой седой головой и такими же седыми бакенбардами.
- Прошу вас,господа, - медленно и глухо проговорил он, вглядевшись в лица пришедших слезящимися глазами.
Почтительно поклонившись , он отступил вглубь, и лицо его , озаренное свечой , приобрело облик трагической маски древнегреческого актера.
Вошедшие молча разделись в прихожей , поднялись по мраморной лестнице , один за другим , прошли в кабинет...
В этом плане очень много полезного нашла у Аллы Бур ( автора можете найти у меня в избранных) .Ознакомившись с ее творчеством ,нашла много ответов на свои вопросы.
Разделяю творчество Макароны (Наталья Мурадова стихи ру),Анастасии Борискиной (здесь, на прозе и стихи ру), Владимира Александровича Аристова (стихи ру), Дианы Горной, Александра Артова, Александра Герасимоффа-Герасимова и многих других ... всех не перечислишь.
С творчеством многих авторов только еще знакомлюсь.
Да и вообще , в творчестве любого автора можно найти свою изюминку. А ошибки ...
НЕ ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ.
СПАСИБО ЗА ОТКЛИК И ПОНИМАНИЕ.
Арника Горная 10.05.2010 14:20 Заявить о нарушении