Мысли о кинематографе и искусстве как инструменте

 Мысли о кинематографе и искусстве как инструменте познания мира

...Повторю избитую фразу: "зрителя, как и читателя нужно воспитывать", а не оболванивать, низводить до уровня пресмыкающегося — кушаюещго хавку "Адмирала","1612" или еще какого дерьма… И во всем виновата коммерциализация… Американцы, как нация торгашей, не понимающая искусства, тысячелетней европейской традиции развития культуры, вынуждены пользоваться шаблонами для того, чтобы штамповать однотипные фильмы, зарабатывая деньги, меняя имена-фамилии, цвет платья(не касаясь характеров героев, ибо все они уже прописаны, как и сюжетные линии) и добавляя спецэффектов по уровню развития техники, а, с учетом доступности, легкости восприятия картинки — кинематограф и ТВ вообще, — основа формирования человеческого сознания, поиск самоидентификации себя в мире… И, что же мы получаем, в итоге, промывая сознание дешевыми шаблонами примитива и картинности? — Полную дезорганизацию человеческого общества, нации-народа, человека...Человек удаляется от реального времени, реального мира…Он начинает жить в виртуале, навязанных масс-медиа иллюзиях...

 К примеру, на войне красочно погибают какие-то картонные люди-персонажи, а не люди с душой и своим миром (близкими, родными и т.д.), вроде, как бы можно «сохраниться» и переиграть уровень, замочить всех злобных негодяев,не совершить прежних ошибок,  забывая о сиюминутности каждого проживаемого мгновения, что оно неповторимо (Жизнь дается всего лишь раз, ситуацию нельзя переиграть… Сказал, не подумавши, человек обиделся, и все! Ничего нельзя возвратить назад, переиграть).Т.е. дать молчаливое согласие на войну в Ираке — легко (где эта страна вообще находится?)! Люди ехали воевать в Ирак и им становилось страшно.* Оказывается, на ВОЙНЕ СТРЕЛЯЮТ!!! Какое гениальное открытие!!! На войне стреляют!!! Но это же не фильм Рембо или компьютерная игра!!!Это РЕАЛЬНОСТЬ.

 Я с детства привык смотреть советские фильмы, читать книги о войне и про войну, и я знаю, что война — это страшно, это кровь и смерть, это покалеченные судьбы людей (изуродованные тела, гибель близких сердцу людей...), вши, холод, дождь, лишения, тоска по дому, малой родине и пр., а не красочная баталия с оторванными конечностями и пафосным «погибанием» художественных героев…Ты - вот-вот можешь погибнуть, и этого достаточно, чтобы понять КАК ЭТО МНОГО!!!Целая вселенная может погибнуть твоего мыслящего "я". В том же "Рембо"  люди гибнут пачками (где-то 200человек замочил один персонаж) без особого осмысления того, что это гибнут сотни маленьких вселенных "я", у которых есть дети, родственники, целый внутренний (душевный) мир, и на их месте может оказаться каждый американец!Каждый человек... Если в день террактов в Москве мы понимаем, что на месте погибших можем оказаться и мы, американцы не могут этого представить - у них нет общественной памяти войн, каких-то ужасов, которые испытали многие европейские страны, особенно Россия (1812год и  1941-1945года есть только в нашей, Российской истории). Морально никто из американцев не был готов к катастрофе,произошедшей 11сентября, мы, россияне,понимаем, что живем в мире катастроф (как то ДТП,взрывы на шахте,трагедией на С-Ш ГЭС и пр.. вплоть до  войн и террактов)...а у американцев создается стереотип абсолютной защищенности, который проник в кинематограф, масс-медиа, из-за чего, к примеру, в 30-х, могла возникнуть паника только от прослушивания фантастического рассказа о нападении марсиан на Землю  Так,для них вполне допустимо, что один человек спасает весь мир или космос,вселенную...Разве нашелся хотя бы один, предотвративший теракт 11сентября? Или спасают в одиночку сами себя от финансового кризиса?

 Происходит дебилизация общества, профанация темы "священной войны", защиты Родины, ценности человеческой жизни… Человек не готов встретиться с реальностью, как случилось 11 сентября 2001, когда большинство американцев,воспитанных на комиксах и образах тв-героев были  не способны принять внештатную ситуацию - стали впадать  в оцепенение...Погас свет в одном из американских супермаркетов - паника,ужасы, истерика (я смотрел новостной сюжет, чуть со смеху не умер...где-то через пару дней показали новостной сюжет про магазин в России с аналогичной ситуацией - тишина гробовая, М. Задорнов потом сюжеты включил в юмористический рассказ, конечно, литературно обработав реальные случаи).А,между тем, опять же, 11 сентября - всего лишь одна из сотен катастроф...Американцы просто не готовы были столкнуться с реальностью, сидя перед телевизором и пожирая свой калорийной поп-корм, люди не готовы адекватно воспринимать реальность, окружающие их обстоятельства, хотя от взрывов террористов страдают сотни людей по всему миру, на войнах гибнут тысячи людей… Ведь приятно смотреть сидя в теплом доме на мягком диване бомбежки в Сербии, Ираке или Афганистане — и смаковать — а вот здесь спецэффектов не хватает, а здесь слишком мало, побольше соплей, криков страданий, ужасов, - всегда  приятно  чувствовать себя  в безопасности, по отношению к другим, страдающим людям, причем не осознавая, что косвенно по их вине...

  Сегодня большинство подрастающего поколения не способны оценить художественные и гуманные достоинства советских мультфильмов и кинолент, нет абстрактного мышления, так как наблюдение за красочными спецэффектами и стандартными действиями героев (хоть бы над характерами героев дали поразмышлять, все-таки мы познаем мир и людей через экран телевизора, а не книги уже) не умеет прослеживать сюжетную линию, общую мысль произведения...В американской культуре этого никогда не было, европейская культура оказывается чужда сложившимся догмам и стереотипам мышления потомков воров,проституток и убийц. Когда великий Эйзенштейн приехал работать, по приглашению, в США, то он снял нестандартную картину, даже тогда, на заре кинематографа, когда жанры и шаблоны американского кино еще не были до конца сформированы, оформлены, картина режиссера не была оценена. Босы боялись провала картины в кинотеатрах,Эйзенштейн вернулся ни с чем на родину.
  Прежде чем говорить о сути американского кино и американской культуры следует узнать тех, кто творил американскую культуру; узнать тех, кто были первыми переселенцами...А первыми колонистами-переселенцами были преступники, иначе отбросы общества - воры, проститутки, убийцы, которые ссылались правительством подальше, некое мясо, которое не жалко переселить в колонии... Какое общество и культуру они могли построить? Только себе подобное.Весь этот сброд очень подвержен суевериям,всему  мистическому, поэтому США - родина спиритизма (отсюда пошла мода в Париж, а затем и в Европу);поэтому американцы  не любят учиться, читать (в обществе нет традиции книжной культуры, чтения), следят за судьбой и “творчеством” серийных убийц,маньяков. В книге, посвященной американскому криминалу, дается объяснение самым зверским убийствам, - если в Европе серийные убийцы - это "больные" люди, в США - серийные убийцы - культовые личности, где  каждый серийный убийца хотел превзойти своего гуру-учителя -предшественника, и хотел превзойти не потому, что был психически больной (хотя и не без этого), а просто хотел славы, хотел, чтобы о нем узнали, написали в газетах, показали по телевизору. Что же требовать от общества с такими ценностями и идеалами? В книге было проанализировано более тысячи преступлений, причем совершенные самыми "кровавыми" убийцами - жертвы исчислялись десятки,либо приближались к десяти. Название точное уже не помню,но, по-моему, так и называется "1000 самых кровавых убийств" (или "преступлений"?)...Если мы взглянем на фильмы (не только на кино Кв. Тарантино), то убедимся, что культ серийных убийц, вообще культ убийства возведен в ранг религии. И Голливуд активно исповедует данную религию...Но это одна из черт американского кино, фабрики грез...Ведь американское кино -это кинематограф эмигрантов, созданный в условиях американских потребностей и,прежде всего, американского бизнеса (назовите мне одного видного американского режиссера, который был бы гражданином США в 4-5поколении("т.н. коренных американцев")? Я таких не знаю)...самые интересные фильмы снимают выходцы их Латинской Америки, Испании,Франции,Италии,Великобритании, т.е. люди, знакомые с  элементами европейской культуры, с какими-то представлениями о творчестве, самовыражении, а не только с представлениями о  наглом баблосрубательстве...
  Не берусь судить о всем Голливуде, ибо весь этот бред невозможно проанализировать здравомыслящему человеку, но общая картинка стала вырисовываться.
 Голливуд - это реализованная или реализуемая сказка для эмигрантов, для тех, кому плохо на родине и он в поисках лучшей жизни.  Голливуд мог появиться только в Америке в самом начале 20 века, когда на рубеже 19-20 веков в США хлынул новый вал эмигрантов, когда люди ехали зарабатывать (Америка стала отстраиваться после Гражданской 1860-х, общество утвердившихся белых-американцев нуждалось в новых людях, чтобы осваивать новые территории, строить новые фабрики, дома, строить государство, тогда же стали появляться "итальянские кварталы" и т.д. появился новый мир капитала, часто именуемый "диким капитализмом", тогда же происходило становление американского кинематографа (те же белорусские евреи "Братья Уорнеры" (WB)и т.д....Новые эмигранты переселялись в чуждую им изначально культурную среду, поэтому приходилось подстраиваться под чьи-то,уже установленные, правила и нормы. Но,скажем американское кино самого начала 20 века не слишком отличается от европейского кино или того же российского. НО, если европейское кино двигалось в сторону творческого самовыражения автора-художника, добавления социальных мотивов,проблем, американский капитал "нащупав" определенную нишу, проверенные ходы, стал спекулировать одним сценарием меняя декорации, хотя, насколько знаю, фильмы отличались разнообразием, тематикой, актерской игрой, и даже до сих пор американское кино (самими американцами-интеллектуалами)до конца 1970-х считается классикой, где играют актеры, а не кривляются бездари.
  Социальные мотивы в американском к/ф весьма слабы, по той причине, что показывая социальные язвы - черные кварталы, наркоманию и т.д. можно расшатать сложившуюся социальную систему, систему ценностей, а миру бизнеса не нужны лишние проблемы, выгодно показать красочную картинку, которая будет продаваться и приносить прибыль, а не кино, грозящее социальными бунтами...Роль социального рупора  взяла на себя "черная" культура, выражающая протест и недовольство сложившейся социальной системой в Америке. Поэтому мир бизнеса никогда не пойдет на показ "социалки" в США...Тот же "миллионер из трущоб" - выходец из индийских трущоб, но не американских. Причем в фильме искусственно пытались соединить новые находки европейского кино с сопливой американской сентиментальностью - добавлением героини, которая в фильме не играет никакой роли, но вынуждена появиться в гангстерском блокбастере, дабы не сделать его чисто гангстерским, а  превратить в криминальную мелодраму. - Без наигранной любви и убийств американцы не могут обойтись, иначе не будет "кассы".
  Аналогично и с мультфильмами**: меняются платья, их цвет, но лица, их выражение остаются теми же...Можно заметить, что все сценки диснеевских мультфильмов выстраиваются по раз и навсегда заведенному шаблону -он-она(обязательно) героя-одиночки не бывает, они поют-танцуют, причем танец один и тот же, поют, схожие по мотивам песни, проявить фантазию и что-то разнообразить в сценках и типажах-героях - туговато...присутствует  именно ТИПАЖ, а не характер героя - как в фильме, так и анимационном кино. Всегда в мультфильмах присутсвует юмор: полет персонажа в воздухе, а затем он врезается в дерево, персонажи часто играют в эстафету - передают какой-либо предмет или персонажа друг другу, убегая от злодея, причем, снова, куда-нибудь врежутся, обо что-то ударятся...Одни и те же шутки, одни и те же комические сценки из фильма в фильм - всегда серьезный персонаж- главный герой и смешной помошник - "Шрек", "Ледниковый период" и т.д. В детстве я часто смотрел диснеевские мультфильмы, но вскоре пришло разочарование - одни и те же лица, характеры героев, одни и те же песни, танцы, сюжеты, шутки, в общем, шаблон на шаблоне, нет разнообразия, осмысления того, что художники, сценаристы и режиссеры делают. Полное отсутствие творческой мысли, вообще мысли как таковой...
  Американцы в поисках прибыли ищут рынки сбыта своей кинопродукции, как китайцы сбывают ширпотреб по всему миру, а европейцы, вынужденные конкурировать с торгашами и яркой картинкой, подстраиваются под американские шаблоны и лекала...Им тоже хочется кусок пирога,больших прибылей...В Европе так же, как и в России, обеспокоены голливудизацией, с той лишь разницей, что в старушке-Европе пытаются сохранить Кино за счет всяческих кинопремий и кинофестивалей, а у нас, наоборот прутся на премию Оскара, тупо подражая американским шаблонам, выражающим ценности и интересы американского народа. Многие режиссеры и критики недовольны организаторами фестивалей за то, что в ответ на скуление американских режиссеров, якобы тех специально не допускают до конкурсов, вручают им незаслуженные награды, так на одном фестивале американских кинолент было отобрано больше, чем из остальных стран, причем были удостоены внимания и нескольких наград...В кинематограф снова вторгается политика, что не может не вызывать тревогу и озабоченностью дальнейшего развития мирового кинематографа как искусства, а не способа зарабатывания денег... 
  ...Вкусы разные, но можно смотреть детский мультик Белоснежку и семь гномов и так и остаться навсегда на уровне «белоснежки», а можно повзрослеть и взглянуть на мир другими глазами… Современные 15летние подростки так привыкли мыслить (за последние 15 лет, когда наш кинематограф стал полностью следовать голливудизации) категориями боевиков, красочности, что им уже трудно оперировать абстрактными вещами, человек не умеет мыслить, а таким стадом-быдлом легче управлять… Дети не способны оценить и понять мультфильм про Чебурашку - нет взрывов и крови, отрубленных конечностей, горы трупов...Человек не может «встроить» себя в этот мир, окружающую его реальность со всеми ужасами и проблемами, он перестает быть стрессоустойчивым, т.е. перестает быть конкурентоспособным как вид, человек не может хоть как-то мыслить в экстраординарных условиях, ситуациях, — оцепенение от ужаса наступает.. Как такой человек может выжить и дать потомство в этом «бушующем мире», если не способен справиться с мало-мальски внештатной ситуацией — погас свет в супермаркете?.. И это наводит на размышления… Это говорит о синдроме?..Это наше российское будущее?
                9-10мая 2010
__________________________________________________________
*Смотрел документальный американский фильм - ветеран той войны признался, что ехал на войну вместе с женой, думал нужно было прогуляться на танке до Багдада и все, но ему стало с женой очень страшно, так как в него начали стрелять...

**человек на ютуб выложил нарезку из кадров "халтуры Диснея"
Мог бы и от себя добавить кадров из других мультфильмов - штампов.


Рецензии
Ваш текст похож на плагиат из советской газеты сорокалетней давности. Стереотип на стереотипе. Вы чуть-чуть не доехали до того, что у них "негров линчуют". Американцы - люди самые разные, как, впрочем, и русские. Американское кино тоже разное бывает. А вот у нас кино почти сдохло. Только Михалков цветет пышным цветом, на бабки, пожалованные господином Пу.

Дмитрий Долинин   02.08.2010 20:36     Заявить о нарушении
Не знаю, к сожалению или нет, но я так действительно думаю.

Лев Агни   02.08.2010 20:41   Заявить о нарушении
Думать не возбраняется, но нужна еще информированность. На вскидку вспоминаю несколько имен режиссеров разных времен. Джон Форд, Орсон Уэллс, Сидней Люмет, Стенли Крамер, Олтман, Милош Форман, Джармуш - ничего общего с Вашей характеристикой не имеют. Да и "Белоснежка" вовсе не плоха, особенно,если вспомнить, когда она была сделана. Кроме того, кино не инструмент, а, извините за выражение, иногда искусство. Инструмент оболванивая, доведенный до совершенства в современной России - телевидение.

Дмитрий Долинин   02.08.2010 22:44   Заявить о нарушении
Еще раз выскажу мысль - кинематограф, как и искусство вообще, - инструмент познания мира.
На местном телевидении была передача в которой каждую неделю рассказывали о каком-нибудь режиссере, уже вошедшем в историю... Так вот,в течении недели показывали несколько картин (не знаю каким чудом чудом доставали картины и переводили их), к сожалению многое уже подзабыл, надо заново пересмотреть. В частности, Джон Форд, - о таких фильмах говорю "конфетка" - посмотрел и ни в голове ни в ж*пе..Большинство из перечисленных вами имен имеют тесные связи с Европейской традицией понимания искусства как творческого выражения, а не точилово по шаблонам под кассу. Исключение составляет Стэнли Крамер. К сожалению 15 лет назад, в детстве, еще находясь под впечатлением голливудских фильмов конца 70х и 80х я не смог оценить фильмы этого режиссера. не мог досмотреть до конца из-за унылости... Если я раньше считал вестерны интересными, динамичными, теперь же - тупыми и не интересными...
Олтмэна не помню...заглянул в инет - "работал вне традиционной голливудской системы жанров"...У меня дома есть фильм "Винсент и Тео" - руки не доходят посмотреть полностью.
Милош форман вообще-то чех...примерно так же, как Антониони итальянец...
Спасибо за Джармуша, наслышан, но фильмы не припоминаю, нужно восполнить пробелы..мог что-то смотреть, но раньше я не обращал внимания на имена режиссеров, старался смотреть фильм, а не знать режиссера...А я все никак понять не могу откуда растут ноги у таких качественных малобюджетных фильмов, как "Вавилон" (2006) Иньяритту(2006),- чем меньше бюджет, тем качественнее кино, такую заметил закономерность...
Опять же, Джармуш - поклонник европейского кино...Все-таки есть исключения, которые подтверждают правила...единичные американские кинокартины из так называемого "авторского кино", "независимых американских режиссеров" попадают на различные европейские кинофестивали.
Я стараюсь каждый год читать интервью,что не всегда удается, директоров-устроителей европейских кинофестивалей, все же думаю. что в последние 5 лет американским кинокартинам где-то уделяется больше внимания, чем того следовало ожидать, на что негодуют европейские киноведы, скорее здесь преследуются политические цели...и, чтобы не выглядеть злодеями, дескать, специально не допускают американцев только потому, что они американцы.

Белоснежка это мультфильм для детей, где все расставлено на место - это хороший персонаж, это плохой...Очень упрощенно...Голливудские продюссеры именно так и строят Голливудскую киноиндустрию - уровень Белоснежки...если не ошибаюсь (могу соврать) какой-то кинопродюссер сказал, что фильмы нужно делать на тех сюжетах и так, что прошло уже проверку на зрителях, и как можно меньше экспериментов, иначе деньги будут потрачены зря, т.е. фильм провалится...
...Так вот, читая письма простых американцев в различные издательства (у всех сми есть свои сайты, может любой написать) и просто блоги-записи, у меня складывается такое впечатление, что представление многих американцев так и остались на уровне Белоснежки...а мир гораздо разнообразен...
У меня дома на нескольких пиратских дисках (15-20на каждом)разных жанров более 100 фильмов - примерно годовое производство всего Голливуда за год, у меня фильмы в интервале 2000-2005, + медиапортал в сети около 1500 (точнее 1504)фильмов в большинстве "производство:США" 2005-2010гг...какое-то представление о кинопроизводстве США я получаю, физчески не могу все просмотреть, да и мог не выдержит - на быстрой промотке фильмов сразу ясно о чем фильм - шаблоны,шаблоны,шаблоны...теперь смотрю больше европейское кино да американские с очень малым бюджетом, обычно в таких что-то авторское есть, человек что-то хочет рассказать..Для "Аватара" сделал исключение - пожалел...

Ну вот, скажем, человек старшего поколения, хоть умеет изъясняться на английском, а не на тарабарском, что-то понимает об окружающем мире, зато типичный американец...Когда я читаю письма американских граждан в редакции журналов - на Ближнем Востоке идет война, оказывается (какое открытие!!!) гибнут люди - не просто американские солдаты, но еще и простые люди то-ли аборигены, то-ли марсиане...иногда смех разбирает о такой наивности и ограничености...и смешно и грешно...

http://www.azcentral.com/arizonarepublic/opinions/articles/2010/06/08/20100608tuelets086.html

Опять же, я не говорю про всех...там где обычный российский школьник спокойно разбирается в каких-то простейших вещах, не каждому взрослому американцу это под силу.
Я смотрел на английском репортаж с Кондолизой Райс, которая удивленно рассматривала карту и увидела Афганистан и рядом Ирак... Могу засвидетельствовать, что для нее это было очень большим открытием. Я так понял, что карту Восточного полушария она рассматривала впервые - пристально смотрела Среднюю Азию, дошла до России, поняла, видимо, что не туда "уехала", стала переводить взгляд в сторону Кавказа...Человек ведет внешнеполитическую игру, ездит по странам и континентам, что-то там мямлит про Косово...Ирак и Афганистан, и даже не имеет ни малейшего представления о том, где они находятся.
вкратце изложил мысли.
Могу и ошибаться, все мы человеком...Во всяком случае, стараюсь быть искренним...

Лев Агни   03.08.2010 08:59   Заявить о нарушении
* могу ошибаться, все м человеки (опечатался).

Еще дополнение. Вестерны я считаю банальными, можно просто посмотреть (лично мое мнение). Весь вестерн как жанр можно свести к такому: вваливается ковбой в салун, мочит всех, грабит золото (в поезде). Можно сделать такие исключения как: "the good. the bad. the ugli" - и то, европейский, с музыкой Морриконе, музыка,которая сделала фильм, передала чувства, чего, увы не может передатьсама картинка и драматургия в подобных фильмах.Субъективное мнение.

Лев Агни   03.08.2010 10:12   Заявить о нарушении